Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВСЕ БОГАТСТВА ПРИНАДЛЕЖАТ АЛЛАХУ.



Всевышний Аллах в качестве примера богатого человека приводит Пророка Сулеймана (алейхис салям). Аллах наделил его особенными, неслыханными дарами, но великий Пророк не привязался к ним сердцем и не возгордился перед людьми. Никто на земле не мог бы сравниться с царем Сулейманом (алейхис салям) в богатстве и могуществе. Ветер, животные, буйные джинны – все подчинялись ему. Но, обладая такими богатствами, Сулейман (алейхис салям) говорил:

– Я бедняк. А бедняку пристало быть с бедными.

Благочестивый Джалялетдин Руми (рахматуллахи алейхи) объясняет, насколько важно пребывать среди бедных и среди тех, кого постигло горе:

– Сердца, утонувшие в бедности и нужде, подобны дому, наполненному дымом. Выслушивай таких людей с намерением излечить их раны, открой окна в этом доме, чтобы дым ушел из него, и твое сердце получит пользу.

Лучше всего помогать нуждающимся пожертвованиями. Это одновременно является и выражением благодарности Всевышнему Аллаху за имущество. Аллах обещает увеличить свою милость тем, кто благодарен Ему.

В Священном Коране Аллах сказал об этом:

وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ
إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ

«Если вы будете благодарны, то Я непременно увеличу вам [блага и милость]. А если будете неблагодарны, то постигнет вас суровое наказание».   (Ибрахим, 14/7)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал об этом:

Жертвуй, сын Адама! Для того чтобы жертвовали и тебе. (Бухари, Муслим)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно желал, чтобы щедрость стала неотъемлемой чертой верующего, он говорил:

Можно завидовать только двоим: тому, кому Аллах дал богатство и способность расходовать его на истинном пути, а также тому, кому Аллах дал знания и способность следовать им и передавать их другим. (Бухари, Муслим)

В Священном Коране Аллах Всевышний сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللهِ وَاللهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ

«О люди! Вы бедны и нуждаетесь в Аллахе, а Аллах богат Своими дарами и милостями к вам и ни в чем не нуждается, только Он достоин вашей хвалы и благодарности». (Фатыр, 35/15)

Из этого аята мы понимаем, что имущество принадлежит не человеку и не обществу – оно принадлежит только Аллаху. Человечество живет, пользуясь его богатствами, и употребляет то, что дано Им в качестве средств к существованию (ризык). Все, что есть у человека, предоставлено ему Аллахом во временное пользование. Богатство и высокое социальное положение являются для человека одним из главных экзаменов этой жизни. Случалось и такое: Аллах в один миг забрал все, что было у Сулеймана (алейхис салям), но после его покаяния вернул.

Об этом говорит один благочестивый праведник, видящий в примере с Сулейманом (алейхис салям) поучительный урок:

– Не ищи средства к существованию, а ищи Дающего их – Ар-Раззака.

Однажды глава муравьев сказал своим собратьям о царстве Сулеймана (алейхис салям):

– Насколько же велико Царство Сулеймана!

Услышав это, Сулейман (алейхис салям) ответил:

– Мое царство не вечно. Вечно только царство Свидетельства Единобожия, потому что богатство и царство принадлежат Аллаху.

Об этом сказано в Священном Коране:

مَن كَانَ يُرِيدُ الْعِزَّةَ فَلِلَّهِ الْعِزَّةُ جَمِيعًا إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ وَالَّذِينَ يَمْكُرُونَ السَّيِّئَاتِ لَهُمْ عَذَابٌ شَدِيدٌ

وَمَكْرُ أُوْلَئِكَ هُوَ يَبُورُ

«Если кто-то жаждет величия, то ведь величие целиком принадлежит Аллаху. К Нему возносится прекрасное слово и благое дело, возвышенное Им. А тем, кто строит злые козни, уготовано суровое наказание, и козни их тщетны». (Фатыр, 35/10)

إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ اِلاَّ آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا

«Каждый, кто (обитает) на небесах и земле, предстанет перед Милостивым только как раб». (Марйам, 19/93)

قُلِ اللهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاء وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاء وَتُعِزُّ مَن تَشَاء وَتُذِلُّ مَن تَشَاء بِيَدِكَ الْخَيْرُ إِنَّكَ عَلَىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ تُولِجُ اللَّيْلَ فِي الْنَّهَارِ وَتُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ وَتُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَتُخْرِجُ الَمَيَّتَ مِنَ الْحَيِّ وَتَرْزُقُ مَن تَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ .

«Скажи: «О Аллах! Властелин царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь; возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоей власти – благо. Воистину, Ты над всем сущим властен. Ты удлиняешь ночь, укорачивая день, и удлиняешь день, укорачивая ночь. Ты делаешь мертвое живым и живое мертвым и даруешь, не считая, средства к существованию кому пожелаешь». (Али Имран, 3/26-27)

وَلِلّهِ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاللّهُ عَلَىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и Аллах над всем сущим властен». (Али Имран, 3/189)

Эти аяты подтверждают, что настоящим богатством человека является способность восхвалять и благодарить Аллаха, постоянно помнить о Нем, служить Его созданиям и жертвовать ради Него. В Священном Коране двести раз упоминается о необходимости жертвовать своим имуществом и собой ради Всевышнего, т.е. использовать дары Аллаха на Его же пути. Очевидно, что верующий – это тот, кто жертвует своим имуществом и собой ради Аллаха.

Первым показателем веры является милосердие. Лишенный милосердия как будто не имеет души. Слова, с которых начинаются все благочестивые деяния:

بسم الله الرحمن الرحيم

«Во имя (ради) Аллаха Ар-Рахмана – Милостивого ко всем созданиям в этом мире – и Ар-Рахима – особенно Милостивого к верующим в обоих мирах».

Сура «Аль-Фатиха» тоже начинается с Имен Всевышнего Аллаха Ар-Рахман и Ар-Рахим.

 Жизнеописания Пророков и благочестивых праведников наполнены примерами проявления милосердия.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Проявляйте милосердие к обитателям земли, чтобы обитатели небес (Ангелы) были милостивы к вам.

Сказав это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркнул, что это относится ко всем созданиям. Одно из прекрасных проявлений милосердия – это пожертвование, которое является обязанностью рабов Аллаха. В обществе, в котором почти исчезли узы братства и социальная справедливость, где расплодились зависть и вражда, необходимо начинать всеобщую мобилизацию на пути возрождения пожертвования (инфак).

Надо помнить, что на месте нуждающегося может оказаться любой из нас, а, жертвуя, мы воздаем долг благодарности Аллаху.

Когда Аллах перечисляет качества богобоязненных, Он говорит:

الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ

 «Те, кто веруют в сокровенное, совершают молитву (намаз) и жертвуют из того, чем Мы их наделили». (Аль-Бакара, 2/3)

Существует много видов пожертвований ради Аллаха. Милостыня (садака) начинается с раздачи человеком того, что он имеет. Сколь прекрасно подаяние, даже в размере половины финика, тех, у кого нет другого богатства! Пожертвования защищают человека от огня Ада. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) считал всех верующих богатыми, потому что все они могут подавать милостыню. К ней, кроме денежной помощи, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) относит такбир (возвеличивание Аллаха), тавхид (утверждение Единобожия), амри биль-маруф (удержание от зла и повеление добра), помощь угнетенным, поддержку верующих, утешение страдающих сердец, устранение с дороги мешающих ходить преград, посещение больных. Отсюда следует, что действительно богатым может считаться любой, кто удовлетворен тем, что имеет. Каждый богат по степени своей удовлетворенности. Улыбка того, кто богат душой, является милостыней. Потому что любовь, наполняющая его улыбку, дает умиротворение окружающим. Воистину, прекрасна такая милостыня! Тот, кто беден душой, никогда не будет богатым. Истинное богатство не зависит от размеров имущества, а зависит от богатства души. А истинно верующие расходуют свои богатства ради Аллаха.

Пожертвование – это проявление заботы о других. Во время битвы Ярмук трое смертельно раненых мусульман, мучаясь от жажды, хотели, чтобы последний запас воды испил другой и, в конце концов, умерли шахидами, так и не сделав ни глотка. Это высшая степень самопожертвования своему брату-мусульманину.

Способность жертвовать должна быть обязательной чертой мусульманина, так как в Священном Коране сказано:

الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاء وَالضَّرَّاء وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

«…которые жертвуют (свои) средства (ради Аллаха), будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и проявляют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит благие деяния». (Али Имран, 3/134)

По одной передаче, у джафара Садыка был раб, прислуживавший по дому. Однажды он принес Джафару тарелку с супом и нечаянно опрокинул ее на хозяина. Джафар сверкнул на него злобным взглядом, на что раб сказал:

– О мой господин! В Священном Коране восхваляются те люди, которые победили свой гнев, – и прочитал соответствующий аят.

– Я уже не сержусь на тебя, – молвил Джафар. 

– А еще в Священном Коране восхваляются те люди, которые прощают недостатки других, – сказал раб и снова подкрепил свои слова аятом.

– Я уже простил тебя.

– Еще в Священном Коране сказано, что Всевышний Аллах любит тех, кто совершает благочестивые деяния.

– Иди, ты свободен, я освободил тебя ради Аллаха.

В этой истории заложена глубокая мораль для мусульманской общины.

По рассказу Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), одна грешная женщина за то, что напоила водой собаку, умиравшую от жажды, получила прощение от Аллаха тысячи грехов и удостоилась войти в Рай.

Другая женщина, не обращавшая внимания на страдающее от голода животное, попала в Ад. Эти примеры поучительны для воспитания в верующих духовности. Верующий должен быть чувствительным, заботливым, милосердным, щедрым и излучать добро.

В Священном Коране Всевышний Аллах говорит, что для того, чтобы быть приближенным к Нему, необходимо жертвовать тем, что человеку дорого:

 لَن تَنَالُواْ الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيْءٍ
فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ

«(О мусульмане!) Вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете жертвовать тем, что любите (то, что больше всего вам дорого). И сколько бы вы ни тратили на подаяние, Аллах ведает об этом». (Али Имран, 3/92)

Слово «аль-бирра», употребленное в этом аяте, означает высшую степень благочестия, милость Аллаха, Его довольство, достижение Рая.

В другом аяте Священного Корана Всевышний Аллах объясняет это слово следующим образом:

لَيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَى حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّآئِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُواْ وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاء والضَّرَّاء وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَـئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток или запад. Благочестив тот: кто уверовал в Аллаха, Судный День, Ангелов, Писания, Пророков; кто раздавал имущество, несмотря на любовь к нему (на то, что оно ему дорого), близким, сиротам, бедным, путникам и просящим (из-за нужды), рабам; кто совершал молитву (намаз), давал обязательное пожертвование (закят); кто верен данной им клятве, терпелив в беде, нужде и опасности. Это те, кто правдивы и кто богобоязненны».  (Аль-Бакара, 2/177)

Этот аят, описывающий «аль-бирра», рассказывает обо всех благих качествах, которыми должен обладать верующий.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

مَنْ عَمِلَ بِهَذِهِ الاَْ يَاةََ فَقَدِا سْتَكْمَلَ الاْْْْْيِِِمَانَ

«Кто будет совершать свои действия в соответствии с этим аятом, тот сделает свою веру совершенной». (Насафи, Мадарик Ат-Танзиль, I, 249)

Весьма велико значение вакфов, занимающихся поддержкой верующих. Вакф – это организация, учрежденная ради Аллаха с целью оказания поддержки созданным, искреннего проявления участия с любовью и милосердием в их жизни. Всевышний Аллах говорит о том, что вселенная и все, что в ней находится, является аманатом – вещами, данными человеку на сохранение. Дети, богатство, здоровье – все эти понятия входят в аманат, данный нам Аллахом. Человек обязан очень бережно сохранять его. Возвращение бережно сохраненного аманата способствует ниспосланию милости и благодати Всевышним Аллахом. 

Для того чтобы правильно использовать данные Аллахом богатства на истинном пути, необходимо понять смысл следующего хадиса Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

Лучший из вас тот, кто лучше относится к людям.

Местом для денег должно быть не сердце, а кошелек. Мы должны знать, что мольбы бедных и нуждающихся являются источником умиротворения и духовной поддержки богатых и власть имущих. Также мы должны знать, что бедность и нужда – это не позор, а, быть может, дар, который в Судный день возвысит тех, кто им обладал.

Среди всех творений самым почетным является человек. Для него Аллах предопределил систему альтернатив: бедность – богатство, болезнь – здоровье, знание – невежество, сила – бессилие. Все это необходимо для существования полноценного человеческого общества. Бедность и богатство – это два противоположных экономических состояния. Они назначены людям в качестве экзамена. Нельзя думать, что богатство – это почет и достоинство, а бедность – позор и унижение, поскольку все это предопределено Аллахом.

В Священном Коране Всевышний Аллах сказал:

أَهُمْ يَقْسِمُونَ رَحْمَةَ رَبِّكَ نَحْنُ قَسَمْنَا بَيْنَهُم مَّعِيشَتَهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَرَفَعْنَا بَعْضَهُمْ فَوْقَ بَعْضٍ دَرَجَاتٍ لِيَتَّخِذَ بَعْضُهُم بَعْضًا سُخْرِيًّا وَرَحْمَتُ رَبِّكَ خَيْرٌ مِّمَّا يَجْمَعُونَ

«Разве они распределяют милости твоего Господа? Это Мы распределили между ними блага этой жизни и возвысили (положение) одних людей над другими, чтобы одни из них вынуждали других служить себе. Милости твоего Господа лучше того, что они урывают». (Аз-Зухруф, 43/32)

Аллах Всевышний сделал закят обязанностью для того, чтобы богатые не любили свое богатство до такой степени, что избегали бы помогать бедным и вообще совершать благие деяния, и для того, чтобы бедные не завидовали богатым и не питали к ним вражды. Таким образом, закят – это пожертвование, необходимое для урегулирования отношений между богатыми и бедными. Состоятельный человек обязательно ответит перед Аллахом, как он нажил свое богатство, дозволенным путем или нет. Как он его расходовал, выплачивал ли закят, раздавал ли садака. В этом состоит один из экзаменов: сможет ли он отдать часть своего имущества бедным. Если удастся пройти это испытание, наряду с другими, успешно, то наградой будут блага Рая.

Бедняк, в свою очередь, ответит перед Аллахом за отсутствие терпеливости в нищете, за свои жалобы, за то, что он обременял людей, за просьбы без нужды, ненависть и зависть. Если он не сможет достойно пройти этот экзамен, то понесет наказание, а если сможет, получит довольство Аллаха, и его временные страдания в этой жизни сменятся вечным счастьем в будущей.

щедрые благородные богачи и терпеливые, хранящие достоинство бедняки равно удостаиваются довольства Аллаха. В Исламе запрещается как быть жадным высокомерным богачом, так и, обманывая других, выдавать себя за бедняка.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

О мой Господь! Уповаю на Тебя от несчастья богатства и несчастья бедности.

Истинно богат тот, кто пребывает, уповая на Аллаха, в покорности и удовлетворенности. Мирские блага – приманка для эго, и попавшиеся на нее уже никогда не насытятся. Чем больше благ у человека, тем больше он желает их увеличения. У такого раба притупляются чувства сострадания и милосердия. Ему становится тяжело жертвовать. Он отрывает от своего имущества, как от собственного тела. Его эго нашептывает ему: «Стань еще богаче, а потом отдашь побольше». Такой человек духовно болен и физически ущемлен.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Те, кто говорят «сделаю завтра», погибли.

 Мы не можем знать, что будет завтра.

Всевышний Аллах поведал нам в Священном Коране о человеке, который, умирая, как будто проснется ото сна и с горьким сожалением скажет:

رَبِّ لَوْلاَ أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ

«Господи! Если бы Ты отсрочил мне смерть на короткое время, то я стал бы раздавать милостыню и был бы из благочестивых». ( Аль-Мунафикун, 63/10)

Но уже будет поздно. Сейчас, пока у тебя есть возможность, расходуй на Его пути. В противном случае, будешь глубоко сожалеть.

Об этом сказано в Священном Коране:

كَأَنَّهُمْ يَوْمَ يَرَوْنَهَا لَمْ يَلْبَثُوا اِلاَّ عَشِيَّةً أَوْ ضُحَاهَا

«В тот день, когда они узрят его (т.е. Судный час), покажется им, что они пробыли только один вечер или утро». (Ан-Назиат, 79/46)

ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«Затем в Судный день вы будете воскрешены». (Аль-Муминун, 23/16)

وَلَوْ تَرَى إِذِ الْمُجْرِمُونَ نَاكِسُو رُؤُوسِهِمْ عِندَ رَبِّهِمْ رَبَّنَا أَبْصَرْنَا وَسَمِعْنَا فَارْجِعْنَا نَعْمَلْ صَالِحًا إِنَّا مُوقِنُونَ

«Если бы ты видел, как грешники, понурив головы перед своим Господом, (говорят): «Господи наш! Мы видели и слышали. Верни же нас обратно, чтобы мы совершали благие дела. Теперь мы убедились (в истинности)». (Ас-Саджда, 32/12)

 



ЭТИКА ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Крайне важно, чтобы совершающий обязательное пожертвование (закят) обладал истинной нравственностью и испытывал чувство благодарности к берущему, так как последний освобождает его от обязанности (фарда), исполнение которой сулит вознаграждение дающему. А милостыня (садака) охраняет человека от бед и болезней.

Аллах Всевышний говорит в Священном Коране:

أَلَمْ يَعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ هُوَ يَقْبَلُ التَّوْبَةَ عَنْ عِبَادِهِ وَيَأْخُذُ الصَّدَقَاتِ وَأَنَّ اللّهَ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

«Неужели (раскаявшиеся мунафики) не знают, что только Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает милостыню, и что Аллах – Прощающий (раскаявшихся), Милостивый?!» (Ат-Тауба, 9/104)

Здесь мы познаем важность милостыни, ведь ее принимает Сам Аллах.

О нравственности дающего человека мы узнаем из Священного Корана:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُبْطِلُواْ صَدَقَاتِكُم بِالْمَنِّ وَالأذَى كَالَّذِي يُنفِقُ مَالَهُ رِئَاء النَّاسِ وَلاَ يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ صَفْوَانٍ عَلَيْهِ تُرَابٌ فَأَصَابَهُ وَابِلٌ فَتَرَكَهُ صَلْدًا لاَّ يَقْدِرُونَ عَلَى شَيْءٍ

مِّمَّا كَسَبُواْ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ

«О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попреком или обычным напоминанием, подобно тем, кто расходует свое имущество из лицемерия перед людьми и не веруют при этом в Аллаха и в Судный день. Он подобен скале, покрытой слоем земли, но вот выпал ливень и оставил ее голой. Они не владеют ничем из того, что приобрели (в жизни): ведь Аллах не ведет истинным путем людей неверующих». (Аль-Бакара, 2/264)

Аллах призывает нас делать добро не для того, чтобы потом попрекать им, и не из корысти. Подавая милостыню, нужно быть осторожным, чтобы не унизить бедного человека, не ранить его сердце, иначе она не будет иметь никакой ценности перед Аллахом. Такое пожертвование будет большой ошибкой, влекущей за собой тяжкое наказание, так как Аллах смотрит в наши сердца.

О значении чистого правильного намерения при пожертвовании говорит Благочестивый Джалялетдин Руми (рахматуллахи алейхи):

– Жертвуй своим имуществом ради Аллаха, чтобы порадовать хотя бы одну душу. Ее мольба осветит кромешную тьму твоей могилы. 

Он с проникновенной мудростью показывает, что бедняки и нуждающиеся являются даром от Аллаха для богатых людей. Потому что, оказывая им благодеяния, богатый человек может достичь довольства Аллаха. Щедрость проявляется через помощь нуждающимся, поэтому очень важно не обижать их.

Благочестивый Джалялетдин Руми (рахматуллахи алейхи) пишет:

«Бедный человек служит зеркалом щедрых. Остерегайся произносить обидные слова, чтобы не запятнать зеркало. Будь внимательным с его сердцем, потому что оно находится под присмотром Аллаха. Щедрость Аллаха проявляется через бедных людей, которые обращаются с просьбой только к обладателям щедрой души, раскрывают им свои горести и, тем самым, открывают богатым дороги, ведущие к счастью. В душе богатого человека появляются любовь и сострадание к бедному, в проявлении этих чувств есть благодать от щедрости. Бедный – зеркало Всевышнего, в котором богатые видят свою щедрость. Благочестивые богатые люди, которые растворились в восторге от любви к Аллаху, понимая, что все, что у них есть, – это данное им во временное пользование (аманат), познали свое эго. Растворяясь в восторге от щедрости Аллаха, они сами стали щедрейшими рабами. Несчастные и бедные в Судный день – это те, кто поселил в сердцах любовь к своему имуществу. Такие люди не у дверей Истины, а всего лишь за дверью, нищие душой и далекие от Аллаха. Их лица как мертвое украшение внутренней пустоты, бездушия. Они далеки от Истины Аллаха. Остерегайся сближаться с ними! Не кидай кость нарисованной собаке. Такие люди – пленники наживы, они никогда не жаждали владеть Истиной. Будь осторожен, не ставь перед «мертвецами» тарелку с пищей, не оказывай им доброжелательности, чтобы через нее не приблизиться к ним. Они будут ничтожно просящими в Судный день. Подобные люди не дервиши духовности, а дервиши стяжательства. Они как сухопутные рыбы, т.е. похожи на рыб, но как только увидят море, в страхе бегут от него. Они расценивают свое ничтожное добро как счастье. Они думают, что вкушают изысканные блюда, пьют превосходные напитки, но на самом деле они далеки от бесценной, дарованной Аллахом, духовной пищи. О, человек! Чтобы не оказаться среди подобных, объемли своей щедростью всех созданных, и ты войдешь в число познавших Аллаха (арифов)».

Самое лучшее для жертвующего, когда левая рука не знает, что дает правая. Именно о таких людях сказано в хадисе, что они будут защищены в тени Трона (Аль-Арша) в Судный день. Чтобы удостоиться такой чести, наши предки создавали множество вакфов, через которые жертвующий мог избежать лицемерия. Ибо берущий, ничего не зная о своем благодетеле, возносил мольбы для него.

Султан Мехмет (рахматуллахи алейхи), отдав свое имущество, сказал:

– Я, завоеватель Стамбула (Константинополя) и немощный раб Аллаха, Фатих Султан Мехмет, отдаю 136 своих магазинов, которые заработал дозволенным путем, с условием:

чтобы на кухне обители, которой я владел, постоянно готовили пищу для жен павших за веру (шахидов), сирот и бедняков Стамбула;

чтобы тем, кто не сможет прийти за ней сам, ее развозили в закрытых емкостях под покровом ночи, когда никто не видит.

Фатих Султан Мехмет (рахматуллахи алейхи) поставил это условие для того, чтобы защитить права бедных. Люди, жившие под управлением такого праведного правителя, клали свои пожертвования (закят) в конверты и оставляли в специально отведенных местах в мечетях, а приходившие бедняки брали себе столько, сколько им было необходимо. Значительно лучше жертвовать тому, кто из-за своей стеснительности не может обращаться с просьбой.

Аллах Всевышний говорит в Священном Коране:

لِلْفُقَرَاء الَّذِينَ أُحصِرُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ يَسْتَطِيعُونَ ضَرْبًا فِي الأَرْضِ يَحْسَبُهُمُ الْجَاهِلُ أَغْنِيَاء مِنَ التَّعَفُّفِ تَعْرِفُهُم بِسِيمَاهُمْ لاَ يَسْأَلُونَ النَّاسَ إِلْحَافًا وَمَا تُنفِقُواْ مِنْ خَيْرٍ فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلاَنِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

«(Вы подаете милостыню) беднякам, которые целиком посвятили себя делам во имя Аллаха или не могут передвигаться по земле (чтобы заниматься торговлей). Невежда считает их богачами, так как они из скромности не попрошайничают. Ты узнаешь их по приметам: они не просят милостыни с наглым вымогательством. Аллах знает о том, что вы тратите из своего добра (ради Аллаха). Тем, кто тратит свое имущество и днем и ночью, тайно и явно, уготована награда у Господа. Им нечего страшиться, и они не будут опечалены». (Аль-Бакара, 2/273-274)

Одна из главнейших задач после утверждения Единобожия – это воспитание благочестивого чувствительного человека, способного строить счастливое общество. Это возможно, если общество будет состоять из милосердных, открытых сердцем людей, желающих выплачивать закят и помогать нуждающимся рабам Аллаха.

Сердце верующего своей милостью и сострадательностью должно охватить все творения Аллаха. Мы живем среди даров Всевышнего Аллаха, питаемся Его щедротами. Люди, пренебрегающие служением имуществом (закят, садака), попросту не задумываются, чье это имущество, и от кого они его прячут.

Следствием любви является самопожертвование. Любящий с наслаждением жертвует собой, считая это своим долгом. Случается, что любящий жертвует своей душой ради возлюбленного. Пожертвования творениям Аллаха являются проявлением любви к Нему, ибо они даются только ради Аллаха, и их принимает Аллах.

Аллах Всевышний говорит в Священном Коране:

أَلَمْ يَعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ هُوَ يَقْبَلُ التَّوْبَةَ عَنْ عِبَادِهِ وَيَأْخُذُ الصَّدَقَاتِ وَأَنَّ اللّهَ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

«Неужели (раскаявшиеся мунафики) не знают, что только Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает милостыню, и что Аллах – Прощающий (раскаявшихся), Милостивый?!» (Ат-Тауба, 9/104)

О Истинный Владыка богатства и благ! Надели нашу нравственность нескончаемым потоком милосердия, сострадательности и жертвенности на Твоем пути. Аминь!

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь