Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Покорность – Служение – Наставление



Однажды Дауд Таи (рахматуллахи алейхи), обращаясь к постоянному слушателю своих духовных наставлений благочестивому Маруфу Кархи (рахматуллахи алейхи), сказал:

– Ни в коем случае не оставляй совершения деяний. Ибо они сближают тебя с довольством Всевышнего Аллаха.

 – что вы подразумеваете под словом «деяние»? – спросил Маруф.

– Это означает, что при любых обстоятельствах будь покорен своему Господу, служи мусульманам и давай наставления, – сказал великий Дауд Таи.

Малое количество богослужений, выполненных с покорностью, лучше многочисленных богослужений, выполненных без нее, даже если они величиной с гору. Потому что служение начинается с покорности. Ведь шайтан был изгнан из прекрасной обители Рая не из-за недостатка богослужений, а из-за непокорности Аллаху. Не так ли?

Служение – это великий дар Аллаха, которого удостоились Пророки и благочестивые праведники. Они были сильно связаны с ним. Они не оставляли служение ни при болезнях, ни на смертном одре. Этого достаточно, чтобы видеть, как они почитали его. Проще говоря, служение – это лозунг и состояние щедрых и милосердных душ.

Полноценный мусульманин – это тот, кто, посвятив себя служению, очистился от мирских мыслей и плохих качеств и поставил себя в самый конец каравана, идущего к Аллаху. Он постоянно на службе, он там, где печаль и горе, рядом с теми, кто болен и нуждается в помощи, дружит с обиженными и одинокими.

Что касается наставлений, то это дело непростое. Это качество присуще опытному человеку и зависит от того, насколько он сам лично выполняет те или иные обязанности, возложенные на него Аллахом. Поэтому не каждый может давать советы и быть хорошим наставником. На это имеют право только те, кто овладел нравственностью пророков и компетентен в данном вопросе. А уже после получения этих полномочий избегать давать наставления будет являться проявлением невежества, и человек ответит за это.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Религия – это наставление. (Бухари, Иман, 42)

Человек, избегающий наставлений, понесет ущерб, и об этом сказано в Священном Коране:

وَالْعَصْرِ. إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ.اِلاَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ

«Клянусь предвечерним временем! Несомненно, люди понесут ущерб, кроме тех, которые уверовали, совершали благие деяния и завещали друг другу истину и терпение». (Аль-Аср, 103/1-3)

С другой стороны, те, кто получили наставления, но не последовали им, не вняли советам благочестивых праведников, также понесут ущерб, причинив себе вред.

Знайте же те, кто «путешествует» по пути к Аллаху, жизненно важное правило – не избегайте покорности, служения и наставления. И всеми силами устремитесь к вечному счастью довольства Аллаха, вооружившись этим правилом.

 

Важность наставления

Духовное наставление, беседа (сохбет) – является одним из главных методов, используемых духовным наставником (муршидом) для ведения своих воспитанников (мюридов) по пути духовно-нравственного совершенствования (тасаввуф). Искренние слова шейха, произнесенные с чистым намерением, влияют на сердца людей, подвигают на совершение благих дел. Главную роль здесь играет чистота намерения (ихляс). Искреннее объяснение учителем религии Аллаха является прекрасной Сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Уровень искренности зависит от уровня обладания духовным знанием. Задача наставления – принести человеку духовную пользу. Чем красивее и правильнее подобраны слова, тем быстрее они доходят до сердец. Красноречие же исходит от совершенного знания религии и языка. Самый высший уровень красноречия проявляется в Священном Коране.

В период, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в Мекке, была жива дочь известного тогда арабского поэта Имруль-Кайса. Когда ей прочитали суру «Аз-Зальзаля», она сказала:

– Это не слова человека. Нет на земле человека, который мог бы написать подобное. Раз существуют такие слова, то стихи моего отца недостойны висеть на стенах Каабы. Пожалуйста, снимите их и повесьте вместо них эти.

Надо заметить, что она превосходно разбиралась во всех тонкостях поэзии.

В одном из хадисов Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о Священном Коране:

Воистину, в некоторых словах есть чудодейственная сила. (Бухари, Никях, 47)

Трудно переоценить роль наставления в деле распространения религии. Оно является неотъемлемой Сунной нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), и ему придают большое значение во всех тарикатах, особенно в Накшибандия. Так как во время него духовная энергия (фейз) передается из сердца в сердце.

Как известно, во время невежества (джахилии) сердца будущих сахабов – сподвижников Пророка – были подобны сухой неплодородной почве. После принятия Ислама и участия в духовных беседах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на них снизошла Божественная благодать (баракят). Все скрытые в них семена добра взошли, орошенные дождями благодатных наставлений.

Благодаря им появились великие люди Ислама – сахабы. Исчезли варвары, которые в период невежества бессердечно закапывали живьем своих дочерей. Вместо них, в тех же телах, появились люди добрые, милосердные и сострадательные. Слова «сохбет» и «сахабы» происходят от одного корня. Сердца сподвижников были наполнены любовью, преданностью и уважением к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Во время его наставлений сподвижники боялись пропустить не то что слово, но даже взгляд Посланника Аллаха  (саллаллаху алейхи ва саллям). Свое состояние они выражали так:

– Казалось, что на нас сидят птицы, и малейшее содрогание может их спугнуть.

Сподвижники прониклись нравственностью и высокой моралью Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и старались следовать ему при любых обстоятельствах. Об их жизни и прекрасных чертах характера будут передаваться рассказы вплоть до Судного дня.

В Священном Коране о них сказано:

 وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Теми, кто первыми уверовали в Ислам из мухаджиров и ансаров, и теми, кто последовал за ними, совершая благие дела, Аллах доволен. И они довольны Аллахом. Аллах им уготовил Райские сады, где текут реки, и где они вечно будут пребывать. Это и есть великое преуспевание».  (Ат-Тавба, 9/100)

Если духовная беседа благочестивых рабов Аллаха наполнена искренностью, то она несет в себе частичку сохбетов нашего Пророка, черпает силу и красоту в этом источнике, словно напрямую озаряясь духовным светом (Нуром) самого Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Несомненно, что он является источником духовного совершенствования. Наставления благочестивых рабов Аллаха, преисполненные духовности, черпают свою красоту и энергию именно от него. Это можно сравнить с тем, как от одной свечи можно зажечь бесконечное множество других свеч, и тысячи сияющих огней сохранят теплоту и свет первой.

Собрания (меджлисы), на которых проходят сохбеты или совершается зикр, как сады Рая в этом мире. На них, подобно ливню, щедро изливаются милость, благодать и умиротворение от Всевышнего Аллаха.

В одном хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Когда люди собираются вместе с целью совершения зикра, их окружают Ангелы. Их окутывает благодать и умиротворение, и Аллах будет поминать их в числе Своих приближенных рабов. (Муслим, Зикр, 39)

Меджлисы покорных, благочестивых рабов Аллаха являются неизмеримым богатством для людей. Они как духовный Рай дарят миру сердца и глаза, наполненные любовью к Аллаху. Приближенные (вали) и познавшие (арифы) Аллаха приносят на такие собрания любовь к Аллаху, которой переполнены их сердца. Она передается всем собравшимся, и каждый, в зависимости от своего состояния, проникается духовной энергией. Излучение Божественной Любви подобно ветру, который доносит до нас благоухание прекрасного сада, дающее сердцам истинное умиротворение.

О важности религиозных наставлений повествуется в Священном Коране и хадисах.

Сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:

وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَى تَنفَعُ الْمُؤْمِنِينَ

« Наставляй, ибо, воистину, наставление приносит пользу верующим». (Аз-Зарият, 51/55)

Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Религия – это наставление. (Бухари, Иман, 42)

Наставление должно быть основано на:

1. чистом правильном намерении;

2. призыве к добру.

Однажды Абдуллах бин Раваха (радыйаллаху анху) встретился с одним из сподвижников и сказал:

– О мой брат! Давай посидим вместе и обновим нашу веру поминанием Аллаха.

Сподвижник не понял слов Абдуллаха и, придя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), попросил растолковать их. На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Да снизойдет милость Всевышнего на Абдуллаха. Он любит собрания, на которых поминают Аллаха и которые восхваляют ангелы. (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, III, стр. 265)

Одна женщина, придя к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), сказала:

– О Посланник Аллаха! Ваши наставления всегда слушают мужчины. Нельзя ли выделить и для женщин один день, чтобы мы получали от вас знания, дарованные вам Аллахом?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Собирайтесь в такой-то день, в таком-то месте.

Женщины начали собираться в назначенные дни, и Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обучал их полученным от Аллаха знаниям.

Через наставления Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) эти женщины стали образцом для всей мусульманской общины, стали «матерями верующих». Когда кто-либо из их детей долго не посещал Пророка, они напоминали им о важности и необходимости таких встреч.

Когда Хузейфа (радыйаллаху анху) несколько дней не встречался с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), мама отругала его за это. 

«Моя мама спросила меня о том, – рассказывал Хузейфа, – когда я встречался с Пророком в последний раз. Я ответил, что не встречался с ним несколько дней. Она сильно рассердилась и отругала меня. Я сказал:

– Не гневайся на меня, я сейчас же пойду к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), прочитаю вмести с ним вечерний намаз и попрошу, чтобы он просил прощения у Аллаха за меня и за тебя».  (Тирмизи, Манакыб, 30)

Мухаммад Зияуддин (рахматуллахи алейхи) начал постоянно устраивать для своих детей духовные беседы. Его жена удивилась:

– Они же еще маленькие, разве они могут понять, что такое наставление?

Мухаммад ответил:

– Я и не добиваюсь этого. Все равно они получат пользу, ведь когда совершается наставление, в то место нисходит благодать Аллаха, а дети служат этому причиной.

Великий Шах Накшибанди (рахматуллахи алейхи) сказал:

– Наш метод воспитания основывается на сохбетах. Благодать приходит от пребывания ради Аллаха в кругу благочестивых людей. Общение с ними приводит к истинной вере.

Исламский ученый Джафар Сулейман рассказал, что давало ему пребывание в кругу благочестивых людей:

– Когда в моем сердце появлялось беспокойство, я сразу же шел на сохбет Мухаммада бин Васи. Пребывая там, я смотрел на его лицо. Постепенно из моего сердца уходило беспокойство, и оно наполнялось любовью к поклонению Аллаху, лень покидала меня, и в этой любви я проводил богослужения целую неделю.

Омар Ибн Абдуль-Азиз сказал:

– Сохбеты факиха Медины Убайдуллаха бин Абдуллаха были для меня дороже всего на свете. Пребывание рядом с таким, как он, освещает разум, дает сердцу умиротворенность и приобщает к высокой нравственности.

Один из воспитанников великого Шейха Абу Хасана Шазали (рахматуллахи алейхи) перестал посещать его сохбеты. Шейх, встретившись однажды с этим учеником, спросил:

– Почему ты ушел от нас и не бываешь больше на сохбетах?

Воспитанник ответил:

– На сегодняшний день мне достаточно того, чему я научился. Я больше не нуждаюсь в вас.

Шейх явно огорчился и предупредил:

– Сынок! Если бы человеку было достаточно духовной энергии (фейз), полученной от другого, то тогда Абу Бакру (радыйаллаху анху) вполне хватило бы нескольких встреч с Пророком, но он оставался с ним до самой смерти. И не только Абу Бакр, но и все сподвижники спешили на сохбеты Пророка. И Посланник Аллаха  (саллаллаху алейхи ва саллям) каждый раз напоминал им о важности их посещения. Без сомнения, он использовал их как один из важнейших методов воспитания.

Для получения духовной энергии очень важным является стремление к посещению сохбетов, а также место и время их проведения. В связи с этим Абдуллах ибн Масуд (радыйаллаху анху) сказал:

– Посланник Аллаха для того, чтобы не надоедать нам, выбирал самое удобное время для проведения сохбетов.  (Бухари, Ильм, 11)

Абу Вакид Ляйси (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Однажды, когда мы находились в мечети вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), в дверях показались три человека. Один, не заходя, ушел, двое других, войдя, приблизились к нам. Один занял свободное место в кругу, второй же, не найдя места и не желая доставлять неудобства другим, сел за пределы круга. Немного погодя, во время своего сохбета, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Хотите, я объясню вам положение этих троих? Тот, кто сел в круг, уповал на Аллаха, и Аллах взял его под свою защиту. Второй, стесняясь Аллаха, проявил возвышенность духа, и Аллах также благосклонно отнесся к нему и защитил от наказания. Третий же, который не зашел, отвернулся от нашего сохбета, и Аллах отвернулся от него». (Бухари, Ильм, 8)

Люди, понявшие смысл этого хадиса, даже став великими учеными, никогда не переставали посещать сохбеты приближенных Аллаха и старались не пропускать их.

Один из известных ученых, основатель мазхаба Ахмад бин Ханбаль, часто посещал меджлисы Шейха Бишра Хафи (рахматуллахи алейхи), участвовал в его сохбетах и всей душой был привязан к нему. Однажды ученики Ахмада бин Ханбаля спросили у него:

– О Имам! Ты известный муджтахид (высшая ученая степень). Не странно ли, что ты посещаешь сохбеты такого простого человека?

Великий Имам Ахмад (рахматуллахи алейхи) ответил:

– Да. Я больше него знаю религию, но он больше меня знает Аллаха.

О, Великий и Всемогущий Аллах! Даруй нам счастье быть Твоими благочестивыми рабами, понимающими пользу сохбета и стремящимися к получению возвышенной духовной энергии от него. Аминь!

 

ПРЕКРАСНЫЙ ПРИМЕР

Аллах наделяет человека как хорошими чертами характера, так и плохими, для того чтобы испытать его. Поэтому целью нашей религии является избавление от плохих качеств и приобретение хороших для достижения самой высокой степени нравственности. Чтобы достичь такого уровня, необходим пример для подражания. Кто-то должен обладать прекрасным нравом. Поэтому одной из причин ниспослания Пророков является то, чтобы они служили примером для подражания.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن رَّسُولٍ إِلاَّ لِيُطَاعَ بِإِذْنِ اللّهِ

«Мы ниспослали посланников только для того, чтобы им повиновались по Воле Аллаха». (Ан-Ниса, 4/64)

Также сказано в Священном Коране:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللهَ كَثِيرًا

«Посланник Аллаха — прекрасный пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно».  (Аль-Ахзаб, 33/21)

Он единственный человек, о котором известно все: его дела, слова, чувства. Это гордость истории всего человечества. Его жизнь будет для нас примером до Судного дня.

В Священном Коране Всевышний Аллах сказал:

وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

«Поистине, у тебя самый прекрасный нрав». (Аль-Калям, 68/4)

Личность Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) находится на самой высокой степени, невозможно достичь его высоты, так как есть многое, что не доступно нашему разуму. Аллах создал его примером для всех, его воспитание началось с самого раннего возраста, когда он был сиротой. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) прошел все жизненные этапы, от самого низшего (сироты) до правителя государства, чтобы на любом этапе своей жизни человек мог найти для себя пример и постараться быть похожим на него.

Насколько человек любит его, настолько он и получит хорошего от его нравственности. Все зависит от силы любви к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он – религиозный лидер и глава государства. Он – пример стремления познать Аллаха. Он – пример терпения и скромности во время осыпания его многочисленными милостями Аллаха. Он – пример удовлетворенности и преданности Аллаху во время трудностей. Он – пример щедрости во время раздачи трофеев. Он – пример проявления милости к своей семье, рабам, сиротам, больным и немощным людям. Он – само прощение и снисходительность к тем, кто совершил ошибки.

Если ты богатый человек, размышляй о скромности великого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который владел всем Аравийским полуостровом и все авторитетные арабы любили его.

Если же ты слаб, возьми за образец Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который жил при правлении угнетателей в Мекке.

Если ты победитель, возьми пример его храбрости и верности, когда он одержал победу при Бадре и Хунайне.

Пусть Аллах не даст тебе пасть духом, если ты потерпел поражение. Вспомни храбрость и упование Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он ходил среди раненых и погибших сподвижников.

Если ты учитель, помни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обучавшего в мечети неимущих сподвижников – сахабов суффа, передавая им Божественные веления.

Если ты ученик, вспомни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который сидел перед Ангелом Джабраилем (алейхис салям), передававшим ему откровения от Аллаха.

Если ты проповедник и настоящий духовный наставник, слушай проповеди Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в Мечети Набави, которые дали мудрость сподвижникам. Прислушайся к его сладкой речи.

Если ты защитник истины и ее вестник и не находишь в этом никакого помощника, взгляни на жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который призывал к религии жестоких людей с дикими нравами.

Если ты одержал победу и заставил врага подчиниться тебе, уничтожил ложь и установил истину, вспомни благодарного Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который, завоевав Мекку, вошел в нее, проявив скромность как в земном поклоне.

Если ты владеешь землей и хочешь, чтобы там все хорошо росло, вспомни, как он владел землями Бани Надр, Хайбар и Фадак, назначив туда достойных людей для управления ими.

Если ты сирота, вспомни безгрешного сироту, сына Абдуллаха и Амины.

Если ты юноша, вспомни молодого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который был пастухом и пас овец в горах.

Если хочешь основать хорошую семью, обрати внимание на семейную жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и следуй его советам. Пусть твоим выбором будет богобоязненность, чтобы достичь счастья в обоих мирах.

Если ты торговец, думай о состоянии самого почетного в караване, когда они ехали из Сирии в Басру.

Если ты судья, вспомни справедливость и мудрость, проявленную Аль-Амином (саллаллаху алейхи ва саллям), когда авторитетные люди чуть не развязали вражду из-за установки Черного камня. Еще раз загляни в историю, вспомни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), не отделявшего бедного от богатого и принимавшего справедливые решения.

Если ты муж одной из женщин, взгляни на чистоту намерений нашего благочестивого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Если ты отец, посмотри на отца Фатимы и на деда Хасана и Хусейна и узнай, как он с ними обращался.

Кем бы ты ни был, днем и ночью найдешь для себя самого прекрасного наставника (муршида) – Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Он такой великий наставник, что ты можешь исправить любую свою ошибку через его Сунну. Исправишь любое дело через его духовный свет (Нур) и руководство, преодолеешь препятствия этой жизни и найдешь вечное счастье.

Если хочешь освободить себя от любви к этому миру и хочешь жить духовной жизнью, найди Билялов, Ясиров, Савбанов – тех, кого воспитал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Будь с ними, дружи с ними, чтобы иметь прекрасное чувствительное сердце.

Не забудь, что невежественные, с дикими нравами арабы через его призыв нашли истинный путь и стали богобоязненными праведниками, потому что они настолько любили и были преданы ему, что готовы были сгорать, как мотыльки, летя на свет.

Даже собака по кличке Кытмир удостоилась чести быть в Раю, потому что была с богобоязненными людьми, которые любили ее. А жену Лута и сына Нуха постигла Божественная кара. Они и похожие на них находились с грешниками, утонувшими в желаниях собственного эго (нафса), и были уничтожены вместе с угнетателями. Поэтому постарайся наполнить календарь жизни, будучи с садыками, салихами и людьми зикра, чтобы не быть из числа беспечных. Знай, что жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подобна саду красивых благоухающих цветов. Насколько красива духовная жизнь человека, настолько же красива и физическая.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لاَ تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيِ اللهِ وَرَسُولِهِ وَاتَّقُوا اللهَ إِنَّ اللهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ .يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لاَ تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ وَ لاَ تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ لِبَعْضٍ أَن تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنتُمْ لاَ تَشْعُرُونَ

«О верующие! Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чем-либо. Бойтесь Аллаха, ибо Аллах — Всеслышащий, Всезнающий».

«О верующие! Не повышайте ваши голоса выше голоса Пророка и не разговаривайте с ним так же громко, как говорите между собой, а не то ваши дела будут тщетны, и вы даже не будете знать [об этом]». (Аль-Худжурат, 49/1-2)

Эти аяты призывают верующих относиться к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с этикетом, проявляя высокую нравственность. В Священном Коране ко всем пророкам Аллах обращается по именам, а к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) обращается:

«О Пророк!», «О Посланник Аллаха!».

Всевышний Аллах призывает в Священном Коране всех верующих быть вежливыми и соблюдать этикет:

لاَ تَجْعَلُوا دُعَاء الرَّسُولِ بَيْنَكُمْ كَدُعَاء بَعْضِكُم بَعْضًا

«Не обращайтесь к Посланнику так, как обращаетесь друг к другу». (Ан-Нур, 24/63)

То есть будет невоспитанностью обращаться к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) только по имени. К его имени надо добавлять соответствующие ему атрибуты и пожелания.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«О верующие! Молите возвеличить его степень (т.е. читайте Пророку салават) и искренне желайте ему благоденствия и умиротворения (т.е. передавайте салям)».  (Аль-Ахзаб, 33/56)

Это наказ нравственности каждому верующему.

Он не был просто учителем Корана, Он – живой Коран.

В одном хадисе, который передал Джабир (радыйаллаху анху), Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Аллах ниспослал меня к вам, чтобы сделать совершенной вашу нравственность.

За тысяча четыреста лет написано много книг, объясняющих Коран и жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Аллах поклялся жизнью Пророка, что если мы хотим приблизиться к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то для этого нужно пользоваться любовью, а не разумом. Все тайны можно расшифровать через любовь к нему. Этого можно добиться, только следуя примеру его жизни, его прекрасной нравственности и оставив любовь к этому миру, усердно занимаясь служением.

Когда у человека появляется любовь к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и приобретается его духовность, у него проявляется Божественный дар – духовный свет (Нур). Ему открываются тайны Божественных проявлений, их истинная суть.

Несомненно, тайны Священного Корана открываются в зависимости от получения сердцем духовности Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) является единственным, самым лучшим примером для верующих.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللهَ
إِنَّ اللهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«Берите же то, что дает вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам запретил. Страшитесь Аллаха, ибо Аллах суров в наказании».  (Аль-Хашр, 59/7)

Также в Священном Коране Аллах повелел:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ
وَلَا تُبْطِلُوا أَعْمَالَكُمْ

«О вы, которые уверовали! Подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику, чтобы ваши деяния не были напрасными!» (Мухаммад, 47/33)

Еще сказано в Священном Коране:

وَمَن يُطِعِ اللّهَ وَالرَّسُولَ فَأُوْلَـئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاء وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَـئِكَ رَفِيقًا

«А те, кто повинуются Аллаху и Его Посланнику, пребывают в числе тех, кого облагодетельствовал Аллах: с пророками, правдивыми (праведниками), погибшими за веру, благочестивыми – прекрасные это соратники!» (Ан-Ниса, 4/69)

Без сомнения, верующий начинает приобретать высокую нравственность Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и испытывать к нему чувство любви тогда, когда испытывает трепет и восторг от достоинств и величия Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Это пробуждает в нем самые высокие чувства, которые подавляют его низменные качества.

Первый Нур, который был создан, – это Нур нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Его благословенное тело было энергичным. Он был очень стеснительным и очень работоспособным. Он был целомудреннее девственницы, закрывающей себя от чужих взоров.

Его лицо всегда сияло, речь была ясной и толковой. Он никогда не говорил попусту, в каждом его слове были мудрость и совет. Он никогда не сплетничал и не пустословил. Он общался с каждым в соответствии с его уровнем восприятия.

Он был мягким и скромным, на его лице всегда была улыбка, но он никогда не смеялся громко.

Кто видел его в первый раз, испытывал трепет, а узнав поближе, начинал его искренне любить. Он был обходителен и милосерд с каждым и не забывал их заслуг. Он наилучшим образом поддерживал родственные связи. Как он был добросердечен и заботлив с членами своей семьи, также он относился и ко всем людям. Он был справедлив со своими работниками, кормил их тем, что ел сам, одевал их так, как одевался сам. Он был щедр и любил дарить подарки, был очень чутким. При необходимости он мог быть и строгим, и очень мягким. Он держал данное им слово, был самым нравственным и умелым среди людей. Он являет собой пример для окружающих и достоин восхваления. Нет среди творений равного ему по красоте.

Его лицо часто было печальным, он всегда пребывал в размышлениях об Аллахе. Любил молчать, нежели говорить без надобности. Если же начинал говорить, то договаривал до конца. Несколькими словами он мог передать огромный смысл, и говорил он неторопливо, с расстановкой.

Несмотря на то, что он был мягким по своей природе, он имел внушительный вид. Когда он гневался, он не вставал со своего места. А гневался он только тогда, когда нарушали законы шариата или ущемляли права других, и он не успокаивался, пока не исправлял это.

Он не гневался из-за себя и никогда ни с кем не спорил, не заходил к кому-либо без разрешения. Дома он делил свое время на три части, одну – для поклонения, вторую – для семьи, третью – для себя. Время, отведенное для себя, он тратил на общение с другими людьми. Если кто-нибудь обращался к нему с просьбой, он помогал ему и не успокаивался, не оказав помощи. Перед Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) были равны бедные и богатые, простые и знатные.

Все его меджлисы были наполнены скромностью, знаниями и добротой. Он никогда никого не обвинял. Когда было необходимо предупредить от совершения ошибок, он делал это очень тактично. Он не выискивал чужих недостатков и запрещал это делать другим. Потому что иметь нехорошее мнение о ком-то, подозревая его в чем-то плохом, запрещено.

Невозможно представить более храброго человека, чем Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Страх и истерика никогда не были присущи ему. В самых тяжелых ситуациях он проявлял стойкость и терпение. Ужас не охватывал его, и он не делал неверных шагов.

Ради распространения и торжества истины он воевал в первых рядах. Во время битвы Хунайн в начале сражения паника охватила ряды мусульман. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) первым бросился вперед навстречу врагам. Это воодушевило сподвижников, и они одержали победу.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался к своим сподвижникам:

– Клянусь Аллахом – Властелином моей души! Я хочу стать шахидом, вновь и вновь погибнуть шахидом.

Айша (радыйаллаху анха) рассказывает о духовном свете, озарявшем лицо Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Ночью его лицо сияло как луна в полнолуние, при этом свете я легко вдевала нитку в иглу.

Духовные люди, впитавшие в себя нравственность Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и растворившиеся в нем, до Судного дня будут примером любви к нему. Они жили, познавая его.

Саид Ахмад Ясави (рахматуллахи алейхи), когда ему исполнилось шестьдесят три года, выкопал могилу и стал жить в ней под землей, совершая богослужения. Он говорил:

– На земле мне жить после этого возраста недозволенно (харам).

Он являл собой пример любви к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Увейс Аль-Карани (рахматуллахи алейхи), когда узнал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время битвы Ухуд потерял зуб, не зная, какого именно зуба он лишился, вырвал все свои зубы.

Женщина из племени потомков Динара, когда узнала, что во время битвы погибли ее муж, отец и брат, спросила:

– Покажите мне Посланника Аллаха, если он жив, все остальные беды ничто.

Когда женщине по имени Ханса, прожившей нелегкую жизнь, затем принявшей Ислам и обретшей счастье, сообщили, что в битве Кадисия погибли четверо ее сыновей, она сказала:

– Да будут четверо моих сыновей жертвами ради одной победы Ислама.

Она возблагодарила Аллаха за то, что Он одарил ее честью стать матерью четырех шахидов.

Имам Малик (рахматуллахи алейхи) жил любовью к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), растворившись в нем. В городе Медина он никогда не ездил верхом из уважения к Пророку. Когда он был имамом в Равде, он говорил тихо. Когда Халиф Абу Джафар Мансур стал громко говорить там, имам Малик сказал ему:

– О халиф! В этом месте понижай свой голос, потому что предупреждение Аллаха было ниспослано людям, которые были выше тебя, – и прочитал аят из Священного Корана:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لاَ تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ
وَ لاَ تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ لِبَعْضٍ أَن تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنتُمْ لاَ تَشْعُرُونَ

«О верующие! Не повышайте ваши голоса выше голоса Пророка и не разговаривайте с ним так же громко, как говорите между собой, а не то дела ваши будут тщетны, и вы даже не будете знать (об этом)».  (Аль-Худжурат, 49/2)

 




ТАБАРРУК


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь