Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сущность и основные характеристики креативного менеджмента
Исследование проблемы развития творческих способностей будущих менеджеров по персоналу предполагает анализ и характеристику ряда категорий: менеджмент, творчество, креативный менеджмент, креативность, креативное мышление, креативное образование. Впервые упоминание термина «менеджмент» (management – от англ. управление) произошло в докладе Г.Тауна (1844-1924 гг.) на ежегодном собрании инженеров-механиков в США в 1886 году [88]. В своём буквальном значении он обозначает искусство управления организацией, предприятием, людьми. Сегодня менеджмент – это особый вид управленческой деятельности, который, по мнению ученых (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и др.), «выражается в умении добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей, работников-подчиненных» [36, 6]. Менеджментом можно так же назвать и область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Кроме того, под менеджментом понимают и определённую категорию людей, кто профессионально осуществляет работу по управлению людьми. В таких значениях важность менеджмента особенно ясно стала осознаваться в 30-е годы XX века, когда стало очевидным, что «деятельность эта превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу» [36, 6]. Вектор нашего исследования – процесс развития творческих способностей будущих менеджеров по персоналу, актуальность которого обусловлена всё большим утверждением в мире такого направления управления, как креативный менеджмент. Его характеристика, приведённая в диссертации, позволит более глубоко рассмотреть суть исследуемого явления. Для наиболее точного его представления следует обратиться к сущности творчества – одного из ключевых феноменов, лежащих в его основе. В словаре С.И. Ожегова он определяется как «акт создания новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [39, 791]. Отметим, во все времена человечество волновало данное явление. Подробное рассмотрение разнообразных точек зрения относительно его сути не является задачей настоящего исследования. Вместе с тем неправильным будет совсем обойтись без них. Выбор мнений осуществлён таким образом, чтобы показать объективную реальность – творчество волнует и тех, кто придерживается сугубо научных взглядов, работает в соответствии со светской традицией мыслительной деятельности, и тех, кого больше привлекает духовный поиск и даже религиозные воззрения. Именно с представителей этой группы мыслителей хотелось бы начать краткий обзор. Так, в философско-культурологической концепции П.А. Флоренского творчество выступает «как активная деятельность, напряжение воли, целеустремленность, трудовое действие, направленные на осуществление «жизни в мире» < …>, а критерием подлинного творчества является привнесение себя в мир» [65, 156-157]. Будучи человеком духовного звания и ежедневно предстоя пред алтарем, совершая службы, П.А. Флоренский глубоко, по-своему понимал творчество и сам творческий акт. Творчество для него – это приобщение, вознесение, прикосновение к иному миру, где царит всеобщая любовь, гармония и совершенство. И ему, как священнику, необходимо было донести до своей паствы, до людей эту непередаваемую красоту через проповеди, статьи, иконописные образы. На последнее он обращал особое внимание, ведь иконописцы, изображая лики святых, не просто их переносят на доску, а тщательно готовятся к акту сотворения образа – молятся, постятся, готовят краски на святой крещенской воде, получая откровения и озарения из мира высших сил и, далее, дают возможность прикоснуться к святости, к сотворенному, обычным людям [64, 451]. Очень глубоко рассматривал проблему творчества Н. А. Бердяев, у которого она тесно связана с богоискательством. По мнению философа, «творчество – это цель жизни человека на земле, то для чего Бог создал его < …>, творчество всегда есть самоопределение < …>, тайна явления нового, небывалого» [6, 62-63]. Творчество и свобода, считает Н.А. Бердяев понятия очень близкие, так как Бог, Создатель, совершив акт творения человека по Своему образу и подобию, наделил его ещё и разумом и волей, предоставив ему возможность самоопределиться и создать самому нечто новое, ощутив прилив вдохновения свыше. Таким образом, философ отмечает, что творчество присуще каждому человеку, это обязательное свойство каждой личности в большей или меньшей степени. Одной из основных идей, пронизывающей работы В.С. Соловьева, была мысль о том, что творческий человек с помощью данного ему свыше таланта, имеет возможность показать людям красоту художественных картин, музыкальных произведений, мелодичность поэзии. Поскольку наш материальный мир, в отличие от горнего, несовершенен, тленен и способен разрушаться, то «задача, не исполнимая средствами физической жизни, должна быть исполнима средствами человеческого творчества» [56, 77]. Анализируя взгляды русских философов XIX– начала XX веков на проблему творчества, можно сказать, что мнения их сходятся в одном – творчество (акт творчества) присутствует у каждого человека, так как он сотворен по образу и подобию Творца и призван в идеале продолжить Его дело. Человек может создать сам что-то новое, если есть на то откровение свыше. Другими словами: творчество – это божественный дар. Современная философия понимает творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникающую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности [63, 44]. Ещё в конце 80-х годов прошлого века было подчёркнуто, что оно есть «социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. В своей сущности творчество выступает как самопроизводство и саморазвитие физических и духовных сил человека, его способностей и потребностей в социально-историческом процессе познания и преобразования действительности. Эта деятельность содержит противоречие между исторически накопленным опытом практического созидания и познания и его отрицанием, безграничным самообновлением в ходе развития» [16, 4]. Прошло тридцать лет, но и сегодня подобная трактовка не потеряла свою актуальность. Для нас приведённое определение представляет интерес в связи с тем, что в нём чётко проставлен акцент на развитие – процесс, особо рассматриваемый в диссертации. Творчество подробно изучается психологами и педагогами – представителями тех наук, в центре изучения которых находится человек и все аспекты его развития. Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал, что «именно творчество, творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [ 13, 2 ]. Он определил, что творческость, творческое воображение индивида зависит от многих факторов: возраста, умственного развития, индивидуальных особенностей личности, осознанности и мотивированности; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; темперамента и т.д., и, что очень важно, от процесса его обучения и воспитания творчеству. «Творчеству можно и должно учиться», говорил Л.С. Выготский [ 13, 2 ]. Данный вывод для диссертации, посвящённой развитию творчески способностей будущих менеджеров в условиях вуза, актуален и значим. В менеджменте второй половины XX века были активно восприняты идеи А. Маслоу, особенное его представление об иерархической модели потребностей. Но не менее важны его выводы относительно вопросов, имеющих значение для настоящей работы. Так, исследуя высшие сущностные проявления человека, такие как любовь, духовные ценности, творчество, он развивает мысль о возможности любого индивида творчески самоактуализироваться вне зависимости от того, создаёт ли он высокохудожественное произведение или виртуозно занимается хозяйственными, домашними делами. Креативные люди «могут воспринимать мир по-новому, конкретно, идеографически и, в то же время, абстрактно, обобщенно, имея особый вид восприятия. Их творчество спонтанно, невинно, непринужденно, свободно от стереотипов и клише».[35, 84]. Ещё одним учёным, чьи работы востребованы в менеджменте, является Э. Фромм. Цитаты из его работы «Творческий человек» приводятся в многочисленных трудах по управлению, а также в иных научных трудах. Например, авторы исследования по психоанализу обращают внимание на то, что Э. Фромм рассматривал понятие «творчество» в двух аспектах. В подтверждение они приводят следующий отрывок из указанной выше книги: «Во-первых, под этим словом подразумевается процесс создания какого-либо доступного для восприятия зрителей или слушателей нового произведения искусства: картины, скульптуры, симфонии, стихотворения или романа < …>, что необязательно приводит к появлению чего-то нового и осязаемого. Другое же творчество, а именно — творческое начало личности, т. е. творчество как особенность характера человека – это способность человека сознательно воспринимать и правильно реагировать на увиденное» [82]. По мнению Э. Фромма, творческий человек должен нести и развивать в себе определенные черты характера – это способность удивляться, сосредоточиться, способность к самопознанию и иметь правильное отношение к конфликту. Как призыв и обращение к людям нашего времени звучат сегодня слова учёного, так же процитированные в упомянутой работе по психоанализу: «Я подразумеваю под словом «творчество» не свойство, характерное лишь для особо талантливых людей. Я понимаю под ним определенную жизненную установку, достижение которой реально для каждого человека, и поэтому он должен к ней стремиться. Готовить человека к жизни – значит готовить его к творчеству, и поэтому формирование творческого начала в личности необходимо сделать универсальным воспитательным принципом» [82]. Мы вновь подчеркнём, что выводы, подобные этому, где указывается на возможность развития и совершенствования творческого начала каждого в процессе воспитания, имеют для настоящей диссертации особое значение, так как содержат призыв к педагогам, осуществляющим в вузах профессиональную подготовку будущих управленцев, привносить в этот процесс как можно больше творчества. Интересный вывод о природе творческого действия сделал отечественный психолог Б.Д. Эльконин. С его точки зрения, оно «как и любое иное, происходит среди людей. Более того, именно оно, преобразуя ситуацию, непосредственно касается тех, среди кого (в чьей среде) происходит. Вольно или невольно, оно всегда к ним обращено. Обращено в силу того, что меняет и их ситуацию, их способы и условия жизни, будь то изменение реальной жизненной среды или способа её видения (например, в создании художественного или научного произведения). В этом смысле продуктивное действие всегда и с необходимостью одновременно является и жестом – выражением того или иного отношения к окружающим, а они, в свою очередь, необходимо оказываются так или иначе причастными творческому акту и участвующими в его событии. Таким образом, творец (тот или те, кто осуществляет продуктивное действие) вольно или невольно, но необходимо оказывается посредником между его замыслом и другими людьми, а само продуктивное действие необходимо и фактически выступает как значащее. И наоборот: как значащее (обретающее место в мире) может выступать лишь действие творца» [72, 130–131]. Он писал и о том, что «посредником между человеком и преображаемым миром может стать действие, построенное по форме творческого акта» [73, 135]. Данные трактовки привлекли нас тем, что здесь предпринята попытка осмыслить взаимодействие людей внутри творческого акта, что имеет принципиальное значение для менеджера, чья профессия во многом и связана с организацией продуктивного взаимодействия членов различных коллективов, и влияние подобных действий на окружающую действительность. Интересен подход к рассмотрению феномена «творчества» современных психологов А.Н. Петрова и В.Н. Петровой, которые выдвигают свою креативную антропологическую теорию. Они считают, что «творчество – цель жизни: нужно делать то, чего ещё никто не делал, нужно быть разработчиком идей. Человек привыкает к стереотипам, он считает, что хорошо изучил себя, свой внутренний мир и порой не имеет понятия о тайной вселенной, спрятанной внутри себя самого. Имя этой вселенной – творчество. В творческом процессе снимаются имеющиеся ограничения, в результате чего может быть получен творческий продукт» [43, 74]. Менеджмент всегда был восприимчив к теориям, где находят отражение различные аспекты взаимоотношений человека и общества. Среди них особое место занимаю творческие параметры. Здесь творчество есть «сознательная, целенаправленная, активная деятельность отдельного человека или группы людей, которая направлена на познание, совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и практически необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения» [59, 126]. Особо отметим ценностный характер рассматриваемого феномена, что приобретает особое значение в современном мире, который, по мнению многих, отличается ценностной инверсией. Имеет это отношение и к нашей работе, так как менеджмент, перестающий учитывать ценности, становится бездушной системой эксплуатации человеческих ресурсов, ради достижения прибыли. Интересно то, что в последние два столетия учёные, работающие над проблемой творчества, творческих актов, образа творческой личности нередко обращаются к достижениям физиологии и нейрологии, связанным с деятельностью правого и левого полушарий головного мозга. Согласно выдвинутой теории о межполушарной асимметрии мозга, «все люди делятся на левополушарных и правополушарных. Левое полушарие головного мозга доминирует в аналитическом и рациональном мышлении, а правое принимает на себя ведущую роль в визуально-пространственном восприятии и решении творческих задач» [62, 7]. Исследования, проведенные сотрудниками Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова, показали, что правое полушарие нацелено на чувственное отображение предмета, и «правополушарные люди оперируют образами, у них развита интуиция, они более приспособлены к творчеству. Левополушарные люди мыслят точными категориями, они более авторитарны, склонны к анализу и логико-знаковому мышлению» [37, 16]. Применительно к проблематике настоящего исследования отметим тот факт, что управленец-менеджер часто терпит поражение в споре с творческими работниками, полагаясь на авторитарный стиль руководства. В ряде зарубежных и отечественных компаниях при приёме на работу будущие управленческие кадры проходят не только собеседование, позволяющее выявить их ценности, профессиональные предпочтения и уровень компетентности, но и обследование с помощью комплекса тестовых методик, направленных на выявление их типологических свойств, в том числе и тех, о которых было сказано выше. В связи с тем, что креативность сегодня относится к числу важнейших черт современного человека, профессионала, то менеджер, развивающий свои творческие способности, имеет больше шансов занять вакантное место. Приведя лишь несколько точек зрения на суть творчества, мы, тем не менее, считаем, что и они дают достаточно точное и яркое представление о том, какими характеристиками обладает любая творческая сфера. Креативный менеджмент не является исключением. Здесь основное внимание уделяется выработке оригинальных, нестандартных, инновационных решений, направленных на преобразование организации. Обращаем внимание на то, что в названии современного направления менеджмента использован термин «креативный» – широко внедряемый сегодня в науку и практику. Он образован от категории «креативность», отражающей один из самых значимых и изучаемых феноменов мира XXI века. Это требует от нас привести несколько точек зрения и на его суть. Креативность (от лат.сreative – созидание) становится признаком современности, «причём в креативности видится уникальный, неисчерпаемый ресурс» [3, 4]. В активный научный оборот данное понятие введено Д. Гилфордом в середине 60-х годов прошлого столетия. Предложенное им определение данного феномена стало хрестоматийным и включается в различные энциклопедии и словари. По одному из них, выпущенному под редакцией Т.А. Барышевой, мы его и приводим: «способность к творчеству, проявляющаяся в устойчивом поведении личности, которая в комплексе обеспечивает творческую стилистику, продуктивность деятельности, новизну, уникальность, предрасположенность к нестандартному реагированию на различные виды стимулов и в различных ситуациях» [59, 73-74]. На сегодняшний день существует значительное число разнообразных трактовок сути креативности. Приведём некоторые из них: - способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления (Д. Симпсон) [11, 27]; - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации [Словари и энциклопедии на Академике [93]; - способность реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах [57, 328]; - основа творчества, поскольку она (креативность) позволяет в любой ситуации сделать выбор из нескольких вариантов, не идти проторенным, стандартным путем [54, 6] и др. Возникает справедливый вопрос: «Синонимичны ли понятия творчество и креативность? ». На этот счет у исследователей этих феноменов нет единого мнения. Так, Е.П. Ильин под креативностью понимает «способность человека и (его готовность – добавлено нами, Д.Б.) порождать новые необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления» [19, 173]. А творчество, по его мнению – это процесс человеческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и создания нового продукта [19, 12-13]. При этом в своей обобщающей работе «Психология творчества, креативности, одарённости» Е.П. Ильин приводит позиции противоположные позиции Дж. Гилфорда и К. Роджерса, демонстрируя тем самым отсутствие на этот счёт однозначного мнения. Так, Дж. Гилфорд, актуализировавший использование термина «креативность» в науке, рассматривал её, как «способность отказываться от стереотипных способов мышления» и считал её и творчество синонимами [19, 174]. К. Роджерс разграничивал эти понятия, считая креативностью «способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения» [19, 173], а творчество, как процесс создания нового инновационного продукта» [19, 12]. Определяя суть креативного менеджмента, отметим близкое нам мнение отечественного специалиста в области управления Г.И. Ванюрихина, согласно которому под ним понимается «эффективное управление структурами, процессами и ресурсами для достижения заданных целей с использованием нестандартных (творческих) подходов < …>, и необходимость в креативном менеджменте возникает тогда, когда стандартные принципы и способы управления не дают результата» [12, 149]. Особое внимание уделим тому, что и как предполагает привнести в работу менеджера его осуществление. Как считают А.М. Афонин, В.Е. Афонина, Ю.Н.Царегородцев и ряд других исследователей, оно предполагает: «разработку планов и программ творческой деятельности персонала, творческое участие в разработках новой продукции, проведение единой инновационной политики, обеспечение финансами программ креативного развития, раскрытие творческого потенциала менеджеров в процессе управления персоналом» [4, 6]. Важно подчеркнуть, что одной из основных категорий креативного менеджмента является креативное образование, так как сам креативный менеджмент начинается именно с него. Хорошее, качественное образование – это залог жизненного, профессионального, карьерного успеха будущего специалиста. Как считают О.Г. Макаренко и В.Н. Лазарев, креативное образование «ориентировано на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирует самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращение знаний в потенциал мышления и саморазвития»[26, 8]. Креативное образование сегодня ориентировано на утверждение и развитие искусства управления, которое рождается и проявляется лишь при определённых обстоятельствах и в определённых условиях и подходах образования, оно расширяет диапазон видения проблем развития и проектирования вариантов их решения. Это должно стать главным моментом в деятельности современного менеджера по управлению персоналом и обеспечивать ему успех и карьерное продвижение. Во многом именно этому и посвящена настоящая диссертация. Завершая его рассмотрение, отметим, креативный менеджмент берёт своё начало из классическогоменеджмента – науки управления людьми. Сам креативный менеджмент мы считаем специфическим видом менеджмента, где на первый план выходит творческое, нестандартное управление, направленное на преобразование самой организации и развитие личности сотрудников. Основной единицей креативного менеджмента выступает творчество – феномен и процесс изменения окружающей действительности и создания нового продукта; креативный менеджер, отличающийся креативностью – способностью мыслить необычно, рождать новые, нестандартные идеи; креативное образование – вид образования, который сегодня может и должен выступать альтернативой традиционному, прагматическому образованию, в силу своей нацеленности на становление и развитие профессионала, способного оперативно, мобильно, творчески, адекватно отвечать на вызовы и требования времени.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы