Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Программы, формы и методы развития творческих способностей будущих менеджеров по персоналу
Проблема развития творческих способностей будущих менеджеров по персоналу в вузе на сегодняшний день требует изучения, анализа и, возможно, пересмотра сложившейся системы профессионального образования студентов. Несмотря на ежегодно увеличивающееся число выпускников, получающих диплом по направлению «менеджмент», заметим, что «в России все острее проявляется дефицит квалифицированных кадров, которые могут работать творчески, нестандартно в изменяющихся условиях среды» [58, 412]. Во многом здесь вина именно вузов, так как, по мнению С.В.Максимовой, «большинство учебных заведений < …> не столько развивают личность будущего творца, сколько «потчуют» его инструментальными навыками, в результате чего получаются хорошие исполнители, но не творцы» [27, 6]. Ещё более жёстко на данную тему высказался М.К. Горшков, член-корреспондент РАН, директор института социологии РАН: «современный выпускник вуза слегка обучен, чуть-чуть воспитан, творчески неразвит»[14, 18.]. Кроме того, по мнению ряда ученых (Ю.Н. Лапыгин, В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина и др.) в начале XXI века «назревший кризис образования выражается в недовольстве получателей и заказчиков образовательных услуг в связи с накопившимися противоречиями между: - потребностями рынка труда в творческих работниках и неумением выпускников применять знания, полученные при изучении дисциплин; - большим объёмом учебной информации, получаемой студентом в процессе получения образования, и невысокой эффективностью её усвоения; < …> - заказом общества на креативно, нестандартно, инновационно мыслящих молодых профессионалов и приверженности преподавателей старым дидактическим методам и приёмам образования, когда студент становится пассивным потребителем знаний» [24, 73]. В связи с этим сегодня возникла необходимость выделения новой отрасли педагогики – креативной, в рамках которой ключевым моментом становится обучение студентов творческому мышлению с помощью различных методов и приёмов раскрытия творческого потенциала будущих специалистов, в том числе и менеджеров по управлению персоналом. На сегодняшний день существуют различные подходы к профессиональному образованию. Как отмечает в своей диссертации исследователь Е.В. Батоврина, «анализ теоретических исследований и практики развития креативности позволяет выделить несколько ведущих подходов: - общий подход. Осуществляется без учёта специфики какого-либо вида профессиональной деятельности; - специальный подход. Специфика конкретного вида деятельности учитывается. Использование данного подхода характерно для развития креативности как раз в рамках вузовской профессиональной подготовки; - деятельностный подход. Развитие креативности, раскрытие творческого потенциала учащихся, студентов возможно в процессе деятельности, при этом сама деятельность должна носить творческий характер. Данный подход разработан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Б.М. Тепловым и др. - системный подход. Главная идея – удовлетворение потребности участников учебного процесса в творческой реализации, создание атмосферы творческого сотрудничества, свободного самовыражения личности; - компетентностный подход. Здесь учитывается возможность сформировать ряд ключевых компетенций будущего профессионала в процессе обучения в вузе [5, 110]. По нашему мнению, к перечисленным подходам следует добавить ещё и эвристический подход (от греч. heurisko – отыскиваю, нахожу, открываю), позволяющий изменить позицию студентов с пассивно-потребительской на активно-преобразующую. Эвристическое обучение ставит целью генерирование учащимися новых идей, конструирования собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Его активным сторонником считается А.В. Хуторской. По его мнению, основной характеристикой такого обучения является создание творческого продукта, а сверхзадачей – творческое раскрытие и самореализация учащихся [92]. Обучить искусству генерировать новые идеи может креативная педагогика. Однако, данное инновационное направление в системе педагогической науки и образовательной практики необычно, непривычно и пока не имеет широкого распространения и применения. Тем не менее, как бы этого не хотелось «в современных условиях прогрессирующей динамики, < …>, революции в области информационных технологий современное образование не может сохранить традиционную позицию простого воспроизведения процессов профессиональной подготовки и деятельности» [23, 9]. Сегодня необходимо образовательный процесс развернуть в сторону креативности. При этом, как отмечает Л.М. Андрюхина, «должны меняться принципы организации обучения и типы подачи знаний, само образование должно быть ориентировано не только и не столько на объем усваиваемой информации, сколько на раскрытие умений, способов и способностей мыслить» [3, 7]. Интересное суждение высказал Р. Фарсон. Эту позицию приводит в своём учебнике В.И. Маршев: «одна лишь профессиональная подготовка делает людей однообразными, так как всех обучают одним и тем же навыкам и приёмам, а образование же (как более широкое понятие), которое даёт возможность сверить личный опыт с преподаваемыми идеями, имеет свойство делать людей разными, отличными друг от друга. И благо образования состоит в том, что получивший его менеджер становится уникальным и независимым» [33, 681]. О творческом преобразовании образовательного процесса, безусловно, рассуждают также теоретики и практики педагогики, считающие, что важнейшей характеристикой творчества в их сфере выступает следующее – «его продуктом всегда остаётся развитие личности» [55, 12]. С точки зрения Н.В. Мартишиной, «образовательный процесс необходимо так строить, чтобы и педагог и обучающийся, осознавая себя личностями, наделёнными многообразием творческих качеств, стремились эти качества привести в движение, преобразуя окружающий мир и постоянно изменяя, совершенствуя себя» [31, 335]. Как уже отмечалось, реальностью сегодняшнего дня становятся креативная педагогика, креативная психология, даже креативная псипедагогика, креативное образование. А.Г. Алейников, ещё в 1989 году в статье «О креативной педагогике», опубликованной в Вестнике высшей школы (№ 12), высказал мысль о том, что, в конце XX века «существующие способы преподавания и решения задач недостаточны для удовлетворения потребностей общества. Должны появиться школы обучения творчеству, и как результат этого развития – новая педагогика (назовем ее – креативная), цель которой преобразовать любой предмет в творческий учебный процесс, обучающий и воспитывающий творческих учащихся» [1, 29]. Как показало наше исследование, именно подобный подход и должен быть реализован при профессиональной подготовке будущих менеджеров по персоналу. Нам показалось целесообразным в настоящем разделе диссертации привести некоторые критерии креативности учебных программ и учебных пособий, разработанные группой российских ученых-педагогов (А.И. Башмаков, Ю.Г.Круглов, В.В. Попов): - формирование цели обучения как достижения некоторого созидательного результата; - наличие эвристических стратегий, тактик, методов, приёмов и задач, предполагающих их использование в подготовке будущего специалиста; - формирование у обучающихся осознания социальной значимости творческой деятельности, потребности в творчестве (выделено нами – Д.Б.), развития абстрактного мышления и осознания себя как субъекта творчества; - наличие методов и средств контроля и оценивания творческих способностей обучающихся; - наличие методов и средств последовательного моделирования будущей профессиональной деятельности с использованием элементов деловой игры; - использование способов психофизиологической активации творческой деятельности; - наличие примеров работы творцов-новаторов в технике, науке, образовании, управлении, искусстве и др. [45, 186]. Интересен для нашего исследования взгляд автора рабочей программы дисциплины «Креативная педагогика в техническом вузе» В.В. Попова доктора технических наук, профессора педагогики РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, заслуженного изобретателя РФ. Он считает, что «если студент хочет стать по-настоящему успешным человеком, нужно овладевать не только профессиональными знаниями и умело использовать их на практике, но и освоить методы и средства для постоянного развития собственного творческого потенциала, а так же эффективно учить этому людей, которые станут единомышленниками, способными выходить за рамки репродуктивной деятельности, генерировать множество продуктивных идей и воплощать их в жизнь» [74]. Всему этому, полагает автор программы, можно обучить будущих специалистов в рамках изучаемой дисциплины, на которую отведено 72 часа (2 з.е.). Кроме того, обязательны 18 практических занятий и самостоятельной творческой работы, в ходе которых, «каждый обучающийся достигнет значимых научных и практических результатов (подготовит материалы для научной статьи, доклада на научную конференцию, заявок на изобретения, полезные модели) и существенно разовьет свое творческое мышление и творческий потенциал, сформирует у себя основы новой инновационной культуры» [74]. Интересный опыт есть и в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина. Так, на естественно-географическом факультете у студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование, преподаётся дисциплина по выбору «Педагогика творчества». Её цель – «сформировать творческую личность, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности» [67, 55]. В рамках дисциплины рассматриваются такие вопросы, как творческие характеристики личности современного педагога, изучение творческого «Я» человека, творчество в образовательном процессе, педагогические технологии творчества, методы и приёмы профессионально-личностного развития и саморазвития современного педагога и другие. Схожая программа – «Педагогическое творчество» – есть и в магистратуре «Педагогика высшей школы», о чём будет сказано далее. На факультете социологии и управления, при изучении дисциплины «Конфликтология», студенты знакомятся и решают кейсы по предупреждению конфликтов в организации, готовят видео-презентации, посещают мастер-классы, встречи с менеджерами-профессионалами, достигшими определенных высот в карьере. Хотелось бы, чтобы данный позитивный опыт получил своё распространение. Важнейшей из проблем учебного процесса выступает проблема «как учить», то есть методы обучения. Большая современная педагогическая энциклопедия приводит следующее определение: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащегося, при которой учащиеся усваивают знания, умения, навыки и развиваются их личностные качества и способности» [41, 310]. Кроме того, обращаем внимание на такую дидактическую категорию, как формы обучения. Это «внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в определенном порядке, режиме» [41, 648]. Именно от эффективности использования методов и форм обучения зависит количество и качество получаемых студентами знаний, умений и навыков. Поиск и построение методов и форм активизации и раскрытия творческого потенциала студентов – будущих менеджеров по персоналу основаны на особенностях поставленной творческой задачи. Среди таких форм назовем, по нашему мнению, важные и необходимые для профессиональной подготовки менеджера: игровые – ролевые, деловые, имитационные, инновационные игры и другие; неигровые – кейс-стади, разбор деловой документации (basket-метод), тренинги, мастер-классы, интерактивные и On-line лекции. Так же, назовём и такие специальные методы, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), метод «мозгового штурма», метод эвристических вопросов, свободных ассоциаций, синектики и другие. Отметим, что большинство названных форм и методов давно и успешно применяются в зарубежных университетах, таких как Манчестерский (бакалаврская программа «Менеджмент креативных проектов»), Миланский (магистерская программа «Креативный директор»), Нью-Хемпширский, Бостонский (магистерская программа «Техника поиска нестандартных решений»). В университете Буффало изучается курс «Прикладная творческая фантазия», Хардфордширский университет в Великобритании набирает абитуриентов на факультет креативной индустрии. В Куала-Лумпуре (Малайзия) осуществляет образовательную деятельность Университет креативных технологий. В рамках нашего исследования охарактеризуем эти формы и методы. Игровые формы. Обычно в сознании человека слово «игра» ассоциируется с некоторой соревновательностью, противоборством, несерьезностью. Иногда игру определяют, как «непродуктивный вид деятельности, где важен процесс, а не результат» [40, 51]. Целью игры в учебном процессе выступает обучение участников поиску новых, порой, неожиданных решений в различных условиях, где реальность заменена моделью. Очевидно, что «в условиях отстраненности от реальности игроки испытывают меньший дискомфорт и становятся более способными к генерированию нестандартных решений» [24, 90]. Одна из характеристик игры – это свобода выбора в игровом поведении, что обусловлено непредсказуемостью игры, отсутствием готовых алгоритмов решений – это позволяет игрокам проявлять инициативу, и раскрывает их творческий потенциал. Так же важной характеристикой игры может выступать творчество, как вид человеческой деятельности, проявляющее в креативности и творческом характере взаимодействия студента с внешней средой. «Творческий характер игры позволяет выйти за рамки, установленные в реальной жизни, импровизировать, фантазировать, менять модель поведения игроков < …> в поиске креативных, необычных решений» [24, 93]. Третья характеристика игры – это ярко выраженная эмоциональность группового взаимодействия и удовольствие от смены вида деятельности. По нашему мнению, серьёзным креативным потенциалом для развития творческих способностей будущих менеджеров по персоналу имеют ролевые игры, в рамках которых участники действуют согласно выбранным ролям, импровизируя и определяя направление и исход действия. Погружаясь в условия подобных игр, студенты управленческих специальностей могут сформировать некоторые модели профессиональных действий, увидеть (предвидеть) некоторые результаты, возможные при различных вариантах развития событий. В условиях совместной, командной деятельности будущие менеджеры по персоналу приобретают навыки социального взаимодействия с подчинёнными, опыт принятия эффективных и инновационных решений в разных ситуациях. С успехом в профессиональной подготовке таких студентов можно использовать и деловые игры – упрощённое воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, с которыми они столкнутся в своей будущей ежедневной профессиональной деятельности. Использование деловых игр в учебном процессе будущих менеджеров по персоналу способствует развитию их профессиональных компетенций, активизирует творческое мышление, формирует умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в команде. Нельзя не упомянуть и управленческие имитационные игры. Они несколько похожи на деловые игры и представляют собой модель той среды, в которую в будущем может попасть сегодняшний студент. Управленческие имитационные игры предусматривают следующие цели: развитие управленческих навыков работы, полноценное усвоение концепций и методов управления, получение комплексного представления о типичном объекте управления. Отметим и инновационные игры – «совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение будущего менеджера по персоналу мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приёмам ориентирования в нестандартных ситуациях» [69, 4]. Как отмечает автор метода инновационных игр, И.Д. Дудченко, в процессе игры «участники работают над решением «размытой», а не жёстко структурированной задачи; основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт. В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение и резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы» [69, 5]. Отметим, основной эффект подобной игры заключается в видоизменении, перевороте сознания студентов от традиционного способа мышления к инновационному, творческому. Неигровые формы. К ним отнесем решение кейсов или case-study, которые впервые были применены в стенах Гарвардской школы бизнеса, где каждому студенту предлагается к решению несколько сотен кейсов, которые он изучает в разных учебных дисциплинах. При решении кейсов предоставляется возможность проверить теорию на практике и развить способность к творческому мышлению [2, 5]. Сегодня – это современная, часто используемая техника обучения, когда моделируется определённая, конкретная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и конкретных предложений по эффективному решению проблемы. Как правило, кейсы основаны на реальном фактическом материале или приближены к возникающей ситуации. Отметим, что использование этого метода в учебном процессе подготовки будущих менеджеров по персоналу имеет большое значение, так как он способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, увязывает теорию с практикой, позволяя применить теоретические знания к практической ситуации, и предоставляет возможности предложить нестандартное, креативное, неожиданное решение проблемы. Исходя из личного опыта, могу сказать, что сегодня многие международные компании используют кейсы при отборе кандидатов на вакантные места. Успешному обучению будущих менеджеров по персоналу способствует интересная форма проведения занятий – разбор деловой документации или баскет-метод (буквально – корзина-метод), когда студенту предлагают выступить в роли руководителя, которому срочно требуется разобрать накопившиеся на его рабочем столе бумаги. Ситуацию можно усложнить телефонными звонками, приёмом посетителей. Преимущество этого метода заключается в том, что развивается способность к анализу, самостоятельной работе, принятию решений, наблюдается высокая включённость в решение поставленных задач и стремление решить проблему, во что бы то ни стало. Тренинг, как форма обучения творчеству имеет цель – создать условия для самораскрытия творческих способностей студентов и самостоятельного поиска ими способов решения проблемы. Тренинг – это добывание знаний и перенесение их на профессиональную почву под руководством тренера (в его качестве выступает преподаватель-коуч), когда при помощи положительного подкрепления формируются нужные навыки поведения и стираются нежелательные. Считаем, что студентов, получающих профессию менеджер по управлению персоналом, важно знакомить и погружать в атмосферу тренингов по развитию творческого мышления и генерирования новых идей, таких как «Зачем нужна креативность в менеджменте? », «Создай креативную среду вокруг себя» и другие. Это можно сделать с помощью интерактивных лекций, On-Line лекций, организации мастер-классов, приглашая на семинарские занятия успешных топ-менеджеров. В этом направлении большую работу ведет «АdidasGroup» – головная компания по продаже спортивной одежды, обуви, инвентаря. Так, в феврале 2017 года коуч – топ-менеджер из Москвы проводил для сотрудников Рязанского отделения фирмы мастер-класс «От стажера до менеджера или почему ритейл – это сложно», где была презентована новая концептуальная программа развития будущих лидеров «True Creators», в ходе которой обсуждались реальные бизнес-задачи компании и предлагались креативные идеи для их решения. Среди специальных методов активизации творческого мышления назовем теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ-метод). Его автор – выдающийся популяризатор творчества, изобретатель С.Г. Альтшуллер поставил задачу: «Как сразу и быстро (без перебора вариантов) находить сильные решения проблемы? ». Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ: объективности законов развития систем, противоречия (преодоления противоречий), конкретности [61, 73]. В рамках своей теории С.Г. Альтшуллер сформулировал несколько основных приёмов устранения технических противоречий, но в дальнейшем эти принципы начали активно применять не только в технической сфере, но и в бизнесе, менеджменте, маркетинге, социологии, педагогике. В попытке придумать что-либо новое, внести нечто творческое, креативное в свою работу менеджер может столкнуться с некоторыми проблемами, например, как изменить, улучшить условия труда сотрудников, что бы при этом не пострадал сам производственный процесс. В данной ситуации – цель обучения приёмам ТРИЗ будущих менеджеров по персоналу связана со стремлением научить их мыслить системно, решать самостоятельно и нешаблонно свои проблемы, развить собственные творческие качества. Главное, что даёт ТРИЗ менеджеру – это уверенность в том, что для успешного управления надо постоянно быть в поиске, постоянно изобретать, предлагать что-то новое и осознание того, что нет неразрешимых ситуаций. Одним из методов активизации творческого мышления, который успешно применяется сегодня в процессе обучения в вузе, выступает метод «мозгового штурма». Это коллективное генерирование идей решения творческой задачи, где главная цель – собрать как можно большее количество идей, освободиться от инерции мышления, преодолеть привычный ход мыслей. Автор метода А. Осборн заметил, что «одни люди больше склонны к генерированию идей, другие – к их критическому анализу < …>, следовательно, творческий процесс поиска решения необходимо разделить на два этапа: генерация идей и их экспертиза» [4, 79-80]. Этап генерации идей – совместный интуитивный поиск и выдвижение самых неожиданных предложений, где всякая критика запрещена и, наоборот приветствуется «дикость» и «небанальность». Этап экспертизы идей – критический анализ и отбор предложенного. К достоинствам этого метода отнесём то, что он уравнивает всех членов группы, которые участвуют в процессе сотворчества, а так же наличие доброжелательной атмосферы, располагающей к раскованности и активизации воображения и интуиции. Метод эвристических вопросов применяют для сбора дополнительной, уточняющей информации в условиях проблемной ситуации. Он довольно прост и эффективен для решения любых задач. Подобные вопросы развивают интуицию, мышление и логику. В своей профессиональной деятельности менеджер по управлению персоналом должен в совершенстве владеть методом постановки эвристических вопросов, так как с их помощью можно эффективнее выстроить собеседование, с которого и начинается приём персонала на работу. Они позволяют снять с собеседника напряжение, расположить его к беседе, не допустить ухода от основного направления разговора. Как уже не раз отмечалось, в настоящее время в учебных заведениях, к сожалению, развитию способностей, интуиции, генерированию новых идей уделяется недостаточное внимание. В качестве одного из методов, способных восполнить этот пробел, можно назвать метод свободных ассоциаций. По мнению психологов, «результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерирования новых идей, существенно повышается, если широко использовать новые ассоциации, которые порождают продуктивные идеи решения проблемы» [23, 73]. Для будущего менеджера важно иметь представление о применении этого метода в своей профессиональной деятельности. Студентам на занятиях можно предложить ряд упражнений, позволяющих описать, допустим, с помощью ассоциаций свою предполагаемую работу, своего руководителя, себя в выбранной профессии. Считаем, что это позволит более широко и объективно взглянуть им на избранную специальность и собственные возможности продуктивного существования в ней. Пожалуй, одним из самых неординарных методов развития творческих способностей является метод синектики (от англ. synectics — «совмещение разнородных элементов»). В целом он чем-то похож на «мозговой штурм». Главным отличием синектики от метода «мозгового штурма» является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые «подпитывают» процесс коллективного мышления. Они предлагаются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. К достоинствам метода отнесем то, что он позволяет менеджеру забыть стандартные пути принятия решений, выстроить цепь ассоциаций, проявлять терпимость к чужим идеям и готовность к их обсуждениям, верить в успешность своей идеи. В нашем исследовании мы не ставим цель – проанализировать все существующие формы и методы активизации творческого мышления, их около двухсот. Наша задача – показать необходимость применения некоторых из них, наиболее приемлемых и полезных для использования в учебном процессе в вузе при формировании профессиональных компетенций и развитии творческих способностей будущих менеджеров по персоналу. Выводы по второй главе На основе теоретического анализа тех аспектов исследуемой проблемы, что были представлены в главе, мы делаем следующие выводы: Профессиональная подготовка будущих менеджеров по персоналу должна осуществляться в условиях высшего профессионального образования, одной из важнейших целей которого является развитие творческого потенциала человека. Развитие творческих способностей будущих менеджеров по персоналу есть сложный процесс, модель которого представляет совокупность нескольких компонентов, объединённых логикой движения от цели, продиктованной потребностью государства и общества в высококвалифицированных, отличающихся развитыми творческими способностями менеджерах, к результату – развитым данным профессионально-личностным свойствам. Компонентами модели выступают целевой, организационно-содержательный, процессуальный, результативный компоненты. В модели также представлены психолого-педагогические условия внешнего (гуманная творческая развивающая и развивающаяся среда вуза, осуществление творческого сопровождения профессионально-личностного развития студентов – будущих менеджеров со стороны преподавателей) и внутреннего (активность, самостоятельность, внутренняя свобода, мотивированность студентов) порядка. Здесь же зафиксированы ключевые субъекты образовательного процесса – преподаватели и студенты. Учебный процесс становится креативным и оказывает серьёзное влияние на развитие творческих способностей будущих менеджеров по персоналу, если в нём используются такие формы, как интерактивные и On-line занятия, различные игры, мастер-классы, тренинги, практикумы. Способствует этому и включение в обучение комплекса методов: анализа кейсов, разбора деловой документации, решения изобретательских задач, мозгового штурма, эвристических вопросов, свободных ассоциаций, синектики и других. Предложенная модель, примеры программ, форм и методов обучения, могут стать основой преобразования процесса профессиональной подготовки в вузе будущих менеджеров по персоналу, направленного на развитие творческих способностей личности с целью её ориентации на максимально полное развитие креативных начал.
ГЛАВА 3. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы