Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Долг и уверенность в себе
«Вера без дел мертва» (Иак., 2.20). «Каждый да испытывает своё дело» (Гал., 6.4). «Мы соработники у Бога» (1 Кор., 3.9) 5.1. Четвертое личностное чувство – это чувство долга. Оно являет нам возраст нашей зрелости или тот период жизни, в который мы не просто исполняем повеления Божии, как в юношеском возрасте, не просто сохраняем непорочность и доверие к Отцу Небесному, как детстве и отрочестве, но уже выполняем дела веры, т. е. становимся в меру своих сил и способностей, по выражению ап. Павла, соработни-ками Отцу Небесному. Впервые в библейской истории в своей полноте это чувство было проявлено у Моисея, исполнившего поручение и выведшего свой народ из Египта. 5.2. Очень разными и часто совсем не великими и не эффектными могут быть дела Божии, исполняемые нами. Так это может быть вера в Сына Божия в условиях воинствующего атеизма, сохранение верности Церкви во время смешения всех вероисповеданий или жизнь в добровольной бедности, чрезвычайно плохо понимаемой в атмосфере всеобщего обогащения, в редких случаях какие-то творческие свершения. Но какими бы не были для нас дела Божии, они именно наши дела и ни чьи более, и Отец Небесный спрашивает и даже наказывает нас тогда, когда мы только сомневаемся в выполнимости этих наших дел. Наглядный пример тому мы видим в Ветхом Завете при исходе евреев из Египта, которые и были обречены на сорокалетнее странствование по пустыне, именно за неверие в дело, к которому они были призваны – завоевать землю обетованную. И сомневающиеся её так и не обрели. Понимание нашего соработничества у Бога чрезвычайно важно нам ещё и потому, что нередко, когда говорят о спасении как о цели жизни, то понимают его очень узко и, сводя всё дело к личному совершенствованию в полумонашеских подвигах, уклоняются от исполнения Божиих дел. Конечно, для прирожденных мистиков монашеское делание является совершенно обязательным, однако дела Божии даже здесь могут потребовать оставления иноческих трудов и включения в деятельную жизнь. И это мы нередко наблюдали в истории христианства, особенно в периоды борьбы с ересями. Наглядный пример подобного рода являет свт.Григорий Палама, который был вынужден оставить свою созерцательную жизнь на Афоне и включиться в борьбу за отстаивание чистоты православного вероучения перед лицом воинствующего рационализма Варлаама. Отмечу, дела Божии в таких случаях могут и не совпадать с нашим призванием или с нашими талантами. Так, одарённый художник и выдающийся хирург Войно-Ясенецкий был призван стать служителем Христовым и защищать христианское вероучение от нападок атеизма именно в период, когда особенно подчеркивалась его «ненаучность». 5.3. Выполняя дела Божии, мы впервые обретаем подлинную уверенность в себе, в своей жизни, в своем существовании и эта убежденность, даваемая нам Отцом Небесным при нашем соработничестве Ему, придает нашей жизни ту самую наполненность, по которой томится большинство людей. Это и есть подлинно полнокровная жизнь, и не просто даже убежденность в себе и в своем праве на жизнь, но именно особое сознание нашей нужности Богу в Его Домостроительсном Действе в мире. Конечно, редко кому, как Моисею, даётся дело, занимающее всю его жизнь, но даже и небольшие дела дают нам ощущение нашей нужности и полезности Богу, и это и есть духовная зрелость мужа. Без сопричастности к ней, при нашей духовной праздности мы не только обрекаемся на подневольное рабское существование, аналогичное жизни евреев в Египте во времена угнетавших их фараонов, но те из нас, в ком особенно одарено это чувство, временами испытывают мучительные приступы неуверенности в себе, переходящие со временем в уныние, а нередко и в душевные недуги. Ибо никогда чисто земные дела, какими бы они не казались нужными и полезными для человека, не могут принести людям, одарённым в этом чувстве, до конца полного удовлетворения и полной уверенности в себе, без чего люди этого чувства жить не могут. Уныние это одна из самых тяжелых и мучительных страстей человеческих, и не случайно сорок дней Великого поста мы молим Господа, чтобы Он избавил нашу душу от духа праздности унылой, и праздность здесь имеется в виду именно духовная. 5.4. Как определить, какие дела для нас Божии, а какие нет, ведь сейчас трудно рассчитывать на прямой контакт с Отцом Небесным, разве что в исключительных случаях? Прежде всего, по тому, как делается «дело», а также по его внутреннему воздействию на нас. Через Божие дело мы не только вырастаем духовно, но и очень многое открывается нам при этом, даже вне зависимости от прямых результатах этого дела. Именно в соработничестве Богу мы обретаем ту единственную и неповторимую точку зрения на людей, мир, события, которая характерна только для нашей личности, и которую ничто другое нам дать не может. Далее. Обычно при выполнении Божиих дел мы испытываем Божию помощь, причём нередко в самых затруднительных или даже трагичных поворотах нашей жизни. Определённым или даже неожиданным образом устраиваются наши дела, и даже несчастья. Так у А. И. Солженицына, которому идея (желание) стать историком русской революции пришла ещё в детстве, – даже рак не оказался препятствием к этому. И многие его беды оборачивались в конечном итоге к его главной «выгоде» – ещё более полному воссозданию художественной истории тех страшных лет нашей исторической жизни, о которых мы знаем так мало правды. Ну а когда мы отказываемся соработничать с Отцом Небесным нас ждут всевозможные лишения, наподобие тех, что испытали иудеи за сорокалетнее странствование по пустыне, т.е. голод, жажда, укусы ядовитых змей, бесприютность и многое другое, по сравнению с которыми даже рабство повседневного тяжелого и изнурительного труда – кажется желанным избавлением. Через четвертое личностное чувство приходит к нам также и сознание полной нашей безнадежности, когда мы полагаемся только на собственные силы или когда начинаем нужные Богу дела по своему усмотрению. Вспомним Моисея. Первая или самостоятельная его попытка облегчить его соплеменникам жизнь в египетском плену кончилась весьма плачевно. И потому, когда Отец Небесный призвал его вывести своих единоверцев из Египта, он согласился не сразу и даже ставил условия, которые Бог принял. Но какая поучительная разница в претворении своего и Божьего дела. Даже первые неудачи лишь укрепили и закалили его, никаких колебаний и сомнений – мужество и упорство и обращение в самых тяжелых, казалось, безыс-ходных обстоятельствах к Богу. И его уверенность и укоренённость в деле, передалась его соплеменникам, и они пошли за ним. 5.5. Человеку, ставшему в меру своих сил соработником Отцу Небесному, Бог открывается и лично. Вспомним явление Бога на Хориве, в пламени несгорающего куста и др. И, как правило, это не просто откровения Личного Бога, но они несут и что-то очень важное всем людям: новые законы жизни, заповеди, установления, либо новое более глубокое понимание своей веры или новый характер ритуальных (сакральных) отношений человека с Богом. Таким образом, мы узнаем, что наш Бог – это Бог, открывающийся лично людям, делающим Его дела, хотя и не только им. Другими словами о нашей вере можно сказать, что она богооткровенная. И именно в личности человека заложена возможность, и вместе с тем, и потребность личного общения с Богом безо всяких посредников. Вот на этой-то потребности и спекулируют лже-отцы, режиссируя свое появление перед телекамерой, в собраниях, на площадях, демонстрируя «неусыпную» и «постоянную» заботу о людях, «веру» в них, и т. д. и т. п. Мы должны понимать, что всё это лишь декорации грандиозных обманов, в которых мы никогда не должны участвовать, даже в качестве статистов. 5.6. Из всего сказанного следует, что самое главное для нас в этом чувстве, это найти свое личностное дело, причём не как своё, но как дело Божие. Если мы по каким-то причинам найти такого дела для себя не можем, то таким делом могут стать национальные задачи, ибо нации тоже осуществляют Божии дела в истории. К примеру, таким божественным делом для русского народа, является сохранение и развитие Православия, как особого исповедания данного нам Богом, исповедывания не раз спасавшего нас как народ в течение нашей долгой и трудной исторической жизни. И в дальнейшем только с Православием мы будем живы как нация. Тут совпадают Божественное, личностное и национальное. Это особенно важно сознавать сейчас, когда экуменизм всё больше и больше размывает рамки различных христианских конфессий, а униатство соблазняет внешней независи-мостью от безбожного государства и атеистической правящей партии. Тем не менее, а может быть и особенно поэтому, именно Православие – наше христианство на всю историческую жизнь. С ним мы живы как нация и как личности, жить им или в нём призван каждый русский человек, тем более, верующий в Бога. Переходя в униатство, католичество, протестантизм, мы предаем или изменяем не только своему народу, своей личности, но и Богу. Я уже не говорю про атеизм, агностицизм или восточные культы. Характерно то единодушие, с которым говорят о русском Православии выдающиеся деятели нашего народа. Хотя и обратно, кто не говорит, точнее, кто не думает так в сердце своём, тот мельчает как творческая личность и, в конце концов, губит свой талант. Если и различаются между собой высказывания о русском православии, то лишь в оттенках, деталях, аспектах. Так прот. С. Н. Булгаков считал миссией русских свидетельствовать о чистоте и красоте православного христианства, проф. В. Н. Лосский – о глубине догматического богословия православного вероучения и т.д. 5.7. Как относится тот или иной человек к православию русского народа? Это важнейший критерий, по которому мы должны определять свое отношение как к нему лично, так и к тому, что он говорит, обещает, куда призывает и т.д. Если человек против православной «исключительности» русского народа (человека) и даже если он нейтрален к этому, – нам с ним не по пути. Его путь пролегает мимо нашего, более того, он вольно или невольно может не просто увести нас с нашего пути, но и завести на дьявольскую тропу, ведущую к бездне. И заметим, это абсолютный критерий, в особен-ности важный теперь, когда не так просто сориентироваться в различных мнениях и обещаниях, звучащих кругом. Этот критерий безошибочно определяет тех, кто сознательно или бессознательно, но метит в лже-отцы, тех, кто хочет заслонить нам Отца Небесного. Заключая с этим чувством, заметим следующее. Соработни-чество у Бога существует в сознании и жизни многих народов, поклоняющихся Единому Богу, тем более это должно сознаваться всеми христианами. Хотя мы и не должны объявлять священных войн или новых крестовых походов, иметь нечто подобное для себя – обязаны. И здесь, как и везде, недосягаемым примером является для нас Иисус Христос, Который исполнил всё порученное Ему Отцом, как и сказал Он Сам: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин., 43). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы