Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Догмат об основополагающих субстанциях доменов



Основополагающими субстанциями доменов человека (качествами, дарами Божиими человеку) являются свобода, вера, мысль – в душе человека, верность, надежда, воображение – в тонком теле человека, дух (харизма), любовь и красота– в телесных доменах человека.

3.3. До сих пор мы рассматривали райского или первозданного человека. Грех изменил нас, но не отменил метафизическую структуру и состав человека. Первым, и вероятно главным, последствием грехопадения первых людей явилось то, что в человеке открылось «адское подземелье» или греховные уровни бытия в дополнение к трём существующим. (духовному, идеально-душевному и плотскому). Поскольку человек создан для одновременного существования на трёх уровнях бытия, то выпадение из духовной сферы, т. е. отказ от христианства, единственной духовной религии, делает его обитателем (насельником) «адского подземелья» уже при жизни. Самое печальное и даже трагичное заключается в том, что человек (многие в Европе, да и у нас) уже не воспринимают это как грех, в первую очередь против своего «устройства», и принимают это за норму.

Поясню это на примере нашего отношения к деньгам. В Евангельской притче господин дал одинаковую плату работникам, хотя они трудились разное время. Те, которые работали в жару и зной сочли это несправедливым, хотя они получили то, о чем договаривались. Для плотского человека оплата должна полностью соответствовать затратам и условиям труда. Работодатель проявил щедрость, характерную для идеально-душевного уровня. Духовный уровень отношения к деньгам – это милостыня. Замечу, в ней мы радикально избавляемся от власти над нами денег, правда, лишь в случае, когда творим милостыню с чистым сердцем. В постхристианское время в Европе узаконен грех ростовщичества, когда деньги делают деньги. Более того, банкиры весьма уважаемые члены общества. Замечу, с христианских позиций, национализация банков имеет несомненно моральное значение для общества, искореняя грех ростовщичества. Следующим «узаконенным» грехом современного европейского общества является существование безработицы, принимаемой как норма жизни. Каждый человек обязан трудиться и государство должно об этом позаботиться. Когда человек не имеет такой возможности и живет на пособие, он становится вынужденным грешником. Свободный рынок труда – есть узаконенный грех общества против человека. Такой общественный порядок не может считаться справедливыми.

А теперь сделаем дополнение ко второму догмату о человеке: Отказ от духовного уровня бытия делает человека обитателем бесовского подземелья, отказ и от идеально-душевного уровня – насельником демонического уровня бытия.

Духовный уровень человека и общества обеспечивает только христианская религия, душевно-идеальный – культура в самом широком смысле слова. И значит все нехристианские религии, а также государства и общества, не признающие христианство в той или иной степени, греховны по своей сути.

В заключение напомню еще и следующее: лишь исповедование Пресвятой Троицы и Богочеловечества Иисуса Христа открывает нам духовную сферу жизни. Ни единобожие, ни тем более многобожие и безбожие, не знают духовной сферы и вынуждены обитать в «адских подземельях» даже не сознавая свою греховность. Эту истину мы не имеем права замалчивать, хотя её, несомненно, признают не «толерантной». Но от этого она не перестанет быть истиной и законом нашей жизни.

3.4. Все приведенные выше догматы касалось метафизической структуры человека. Однако существует еще и догмат о метафизическом составе или полноте человека. Собственно не называя этого догмата, мы разобрали его выше, когда говорили о четырех логосах, вложенных в человека. Сформулируем этот уже восьмой и, вероятно, заключительный догмат о человеке: Полнота человека и мира выражена в четырех проявлениях.

Свт. Василий Великий свидетельствовал, что весь мир сотворен по образу Креста, т. е. четыреединым: «Прежде деревянного Креста воздвигнут был целому миру мысленный Крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной и сила которого, заключающаяся в среде, проходи в четыре части» Блаженный Иероним утверждал: «Крест – общая для всех движений форма и для всего живого; это даже самого мира вид».

Перед началом Всенощной возглашается: «Слава Святей, и Единосущей, и Животворяей, и Нераздельной Троице! ». В символе веры полнота христианской веры выражается в четырех её свойствах: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Как пишет В. Н. Лосский: «Четыре свойства Церкви находятся в таком гармоническом сочетании, что, упразднив или изменив характер одного члена этого четверочастного различия, мы упраздним само понятие Церкви или же глубоко его изменим, отчего изменится характер и других её свойств… все четыре свойства Церкви взаимно друг друга утверждают и не могут существовать одно без другого». Полнота жизни и учения Иисуса Христа раскрыта в четырех Евангелиях, составляющих в то же время единство Благой вести. В соответствии с видением св. Иоанну Богослову четырех таинственных существ на Престоле Христа Вседержителя в храме небесном, названия их стали в дальнейшем ассоциироваться с евангелистами: телец, символ жертвенного животного – с Лукой; лев, символ царской власти – с Марком; человек, символ человеческой природы – с Матфеем; орел, символ высшей, горней, ангельской природы - с Иоанном. Эта связь четырех апокалиптических существ с евангелистами лишний раз подчеркивает четыреединство Благой вести и не случайность канонизации именно четырех Евангелий.

В притче о сеятеле все люди разделены на четыре типа по восприятию апостольской проповеди: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его… Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен; когда настанет скорбь или гонения за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово. И оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен».

4. Сознание (чувство) метафизического единства
и основополагающие ценности человека

4.1. Одной из характернейших черт человеческого естества является наличие в нём сознания, что он не существует сам по себе, а является частью разного рода единств. Ибо ничто на свете не может существовать само по себе, без всякой связи с чем-либо иным.

Это сознание первично в человеке, т. е. оно не выводится путём рассуждений, не доказывается, и является, по сути, субстанцией, как мы ранее определяли, второго порядка.

Существует четыре основополагающих единства, к которым принадлежит человек (см. восьмой догмат о человеке). Соблюдение этих единств обеспечивает полноту нашей жизни. Ими же определяются и первичные или основополагающие ценности человека. Сложность и даже трагичность нашей эпохи для многих соотечественников вызвана тем обстоятельством, что они утратили понимание приоритетности этих ценностей и сознание исключи-тельной важности сохранения этих основополагающих единств.

4.2. Первое единство – это наше единство во Христе, ибо все мы сыны Божии, по вере во Иисуса Христа (Гал.3, 26). Отсюда и молитва Спасителя о нас: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17.21). Хотя о церковном единстве писали многие, написанного всё равно недостаточно, ибо это единство самое главное наше единство, без которого во многом блекнут и все остальные. Я уже не говорю, что это есть спасительное единство, спасающее нас от вечной смерти, греха и болезней. Я приведу лишь свидетельство митр. Евлогия (Георгиевского). Он писал: «Церковь ценность вечная, самодовлеющая, превыше всяких других ценностей жизни. Церковь в нас и вне нас. Она откровение Царства Божия на земле, небо, низведенное Христом на землю, Тело Христово. Чуждая преображениям мира, она опора жизни и морали. Не сливаясь, не отождествляясь с жизнью, вливаясь в нас, она является обожествляющим, благодатным её началом, евангельской «закваской», благодаря которой жизнь бродит, преображается, приуготовляясь к божественному плану бытия. Чем жизнь греховнее, чем тяжелее её бремя, тем участие Церкви нужнее, и нужда в ней настоятельнее. Церковь должна занять в жизни центральное место. Все сферы человеческого существования и деятельности должны найти в ней свое освящение» [26, с. 595].

4.3.1. Церковное единство православных христиан не отменяет других единств, хотя существуют лукавые люди по-своему интерпретирующие слова ап. Павла, что во Христе нет уже ни иудея, ни язычника (Гал.3, 28). Апостол, продолжая, говорит, что во Христе нет ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского. Тем самым, хотя мы одно во Христе, это не лишает нас ни пола, ни социального статуса, ни национальности. Народы, племена, «языки» (культуры) были, есть и будут до конца времен. Это следует из Св. Писания. На всем Его протяжении, от книги Бытия до Откровения святого Иоанна Богослова мы встречаем эти понятия. Из этого следует, что народы, племена, «языки» будут существовать до конца света, и значит, и наша причастность к ним. Её и следует называть народностью или национализмом в самом первичном значении этого слова. Другими словами, это не только основополагающая, но и вечная реальность нашего мира.

При этом нет никакой противопоставленности упомяннутых двух единств: Церкви и Нации. Напротив, они предусматривают существование друг друга. И не случайно основание Церкви – день Пятидесятницы – это день схождения Святого Духа на апостолов и говорение ими разными языками.

4.3.2. Пример сочетания христианства и национализма явил нам ап. Павел, признав свое кровное родство и печаль за братьев своих, родных ему по плоти, то есть израильтян (Римл.9, 2-3). «Братие! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Бозе, но не по рассуждению» (Римл. 10, 1-2).

Не должны и мы отрекаться от своей принадлежности к русскому народу. Более того, это второе основополагающее единство в высшей степени присущее русскому человеку и которое Ф. М. Досто-евский характеризовал как «неустанную жажду в народе русском, всегда в нём присущую, великого, всеобщего, всенародного единения».

Если жизнь со Христом мы называем христианством, то жизнь интересами и нуждами своей нации – национализмом.

Движущая сила веры в великую творческую силу своей Нации – главный источник нашей личной пассионарности, возвышающий нас над всеми невзгодами, потерями и испытаниями личной судьбы, позволяющий уверенно повторить слова А. В. Суворова, что «мы всё перенесём и всё преодолеем». В то же время отказ от национализма – главная причина смятения и уныния многих наших соотечественников, переходящих нередко в плененность этими страстями.

Поскольку понятие национализма сейчас отделено от народности и постоянно не только демонизируется, но и искажается, надо еще раз уяснить его понимание для нас.

Националист – это не только тот человек, который всей душой и сердцем любит свою Родину и Нацию, являясь верным и преданным сыном (дочерью) своего Народа, не только тот, кто знает и уважает прошлое России и желает ей славы, мощи и величия в настоящем и будущем. (Так определил национализм в начале прошлого века П. И. Ковалевский). И это не только тот человек, который верит в инстинктивную и духовную силу своего народа (И. А. Ильин).

Национализм в наше время это, прежде всего, ответственность за нравственное состояние своего Народа, в т. ч. и за беспризорных детей, пьянство, наркоманию, аборты, за брошенных стариков, вымирающие деревни и города.

Быть националистом в наше время это, прежде всего, преодолеть отчужденность от своих соотечественников. Мы становимся русскими тогда, когда принимаем как брата своего каждого русского, в особенности попавшего в беду.

Наконец, это исполнение призыва прп. Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы побеждать ненавистное разделение русских людей». То есть быть выше деления на белых и красных, бедных и богатых, бывших диссидентов и новых русских и, наконец, на сугубо православных и сугубо русских.

«Конечно, христианство выше и шире национализма, – пишет в письме от 26.10.1944) митр. Евлогий (Георгиевский), – и на вершинах его перед Престолом Господним нет ни эллина, ни иудея, равно как ни православного, ни католика, а есть только праведные и грешные и над ними единый Христос Бог наш. Но пока мы живём на этой грешной земле, неизбежны, необходимы разделения национальные и конфессиональные. И против этого ничего не поделаешь. Национальность (точнее народность) – это голос крови, заражённой первородным грехом, а пока мы на земле, мы несём следы этого греха и не можем стать выше его. То же я думаю о конфессиональных разностях. Но, будучи убежденным националистом, т. е. верным и преданным сыном своего народа, я, конечно, совершенно отвергаю тот звериный национализм, который проявляют теперь немцы по отношению к евреям, рано как, будучи православным, я чужд религиозного фанатизма. Выше всего я чту свободу во Христе. Вот, в самых общих кратких словах мое исповедывание» [23, c. 613–614].

4.3.3. Национализм не только искусственно противо-поставляется народности. Очень часто его пытаются вытеснить из общественной жизни, заменив общероссийским патриотизмом. А словом россиянин заменить слово русский. Это вызывает у многих соотечественников отчуждение от самого понятия россиянин. Однако многие достойные люди и в прежней Императорской России пользовались этим понятием. М. И. Кутузов говорил: «пускай земледелец, обрабатывая вокруг военных укреплений мирное своё поле, не трогает их своим плугом; пускай и в более позднее время будут они для россиян священными памятниками мужества».

Российский патриотизм, как единство коренных российских народов, для которых Россия не «эта страна», а Родина, и которую они вместе с русскими защищали и защищают от врагов, нападающих на нашу землю, должен жить в наших сердцах. Но это не основополагающая ценность, а последующая вслед за русским национализмом. И это позволяет нам, будучи русскими, жить в братской любви с коренными российскими народами и народностями, сохранять и оберегать нашу общую Родину от всех вмешательств в нашу совместную жизнь.

4.3.4. Гуманизм, как утверждение ценности и достоинства любого человека или по слову Ф.М.Достоевского «всемирная отзывчивость» русского человека, сегодня находится под огнём критики многих православных патриотов. При этом они считают свой народ частью человечества и его интересы ставят выше национальных, не видя в этом вопиющего противоречия. Однако гуманизм не сам по себе плох, а плохо то исключительно высокое место, на которое его возводят, как его сторонники, так и противники.

На самом деле мы должны быть не только христианами, русскими националистами, российскими патриотами, но и гуманистами, т. е. сострадать всему человечеству. Наша принадлежность к единству рода человеческого даже обязывает нас принимать участие в процессе его развития, а не уклоняться в изоляционизм. Развитие науки и техники не только сблизило нас физически, оно создало и новые проблемы, которые можно решать только сообща. Это прежде всего эпидемиологические и экологические угрозы, а также угрозы ядерной и термоядерной войны, вовсе не устраненные навсегда. И тут гуманизм создает базу для международного сотрудничества. Замечу «Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора» утверждает, что «человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством».

4.3.5. Завершает онтологические единства человека космизм или единство человека с Природой в самом общем смысле этого слова, то есть с природой, меньшими братьями, вселенной. На этом единстве по существу базируется всё «зеленое» или экологическое движение, составляя его правду, ибо этому единству соответствует живущая в человеке потребность жить в согласии с окружающей средой, воспринимаемой как наш большой дом. Космизм по определению прп. Иустина (Поповича) это ощущение космоса как продолжения собственного тела. Сознаваемое так наше единство с Природой (Космосом) уже не воспринимается как пережиток язычества, а, напротив, являет собой подлинно христианское отношение к окружающему миру.

4.3.6. Как соотносятся между собой обозначенные нами основополагающие ценности или чему они соответствуют в человеке? Как известно, человек существует в трех состояниях: духовном, душевном и плотском. «Три состояния жизни признает разум, – пишет св. Никита Стифат – плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный» [24, с. 111]. На духовном уровне мы соединяемся с Богом и общаемся с ангелами или бесплотными духами. Этому состоянию отвечает наша вера и наша причастность к Церкви. Душевно-идеальному уровню человека отвечают ценности национализма и патриотизма, плотскому (земному) ценности гуманизма и космизма.

Все вышеперечисленные нами ценности и единства должны находится в согласии между собой и развиваться по своим законам в строгой иерархической соподчиненности – Церковь, Нация, цивилизация, человечество, космос. Никакое из этих единств нельзя ни абсолютизировать, ни демонизировать. Все они должны жить в наших сердцах или, точнее, все они должны быть движущими силами нашей деятельности и творчества. Нельзя ставить перед ними не свои задачи, а затем строго спрашивать и судить за них. Так Церковь нельзя вмешивать в политику, культуру, экономику, соответствующие душевно-идеальному уровню жизни народа. Да Она живет в истории, государстве, но не историей, политикой, культурой. Церковь независима и самостоятельна. Церковь всегда с человеком и только с ним, в каких бы политических, экономических и социальных условиях она не существовала. Решать эти задачи должны мы сами, опираясь на православную духовность, национальные традиции, здравый русский смысл, широту своей натуры, самоотверженность и верность русского характера. И только так мы найдём свой русский путь в истории.

4.3.7. Чрезвычайная важность сохранения единства Церкви подчеркнута и утверждена в нашем сознании символом веры: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» И нет более важной задачи сейчас для нас и она должна возвышаться над всеми частными проблемами, соблазнительными для некоторых «ортодоксальных в квадрате» христиан. В своей борьбе за право жить без ИНН или против экуменизма, переходящих рамки допустимых границ частных мнений и угрожающих новым расколом, о котором мечтают все наши враги. Но этого не будет, если мы осознаем эту проблему и не поддадимся на провокации. Точно также чрезвычайно важно сохранить единство Русской Нации, всех россиян, единство рода человеческого и сознание единства природного мира. И потому все нападки на православие, национализм, патриотизм, гуманизм и космизм русского человека должны отвергаться незамедлительно всеми доступными нам средствами. Мы должны ясно сознавать, нет большей трагедии, чем потеря единства с Церковью, Нацией, Родиной, человечеством, космосом. Все остальные меркнут перед ними.

 

5. ение свободы» в кн. «Судьба и грехи России», т. 2,
С-Пб., 1992 г., с. 252

6. Н. А. Бердяев «О назначении человека», М., 1993 г., c.82, 83

7. Свт. Игнатий Брянчанинов, «Слово о человеке», С-Пб, 1993г., c. 21.

8. Добротолюбие, т. 5., М., 1900 г., c.111

9. «Трибуна русской мысли», №2, 2002 г., с. 11

10. «Богословские труды». №37, М., 2002, c. 63


Л. М. Марцева


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь