Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зрительного внимания, рост интереса к которому приходится
На 1970-е гг., психологи столкнулись с тем, что метафора Внимания как фильтра для зрительной модальности не вполне Уместна. Более того, даже в отношении слухового внимания некоторые вопросы ставились с трудом. Например, понимая внимание Как фильтр, невозможно изучать его распределение. Фильтр можно Только переключать либо менять его настройки, однако сама идея Распределения, внимания, столь распространенная как в анекдотах О древних полководцах и императорах, так и в обыденной речи, В метафоре фильтра никак не отражена. Эта метафора задает изучение Только сфокусированного внимания, а вся феноменология Распределенного внимания остается за пределами научного психологического Исследования. В итоге в психологии внимания появились две новые метафоры. Каждая из них подчеркнула такие аспекты внимания, которых не позволяла увидеть метафора фильтра [177; 178]. Метафора прожектора и парадигма селективной установки В исследованиях внимания В метафоре прожектора внимание вновь предстает как отбор Или выбор необходимой информации. Прожектор высвечивает определенный Участок территории, оставляя все остальное в тени. Его работа сходна с функционированием внимания, которое делает Одни объекты субъективно более ясными и отчетливыми, тогда как другие ≪ остаются в тени ≫ и воспринимаются более смутно и тускло, Если замечаются вообще. В главе 2 мы уже отмечали, что метафора Прожектора позволяет описать большинство свойств внимания. Некоторые исследователи, например американский нейробио- лог Бернард Барс [ПО], видят в метафоре прожектора средство Отечественный патопсихолог Юрий Федорович Поляков (1927 —2002) также Усматривал за многообразными нарушениями познавательной деятельности при шизофрении именно нарушение избирательности познания [58]. 152 Понять одновременно работу и сознания, и внимания. Внимание Может быть представлено как механизм, который выбирает, куда Следует направить прожектор. Сознание же —результат освещения Этим прожектором определенных объектов. Обратимся вслед За Б. Барсом к старой, но не забытой психологами и физиологами метафоре театра сознания. Внимание в таком ≪ театре ≫ будет Сродни работе осветителя, направляющего осветительные лампы То на одного, то на другого актера. Результат же этой работы — высвечивание фигуры того или иного актера лучом прожектора — может быть сопоставлен с появлением данного персонажа в сознании. < *? Метафора прожектора ставит перед психологами новый круг Исследовательских вопросов. Начнем с того, что с ней возвращается Едва ли не старейший вопрос экспериментальной психологии внимания: каков объем внимания —размер ≪ пятна света ≫ от Прожектора, сколько объектов прожектор может осветить одновременно? Однако появляются и новые вопросы: какова форма этого пятна, насколько оно однородно, как происходит его ≪ перемещение ≫ и как осуществляется управление перемещениями? Наконец, что происходит, когда человеку нужно решать несколько Задач или наблюдать за несколькими объектами в разных частях поля зрения: растягивается ли это метафорическое ≪ пятно света ≫ От прожектора, чтобы охватить все необходимые объекты, или же луч прожектора ≪ расщепляется ≫ на несколько частей? В связи с этими и другими вопросами, возникшими вместе с Метафорой прожектора, складывается и новая парадигма в исследованиях Избирательного внимания, обозначенная Э. Трейсман и Д. Канеманом как парадигма селективной установки. в ней —прежде всего зрительное внимание, которое Столь же естественно сопоставляется с прожектором, как слуховое —с фильтром. Далее, внимание как ≪ прожектор ≫ может и Должно быть на что-то избирательно направлено или, иначе говоря, |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы