Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Свою очередь выступает в качестве теории, дающей объяснение



Накопленным экспериментальным фактам и предсказаниям относительно

Того, как внимание поведет себя в новых ситуациях.

Однако метафора не только полезна, но и чревата возможными

Исследовательскими ошибками. Вместе с характеристиками объекта-

источника (например, технического устройства), которые адекватно

Описывают внимание, в создаваемую на основе метафоры

Модель неизбежно включаются и другие его характеристики, которые

Не имеют никакого отношения ни к вниманию, ни к человеческой

Психике в целом. А эти характеристики могут увести исследования

Психики в заведомо ложном направлении.

Исследования внимания в когнитивной

Психологии: метафоры и парадигмы

Как и в случае классической психологии внимания, историю

Когнитивной психологии внимания можно проследить через последовательную

смену метафор внимания [177; 178]. Как правило,

К смене метафоры, а вслед за ней и исследовательской парадигмы,

Приводит накопление критического количества наблюдений

Или фактов, которые не поддаются осмыслению в контексте доминирующей

Метафоры.

В этом суть так называемого принципа фальсифицируемости, заявленного в

Качестве критерия научности теории австрийским философом и методологом

пауки К.Р.Поппером (1902—994) [59]. Другой важный, по его мнению, критерий

Научности теории —ее непротиворечивость.

149

Внимание как отбор. Метафора фильтра и парадигма

Фильтрации в исследованиях внимания

На начальных этапах становления когнитивной психологии

Стали появляться простейшие модели, в которых познание как

Переработка информации представлялась в виде отдельных устройств,

Или блоков, в соответствии с этапами процесса переработки,

описанными в теории информации:

I. Кодирование (ввод данных в систему переработки).

II. Хранение и/или трансформация данных.

III. Поиск и/или извлечение (вывод данных из системы).

Соответственно модели познания как переработки информации

содержали блок ввода (органы чувств), блок вывода (готовый

Перцептивный образ, полученное решение мыслительной задачи,

Речевой отчет или двигательная реакция) и ряд центральных

Блоков, перерабатывающих и/или передающих информацию.

По аналогии с техническим устройством считалось, что среди

Центральных блоков обязательно окажется хотя бы один, для

Которого характерны ограничения на количество перерабатываемой

Информации в единицу времени. Перед подобным блоком

Необходим фильтр, который защитил бы его от перегрузки.

Понятие ≪ фильтр ≫ было заимствовано когнитивной психологией

Из радиотехники; исследования внимания в середине XX столетия

Начались с работ по слуховому вниманию, и начал их инженер-

Акустик Колин Черри (1914—979), эксперименты которого

Нам предстоит обсуждать в гл. 5. К. Черри описал результаты

Своих исследований на привычном для него языке, сравнив функционирование

Внимания с фильтрацией помех и различных частот

при настройке радиоприемника на определенный канал [94; 135].

Метафора фильтра влечет за собой ряд исследовательских вопросов,

касающихся местоположения этого ≪ фильтра ≫ и защищенного

Им блока с ограниченной пропускной способностью в

Системе переработки информации, принципов работы фильтра и

его настройки. Когда психологи начали отвечать на эти вопросы,

Сложилась исследовательская парадигма1, которая доминировала

В исследованиях внимания как отбора с 1950-х по 1960-е гг. В работе

Двух выдающихся когнитивных психологов внимания Д. Канема-

На и Э. Трейсман2 она была обозначена как парадигма фильтра-

Понятие ≪ парадигма ≫ ; вслед за работами Томаса Куна (1922—996) по методологии

науки, определяется как ≪ научные достижения, которые в течение


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь