Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шива сутры как важнейший элемент метаязыка грамматики Панини



Волошина О.А.

Шива сутры

1.         a i u                                                 Ṇ

2.                                                                             K

3.          e o                                                                

4.         ai au                                                              C

5.          h y v r                                                

6.          l                                                                        Ṇ

7.          ñ m      ṇ n                                       M

8.          jh bh                                                             Ñ

9.          gh  h   dh                                                      Ṣ

10.          j   b  g   d                                       

11.        kh ph ch ṭ h th c ṭ t              V

12.         k p                                                     Y

13.         ç ṣ    s                                              R

14.         h                                                              L  [Sharma, 2000: 1].

Прежде чем мы начнем рассуждать о характере звуковых элементов Шива-сутр, опишем широко применяемый Панини прием пратьяхары - сокращенного представления класса языковых элементов. Этот технический прием позволяет Панини использовать в тексте грамматики самые разные комбинации звуковых элементов Шива-сутр, более того, прием пратьяхары, как мы покажем далее, организует весь текст Шива-сутр.      

Фонетическая база Шива-сутр

Можно ли сказать (упрощая и неизбежно искажая картину), что Шива-сутры - фонетическая классификация звуков? Артикуляционно-акустическая основа списков Шива-сутр очевидна, но непонятно, зачем Панини понадобилось придумывать новый перечень звуков, ведь известно, что индийский алфавит представляет собой строгую и исчерпывающую фонетическую классификацию звуковых сегментов, чрезвычайно удобную для описания фонетики санскрита. Еще до Панини в Индии существовала традиция описания и точной характеристики звуков, наблюдения за характером ударения, типом интонации и т.п. Идеи древнеиндийских фонетистов сразу же были высоко оценены европейскими лингвистами, знакомство европейцев с древнеиндийскими лингвистическими трактатами стимулировало развитие фонетики в Европе. И.А. Бодуэн де Куртенэ писал: «Одному только древнеиндийскому (санскритскому) алфавиту…свойственен порядок, основанный на физиологическом и акустическом родстве и на естественной последовательности ассоциируемых с графемами произносительно-слуховых элементов. Поэтому изучение санскритского алфавита может служить прекрасным введением в общую фонетику» [Бодуэн де Куртенэ, 1912: 91]. Современные исследователи отмечают: «индийский алфавит – единственный в мире, где порядок знаков не случаен, а основан на почти безупречной научной классификации фонем» (Катенина, Рудой, 1980: 72).

В самом деле, расположение графических значков в алфавите санскрита отражает строгую артикуляционно-акустическую классификацию соответствующих им звуковых сегментов. Важно заметить, что при обозначении согласных звуков на письме в системе деванагари графический значок обозначал не отдельный согласный звук, а слог – сочетание согласного звука с гласным а. Гласные звуки в изолированной позиции или в позиции начала слова обозначались специальными графическими значками, а в позиции после согласного – диакритиками.

Горизонтальные, и вертикальные ряды таблицы имеют определенную фонетическую характеристику.

Алфавит санскрита [5]

Гласные

Гласные простые краткие и долгие:   a    i        u      ū

Сонанты слогообразующие (краткие и долгие)     

Гласные дифтонгического происхождения        

и дифтонги   е   ai o au

Согласные

  Глухой простой Глухой придыхательный Звонкий простой Звонкий придыхательный Носовой
 Велярные   ka kha ga gha  a
   Палатальные   ca cha ja jha  a
 Церебральные   ṭ а ṭ ha  a  ha ṇ a
 Дентальные   ta tha da dha na
 Лабиальные   pa pha ba bha ma

 

 

Неносовые сонанты                  ya  ra  la  va

 

Фрикативные шумные             ç a  ṣ a   sa  ha

Итак, алфавит деванагари организован с учетом четкой фонетической классификации звуковых сегментов, передаваемых графическими значками. Во-первых, алфавит строго противопоставляет гласные, слоговые сонанты и согласные звуки. Во-вторых, дает характеристику согласных по месту образования (горизонтальные ряды таблицы - varga) и способу образования: сначала идет перечень смычных согласных (sp ṣ ṭ a - «образованные прикосновением»), затем полугласных (antaḥ sthā - «стоящие между») и фрикативных (спирантов) (ū ṣ man- «жар, зной»).

Гласные расположены в следующем порядке: простые гласные (краткие и долгие), слогообразующие плавные сонанты, гласные дифтонгического происхождения и дифтонги. 

Далее идет основной корпус согласных звуков (первая группа согласных - смычные), представляющий собой прямоугольную таблицу, состоящую из пяти горизонтальных рядов (varga) - ряд заднеязычных (kaṇ ṭ hya) – k kh g gh  ; палатальных (tā lavya) – с  ch j jh ; церебральных (mū rdhanya)- ṭ ṭ h   h ṇ; зубных (dantya) – t th d dh n; и губных (oṣ ṭ hya) – p ph b bh m. Мы видим, что все пять рядов содержат по пяти смычных согласных, расположенных в строго определенном порядке, а именно: глухой, глухой придыхательный, звонкий, звонкий придыхательный, носовой звук. Таким образом, алфавитное расположение звуков строго противопоставляет звонкие и глухие согласные, придыхательные и непридыхательные, носовые и неносовые (по этим признакам звуки группируются в вертикальные столбцы).

Затем следует вторая группа согласных - ряд неносовых сонантов, расположенных с учетом места образования: палатальный (у), язычный (r), зубной (l) и губной (v). Два согласных в центре ряда: r и l – плавные согласные.

Третья группа согласных представляет собой ряд шумных спирантов, расположенных в следующем порядке - ç, ṣ, s и задненебный спирант h.

Панини составляет пратьяхары на основе алфавита, если ему необходимо перечислить согласные, имеющие общее место образования.  Так, он употребляет символ kU для обозначения группы велярных согласных, представленных в алфавите: k, kh, g, gh, . Символ kU объединяет последовательность звуков, начиная с k, а показателем конца цепочки является анубандха U.  Аналогично с учетом алфавитного расположения звуков образуются символы cU, ṭ U, tU, рU, обозначающие, соответственно, ряды палатальных, церебральных, зубных и губных согласных. Панини использует алфавитное расположение звуков крайне редко, лишь в тех случаях, когда расположение звуков в алфавитном порядке помогает кратко и более наглядно продемонстрировать то или иное правило грамматики. Например, сутра coḥ kuḥ (8.2.30) гласит, что палатальные звуки пратьяхары cU  меняются на велярные kU, когда cU конечные или за ними следуют согласные пратьяхары jhaL. Например, va(c> k) + t (C) + Su > vaktā.

Как уже было сказано, Панини редко использует алфавитное расположение звуков санскрита, традиционный алфавит, отражающий артикуляционно-акустическую классификацию звуков санскрита, оказался мало пригодным для формулирования правил грамматики. Для достижения собственной цели – описания грамматики санскрита - Панини создает новую классификацию звуков - Шива-сутры, которая, без сомнения, тоже является своеобразной фонетической классификацией, используемой для описания синтеза словоформ санскрита в грамматике Панини.

Рассмотрим артикуляционно-акустическую характеристику звуков в Шива-сутрах.

Первая сутра содержит простые краткие гласные a, i, u и обозначается пратьяхарой аṆ, вторая сутра содержит слогообразующие сонанты ,  - пратьяхара  K. Первый и второй классы объединились в единую пратьяхару аК, которая обозначает простые гласные.

Третья сутра содержит гласные дифтонгического происхождения e, o  - пратьяхара е, а четвертая сутра - собственно дифтонги ai, au - пратьяхара aiС. Вместе гласные третьей с четвертой сутры образуют пратьяхару еС.

Пятая сутра состоит из полугласных звуков h, y, v, r, объединяемых пратьяхарой hа   Особняком стоит согласный 1, представляя шестую сутру. Полугласные звуки y, v, r, l обозначаются пратьяхарой yaṆ.

Седьмая сутра содержит носовые звуки: ñ, m, , ṇ, n; и составляет пратьяхару ñ аМ.

Восьмая и девятая сутры содержат звонкие смычные придыхательные: jh, bh, gh,  h, dh, которые объединяются пратьяхарой jhaṢ.

Десятая сутра представляет собой ряд звонких смычных непридыхательных согласных j, b, g, , d, которые обозначаются пратьяхарой ja.

Одиннадцатая сутра содержит ряд глухих смычных придыхательных kh, ph, ch, ṭ h, th и непридыхательных c, ṭ, t, которые представлены пратьяхарой khаV. Следующая пратьяхара содержит согласные k, p, объединяемые пратьяхарой  kaY. Пратьяхара khaY объединяет все глухие смычные придыхательные одиннадцатой и двенадцатой сутры.

Тринадцатая сутра представляет фрикативные согласные ç, ṣ, s, обозначенные пратьяхарой ç аR (8.3.35, 36), а последняя сутра содержит единственный согласный h, который, объединяясь с фрикативными согласными, включается в пратьяхару ç aL.

С полным основанием можно утверждать, что звуки в Шива-сутрах группируются по их фонетическим признакам, характеристикам, то есть Шива-сутры - фонетические классы.

Список фонем санскрита

Гласные и неносовые сонанты:  a i u v r l   e ū o (ai) (au) ( )

Шумные и носовые согласные:

k kh g gh ( )  h

c ch j jh ç

ṭ ṭ h   h ṇ ṣ

t th d dh n s

p ph b bh m

А.А. Зализняк отмечает, что звуки i и y,  и r,  и l находятся в дополнительной дистрибуции и объединяются в фонемы /i/, /r/ и /l/. «Слогообразующий звук (i, ,  ) выступает в позиции между согласными, а также после согласной перед паузой и после паузы перед согласной. В прочих позициях выступает неслогообразующий звук (y, r, l)» (Зализняк, 1987: 797).

Висарга (ḥ – глухое придыхание после гласного) как «фонологически несамостоятельный звук» не включается в список фонем (как и его комбинаторные варианты – джихвамулия и упадхмания, засвидетельствованные только в ведийском языке). В круглых скобках показаны фонемы, обладающие «ограниченной фонологической самостоятельностью» - например, дифтонги ai, au (Зализняк, 1987: 797).

Итак, список фонем санскрита не совпадает с фонемоподобными единицами, нашедшими отражение в алфавите санскрита. В связи с этим интересным представляется вопрос - какие именно сегменты звучащей речи отражались за списком графических символов в алфавите деванагари?

Этот вопрос неоднократно обсуждался в лингвистической литературе, достаточно сослаться на содержательную статью А.В.Яковлева «О некоторых элементах фонологии в древнеиндийских фонетических представлениях» (2001). Автор указывает, что эти фонемоподобные единицы не совпадают ни со звуками, ни с фонемами (в традиционном понимании), предлагает называть эти единицы  спхотами и отмечает, что их список близок списку фонем, но не повторяет его. «Сам порядок перечисления звуковых сегментов санскрита, varṇ a-samā mnā ya, ставший впоследствии порядком расположения графем индийских алфавитов, в частности брахми и деванагари, близко подходит к тому, что современный фонолог установил бы для санскрита в результате субстиционально-дистрибутивного анализа изолированных слов» (Яковлев, 2001: 215). Тут же автор отмечает, что «к результату аналогичного исследования слитной речи этот список подходит еще ближе». Автор статьи пытается «реконструировать» фонологические представления древних индусов, нигде не сформулированные в явном виде, стремится определить научные принципы выделения именно такого списка элементов, который был предложен индийскими учеными и материализовался в алфавите деванагари. А.В. Яковлев утверждает, что древнеиндийские грамматисты «вполне последовательно проводили здесь вполне научный – и притом вполне фонологический – принцип, хотя их фонология не совпадает ни с одной из трех наиболее привычных нам фонологических традиций» (Яковлев, 2001: 218). Как известно, две ведущие отечественные фонологические школы (ленинградская и московская) расходились в количестве выделяемых в русском языке фонем, поскольку понимание фонемы существенным образом отличалось у представителей этих научных направлений[6].

Можно предположить, что в рамках грамматической традиции древней Индии возникла стройная классификация фонем санскрита на основе анализа фонетических характеристик реализаций этих фонем в звучащей речи. Именно эта система фонем (в понимании древнеиндийских грамматистов) и нашла отражение в алфавите деванагари.

Можно ли сказать, что Шива-сутры - тоже списки фонем? Если Шива-сутры - классификация фонем, то почему в перечне нет долгих гласных, а согласный h встречается дважды (в 5-ой и 14-ой сутре). Отсутствие долгих гласных тем более удивительно, что и в алфавите, хорошо известном Панини, и в реконструируемом списке фонем санскрита, строго различаются краткие и долгие гласные a i u. Конечно, долгие гласные звуки используются в тексте грамматики – хотя бы в самой первой сутре, формулирующей чередование v ddhi, однако в Восьмикнижии долгие гласные употребляются отдельно с анубандхой (например, ā Т), а не в составе пратьяхар на основе Шива-сутр. При необходимости указать на долготу гласного Панини употребляет термин dī rgha - долгий (гласный), например, в сутре aKaḥ savarṇ e dī rghaḥ (VI.1.101) - в результате сандхи краткие гласные, обозначенные пратьяхарой аК, сочетаясь с таким же гласным, превращаются в долгий гласный (a + a > ā ).  

Очевидно, что Панини в Шива-сутрах тоже оперирует фонемами (не звуками), но он формирует собственный список фонем таким образом, что Шива-сутры представляют собой не исчерпывающий перечень всех фонем санскрита, а такие классы фонем, которые позволяют наиболее экономно, но в то же время полно описать грамматику санскрита, то есть автор грамматики создает новую классификацию, отвечающую его целям описания санскрита, превращая, таким образом, Шива-сутры в важнейший элемент метаязыка грамматики. Анализ состава классов звуков Шива-сутр и их функционирование в грамматическом описании Панини целиком подтверждает это предположение.

Литература

1. Бернштейн 2002 - Бернштейн С.Б. Зигзаги памяти. Воспоминания. Дневниковые записи. М. 2002.

2. Бодуэн де Куртенэ 1912 - Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку. СПб. 1912.

3. Васильева, Виноградов, Шахнарович 1995 - Васильева Н.В., Виноградов В.А., Шахнарович А.М. Краткий словарь лингвистических терминов. М. «Русский язык». 1995.

4. Военец 2006 - Военец К. Древнеиндийская традиция (грамматика Панини) и современное индоевропейское языкознание. Дисс.на соискание уч. степени канд. филол. наук. Санкт-Петербург. 2006.

5. Волошина 2000 - Волошина О.А. Понятийно-терминологическая система Панини. Дисс. на соискание уч. степени канд. филол. наук. М. 2000.

6. Зализняк 1987 - Зализняк А.А. Грамматический очерк санскрита // Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М.: «Русский язык». 1987.

7. Захарьин 2007 - Захарьин Б.А. Санскритская грамматика Варадараджи. Varadarā ja laghusiddhā nta-kaumudī, или Облегченное освещение положений [санскритской грамматики]. М. 2007.

8. Катенина, Рудой 1980 - Катенина Т.Е., Рудой В.И. Лингвистические знания в древней Индии // История лингвистических учений: Древний мир. Л. 1980.

9. Парибок 1981 - Парибок А.В. Паниниевские «Пратьяхарасутры» в свете современной фонологии // Тезисы докладов и сообщений советских ученых к V Международной конференции по санскритологии. М. Ин-т востоковедения. 1981.

10. Трубецкой 2000 - Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М. 2000.

11. Яковлев 2001 - Яковлев А.В. О некоторых элементах фонологии в древнеиндийских фонетических представлениях // Язык и речевая деятельность. Том 4. Ч. 1. Санкт-Петербург. 2001.

 

12. Allen 1953 - Allen W.S. Phonetics in ancient India. London, New York, Toronto. Oxford University Press. 1953.

13. Bhatе 2002 - Bhatе S. Pā ṇ ini`s Descriptive Technique // Bhata S. Pā ṇ ini. Sahitya Akademi. New Delhi. 2002.

14. Misra 1966 - Misra N.V. The descriptive technique of Pā ṇ ini. Janua linguarum. Studia memoriae Nicolai van Wijk Dedicata. Series practica. XVIII. The Hague-Paris. 1966.

15. Sharma 1968 - Sharma R.K. Visarga in sanskrit // Studies in Indian linguistics. Linguistic society of India. Published by Centres of advanced study in Linguistics. Poona. 1968.

16. Sharma 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 - Sharma R.N. Aṣ ṭ  dhy yī of Pā ṇ ini. New Delhi. Vol. 1-2. 1990. (The second edition - 2000), Vol. III. 1995. (The second edition - 2002), Vol. IV. 1999. Vol. V. 2001. Vol. VI 2003.

17.  Staal 1988 - Staal F. A method of linguistic description. The order of consonants according to Pā ṇ ini // Staal F. Universals Studies in Indian Logic and Linguistics. The University of Chicago Press. Chicago and London. 1988.

18.  Thieme 1935 - Thieme P. Pā ṇ ini and the Veda: Studies in the Early History of Linguistic Science in India. Allahabad, 1935.

 

 


[1] Шива-сутры называются еще Пратьяхара-сутры, ведь ряды фонем в данном случае используются как материал для составления пратьяхар.

[2] Традиционно каждая сутра грамматики Панини нумеруется и обозначается последовательностью из трех цифр: первая цифра обозначает порядковый номер книги Восьмикнижия, вторая цифра - номер раздела и третья цифра - номер сутры. Например, сутра 1.1.74 - это семьдесят четвертая сутра первого раздела первой книги грамматики Панини. В данной статье используется издание Sharma R.N. Aṣ ṭ  dhy yī of Pā ṇ ini [Sharma, 2000].

[3] Анубандха может технически оформлять не только пратьяхару - класс единиц, но и сопровождать отдельный звук или морфему (при звуке используется традиционно пратьяхара Т; например, аТ - обозначение изолированного звука а).

[4] Теоретически на базе Шива-сутр можно сформировать 305 пратьяхар, но практически для описания грамматики санскрита используется только 42 (Misra, 1966: 41).

[5] Для простоты и удобства представления материала в работе приводится транслитерация знаков системы письма деванагари.

[6] Вот как писал о сложившейся в отечественной фонологии ситуации С.Я.Бернштейн: «Фонологи напоминают мне сектантов. Каждый хвалит свою секту, а другую полностью отвергает. Фонологи убеждены, что прежде никто в фонологии ничего не понимал, что ее вообще не существовало. Теперь она появилась, и ее представляет данная секта. Аванесов полностью отвергает Щербу, ученики Щербы - московскую фонологическую школу... Однако никто из них не задумывается над тем, почему русская орфография, в своих основах созданная давно, покоится на фонологических принципах... Все дело в том, что многие фонологические представления возникли еще в давние времена... Фонологи не понимают, что различия в некоторых фонологических принципах объясняются не общими логическими построениями, философскими принципами, а задачам данного описания» (Бернштейн, 2002: 194). 

[7] Важно отметить, что пратьяхара может объединять только те звуки, которые представлены в рядах Шива-сутр, но в пратьхаре содержатся не обязательно все звуки, имеющиеся в той или иной сутре. Так, теоретически пратьяхара yaÑ должна объединять звуки y, v, r, l, ñ, m, , ṇ, n, jh, bh, но практически эта пратьяхара у Панини включает только звуки y, v, m, bh, поскольку именно эти звуки являются начальными звуками глагольных и именных флексий, перед которыми происходит удлинение гласного звука корня.

[8] «Очевидно, что висарга не включена в Пратьяхара-сутры Панини» [Sharma, 1968: 308].

[9] Сутра 8.4.53 предписывает правило замены звуков пратьяхары jhaL на ja перед согласными jha, то есть согласные звуки сутр 8-14 (звуки пратьяхары jhaL) меняются на звонкие непридыхательные j, b, g, , d (звуки пратьяхары ja ) перед согласными jh, bh, gh,  h, dh, j, b, g, , d (звуки пратьяхары jha ). Например, labh + t C+ Su > labdhā, т.к.  bh (звук пратьяхары jhaL) перед dh (звук пратьяхары jha ) (kta > dha) меняется на b (звук пратьяхары ja ).

[10] Сутра 8.3.34 формулирует правило изменения конечного s в висаргу перед согласными пратьяхары khaR, то есть перед kh, ph, ch, ṭ h, th, k, p, ç, ṣ, s.


Волошина О.А.

Шива сутры как важнейший элемент метаязыка грамматики Панини

Ключевые слова: список Шива-сутр, метаязык грамматики Панини, звуки, фонемы, морфонемы.

Аннотация. Настоящая статья посвящена роли Шива-сутр - списка звуков санскрита в грамматике Панини. Автор сравнивает единицы, представленные в алфавите санскрита, фонемы санскрита и классы Шива-сутр. Использование в грамматике Панини символов - технических обозначений звуков, построенных на базе Шива-сутр, показывает морфонологическую природу классов в Шива-сутрах. Анализ Шива-сутр позволяет утверждать, что классификация фонем в Шива-сутрах, пратьяхары и звуки-индикаторы (анубандхи) являются элементами метаязыка грамматики Панини. 

Keywords: a list of the Shiva-Sutras, the metalanguage of Pā ṇ ini`s grammar, sounds, phonemes, mophonemes.

This article is devoted to the role of Shiva Sutras - the list of the Sanskrit sounds in the grammar of Pā ṇ ini. The author compares the elements represented in the alphabet of Sanskrit, the phonemes of Sanskrit and the list of the Shiva Sutras. The author analyzes the technical terms denoting groups of sounds in the Shiva Sutras and shows that these groups of sounds are morphonological classes. The analysis of the Shiva Sutras shows that the order of phonemes according to Pā ṇ ini, pratyā hā ra combinations and indicatory sounds belong to the metalanguage of Pā ṇ ini`s grammar.

Знаменитая грамматика Панини (Aṣ ṭ  dhy yī - Восьмикнижие), как известно, представляет собой совокупность правил-сутр (около 4000 правил), предписывающих синтез санскритских словоформ из морфем (в соответствии с этим основной текст грамматики называется pā ṇ inī ya vyā karaṇ a sutra v tti). Текст грамматики сопровождается тремя приложениями, содержащими перечень языковых элементов - исходных единиц, используемых при синтезе словоформ:  iva-sū trā s (список звуковых элементов санскрита), Dhā tu-pā ṭ ha (список санскритских корней) и Gaṇ a-pā ṭ ha (список именных основ); поэтому сутры Восьмикнижия содержат многочисленные ссылки на эти списки. Если Dhā tu-pā ṭ ha и Gaṇ a-pā ṭ ha (списки морфем) следовали за грамматикой как материал, из которого в соответствии с правилами создаются словоформы, то  iva-sū trā s (Шива-сутры) предшествовали тексту грамматики, являясь своеобразным ключом, помогающим «расшифровывать» сложный для прочтения и понимания текст Восьмикнижия. Список звуковых единиц в грамматике Панини получил название Шива-сутры, потому что, согласно легенде, сам бог Шива подарил грамматисту Панини эту классификацию звуков – божественное происхождение Шива-сутр подчеркивает огромную роль этого списка для понимания Восьмикнижия.

Шива-сутры неоднократно становились объектом лингвистического исследования, однако до сих пор этот текст остается не до конца разгаданным и порождает множество вопросов, как и грамматика Панини в целом. Во-первых, какие именно элементы перечислены в Шива-сутрах - это звуки, фонемы или своеобразные «фонемоподобные единицы» или морфонемы? Во-вторых, почему для своей грамматики Панини не использует традиционный алфавит, а создает собственную классификацию звуковых сегментов санскрита? Почему классификация, представленная в Шива-сутрах, выглядит именно таким образом - имеется в виду разбиение звуков на классы, порядок следования элементов в составе каждой сутры и т.п.? В нашей работе мы попытаемся предложить ответы на вышеперечисленные вопросы, исходя из роли Шива-сутр в грамматике Панини.

Шива-сутры - это 14 классов (рядов) звуковых единиц санскрита, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим принцип классификации звуков в Шива-сутрах, попробуем определить характер перечисленных единиц и особенности их группировки, учитывая функции звуков в словообразовании и словоизменении санскрита и способ подачи материала в грамматике Панини.

Шива сутры

1.         a i u                                                 Ṇ

2.                                                                             K

3.          e o                                                                

4.         ai au                                                              C

5.          h y v r                                                

6.          l                                                                        Ṇ

7.          ñ m      ṇ n                                       M

8.          jh bh                                                             Ñ

9.          gh  h   dh                                                      Ṣ

10.          j   b  g   d                                       

11.        kh ph ch ṭ h th c ṭ t              V

12.         k p                                                     Y

13.         ç ṣ    s                                              R

14.         h                                                              L  [Sharma, 2000: 1].

Прежде чем мы начнем рассуждать о характере звуковых элементов Шива-сутр, опишем широко применяемый Панини прием пратьяхары - сокращенного представления класса языковых элементов. Этот технический прием позволяет Панини использовать в тексте грамматики самые разные комбинации звуковых элементов Шива-сутр, более того, прием пратьяхары, как мы покажем далее, организует весь текст Шива-сутр.      


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь