Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что значит «хорошее соблюдение Ислама»?



 

Обладатели знания разошлись в этом вопросе на несколько мнений. [См. «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 116].

 

Первое мнение: хорошее соблюдение Ислама – это выполнение человеком обязательных религиозных предписаний и оставление всего запрещенного.

 

Человек, совершающий все обязательные предписания и некоторые желательные виды поклонения, а также оставляющий все запрещенное, считается тем, кто хорошо соблюдает Ислам.

Второе мнение: хорошее соблюдение Ислама – это достижение человеком степени ″ ихсана″.

Сообщается в известном хадисе, что Джибриль спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: " Поведай мне об ихсане". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть ихсана в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя» [Муслим, 8].

Человек, достигший степени ″ ихсана″, считается хорошо соблюдающим свой Ислам.

Третье мнение: хорошее соблюдение Ислама не является чем-то одинаковым, а отличается от человека к человеку. Чем лучше человек соблюдает Ислам, тем больше его достоинство и награда.

Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если любой из вас станет хорошо исповедовать Ислам, то за каждое доброе дело, которое он совершит, ему будет записываться совершение от десяти до семисот и более добрых дел, а за каждое дурное дело — совершение только этого дела» [аль-Бухари, 42; Муслим, 129].

 

 Если человек принял Ислам и хорошо соблюдал его, то за каждое доброе деяние, ему будет записываться награда, как минимум, в десятикратном размере, и она может дойти до семисоткратной, если он будет улучшать свое исповедование Ислама.

 

Чем лучше соблюдение Ислама, тем больше награда. Если соблюдение человеком Ислама будет великим, то ему будет записываться награда в семисоткратном размере.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ م َ ن ج َ ا ء ب ِ ا ل ْ ح َ س َ ن َ ة ِ ف َ ل َ ه ُ ع َ ش ْ ر ُ أ َ م ْ ث َ ا ل ِ ه َ ا ﴾

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние».

[Сура аль-Ан‘ам, аят 160].

 

Сказал ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, и другие обладатели знания: «Десятикратную награду за благое деяние получают верующие бедуины. Что же касается людей, хорошо исповедующих Ислам, то им полагается большая награда. Об этом говорится в словах Всевышнего: ″ Если поступок окажется хорошим, то Он (Аллах) приумножит его и одарит от Себя великой наградой″. [Сура ан-Ниса, аят 40]». [См. «Тафсир ат-Табари», 5/91; «Тафсир ибн Касира», 1/498; «ад-Дурр аль-Мансур», 2/539].

 

Это мнение является правильным, потому что есть разные степени хорошего соблюдения человеком Ислама.

 

Следует также указать на то, что люди, совершающие множество грехов, не являются хорошо исповедующими Ислам.

 

Оставление человеком того, что его не касается, является одним из признаков хорошего соблюдения им Ислама. Человек, совершающий деяния покорности и отдаляющийся от запрещенного, бывает поглощен подчинением своему Господу и ему некогда заниматься тем, что его не касается.

 

«…того, что его не касается…» ― речь идёт о том, что не принесёт человеку никакой пользы. Известно, что каждый мусульманин должен заботиться о шари‘атских вопросах. Каждый мусульманин должен заботиться о том, чтобы правильно понимать Коран и Сунну. Именно это указывает на хорошее соблюдение им Ислама.

 

Признаком хорошего соблюдения человеком Ислама является то, что он оставляет все слова, которые не принесут ему пользы ни в религии, ни в мирской жизни, ни в Последней обители. Это касается также оставления человеком изучения тех наук, которые не принесут ему пользы. Это касается также оставления человеком взаимоотношений и связей с теми людьми, которые не принесут ему пользы.

 

Оставление человеком того, что не принесет ему пользы, указывает на хорошее соблюдение им Ислама. Это указывает на то, что стремится к благу.

 

Если же человек начнет произносить слова, которые не приносят пользы, и слушать речи, которые не приносят пользы, то это станет причиной того, что в результате он совершит нечто запретное или допустит упущения в обязательных предписаниях религии.

 

Оставление человеком слов и речей, которые не приносят пользы, является признаком хорошего соблюдения им Ислама. Ведь, язык и уши – это источник ошибок. Человек будет рассчитан за то, что он произносил языком.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ م َ ا ي َ ل ْ ف ِ ظ ُ م ِ ن ق َ و ْ ل ٍ إ ِ ل ّ َ ا ل َ د َ ي ْ ه ِ ر َ ق ِ ي ب ٌ ع َ ت ِ ي د ٌ ﴾

«Стоит ему (человеку) произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель». [Сура Каф, аят 18].

 

Ангел записывает всё, что произносит человек, и даже то, что не является ни грехом, ни благой речью.

 

Поистине, некоторые праведные предшественники говорили: «Поистине, ангел записывает даже стоны больного человека». [Передает ад-Дейлями в «аль-Фирдаус», 5/537; Абу Ну‘айм аль-Асбахани в «Тарих Исбахан», 1/330, от ‘Али ибн Аби Талиба от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Также передали ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 2/443; ибн ‘Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 21/38, что Муджахид сказал нечто подобное. То же самое передается и со слов Тавуса. См. «Хильяту-ль-Аулия», 4/4; «Тахзиб аль-Камаль», 13/362; «ад-Дурр аль-Мансур», 7/596].

 

Ангел записывает даже то, за что человек не получит ни награды, ни наказания.

 

Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймия в «Китаб уль-Иман» [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 7/49] что нет доказательства, которое указывало бы на то, что ангел знает, за какие слова человек получит награду, а за какие – не получит. Ангел всего лишь записывает все слова человека.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ أ َ م ْ ي َ ح ْ س َ ب ُ و ن َ أ َ ن ّ َ ا ل َ ا ن َ س ْ م َ ع ُ س ِ ر ّ َ ه ُ م ْ و َ ن َ ج ْ و َ ا ه ُ م ب َ ل َ ى و َ ر ُ س ُ ل ُ ن َ ا ل َ د َ ي ْ ه ِ م ْ ي َ ك ْ ت ُ ب ُ و ن َ ﴾

«Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет! При них находятся Наши посланцы, которые записывают» [Сура аз-Зухруф, аят 80].

 

А также:

﴿ و َ إ ِ ن ّ َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ل َ ح َ ا ف ِ ظ ِ ي ن َ (10) ك ِ ر َ ا م ً ا ك َ ا ت ِ ب ِ ي ن َ ﴾

«Воистину, над вами есть хранители - благородные писцы» [Сура аль-Инфитар, аяты 10-11].

 

Подобных аятов множество.

 

Все это указывает на то, что оставление человеком слов и речей, не приносящих пользы, помогает ему достичь высоких степеней в религии.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ل ا ّ َ خ َ ي ْ ر َ ف ِ ي ك َ ث ِ ي ر ٍ م ّ ِ ن ن ّ َ ج ْ و َ ا ه ُ م ْ إ ِ ل ا ّ َ م َ ن ْ أ َ م َ ر َ ب ِ ص َ د َ ق َ ة ٍ أ َ و ْ م َ ع ْ ر ُ و ف ٍ أ َ و ْ إ ِ ص ْ ل ا َ ح ٍ ب َ ي ْ ن َ ا ل ن ّ َ ا س ِ ﴾

«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей». [Сура ан-Ниса, аят 114].

 

Человек также должен оставить изучение состояний людей, которые его не касаются. Человек должен оставить стремление узнать известия об определенном человеке: что он сказал, что он сделал, о чём он говорил с людьми, что ему ответили люди, и так далее.

 

Занятость такими вещами, которые тебя не касаются, противоречит хорошему соблюдению Ислама.

 

Следовательно, в данном хадисе содержится великая норма поведения. Мы обязаны стремиться к хорошему соблюдению Ислама, ибо в этом заключено великое достоинство. Нам не следует задавать вопросы, в которых нет пользы.

 

Нам не следует изучать известия о людях, которые не приносят нам никакой пользы: этот сделал так, а тот не сделал так, этот пошёл туда, а этот пришёл сюда. Всё это порицаемо.

 

В этом хадисе великое наставление избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно данной великой нормы поведения.

 

Поистине, признаком соблюдения человеком хорошего Ислама является оставление им того, что его не касается, того, что не приносит ему пользы ни в религии, ни в делах мирской жизни. Это влияет на праведность человеческого сердца и его деяний.

 

Некоторые праведные предшественники говорили о людях, которые слишком много говорят с другими людьми: «Эти люди неспособны совершать деяния, поэтому им остается только говорить».

 

Они много говорят, но мало делают, сидят часами, говоря об одном и том же, не приносящем им пользы, а всё это является порицаемым явлением. Если бы раб Аллаха поразмышлял над своими религиозными обязанностями, то нашёл бы, что их очень много.

 

Некоторые люди слишком много говорят о дозволенных вещах, а иногда даже ведут запретные разговоры и совершают запретные деяния, оставляя при этом множество религиозных обязанностей. Искатель знаний не должен быть таким. Искатель знания должен стремиться постоянно совершать только те деяния, которые принесут ему пользу.

 

В заключении следует сказать, что ан-Науауи, да помилует его Аллах, назвал этот хадис хорошим со стороны цепочки его передатчиков.

 

Этот хадис на самом деле является хорошим, ибо передается многочисленными путями.

 

Более правильно, что этот хадис относится к категории «мурсаль».

 

[В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в конце иснада (цепочки передатчиков) которого после имени таби‘ина имеется пропуск. Если, последователь сподвижников (таби‘) передает что-то от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хотя он не мог слышать ничего напрямую от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо он его никогда не видел, то данный хадис называется «мурсалем»].

 

Об этом сказали Ахмад, Яхъя ибн Ма‘ин и еще целая группа ученых.

[См. «аль-Камиль» (4/277) ибн ‘Ади; «аль-‘Иляль» (3/108) ад-Даракутни; «ат-Тамхид» (9/195-199) ибн ‘Абд уль-Барра; «Тахзиб аль-Камаль», 4/19; «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 113].

 

Но данный хадис передается многочисленными путями передачи, поэтому ан-Науауи, да помилует его Аллах, назвал его хорошим и был прав.

 

13 Хадис: Братство по вере и исламу.

 

13 ― Сообщается со слов Абу Хамзы Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который был слугой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе». [аль-Бухари, 13; Муслим, 45].

 

________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

«Не уверует никто из вас…» — данная фраза указывает на обязательность того, о чём говорится после неё.

 

Шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «(В данном хадисе) имеется в виду отрицание полноценной верой». [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 7/257-258].

 

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе» — эти слова указывают на то, что человек обязан желать своему брату того же, чего желает себе самому.

 

Если человек оставил нечто желательное, то, говоря о нём, не отрицают наличие у него веры. А в хадисе сказано: «Не уверует…», — а это указывают на то, что упомянутое вслед является обязательным.

 

«Не уверует никто из вас…» — следовательно, эта фраза означает: не уверует никто из вас полноценной верой.

 

Фраза «…не уверует…» часто приходит в сунне. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще» [аль-Бухари, 15; Муслим, 44].

 

Также, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует! » Его спросили: «Кто, о посланник Аллаха? » Он сказал: «Тот (человек), сосед которого не находится в безопасности от его зла» [аль-Бухари, 6016].

 

Во всех этих хадисах под фразой «…не уверует…» имеется в виду: не уверует полноценной верой.

 

«…желать своему брату того же, чего желает самому себе» — то есть: не станет желать своему брату всех праведных слов, деяний и убеждений.

 

Человек должен желать своему брату таких же прекрасных убеждений, какие есть у него самого. Это – обязательно (уаджиб). Человек должен желать своему брату, чтобы тот всегда совершал молитву.

 

Если же человек желает своему брату заблуждения, то тем самым он совершает запретное и не считается полноценно верующим.

 

Если человек желает своему брату, чтобы тот отклонился от правильных убеждений, которые соответствуют сунне, то этот человек также не является полноценно верующим. То же самое касается всех остальных видов поклонения.

 

То же самое касается и оставления грехов. Если человек перестал брать взятки, но желает своему брату того, чтобы тот брал взятки, то такой человек не является полноценно верующим.

 

В другой версии данного хадиса сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе из блага » [ан-Насаи в «аль-Кубра», 6/534; Ахмад, 3/206; ибн Хиббан, 1/471; Абу Йа‘ля, 5/268; ибн Мандах в «аль-Иман», 1/441].

 

Что касается желания своему брату какого-либо блага, касающегося мирской жизни, то это желательно (мустахабб).

 

Например, человек желает быть обладателем достатка в имуществе, и ему желательно желать того же самого своему брату.

 

Например, человек желает быть почитаемым в обществе, и ему желательно желать того же самого своему брату.

 

Но если человек не желает своему брату какого-либо блага, касающегося мирской жизни, то этот человек не считается тем, у кого отрицается наличие полноценной веры. Ведь, в данном случае все вышеперечисленное желательно, а не обязательно.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь