Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Христианские понятия о греховном и праведном и их художественное воплощение в творчестве Ф. М. Достоевского



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПРАВЕДНОГО И ГРЕХОВНОГО НАЧАЛ

В ТВОРЧЕСТВЕ Н. С. ЛЕСКОВА И Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Автор дипломной работы ____________________________________

Обозначение дипломной работы ДР-02080256-050301-24-09

Специальность 032900 «Русский язык и литература»

Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент __________________________________________ Г. Н. Кораблева

 

Нормоконтролер

канд. пед. наук, доцент _________________________________________ Н. Б. Преснухина

 

Рецензент

канд. пед. наук, доцент _________________________________________ Н. Б. Преснухина

 

 

Саранск 2014

ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

Факультет филологический

 

Кафедра русской литературы

 

УТВЕРЖДАЮ

И.о. зав. кафедрой

канд. фил. наук доцент

__________ О.И. Бирюкова

«___»____________ 2014

 

 

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

 

Студент

1. Тема: Художественное представление праведного и греховного начал в творчестве           Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского.

Утверждена по МордГПИ № 1245-с от 17.02.11

2. Срок представления к защите: 10.03.2014.

3. Исходные данные для дипломной работы: художественные произведения Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова, научные монографии, статьи, критические работы отечественных авторов.

4. Содержание дипломной работы:

4.1 Введение

4.2 Христианские понятия о греховном и праведном и их художественное воплощение в творчестве Ф. М. Достоевского

4.2.1 Диалектика греховности и праведничества в «Преступлении и наказании» и «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

4.2.2 Особенности изображения «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского.

4.3 Художественно-философское осмысление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова.

4.3.1 Специфика трактовки Н. С. Лесковым «греховного» типа сознания личности в повести «Леди Макбет Мценского уезда» как этап на пути создания образа «праведника».

4.3.2 Формирование и художественное воплощение темы «праведничества» в прозе             Н. С. Лескова 1860-70-х годов.

4.4 Методические рекомендации к организации и проведению урока-экскурсии по творчеству Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

4.4.1 Экскурсия как эффективная форма изучения биографии писателей Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

4.4.2 Урок-экскурсия в системе занятий по литературной теме: «Художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского».

4.5 Заключение

4.6 Список использованных источников

Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент __________________________________________ Г. Н. Кораблева

 

Задание к исполнению принял __________________________________ Н. Б. Преснухина

Реферат

 

Дипломная работа содержит 93 страницы и 67 использованных источников.

Перечень ключевых слов: ПРАВЕДНИЧЕСТВО, ГЕРОЙ-ПРАВЕДНИК, ИДЕАЛ «ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА», ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, СИМВОЛ, АНТИТЕЗА, ЭПИТЕТ.

Объект исследования – творчество Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

Цель исследования – рассмотреть художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

Методы исследования: метод целостного анализа художественного произведения, описательный, сравнительно-сопоставительный, типологический методы, а также синтез структурно-поэтического и структурно-семантического подходов к изучению литературного произведения.

Полученные результаты: представлено детальное изучение темы праведничества и греховного типа сознания в творчестве Ф. М. Достоевского и       Н. С. Лескова, выявлены особенности ее интерпретации и художественного воплощения в произведениях писателей с учетом их социально-философских взглядов и своеобразия художественного метода в целом, определены традиции и новаторство в раскрытии данной нравственно-философской проблемы.

Степень внедрения: частичная.

Область применения: методика обучения литературе в средней школе.

Эффективность: повышение качества знаний у учащихся по данной дисциплине.

 

Содержание

Введение 6
1 Христианские понятия о греховном и праведном и их художественное воплощение в творчестве Ф. М. Достоевского………………………………...   11
1.1 Диалектика греховности и праведничества в «Преступлении и наказании» и «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского…………………………………………………………….     11
1.2 Особенности изображения «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского……………………………………….   24
2 Художественно-философское осмысление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова………………………………………………   35
2.1 Специфика трактовки Н. С. Лесковым «греховного» типа сознания личности в повести «Леди Макбет Мценского уезда» как этап на пути создания образа «праведника»………………………………………………..     35
2.2 Формирование и художественное воплощение темы «праведничества» в прозе Н. С. Лескова 1860-70-х годов…………………..   40
3 Методические рекомендации к организации и проведению урока-экскурсии по творчеству Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова………………   50
3.1 Экскурсия как эффективная форма изучения биографии писателей Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова………………………………………….   50
3.2 Урок-экскурсия в системе занятий по литературной теме: «Художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского»..………………………..     62
Заключение………………………………………………………………………. 71
Список использованных источников…………………………………………... 87

Введение

Специфика русской культуры опирается на беспрестанные поиски духовного идеала, которые часто попадают в поле христианских воззрений на мироустройство и бытие человека в целом. Стремление к идеалу, создание литературного персонажа или мира наподобие идеала можно считать сугубо русской чертой литературы. У такого именно персонажа есть определенные функции. «Идеальный герой», в том числе праведник, обычно сталкивается со злым окружающим миром и становится для всех людей образцом нравственных, гражданских или религиозных норм поведения.

В литературе XIX в. праведничество как социально-культурный и психологический феномен стало явлением особенно распространенным. С ним можно встретиться у каждого большого русского художника. Последовательное обращение писателей к феномену «праведничества» свидетельствует о его особой роли в русской литературе и культуре второй половины XIX в. Это обусловлено большим интересом к духовным основам православия, его переосмыслением и значительной трансформацией. Актуализация праведничества именно в этот период, на наш взгляд, связана и со сложившимся общественно-историческим состоянием России, ее «переходностью» и обострением споров о пути ее развития. Поэтому творчество ни одного крупного писателя второй половины XIX столетия не обошло вниманием категорию «праведничества» и связанный с ней так называемый «греховный» тип сознания, раскрывающий подлинные духовно-нравственные проблемы современников. В свое время праведников изображали А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский и другие представители отечественной литературы рассматриваемого периода. Важное место изучению внутреннего, духовного бытия человека уделяется и в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский и Н. С. Лесков. Именно их произведения характеризуются поиском тайных и глубинных движений души человека, корневых побуждений его деятельности, рассмотренных, с одной стороны, с социально-критической точки зрения, применительно к духовным проблемам современной российской действительности; с другой стороны, с нравственно-философской, в соотнесении с собственными представлениями об идеальном, должном, выработанным в соответствии с православной традицией понимания предназначения человека и его духовно-нравственного совершенствования. Между тем отдельного исследования греховного и праведного начала в произведениях Ф. М. Достоевского и                Н. С. Лескова сопоставительного характера до сих пор не предпринималось, хотя отдельных замечаний ученых, ограниченных творчеством того или иного автора, в отечественном литературоведении достаточно много. Так, образам праведников и особенностям их художественного воплощения в рассказах и повестях Н. С. Лескова посвящены работы И. В. Долининой [19], Е. Лазаренко [33], В. А. Никифорова [39], Т. А. Поповой [45], И. С. Снегиревой [54],              И. В. Столяровой [56], В. Е. Хализева [62], Е. В. Худяковой [63], М. П. Чередниковой [64] и др. Так или иначе категория «праведничества» затрагивается и в работах исследователей, занимавшихся проблемами творчества Ф. М. Достоевского (И. А. Александрова [5], А. Б. Галкин [14], С. Гессен [15], Н. А. Граблина [17], Г. Ермилова [20], Т. Касаткина [23], Л. Г. Кришталева [30], Е. Г. Новикова [41], Д. Орвин [42], Д. С. Подругина [43], Л. Н. Смирнова [53], К. Степанян [55], А. С. Тимофеев [58], Л. С. Шевченко [65], Г. К. Щенников [67] и др.), хотя в данном случае проблема как таковая никогда не ставилась: внимание ученых в большей степени сосредоточено на социально-философских вопросах бытия человека и поисках духовного идеала, долгое время занимавших писателя. Однако, читая произведения указанных авторов, нетрудно заметить, что одной из доминант художественного мира их творчества является тема «праведничества», сопряженная с поиском ответов на вопросы о русском национальном характере, русской душе, русской ментальности и духовном грехопадении современников. Практически во всех рассказах, повестях и романах они выступают бытописателями, изобразителями «национально-характерного» в русской жизни.

Таким образом, теоретическая неразработанность проблем греховности и праведничества в творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского обусловили выбор темы и актуальность настоящего исследования, определили его цели и задачи. Кроме того, актуальность настоящей работы обусловлена возникшей в литературоведении XXI века потребностью осмысления православного контекста классической русской литературы, необходимостью исследования проблемы «праведничества» на материале творчества сразу нескольких писателей в сравнительно-сопоставительном аспекте, а также важностью изучения религиозно-нравственной и историко-социальной позиции Н. С. Лескова и                     Ф. М. Достоевского в целом. Актуальность определяется также необходимостью рассмотрения художественно-философской парадигмы проблемы «греховности» и «праведничества» с точки зрения выявления художественных способов ее воплощения в прозе писателей.

Объектом исследования стало творчество Ф. М. Достоевского и               Н. С. Лескова.

Предмет исследования составило художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

Цель исследования – рассмотреть художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Раскрыть диалектику греховности и праведничества в «Преступлении и наказании» и «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

2. Выявить особенности изображения «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского.

3. Определить специфику трактовки Н. С. Лесковым «греховного» типа сознания личности в повести «Леди Макбет Мценского уезда» как этап на пути создания образа «праведника».

4. Проанализировать формирование и художественное воплощение темы «праведничества» в прозе Н. С. Лескова 1860-70-х годов.

5. Представить методические рекомендации к организации и проведению урока-экскурсии по творчеству Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

Методология исследования. Цели и задачи работы обусловили выбор методологии исследования, в основу которой положен синтез системного, сравнительно-типологического, структурно-поэтического и структурно-семантического подходов. Также нами применялись метод целостного анализа художественного произведения, описательный и сравнительно-сопоставительный методы. В настоящей работе реализован комплексный подход к решению поставленных задач, включающий перечисленные методы в различных сочетаниях и комбинациях.

Материалом исследования послужили: романы Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868-1869), «Братья Карамазовы» (1879-1880); рассказы и повести Н. С. Лескова «Однодум» (1879), «Очарованный странник» (1873), роман «Соборяне» (1872) и др., а также их рукописные редакции, черновики, «Дневники писателя» Ф. М. Достоевского за 1873-1877 гг.

  Научная новизна работы определяется тем, что в исследовании впервые в целостном рассмотрении представлены типы «праведников» и примеры «греховного» типа сознания в прозе Н. С. Лескова («Однодум», «Очарованный странник», «Соборяне») в сопоставлении с художественной практикой интерпретации данных образов и философских идей в творчестве Ф. М. Достоевского, а также определено идейное значение и выявлена их роль в художественном мире писателей, осмыслена характерология в контексте концепции «праведничества» в произведениях Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского.

Теоретическую и научную основу исследования составили работы отечественных авторов, посвященные различным аспектам рассмотрения проблемы греховного и праведного начал в человеке в творчестве Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова. Так, категория «праведничества» на материале произведений Ф. М. Достоевского была рассмотрена в таких работах, как работы Г. М. Адыбаевой [4], В. Н. Белопольского [9], В. Викторовича [13], Т. Касаткиной [23],         Е. М. Мелетинского [37], О. А. Мурашовой [38], Е. В. Рупенко [50] и др., материалы которых были использованы и в рамках предпринимаемого исследования. Кроме того, неоднократно мы обращались к работам Б. Я. Бухштаб [11],  И. Р. Видуэцкой [12], А. А. Горелова [16], С. А. Дмитренко [18], И. В. Долининой [19], Г. Д. Жуковой [21], Г. А. Косых [28], [29], Е. Лазаренко [33], Н. Пруцкова [47], А. М. Ранчина [48], И. В. Реклинг [49], Е. В. Худяковой [63] и др., в центре внимания которых оказались различные вопросы, касающиеся образов праведников в произведениях Н. С. Лескова. Также определенный интерес представили работы ученых, касающиеся феномена «праведничества» в истории русской литературы XIX века в целом: Б. В. Кондакова [25], Б. М. Мастерова [35], Т. А. Поповой [45], Н. В. Сусловой [57], Б. А. Трояновской [60].

Теоретическая значимость работы заключается в усилении актуальности изучения категории «праведничества» и тесно связанного с ней «греховного» типа сознания в творчестве крупнейших прозаиков второй половины XIX столетия, а также в разработке теоретических и социально-философских вопросов истории русской литературы XIX века.

Практическая значимость настоящей работы. Результаты исследования могут быть использованы в школьной практике преподавания литературы при изучении творчества Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова на уроках в классах старшего звена и факультативных занятиях по истории развития отечественной литературы второй половины XIX века.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав (с включением методических рекомендаций), заключения и списка использованных источников, включающего 67 наименований работ по теме исследования.

Заключение

 

В результате проведенного исследования греховного и праведного начал в творчестве Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова мы пришли к следующим выводам.

Проблемы духовности всегда привлекали пристальное внимание отечественных писателей, в том числе и при сопряженном рассмотрении их с понятиями национального идеала, традиционной русской религиозности. В особенной степени данные проблемы характерны для творчества Ф. М. Достоевского и     Н. С. Лескова, органически воспринявших нравственный пафос православия и, обладая даром художественного видения, сумели проникнуться духом ее смиренности, скорбями о душевных немощах и несовершенствах человека, стремлением к истине и к высшим целям бытия. Этим обусловлено важное место, которое занимает категория праведничества в их произведениях. Однако большое влияние оказала и общая ситуация в стране во второй половине XIX века, сложная и переломная эпоха, когда в связи с социально-политическими изменениями, разрушением института крепостничества в стране происходила смена и ценностной парадигмы, поиск новых духовных ориентиров, который осуществлялся прежде всего в религиозной литературе, православной традиции, важной для русского человека. Поэтому утверждение идеалов праведного жизнестроительства неотделимо в художественном мышлении авторов от изучения греховного начала в мировосприятии современников, позволившее обнажить социально-философские проблемы, углубить и усилить социально-критический пафос повествования. Общим в произведениях Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова в изучении греховного и праведного начала также стало соотнесение нравственного идеала, формирование представления о должном в соответствии с традициями православия, хотя и трактуемого Лесковым несколько вольно, неканонично. Однако, несмотря на общие моменты в понимании писателями греховного и праведного начала в человеке, многое в их концепциях праведничества и различного, уникального, что связано с особенностями мировидения и художественного метода каждого из них.

Единственным идеалом праведного бытия для Ф. М. Достоевского был Христос, о чем он неоднократно упоминал в своих дневниках. Именно с заповедями Христа, по мнению писателя, должен соизмерять свою жизнь каждый человек. Наиболее последовательно идеал Христа выражен в образе князя Мышкина в романе «Идиот», название которого, с одной стороны, отсылает к средневековой традиции понимания праведничества на Руси как юродства; с другой стороны, указывает на несвойственность жизни по христианским заповедям современному российскому обществу – обществу хищников и стяжателей, в котором «положительно прекрасный человек», способный на доброту, искренность и сострадание, воспринимается как странный.

В других произведениях писателя, в частности, в романах «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», помимо образов праведников (Сони Мармеладовой, Алеши Карамазова, отца Зосимы), представлены и образы героев, которым в большей степени свойственен греховный тип сознания. Среди них Родион Раскольников, Митя и Иван Карамазовы. Но, говоря о каждом из них, автор обязательно намечает и путь их духовного спасения, духовного возрождения, важную роль в котором должна сыграть Церковь, христианские заповеди и идеалы, а также сострадание и любовь к ближнему. Однако именно в «Братьях Карамазовых» концепция «праведничества» сопряжена у Достоевского с «концепцией детства». Утверждая мысль о необходимости семейного воспитания, в котором как раз и закладываются основы будущей личности, а также о пагубном воздействии на души современников все чаще и чаще встречающихся в пореформенной России «случайных семейств», в которых родственные связи стали обычной формальностью, он соответствующим образом намечает путь духовного воскресения Мити и Ивана Карамазовых, вводя в повествование их рассуждения о детях.

В отличие от Ф. М. Достоевского, Н. С. Лесков в духовно-нравственном возрождении своих современников Церкви, религии (христианству) отводил не столь большое значение. Основу концепции «праведничества» Лесков видел в понятии «деятельного добра»; христианином важно, по Лескову, быть не на словах и молитвах, а на деле, что наиболее отчетливо прослеживается в романе «Соборяне», где он повествует о священнослужителях, «сталкивая» двух типов священников: праведников «на словах» и праведников «на деле». Праведничество у Н. С. Лескова деятельное и заключается в жизни «по совести», «по правде», ежеминутной помощи ближнему, что так характерно для русского человека. Однако последнего автор не стремился идеализировать, указывая на его бунтарскую натуру, смирение которой во славу Бога, отречение от себя во имя других, ежедневное самопожертвование и есть путь духовного совершенствования, праведничества. Несосредоточенность на себе, полная растворенность в заботах и скорбях других людей – вот что составляет для Лескова исторически не преходящую ценность. Бескорыстие и самоотверженность праведника, по мысли Лескова, несовместимы с чувством собственной избранности и духовной привилегированности.

Кроме того, важную роль, по мнению Лескова, в духовном обновлении играют народные традиции и представления – «народная почва», на основе которой и формируется «национальный (но не религиозный) идеал». Сюда же он относит и православные традиции, ставшие неотъемлемой частью мировосприятия русского человека. Именно с этих позиций автор рисует образ Катерины Измайловой в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда». Ее сходство с Катериной Кабановой из драмы А. Н. Островского в высшей степени условно. Катерина Измайлова поддалась грешной и пагубной страсти от скуки; ей неведомы муки совести и раскаяние, она с легкостью умертвляет несколько людей и сама кончает жизнь самоубийством. Причины такого поведения героини кроются не только в унылой жизни поместного купечества. Писатель подчеркивает духовную пустоту Катерины, отдалившейся как от христианских, так и народных традиций. Религиозные реалии в повествовании играют символическую роль, усиливая весь ужас грехопадения героини. Также автор использует различные антитезы (противопоставляя физическую легкость и душевную тяжесть Катерины, физическую легкость и почти языческую физическую силу), устойчивые повторяющиеся в узком контексте эпитеты, прием психологического параллелизма, участвующие в художественном раскрытии данной идеи. 

 Праведник Лескова достаточно типичен: всех праведных героев объединяет принцип деятельной любви, отказ от духовной привилегированности и народная востребованность. Однако это не исключает развития, эволюции темы праведничества в творчестве автора. Именно духовное трудничество и стало той основной чертой, которую развивал Н. С. Лесков в произведениях о праведниках. В «Соборянах» главный герой – протопоп – отстаивает истинную веру, противопоставляя ее вере ложной, мнимой, которой так грешили лексковские современники. Но здесь же обнаруживаются и новые пути развития и новые грани понимания праведничества – праведничества мирского, когда христианские заветы и заповеди непреложно переносятся в семейные отношения, построенные на добре, любви, заботе о ближнем. В то же время антиреволюционные мотивы исчезают, поскольку писателя теперь интересует не перестройка общества на православных началах, а духовное обновление человека, обнаружение в нем лучших черт русского национального характера. При этом автор не забывает и о бунтарстве русского человека, смирение которого есть также своеобразный подвиг («Очарованный странник»). При этом лесковские герои в своем бескорыстном стремлении делать добро все же ориентируются на христианские заповеди. Поэтому среди лесковских героев выделяются «праведники», сознательно следующие канонам православной веры. Среди них прежде всего Александр Афанасьевич Рыжов («Однодум»). В результате перед читателями проходит целая галерея образов героев-«праведников», колоритно изображенных Н. С. Лесковым, тонким знатоком природы русской души, сумевшим правдиво показать, что самое ценное в их жизни – это следование народной и христианской истине, которая понимается ими как неотъемлемая часть русского национального бытия. В повестях и рассказах о праведниках отчетливо обнаруживается стремление писателя применить идеалы жертвенности, бескорыстной любви к ближнему теперь уже не только к семейным отношениям, но и к социальной жизни в целом. Однако значение художественного наследия Лескова не исчерпывается его ролью в развитии русской литературы: через национальный ха­рактер и национальную историю писатель всегда «выходит» к общечеловеческим мотивам, к проблемам истории человечества, через национальные типы – к пониманию и утверждению человека, к какой бы национальности он ни принадлежал, к пониманию сознания человеческого родства со всем миром.

Наиболее продуктивной формой изучения греховного и праведного начала на материале творчества Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова на уроках литературы в старших классах является, на наш взгляд, «заочная экскурсия». При изучении биографии писателя учитель может остановиться на определенном этапе его жизненного пути, связанном с каким-то памятным местом, ныне Домом-музеем или Квартирой-музеем. «Заочная экскурсия» такого плана не претендует на исчерпывающий рассказ учащимся о жизненном и творческом пути писателя или поэта, но является весьма эффективным дополнительным средством освоения его биографии путем погружения в ту атмосферу, в которой он воспитывался, жил, писал свои удивительные произведения. Ее основная цель – повышение интереса к личности писателя, чтобы учащиеся продолжили ее изучение в дальнейшем. Экскурсия, проводимая учителем и иллюстрируемая обширным наглядным материалом, может «перебиваться» вопросами к учащимися проблемного характера; сам же текст должен носить больше описательный характер, быть насыщенным экспрессивными единицами, этнографическим материалом, цитатами из литературно-критических материалов, воспоминаний самого писателя и его современников, чтобы повышать познавательный интерес учащихся к личности писателя и его биографии.

«Заочную экскурсию» по какому-то проблемному вопросу, затрагиваемому одним или нескольким авторами, может также полностью подготовить и провести сам учитель, а могут подготовить сами учащиеся в ходе проектно-исследовательской деятельности. В таком случае проекты учащихся и составят основу экскурсионного материала. Так, экскурсия по теме «Художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского» может представлять собой путешествие «По следам героев», сопоставление их между собой и выявление общего в понимании души человека как места постоянной борьбы добра и зла. Ее может готовить и сам учитель, знакомя затем учащихся с материалом и «разбивая» его беседой по проблемным вопросам. Но можно использовать и метод подготовки проектов самими учащимися, тогда степень их познавательной самостоятельности будет заметно выше. Учителем заранее обозначается тема экскурсии, класс разбивается на исследовательские группы, каждая из которых работает над отдельным пунктом проблемной темы и создает по итогам такого мини-исследования отдельный проект, демонстрация которых и составит основу «заочной экскурсии». При этом учителю необходимо обратить внимание учащихся на речевые стандарты экскурсионной речи, описательность и выразительность самих выступлений как обязательное требование к ним.

 

 

Косых, Г. А. «Очарованный странник» Н. С. Лескова: поэтика жанра /             Г. А. Косых // Лесковиана. Творчество Н. С. Лескова: прошлое, настоящее, будущее: сб. ст. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С. 15-19.

29. Косых, Г. А. Праведность и праведники в творчестве Н. С. Лескова 1870-х годов: автореф. дис… канд. филол. наук / Г. А. Косых. – Волгоград, 2009. –          22 с.

30. Кришталева, Л. Г. Заметки к философии поступка у Достоевского (на материале романа «Братья Карамазовы») / Л. Г. Кришталева // Вопросы философии. – 2009. – № 1. – С. 65-76.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПРАВЕДНОГО И ГРЕХОВНОГО НАЧАЛ

В ТВОРЧЕСТВЕ Н. С. ЛЕСКОВА И Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Автор дипломной работы ____________________________________

Обозначение дипломной работы ДР-02080256-050301-24-09

Специальность 032900 «Русский язык и литература»

Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент __________________________________________ Г. Н. Кораблева

 

Нормоконтролер

канд. пед. наук, доцент _________________________________________ Н. Б. Преснухина

 

Рецензент

канд. пед. наук, доцент _________________________________________ Н. Б. Преснухина

 

 

Саранск 2014

ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

Факультет филологический

 

Кафедра русской литературы

 

УТВЕРЖДАЮ

И.о. зав. кафедрой

канд. фил. наук доцент

__________ О.И. Бирюкова

«___»____________ 2014

 

 

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

 

Студент

1. Тема: Художественное представление праведного и греховного начал в творчестве           Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского.

Утверждена по МордГПИ № 1245-с от 17.02.11

2. Срок представления к защите: 10.03.2014.

3. Исходные данные для дипломной работы: художественные произведения Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова, научные монографии, статьи, критические работы отечественных авторов.

4. Содержание дипломной работы:

4.1 Введение

4.2 Христианские понятия о греховном и праведном и их художественное воплощение в творчестве Ф. М. Достоевского

4.2.1 Диалектика греховности и праведничества в «Преступлении и наказании» и «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

4.2.2 Особенности изображения «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского.

4.3 Художественно-философское осмысление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова.

4.3.1 Специфика трактовки Н. С. Лесковым «греховного» типа сознания личности в повести «Леди Макбет Мценского уезда» как этап на пути создания образа «праведника».

4.3.2 Формирование и художественное воплощение темы «праведничества» в прозе             Н. С. Лескова 1860-70-х годов.

4.4 Методические рекомендации к организации и проведению урока-экскурсии по творчеству Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

4.4.1 Экскурсия как эффективная форма изучения биографии писателей Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

4.4.2 Урок-экскурсия в системе занятий по литературной теме: «Художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского».

4.5 Заключение

4.6 Список использованных источников

Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент __________________________________________ Г. Н. Кораблева

 

Задание к исполнению принял __________________________________ Н. Б. Преснухина

Реферат

 

Дипломная работа содержит 93 страницы и 67 использованных источников.

Перечень ключевых слов: ПРАВЕДНИЧЕСТВО, ГЕРОЙ-ПРАВЕДНИК, ИДЕАЛ «ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА», ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, СИМВОЛ, АНТИТЕЗА, ЭПИТЕТ.

Объект исследования – творчество Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

Цель исследования – рассмотреть художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

Методы исследования: метод целостного анализа художественного произведения, описательный, сравнительно-сопоставительный, типологический методы, а также синтез структурно-поэтического и структурно-семантического подходов к изучению литературного произведения.

Полученные результаты: представлено детальное изучение темы праведничества и греховного типа сознания в творчестве Ф. М. Достоевского и       Н. С. Лескова, выявлены особенности ее интерпретации и художественного воплощения в произведениях писателей с учетом их социально-философских взглядов и своеобразия художественного метода в целом, определены традиции и новаторство в раскрытии данной нравственно-философской проблемы.

Степень внедрения: частичная.

Область применения: методика обучения литературе в средней школе.

Эффективность: повышение качества знаний у учащихся по данной дисциплине.

 

Содержание

Введение 6
1 Христианские понятия о греховном и праведном и их художественное воплощение в творчестве Ф. М. Достоевского………………………………...   11
1.1 Диалектика греховности и праведничества в «Преступлении и наказании» и «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского…………………………………………………………….     11
1.2 Особенности изображения «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского……………………………………….   24
2 Художественно-философское осмысление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова………………………………………………   35
2.1 Специфика трактовки Н. С. Лесковым «греховного» типа сознания личности в повести «Леди Макбет Мценского уезда» как этап на пути создания образа «праведника»………………………………………………..     35
2.2 Формирование и художественное воплощение темы «праведничества» в прозе Н. С. Лескова 1860-70-х годов…………………..   40
3 Методические рекомендации к организации и проведению урока-экскурсии по творчеству Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова………………   50
3.1 Экскурсия как эффективная форма изучения биографии писателей Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова………………………………………….   50
3.2 Урок-экскурсия в системе занятий по литературной теме: «Художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского»..………………………..     62
Заключение………………………………………………………………………. 71
Список использованных источников…………………………………………... 87

Введение

Специфика русской культуры опирается на беспрестанные поиски духовного идеала, которые часто попадают в поле христианских воззрений на мироустройство и бытие человека в целом. Стремление к идеалу, создание литературного персонажа или мира наподобие идеала можно считать сугубо русской чертой литературы. У такого именно персонажа есть определенные функции. «Идеальный герой», в том числе праведник, обычно сталкивается со злым окружающим миром и становится для всех людей образцом нравственных, гражданских или религиозных норм поведения.

В литературе XIX в. праведничество как социально-культурный и психологический феномен стало явлением особенно распространенным. С ним можно встретиться у каждого большого русского художника. Последовательное обращение писателей к феномену «праведничества» свидетельствует о его особой роли в русской литературе и культуре второй половины XIX в. Это обусловлено большим интересом к духовным основам православия, его переосмыслением и значительной трансформацией. Актуализация праведничества именно в этот период, на наш взгляд, связана и со сложившимся общественно-историческим состоянием России, ее «переходностью» и обострением споров о пути ее развития. Поэтому творчество ни одного крупного писателя второй половины XIX столетия не обошло вниманием категорию «праведничества» и связанный с ней так называемый «греховный» тип сознания, раскрывающий подлинные духовно-нравственные проблемы современников. В свое время праведников изображали А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский и другие представители отечественной литературы рассматриваемого периода. Важное место изучению внутреннего, духовного бытия человека уделяется и в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский и Н. С. Лесков. Именно их произведения характеризуются поиском тайных и глубинных движений души человека, корневых побуждений его деятельности, рассмотренных, с одной стороны, с социально-критической точки зрения, применительно к духовным проблемам современной российской действительности; с другой стороны, с нравственно-философской, в соотнесении с собственными представлениями об идеальном, должном, выработанным в соответствии с православной традицией понимания предназначения человека и его духовно-нравственного совершенствования. Между тем отдельного исследования греховного и праведного начала в произведениях Ф. М. Достоевского и                Н. С. Лескова сопоставительного характера до сих пор не предпринималось, хотя отдельных замечаний ученых, ограниченных творчеством того или иного автора, в отечественном литературоведении достаточно много. Так, образам праведников и особенностям их художественного воплощения в рассказах и повестях Н. С. Лескова посвящены работы И. В. Долининой [19], Е. Лазаренко [33], В. А. Никифорова [39], Т. А. Поповой [45], И. С. Снегиревой [54],              И. В. Столяровой [56], В. Е. Хализева [62], Е. В. Худяковой [63], М. П. Чередниковой [64] и др. Так или иначе категория «праведничества» затрагивается и в работах исследователей, занимавшихся проблемами творчества Ф. М. Достоевского (И. А. Александрова [5], А. Б. Галкин [14], С. Гессен [15], Н. А. Граблина [17], Г. Ермилова [20], Т. Касаткина [23], Л. Г. Кришталева [30], Е. Г. Новикова [41], Д. Орвин [42], Д. С. Подругина [43], Л. Н. Смирнова [53], К. Степанян [55], А. С. Тимофеев [58], Л. С. Шевченко [65], Г. К. Щенников [67] и др.), хотя в данном случае проблема как таковая никогда не ставилась: внимание ученых в большей степени сосредоточено на социально-философских вопросах бытия человека и поисках духовного идеала, долгое время занимавших писателя. Однако, читая произведения указанных авторов, нетрудно заметить, что одной из доминант художественного мира их творчества является тема «праведничества», сопряженная с поиском ответов на вопросы о русском национальном характере, русской душе, русской ментальности и духовном грехопадении современников. Практически во всех рассказах, повестях и романах они выступают бытописателями, изобразителями «национально-характерного» в русской жизни.

Таким образом, теоретическая неразработанность проблем греховности и праведничества в творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского обусловили выбор темы и актуальность настоящего исследования, определили его цели и задачи. Кроме того, актуальность настоящей работы обусловлена возникшей в литературоведении XXI века потребностью осмысления православного контекста классической русской литературы, необходимостью исследования проблемы «праведничества» на материале творчества сразу нескольких писателей в сравнительно-сопоставительном аспекте, а также важностью изучения религиозно-нравственной и историко-социальной позиции Н. С. Лескова и                     Ф. М. Достоевского в целом. Актуальность определяется также необходимостью рассмотрения художественно-философской парадигмы проблемы «греховности» и «праведничества» с точки зрения выявления художественных способов ее воплощения в прозе писателей.

Объектом исследования стало творчество Ф. М. Достоевского и               Н. С. Лескова.

Предмет исследования составило художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

Цель исследования – рассмотреть художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Раскрыть диалектику греховности и праведничества в «Преступлении и наказании» и «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

2. Выявить особенности изображения «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского.

3. Определить специфику трактовки Н. С. Лесковым «греховного» типа сознания личности в повести «Леди Макбет Мценского уезда» как этап на пути создания образа «праведника».

4. Проанализировать формирование и художественное воплощение темы «праведничества» в прозе Н. С. Лескова 1860-70-х годов.

5. Представить методические рекомендации к организации и проведению урока-экскурсии по творчеству Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова.

Методология исследования. Цели и задачи работы обусловили выбор методологии исследования, в основу которой положен синтез системного, сравнительно-типологического, структурно-поэтического и структурно-семантического подходов. Также нами применялись метод целостного анализа художественного произведения, описательный и сравнительно-сопоставительный методы. В настоящей работе реализован комплексный подход к решению поставленных задач, включающий перечисленные методы в различных сочетаниях и комбинациях.

Материалом исследования послужили: романы Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868-1869), «Братья Карамазовы» (1879-1880); рассказы и повести Н. С. Лескова «Однодум» (1879), «Очарованный странник» (1873), роман «Соборяне» (1872) и др., а также их рукописные редакции, черновики, «Дневники писателя» Ф. М. Достоевского за 1873-1877 гг.

  Научная новизна работы определяется тем, что в исследовании впервые в целостном рассмотрении представлены типы «праведников» и примеры «греховного» типа сознания в прозе Н. С. Лескова («Однодум», «Очарованный странник», «Соборяне») в сопоставлении с художественной практикой интерпретации данных образов и философских идей в творчестве Ф. М. Достоевского, а также определено идейное значение и выявлена их роль в художественном мире писателей, осмыслена характерология в контексте концепции «праведничества» в произведениях Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского.

Теоретическую и научную основу исследования составили работы отечественных авторов, посвященные различным аспектам рассмотрения проблемы греховного и праведного начал в человеке в творчестве Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова. Так, категория «праведничества» на материале произведений Ф. М. Достоевского была рассмотрена в таких работах, как работы Г. М. Адыбаевой [4], В. Н. Белопольского [9], В. Викторовича [13], Т. Касаткиной [23],         Е. М. Мелетинского [37], О. А. Мурашовой [38], Е. В. Рупенко [50] и др., материалы которых были использованы и в рамках предпринимаемого исследования. Кроме того, неоднократно мы обращались к работам Б. Я. Бухштаб [11],  И. Р. Видуэцкой [12], А. А. Горелова [16], С. А. Дмитренко [18], И. В. Долининой [19], Г. Д. Жуковой [21], Г. А. Косых [28], [29], Е. Лазаренко [33], Н. Пруцкова [47], А. М. Ранчина [48], И. В. Реклинг [49], Е. В. Худяковой [63] и др., в центре внимания которых оказались различные вопросы, касающиеся образов праведников в произведениях Н. С. Лескова. Также определенный интерес представили работы ученых, касающиеся феномена «праведничества» в истории русской литературы XIX века в целом: Б. В. Кондакова [25], Б. М. Мастерова [35], Т. А. Поповой [45], Н. В. Сусловой [57], Б. А. Трояновской [60].

Теоретическая значимость работы заключается в усилении актуальности изучения категории «праведничества» и тесно связанного с ней «греховного» типа сознания в творчестве крупнейших прозаиков второй половины XIX столетия, а также в разработке теоретических и социально-философских вопросов истории русской литературы XIX века.

Практическая значимость настоящей работы. Результаты исследования могут быть использованы в школьной практике преподавания литературы при изучении творчества Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова на уроках в классах старшего звена и факультативных занятиях по истории развития отечественной литературы второй половины XIX века.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав (с включением методических рекомендаций), заключения и списка использованных источников, включающего 67 наименований работ по теме исследования.

Христианские понятия о греховном и праведном и их художественное воплощение в творчестве Ф. М. Достоевского


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.112 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь