Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экскурсия как эффективная форма изучения биографии писателей Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова



При изучении биографии писателя достаточно продуктивным станет использование «заочной экскурсии» по «малой родине» автора или посещение его Дома-музея, поскольку каждый Дом-музей связан с определенным периодом его жизни или всей его жизнью, а предметы, экспонируемые в нем, отражают быт и культурную атмосферу той эпохи, на которую и пришлось его творчество. Экскурсию такого типа готовит учитель. Она должна быть снабжена богатым иллюстративным материалом, либо размещенном на стендах, либо на слайдах мультимедийной презентации, и в ходе своего рассказа педагог постоянно к нему обращается. Другим методическим требованием к содержанию такой экскурсии является описательность, богатство и выразительность языка учителя: он должен буквально «живописать» картины, связанные с этим знаковым местом для писателя или поэта. Учитель не просто рассказывает, а именно описывает то, что учащиеся видят на фотоматериалах, относящиеся к Дому-музею автора. Такая экскурсия должна быть насыщена и этнографическим материалом, цитатами из литературно-критических работ, воспоминаний современников, что сразу же заинтересует учащихся, поскольку приоткроет завесу тайны самобытности личности писателя и его таланта.

Так, при изучении творчества Н. С. Лескова рассказ о Доме-музее писателя моет быть примерно следующим:

«Высокий берег реки Орлик в память о писателях-земляках Тургеневе и Лескове жители Орла называют «Дворянским гнездом» и «Бережком несмертельного Голована». Неподалеку отсюда, в доме девять по улице Октябрьской (в старое время – Третьей Дворянской), 2 июля 1974 года был открыт единственный в стране, да и во всем мире литературно-мемориальный музей Николая Семёновича Лескова. Определить местонахождение дома своих деда и отца помог сын и биограф писателя Андрей Николаевич Лесков. Было установлено, что земельный участок, на котором сейчас расположен Дом-музей, в 1832-1842 годах принадлежал «дворянскому заседателю» орловской судебной палаты Семёну Дмитриевичу Лескову, отцу писателя. Дом был высокий, деревянный, на каменном фундаменте, за домом располагались службы, огород, цветник, «плодовитый сад». В 1850 году во время одного из орловских пожаров дом сгорел. В середине 1870-х годов на его месте был построен дворянский особняк. 5 марта 1945 года – в 50-ю годовщину со дня смерти писателя – здесь была открыта первая мемориальная доска, посвящённая Лескову…».

Во время «заочной экскурсии» учащиеся повторяют маршрут любого посетителя Дома-музея писателя:

«Литературно-мемориальная экспозиция «В мире Лескова» размещена в шести залах. Сейчас мы их увидим. Она раскрывает основные вехи жизненного и творческого пути писателя: здесь подлинные документы, портреты, картины, прижизненные издания лесковских произведений, записные книжки, сохранившаяся часть библиотеки, личные вещи, мебель Лескова и его сына. Кроме того, А. Н. Лесков оставил в дар музею собственный богатейший архив.

В первом зале экспозиции представлена акварель работы К. Шульца (XIX век), на которой изображён роскошный барский дом в селе Горохове Орловской губернии, где родился писатель.

Перед нами – книги из круга детского чтения Лескова. Это «Новая российская азбука» (1819), с помощью которой будущий писатель самостоятельно выучился читать и писать. Одна из первых прочитанных Лесковым книг – «Сто двадцать четыре священные истории из Ветхого и Нового Завета, собранные А. Н. с присовокуплением к каждой истории кратких нравоучений и размышлений, в двух частях» (М., 1832).

В Доме-музее хранится подлинный архивный документ – «Формулярный список о службе Орловской Палаты Уголовного Суда бывшего Дворянского заседателя Коллежского Асессора Семёна Дмитриевича Лескова», которому «за службу» было «даровано дворянство»; экспонируется «Указ о занесении рода Лесковых в Дворянскую книгу».

К сожалению, мы не знаем, как внешне выглядел Семён Дмитриевич – его портретное изображение не сохранилось. А вот портреты матери и бабушки Лескова по материнской линии в экспозиции представлены.

Жизнь сословий русского общества была известна будущему писателю генетически: «Дед Лескова был священник, бабушка – купчиха, отец – чиновник, мать – дворянка. Таким образом, писатель объединил в себе кровь четырёх сословий», – писал М. Горький.

В 1975 году, к 80-летию со дня смерти писателя, в селе Гостомль, где прошли детские годы Лескова, в местной школе, носящей его имя, была открыта комната-музей.

В Доме-музее широко представлены прижизненные издания произведений Лескова, многие – с автографами автора. Экспонируется один из немногих сохранившихся экземпляров запрещённого цензурой VI тома прижизненного Собрания сочинений Лескова.

В пятом зале воссоздан интерьер рабочего кабинета Лескова. Здесь собраны личные вещи писателя из его петербургской квартиры, где на улице Фурштадтской в доме 50 он прожил свои последние годы. В основу создания экспозиции была положена фотография центральной стены кабинета, сделанная в день смерти писателя.

Многие находили, что кабинет передаёт характер своего хозяина. Издательница журнала «Северный вестник» Л. Я. Гуревич вспоминала: «Многочисленные старинные часы, которыми была уставлена и увешана его комната, перекликались каждые четверть часа… Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, огромный, длинный и узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены, с качающейся перед ним на цепях цветною лампадою – всё это пестрело перед глазами со всех сторон, раздражая и настраивая фантазию. Красивые женские лица, нежные и томные, а рядом с ними – старинного письма образ или картина на дереве – голова Христа на кресте, в несколько сухой манере ранних немецких мастеров». Гравюры с картин французских романтиков и между ними фотография с суровой резкой картины Ге «Что есть истина? ». На столах вы видите множество разноцветных ламп, масса безделушек, оригинальные или старинные резаки, вложенные в наиболее читаемые книги: последние сочинения гр. Л. Толстого, «Жизнь Христа» Ренана. Отдельно в маленьком футляре простое, все испещрённое пометками и заметками Евангелие…».

Как видим, «заочная экскурсия» по Дому-музею писателя не дает исчерпывающей информации о его биографии, но вместе с тем она «пестрит» такими фактами, которые учащиеся не найдут в учебниках, но которые раскрывают именно внутреннее содержание художника; «приметы» быта, детства автора раскрывают тайну формирования его личности, а наглядность (достаточно обширная и систематизированная сценарием «экскурсии») активизирует зрительную память и познавательный интерес учащихся, из чего можно сделать вывод, что урок в такой форме может служить великолепным дополнительным средством освоения жизненного и творческого пути писателя, которым можно, например, дополнить ту информацию, которую они получат из учебников. Безусловно, материал, собранный в такой «экскурсии» не претендует на исчерпывающий в отношении изучения биографии художника слова (для этого вполне пригодится статья из учебника); основная его цель – заинтересовать учеников личностью автора, сформировать именно зрительные представления о некоторых фрагментах его жизни и культурной обстановке его времени, атмосфере формирования его личности, нравственно-этических взглядов в целом.

«Как известно, интересы и пристрастия Лескова были чрезвычайно многообразны. В их числе – увлечение иконописью. В пестроте кабинета глаз посетителя всегда выделял иконы. В. В. Протопопов вспоминал огромный образ Мадонны кисти Боровиковского – «русский лик и отчасти как бы украинский». У Лескова были редкие поморские складни, старинные иконы строгановского и заонежского письма. С годами писатель приобрёл репутацию одного из лучших знатоков русской иконы. И в собственных творениях Лесков открывал читателям красоту русской иконописи. К сожалению, судьба лесковского иконописного собрания неизвестна. Сохранился рисунок с собрания икон Лескова, и мы знаем, как выглядела божничка писателя, все иконы на рисунке различимы, узнаваемы. В орловском музее хранятся три иконы: икона Спасителя, переданная К. И. Дюниной; «Богоматерь с Младенцем» и «Спас во звездах» с дарственной надписью Лескова. Писатель подарил «Спаса во звездах» своему сыну на Рождество, на святках 1891 года. Этот редкостный экспонат – подлинное сокровище».

В заключение экскурсии необходимо сказать несколько слов о самом Доме-музее писателя, о том, как осуществлялось формирование экспозиций, откуда привозился собранный в них материал, кто принимал в этом участие:

«Редчайшие экспонаты из фондов музея выставляются обычно к юбилейным и памятным датам жизни писателя. Так, например, к 170-летию со дня рождения Н. С. Лескова была организована выставка «Семейные записи и памяти». Среди раритетов – собрание сочинений Лескова дореволюционной поры (1889); портфель, в который писатель складывал рукописи, запрещённые цензурой к публикации («У меня целый портфель запрещённых вещей»); трость с набалдашником в виде черепа (memento mori), зонт (на многих фотографиях Лесков запечатлён с этим зонтиком в руках), чайная чашка (Лесков любил крепкий чай – приходилось работать по ночам), другие подлинные вещи, принадлежавшие семье Лесковых. Например, портативная пишущая машинка, с помощью которой сын писателя Андрей Николаевич Лесков создавал свой колоссальный труд «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям». Многие вещи семейства Лесковых были подарены орловскому музею правнучкой писателя Татьяной Юрьевной Лесковой, которая вот уже долгие годы живёт в Бразилии, в Рио-де-Жанейро. В прошлом – известная балерина (ее имя есть во всех латиноамериканских справочниках по балетному искусству), а ныне – владелица частной балетной школы в Рио, Т. Ю. Лескова дважды посещала Дом-музей своего великого прадеда. Вот такие пируэты преподносит человеческая судьба, соединяя русский коренной Орёл и бразильскую столицу общей памятью о классике нашей словесности.

Посетители музея могут увидеть портрет Лескова работы В. А. Серова (1894; подлинник картины находится в Третьяковской галерее). Андрей Лесков отмечал «безупречное, до жути острое сходство" ».

Хорошо, если экскурсия завершится словами самого писателя, связанного с Домом-музеем:

«" Место каждому будет указано post mortem [после смерти]", – писал Лесков. Память о нём не умирает. С каждым годом растёт число читателей и почитателей удивительного таланта Лескова, посетителей его Дома-музея, оставляющих в «Книге впечатлений» слова благодарности и признательности. О них-то писатель сказал однажды: " Одна из прелестей литературной жизни – чувствовать вблизи себя, вдали, вокруг себя невидимую толпу неизвестных людей, верных вашему делу" ».

Также учитель обязательно выразит надежду на то, что когда-нибудь учащиеся посетят Дом-музей писателя и всё, о чем пока говорилось на уроке, увидят воочию, проникнутся духом лесковского дома, его атмосферой, когда-то окружавшей самого писателя.

Подобного рода «заочные экскурсии» можно провести и при знакомстве с биографией Ф. М. Достоевского:

1. «Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве».

2. «Дом-музей Ф. М. Достоевского в Старой Руссе»

В «путешествии» по Музею-квартире в Москве учитель не должен обойти вниманием те факты из биографии писателя, которые рассказывают о том, как он оказался в этом доме, что вообще это за дом, какова его история:

«Музей-квартира Ф. М. Достоевского находится в левом флигеле бывшей Мариинской больницы, расположенной рядом с площадью Суворова и Театром Российской Армии. Ныне это центр Москвы, а двести лет назад – глухая окраина города, относившаяся к урочищу на «Убогом дому» с кладбищем для отверженцев общества – нищих, бродяг, преступников.

В 1803-1806 годах попечением вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны здесь строится больница для бедных, получившая её имя. Проект больничного комплекса в стиле позднего русского классицизма принадлежит архитектору А. А. Михайлову, над сооружением работали также знаменитые архитекторы Джакомо Кваренги и Иван Жилярди.

Весной 1821 года Михаил Андреевич Достоевский получил здесь место лекаря, а 11 ноября (30 октября ст. ст.) в семье Достоевских родился второй сын, будущий писатель. Музей-квартира Ф. М. Достоевского был образован в 1928 году. С 1940 года он становится филиалом Государственного литературного музея. До 1970-х годов это был единственный в мире музей, посвящённый великому писателю.

Здесь уникальную ценность имеют подлинные предметы, принадлежавшие семье Достоевского: книги, портреты, предметы быта. Некоторые предметы были привезены из имения Достоевских в Даровом (овальный столик перед диваном и книжный шкаф). Позднее поступили материалы из уникальной коллекции вдовы писателя, усилиями которой ещё в середине 1880-х годов была открыта комната памяти Ф. М. Достоевского в Императорском историческом музее Москвы (ныне Государственный исторический музей).

Посетители музея видят церковную «Книгу для записи крещёных и отпетых в церкви Петра и Павла, что при больнице для бедных, за 1814-1823 года», в которой выцветшими орешковыми чернилами сделана запись о рождении и крещении Фёдора».

Далее интересно будет спросить учащихся, какую связь они видят между местом пребывания писателя, жизненными наблюдениями, которые он почерпнул в этом месте, и его жизненной позицией, идейно-философскими взглядами? Догадки учащихся о том, что наблюдения писателя за бедными и больными людьми воспитывали в нем сострадательность, доброту, сочувствие, боль за человека – порой слабого, униженного, что и составило основу его писательской позиции, подтвердят и следующие слова учителя:

«Обращает на себя внимание тот факт, что самая большая и светлая (пять окон) комната в доме была отдана в полное владение детям. В «Дневнике писателя за 1873 год» Достоевский писал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей». Простая и скромная обстановка квартиры Достоевских, «людей трудящихся», отразила их стремление к достоинству и благообразию и одновременно приспособленность дома к суровым жизненным обстоятельствам».

Важно будет сказать о значении «московского периода» (т. е. периода, непосредственно связанного с пребыванием в этом музее-квартире) для того, чтобы учащиеся осознавали важность того места, о котором идет речь:

«Значение московского периода жизни Достоевского огромно. Именно в эти годы сформировалась полностью личность писателя, его мировоззрение. Достоевскому принадлежат слова о том, что, если человек пережил в детстве, хотя бы несколько счастливых мгновений, этого достаточно, чтобы он был счастлив всю жизнь. При всей трагичности и тяжести дальнейшей судьбы писатель пронёс в душе чистый свет детства».

Говоря о Доме-музее писателя в Старой Руссе, учитель некоторое время должен посвятить повествованию о самом городе – очень старинном, имеющем множество старейших архитектурных памятников, связанных прежде всего с духовной историей нашей страны, и только потом «переместится» в дом Достоевского.

Как видим, «заочная экскурсия», не претендующая на исчерпывающий рассказ учащимся о жизненном и творческом пути писателя или поэта, является весьма эффективным дополнительным средством освоения его биографии путем погружения в ту атмосферу, в которой он воспитывался, жил, писал свои удивительные произведения. Как правило, такая экскурсия приурочена к определенному месту автора, с которым связан определенный период его творчества, и учителю важно показать его роль, которую оно сыграло в формировании его личности, нравственной позиции, взглядов. Экскурсия, проводимая учителем и иллюстрируемая обширным наглядным материалом, может «перебиваться» вопросами к учащимся проблемного характера; сам же текст должен носить больше описательный характер, быть насыщенным экспрессивными единицами, этнографическим материалом, цитатами из литературно-критических материалов, воспоминаний самого писателя и его современников, чтобы повышать познавательный интерес учащихся к личности писателя и его биографии. Посвященная какому-то определенному эпизоду из жизни автора, «заочная экскурсия» по месту, непосредственно связанному с ним, может служить учащимся «ключом» к пониманию своеобразия всего жизненного пути писателя, его личности и творчества в целом.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь