Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Урок-экскурсия в системе занятий по литературной теме: «Художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского



В творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского весьма характерным противопоставлением в образной системе их произведений является сопоставление праведного и греховного, даже демонического начала в человеческой душе, и многие герои являются их воплощением (Иван Флягин и Грушенька, князь Мышкин и Настасья Филипповна, старец Зосима и старший Карамазов). Но нередко борьбу этих начал можно усмотреть и в душе одного героя (Иван Флягин, Иван Карамазов и др.). Может стать основой «заочной экскурсии» старшеклассников по страницам произведений Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова, итогом которой станет создание проектов учащимися по сопоставлению лесковского понимания «праведничества» с осмыслением данной категории у Достоевского.

Если «экскурсия» «По следам героев» подготовлена и проводится учителем, то он в качестве «опоры» может использовать памятники лесковским героям. Например:

«Орёл – город детства и юности Лескова. На всём протяжении тридцатипятилетнего литературного пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений.

Вот здание бывшей мужской гимназии, где учился писатель. А рядом – памятник ему. Он установлен в 1981 году, к 150-летию Лескова. Его авторы – московские скульпторы Ю. Г. Орехов и Ю. Ю. Орехов, архитекторы             В. А. Петербуржцев и А. В. Степанов – выстроили целый ансамбль.

В центре – четырёхметровая бронзовая фигура писателя на постаменте из полированного серого гранита. «Умный, темпераментный, с колючими чёрными глазами, с душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его и создатели памятника. Глядя на писателя, вспоминаешь его слова: «Я смело, может быть, даже дерзко думаю, что знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу».

А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений.

Вот показывает своё мастерство «тупейный художник» (то есть гример, парикмахер), причёсывая актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь «тупейного художника» к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба – насилия графа.

Не принесла любовь счастья и другой известнейшей героине Лескова – Катерине Измайловой, «Леди Макбет Мценского уезда», в которой писатель увидел характер шекспировского масштаба. Сощурив глаза, окаменев, стоит она в арестантском халате у позорного столба перед отправкой на каторгу. Четыре убийства совершила эта женщина ради своей безоглядной страсти; самоубийство подводит итог страшной драме, разыгравшейся в душе мценской купчихи.

А вот мы видим, как вьётся в огненном танце цыганка Грушенька, героиня повести «Очарованный странник». Памятник выполнен из бронзы, но так изящно и тонко, что, кажется, если дунет посильнее ветер, складки и кружева платья вот-вот разлетятся. Опершись на гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку «типический русский богатырь» Иван Северьяныч Флягин – воплощение могучих физических и нравственных сил нашего народа.

Одно из «очарований» этого странника земли русской – способность восхититься красотой и талантом: «Что Груша раз ни споёт, то я ей за то лебедя, и уже не считаю, сколько их выпустил... И много-с она пела, песня от песни могучее... Ох, тоже плясунья была! Я видал, как пляшут актёрки в театрах, да что всё это, тьфу... Эта же краля как пошла, так как фараон плывёт – не колыхнётся <...> а станет, повыгнется, плечом ведёт и бровь с носком ножки на одну линию строит... Картина! Просто от этого виденья на её танец все словно ум потеряли: рвутся к ней без ума, без памяти...».

Герой во власти очарования. Власть эта над ним так сильна, что он, поддаваясь охватившему его чувству, действует как, будто не по своей собственной воле, а словно по велению какой-то злой силы. Так было и в случае поединка его с татарином».

Далее учащиеся, рассматривая памятник героине и иллюстрации к книге (которые можно дополнить фотоматериалами о воплощении данного образа в кино, театре и т. п.), могу поразмышлять над вопросом:

– Всегда ли красота – спасающая? Как может уживаться в человеке внутренний демонизм и ангельская внешность? Можно ли из этого сделать вывод о представлении Лескова о двойственности человеческой натуры? А есть ли подобные противоречия в Иване Флягине? Что, в конечном счете, спасает его от нравственного падения? (Герой наш необыкновенно талантлив. Живёт в нём талант чувствовать и понимать красоту. Живёт в нём талант любить).

Интересно сопоставить режиссерские интерпретации Ивана Флягина и Грушеньки. Учащиеся, рассматривая фотоматериалы или просматривая эпизоды из фильма по роману «Очарованный странник», могут поразмышлять над тем, как удается показать внутреннюю доброту героя.

Далее можно обратиться теперь уже к героине Ф. М. Достоевского, представить им понимание данного образа режиссерами и художниками, спросить о том, какое впечатление складывается у них от этого образа, продолжив работой над вопросами:

– Как вы считаете, красота Настасьи Филипповны спасительная или разрушительная? Почему князь поцеловал её портрет? Как по этому портрету он определил судьбу Настасьи Филипповны?

– Глядя на портрет Настасьи Филипповны, художница Аделаида Епанчина приходит к выводу, что такая красота – «сила», с которой «можно мир перевернуть». Прокомментируйте эту мысль.

– С образом Настасьи Филипповны связана тема оскорблённой и поруганной красоты. Что, по-вашему, могло спасти красоту героини?

– Почему в начале романа Мышкин говорит о красоте и страсти в лице Настасьи Филипповны, а позднее скажет: «Может ли даже это лицо внушать теперь страсть? Оно внушает страдания, оно захватывает всю душу…». Прокомментируйте эти два разных восприятия Мышкиным внешности героини.

– Достоевский писал в романе «Братья Карамазовы»: «Красота – это страшная и ужасная вещь!.. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Красота!.. иной, высший с сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским… Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Можно ли здесь вспомнить лесковское понимание неоднозначности красоты как символа борьбы двух начал в человеке? Какая красота истинная, по мнению писателей?

Учащимся можно предложить рассмотреть фото актеров, исполнявших роль князя Мышкина в кино и на театральной сцене, сопоставить его с Иваном Флягиным.

Еще одним этапом экскурсии «По следам героев» авторов может стать прием устное словесное  рисование своего представления рассмотренных персонажей.

В подготовке и проведении «заочной экскурсии» «По следам героев произведений Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова» с целью выявления греховного и праведного начал в душе человека и роли красоты в раскрытии данной концепции большую самостоятельность могут проявить и сами учащиеся. Основу такого урока составит их проектно-исследовательская деятельность, а ее итогом станет защита проектов на данную тему. Защита проектов и станет «заочной экскурсией».

Подготовка к уроку проходит в несколько этапов.

1-й этап – организационный. Класс делится на три группы. В первой группе учащиеся будут исследовать роман «Очарованный странник» и сопоставлять его героев, используя разнообразный наглядный материал и эпизоды из фильма. Во второй группе подобная работа будет проводиться по роману «Идиот». В третьей – будут сопоставляться женские и мужские образы из двух этих произведений (Грушенька и Настасья Филипповна, князь Мышкин и Иван Флягин).

2-й этап – исследовательский. Учащиеся осуществляют работу на текстовом материале.

3-й этап – поисковый. Текстовый материал учащиеся дополняют фото- и видео- материалами.

4-й этап – творческий – этап создания проектов в виде мультимедийной презентации. Один из учащихся пишет текст к презентации и репетирует экскурсионную речь на фоне слайдов. Портреты своих персонажей могут нарисовать и сами учащиеся, стараясь передать в лице и фигуре особенности характера.

5-й этап – проведение «экскурсии», т. е. защита проектов.

Заранее учащимся можно раздать карточки с шаблонными фразами, необходимыми в экскурсионной речи, которые они должны использовать в рассказе о своем проекте. Фразы-«заготовки» могут быть примерно следующего содержания:

«Посмотрите на фото актрисы… в роли Грушеньки из «Очарованного странника». Ее взгляд выдает горячность натуры героини… Наоборот, Грушенька на иллюстрации … к данному произведению выглядит совершенно иной…».

«А сейчас мы в гостиной дома Иволгина. На иллюстрации к произведению изображено знакомство князя Мышкина с Настасьей Филипповной, чей портрет он уже видел и наслышан о ее репутации. Настасья Филипповна здесь выглядит поистине роковой!...».

«А какой бы вы изобразили Настасью Филипповну на том легендарном портрете? Расскажите о нем».

Если «заочную экскурсию» «По следам героев» провести на заключительном этапе рассмотрении темы «Художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского», то ее подготовкой учащимся можно поручить заняться самостоятельно, по сценарию, который они выберут или придумают сами, т. е. справиться с этим заданием по их усмотрению.

Таким образом, применение формы «заочной экскурсии» вполне эффективно не только при знакомстве с биографией писателя, но и при изучении сложных, проблемных вопросов, затронутых в его произведении и нашедших отклик в творчестве других художников слова. В этой связи можно коснуться и темы о греховном и праведном началах в человеке и их борьбе в понимании Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского и рассмотреть ее на примере романов «Очарованный странник», «Идиот», сопоставляя инфернальную красоту Грушеньки и Настасьи Филипповны с душевной чистотой и стремлением к духовному совершенствованию Ивана Флягина и князя Мышкина. Особое внимание необходимо будет обратить на символическое звучание категории красоты, отражающей извечное противоборство добра и зла в человеке. Такого рода «заочная экскурсия» «По следам героев Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского», насыщенная богатым иллюстративным материалом, среди которого и иллюстрации к произведениям, в том числе выполненные самими учащимися, и фото актеров, исполнявших роли литературных героев, и фрагменты фильмов и спектаклей по данным произведениям, может вестись самим учителем, а может представлять собой результат проектно-исследовательской деятельности самих учащихся (в последнем случае возрастает роль подготовительного этапа к такому уроку, когда учитель не только формирует группы и дает определенные задания соответственно общему сценарию урока, но и знакомит с речевыми формулами экскурсионной речи).

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования греховного и праведного начал в творчестве Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова мы пришли к следующим выводам.

Проблемы духовности всегда привлекали пристальное внимание отечественных писателей, в том числе и при сопряженном рассмотрении их с понятиями национального идеала, традиционной русской религиозности. В особенной степени данные проблемы характерны для творчества Ф. М. Достоевского и     Н. С. Лескова, органически воспринявших нравственный пафос православия и, обладая даром художественного видения, сумели проникнуться духом ее смиренности, скорбями о душевных немощах и несовершенствах человека, стремлением к истине и к высшим целям бытия. Этим обусловлено важное место, которое занимает категория праведничества в их произведениях. Однако большое влияние оказала и общая ситуация в стране во второй половине XIX века, сложная и переломная эпоха, когда в связи с социально-политическими изменениями, разрушением института крепостничества в стране происходила смена и ценностной парадигмы, поиск новых духовных ориентиров, который осуществлялся прежде всего в религиозной литературе, православной традиции, важной для русского человека. Поэтому утверждение идеалов праведного жизнестроительства неотделимо в художественном мышлении авторов от изучения греховного начала в мировосприятии современников, позволившее обнажить социально-философские проблемы, углубить и усилить социально-критический пафос повествования. Общим в произведениях Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова в изучении греховного и праведного начала также стало соотнесение нравственного идеала, формирование представления о должном в соответствии с традициями православия, хотя и трактуемого Лесковым несколько вольно, неканонично. Однако, несмотря на общие моменты в понимании писателями греховного и праведного начала в человеке, многое в их концепциях праведничества и различного, уникального, что связано с особенностями мировидения и художественного метода каждого из них.

Единственным идеалом праведного бытия для Ф. М. Достоевского был Христос, о чем он неоднократно упоминал в своих дневниках. Именно с заповедями Христа, по мнению писателя, должен соизмерять свою жизнь каждый человек. Наиболее последовательно идеал Христа выражен в образе князя Мышкина в романе «Идиот», название которого, с одной стороны, отсылает к средневековой традиции понимания праведничества на Руси как юродства; с другой стороны, указывает на несвойственность жизни по христианским заповедям современному российскому обществу – обществу хищников и стяжателей, в котором «положительно прекрасный человек», способный на доброту, искренность и сострадание, воспринимается как странный.

В других произведениях писателя, в частности, в романах «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», помимо образов праведников (Сони Мармеладовой, Алеши Карамазова, отца Зосимы), представлены и образы героев, которым в большей степени свойственен греховный тип сознания. Среди них Родион Раскольников, Митя и Иван Карамазовы. Но, говоря о каждом из них, автор обязательно намечает и путь их духовного спасения, духовного возрождения, важную роль в котором должна сыграть Церковь, христианские заповеди и идеалы, а также сострадание и любовь к ближнему. Однако именно в «Братьях Карамазовых» концепция «праведничества» сопряжена у Достоевского с «концепцией детства». Утверждая мысль о необходимости семейного воспитания, в котором как раз и закладываются основы будущей личности, а также о пагубном воздействии на души современников все чаще и чаще встречающихся в пореформенной России «случайных семейств», в которых родственные связи стали обычной формальностью, он соответствующим образом намечает путь духовного воскресения Мити и Ивана Карамазовых, вводя в повествование их рассуждения о детях.

В отличие от Ф. М. Достоевского, Н. С. Лесков в духовно-нравственном возрождении своих современников Церкви, религии (христианству) отводил не столь большое значение. Основу концепции «праведничества» Лесков видел в понятии «деятельного добра»; христианином важно, по Лескову, быть не на словах и молитвах, а на деле, что наиболее отчетливо прослеживается в романе «Соборяне», где он повествует о священнослужителях, «сталкивая» двух типов священников: праведников «на словах» и праведников «на деле». Праведничество у Н. С. Лескова деятельное и заключается в жизни «по совести», «по правде», ежеминутной помощи ближнему, что так характерно для русского человека. Однако последнего автор не стремился идеализировать, указывая на его бунтарскую натуру, смирение которой во славу Бога, отречение от себя во имя других, ежедневное самопожертвование и есть путь духовного совершенствования, праведничества. Несосредоточенность на себе, полная растворенность в заботах и скорбях других людей – вот что составляет для Лескова исторически не преходящую ценность. Бескорыстие и самоотверженность праведника, по мысли Лескова, несовместимы с чувством собственной избранности и духовной привилегированности.

Кроме того, важную роль, по мнению Лескова, в духовном обновлении играют народные традиции и представления – «народная почва», на основе которой и формируется «национальный (но не религиозный) идеал». Сюда же он относит и православные традиции, ставшие неотъемлемой частью мировосприятия русского человека. Именно с этих позиций автор рисует образ Катерины Измайловой в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда». Ее сходство с Катериной Кабановой из драмы А. Н. Островского в высшей степени условно. Катерина Измайлова поддалась грешной и пагубной страсти от скуки; ей неведомы муки совести и раскаяние, она с легкостью умертвляет несколько людей и сама кончает жизнь самоубийством. Причины такого поведения героини кроются не только в унылой жизни поместного купечества. Писатель подчеркивает духовную пустоту Катерины, отдалившейся как от христианских, так и народных традиций. Религиозные реалии в повествовании играют символическую роль, усиливая весь ужас грехопадения героини. Также автор использует различные антитезы (противопоставляя физическую легкость и душевную тяжесть Катерины, физическую легкость и почти языческую физическую силу), устойчивые повторяющиеся в узком контексте эпитеты, прием психологического параллелизма, участвующие в художественном раскрытии данной идеи. 

 Праведник Лескова достаточно типичен: всех праведных героев объединяет принцип деятельной любви, отказ от духовной привилегированности и народная востребованность. Однако это не исключает развития, эволюции темы праведничества в творчестве автора. Именно духовное трудничество и стало той основной чертой, которую развивал Н. С. Лесков в произведениях о праведниках. В «Соборянах» главный герой – протопоп – отстаивает истинную веру, противопоставляя ее вере ложной, мнимой, которой так грешили лексковские современники. Но здесь же обнаруживаются и новые пути развития и новые грани понимания праведничества – праведничества мирского, когда христианские заветы и заповеди непреложно переносятся в семейные отношения, построенные на добре, любви, заботе о ближнем. В то же время антиреволюционные мотивы исчезают, поскольку писателя теперь интересует не перестройка общества на православных началах, а духовное обновление человека, обнаружение в нем лучших черт русского национального характера. При этом автор не забывает и о бунтарстве русского человека, смирение которого есть также своеобразный подвиг («Очарованный странник»). При этом лесковские герои в своем бескорыстном стремлении делать добро все же ориентируются на христианские заповеди. Поэтому среди лесковских героев выделяются «праведники», сознательно следующие канонам православной веры. Среди них прежде всего Александр Афанасьевич Рыжов («Однодум»). В результате перед читателями проходит целая галерея образов героев-«праведников», колоритно изображенных Н. С. Лесковым, тонким знатоком природы русской души, сумевшим правдиво показать, что самое ценное в их жизни – это следование народной и христианской истине, которая понимается ими как неотъемлемая часть русского национального бытия. В повестях и рассказах о праведниках отчетливо обнаруживается стремление писателя применить идеалы жертвенности, бескорыстной любви к ближнему теперь уже не только к семейным отношениям, но и к социальной жизни в целом. Однако значение художественного наследия Лескова не исчерпывается его ролью в развитии русской литературы: через национальный ха­рактер и национальную историю писатель всегда «выходит» к общечеловеческим мотивам, к проблемам истории человечества, через национальные типы – к пониманию и утверждению человека, к какой бы национальности он ни принадлежал, к пониманию сознания человеческого родства со всем миром.

Наиболее продуктивной формой изучения греховного и праведного начала на материале творчества Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова на уроках литературы в старших классах является, на наш взгляд, «заочная экскурсия». При изучении биографии писателя учитель может остановиться на определенном этапе его жизненного пути, связанном с каким-то памятным местом, ныне Домом-музеем или Квартирой-музеем. «Заочная экскурсия» такого плана не претендует на исчерпывающий рассказ учащимся о жизненном и творческом пути писателя или поэта, но является весьма эффективным дополнительным средством освоения его биографии путем погружения в ту атмосферу, в которой он воспитывался, жил, писал свои удивительные произведения. Ее основная цель – повышение интереса к личности писателя, чтобы учащиеся продолжили ее изучение в дальнейшем. Экскурсия, проводимая учителем и иллюстрируемая обширным наглядным материалом, может «перебиваться» вопросами к учащимися проблемного характера; сам же текст должен носить больше описательный характер, быть насыщенным экспрессивными единицами, этнографическим материалом, цитатами из литературно-критических материалов, воспоминаний самого писателя и его современников, чтобы повышать познавательный интерес учащихся к личности писателя и его биографии.

«Заочную экскурсию» по какому-то проблемному вопросу, затрагиваемому одним или нескольким авторами, может также полностью подготовить и провести сам учитель, а могут подготовить сами учащиеся в ходе проектно-исследовательской деятельности. В таком случае проекты учащихся и составят основу экскурсионного материала. Так, экскурсия по теме «Художественное представление праведного и греховного начал в творчестве Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского» может представлять собой путешествие «По следам героев», сопоставление их между собой и выявление общего в понимании души человека как места постоянной борьбы добра и зла. Ее может готовить и сам учитель, знакомя затем учащихся с материалом и «разбивая» его беседой по проблемным вопросам. Но можно использовать и метод подготовки проектов самими учащимися, тогда степень их познавательной самостоятельности будет заметно выше. Учителем заранее обозначается тема экскурсии, класс разбивается на исследовательские группы, каждая из которых работает над отдельным пунктом проблемной темы и создает по итогам такого мини-исследования отдельный проект, демонстрация которых и составит основу «заочной экскурсии». При этом учителю необходимо обратить внимание учащихся на речевые стандарты экскурсионной речи, описательность и выразительность самих выступлений как обязательное требование к ним.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь