Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Даршан Ратха-ятры Шри Шри Джаганнатха-джи в Шри Джаганнатх Пури



В том же году в месяц ашадх (июнь-июль) около 250 паломников под началом Шрилы Гурудева отправились с вокзала Хаура в Калькутте в специально заказанном вагоне в Балешвар, откуда поехали в Шри Ремуну. В Ремуне они получили даршан Шри Кхира-чора Гопинатха-джи. Шрила Гуру Махарадж рассказал там о лиле Шри Мадхавендры Пури и Кхирачора Гопинатха, как она описана в «Шри Чайтанья-чаритамрите».

«Шри Мадхавендра Пури — первый росток древа желаний бхакти-расы. Шри Натхаджи был так доволен служением Шри Мадхавендры Пури, что проявился на склонах Шри Говардхана около деревни Анийор. Шри Мадхавендра Пури исполнил желание Шри Натха-джи, в течение месяца совершая Ему абхишеку и проводя праздник Аннакут с различными подношениями бхоги в больших количествах. Затем, также по желанию Шри Гопала-джи, Мадхавендра Пури пошёл из Вриндавана в Джаганнатх Пури, чтобы добыть малайский чандан (сандал) и предложить его Шри Натха-джи. По дороге в Пури как-то поздно вечером он пришёл в Ремуну. В это время Тхакурджи (Божеству) предлагали бхогу, и когда алтарь открылся, Мадхавендра Пури смог получить даршан этого удивительного Божества Шри Гопинатха-джи. Перед Божеством стояли горшочки с кхир-прасадом, особым подношением в этом храме. От кхира, предложенного Тхакурджи, исходило такое благо-ухание, что Шри Мадхавендра Пури немог устоять. Он стал думать: «Если б я смог попробовать хоть немного этого прасада, я знал бы, как готовить такой вкусный кхир для моего Шри Натха-джи». Вскоре алтарь закрыли, и Шри Пури Госвами отправился на ближайшую, опустевшую к вечеру базарную площадь, чтобы совершать там свой бхаджан. Потом он лёг отдохнуть, но посреди ночи услышал, как кто-то кричит: «Кто тут Мадхавендра Пури? Кто Мадхавендра Пури? » Это кричал пуджари Шри Гопинатха-джи. Мадхавендра Пури поднялся и вышел ему навстречу: «Я Мадхавен-дра. Зачем ты ищешь меня? » С огромным смирением пуджари дал в руки Мадхавендре Пури горшочек с кхиром и сказал: «О, великая душа! После того, как я уложил Шри Гопинатха-джи отдыхать, я закрыл алтарь и отправился спать в свою келью. Посреди ночи мне во сне явился Шри Тхакурджи и сказал: «Где-то на базарной площади Мой бхакта совершает бхаджан. Я хотел, чтобы он попробовал немного Моего прасада, но он ничего не получил. Этот преданный — возвышенный нишкинчан-вайшнав, он никогда ничего не просит для себя. Из двенадцати горшочков, что ты предложил мне, один я спрятал под свои одежды. Возьми его и сейчас же передай Мадхавендре Пури». После этого я проснулся и сразу пошёл в шри мандир. Открыв алтарь, я с великим изумлением обнаружил, что под одеждой Тхакурджи действительно стоит один горшочек. Я помню, что после предложения я убрал все горшочки и своими руками вымыл весь пол. Как один горшочек мог оказаться под одеждами? Я взял его, закрыл алтарь Тхакурджи и принёс этот горшочек тебе. Признаюсь, такого я никогда раньше не видел! »

Когда Шри Мадхавендра Пури услышал этот рассказ, его охватили радостные чувства экстатической любви к Кришне. Но в следующую минуту он подумал: «Утром все узнают о том, что произошло, и здесь соберётся толпа желающих получить мой даршан». Испугавшись этого, он еще до рассвета покинул Ремуну и отправился в Джаганнатх Пури. Такие бхакты, как Мадхавендра Пури, встречаются очень редко. Они благословлены Господом. С тех пор Божество Шри Гопинатха-джи в Ремуне стали называть Шри Кхирачор Гопинатхом.

Мадхавендра Пури-джи дошёл до Шри Пури-дхамы и получил даршан Шри Джаганнатха. Затем он достал малайский чандан для своего Гопала-джи и, неся чандан на голове, отправился обратно во Вриндаван. По пути он снова зашёл в Ремуну, в храм Кхирачо-ра Гопинатха-джи. Была уже ночь, он лёг отдыхать и заснул. Го-пал-джи явился ему во сне и сказал: «Останься пока в Ремуне и умасти всё тело Гопинатха-джи этим малайским чанданом. Я — тот же Гопинатх. Если ты послужишь Ему таким образом, то Я по-чувствую облегчение от жары». Шри Пури Госвами так и сделал. Через некоторое время, получив разрешение Шри Гопала-джи, он снова продолжил свой путь во Вриндаван. Бхагаван прекрасно знает обо всех трудностях, на которые идут бхакты ради служения Ему, и Он устраивает такие божественные лилы, чтобы ещё боль-ше прославить Своих бхакт в этом мире».

Рассказ об этой лиле произвёл сильное впечатление на паломников.

 

(стр. 462-463)

 Защита сампрадаи

Аргумент 6: Люди, несведуюшие в сампрадая-таттве, говорят: «Шри Мадхавендра Пури и Ишвара Пури не могли быть санньяси Мадхва-сампрадаи, поскольку вместо титула «Тиртха», принятого в Мадхва-сампрадае, они носили титул «Пури». Если Шри Мадхавендра Пури не принадлежал к Мадхва-сампрадае, то нет никаких оснований причислять к этой сампрадае Шримана Махапрабху».

Опровержение: «Пури» — это не титул, а имя, которое Мадхавендра Пурипад получил вместе с санньясой. Дело в том, что он был посвященным учеником Лакшмипати Тиртхи (который принадлежал к Шри Мадхва-сампрадае), а впоследствии принял санньясу у одного санньяси по имени Пури. Точно так же поступил Шриман Махапрабху, получив дикшу у Шри Ишвары Пури, а санньясу — у Шри Кешавы Бхарати. Нигде не говорится, что роль дикша-гуру и санньяса-гуру должна выполнять одна и та же личность. В одних случаях это один и тот же человек, а в других — нет. Шри Мадхва Ачарья тоже получил посвящение в вишну-мантру в вайшнавской сампрадае, а санньяса-вешу принял у адвайта-вади Ачьютапрекши. Через некоторое время Ачьютапрекша под влиянием Шри Мадхва Ачарьи принял концепцию вайшнавов. Это означает, что, приняв санньясу у адвайта-вади, Шри Мадхва Ачарья остался чужд концепции адвайта-вады. Наоборот, он с блеском разбил все аргументы адвайта-вади и, утвердив концепцию таттва-вады, стал повсюду ее проповедовать и распространять. То же самое произошло и со Шри Чайтаньей Махапрабху.

Cанньяси в Мадхва-сампрадае действительно носят титул «Тиртха», но вайшнавов в статусе грихастхи или брахмачари в этой сампрадае так не называют. Поэтому Шри Мадхавендра Пури до принятия санньясы не мог носить этот титул. Приняв санньяса-вешу в адвайта-сампрадае, он получил титул «Пури». В этом нет ничего нелогичного.

 

«Шрила Прабхупада-шикшамрита»

 

«На следующий (в оригинале в «последний» last) день после Дивали вайшнавы отмечают праздник Аннакута. Этот праздник напоминает о том дне, когда Господь Кришна поднял гору, а Мадхавендра Пури построил храм для Гопала» (Письмо к Прадьюмне, 17 октября 1967).

 

Отрывок из хари-катхи «Обсуждение спектакля Господа Чайтаньи»
(5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж

 

Это прекрасная история. В прежние времена был один ачарья, Мадхавендра Пури. Он пришёл в этот храм, храм Гопинатха, в то время, когда божествам предлагали сгущённое молоко, которое называют кшир, кхир. И Мадхавендра Пури захотел попробовать его. Потому что он хотел приготовить такое же сгущённое молоко и предложить его своему Гопалу. И потом он подумал: О! Это сгущённое молоко, этот кхир предлагают Кришне. И я захотел попробовать его! Я такой жадный, я такой нетерпеливый, жадный, и он ушёл из храма, и сказал: Я не достоин того, чтобы заходить в этот храм. И он сел где-то рядом с храмом, под деревом, и стал повторять Харе Кришна. И глубокой ночью Божество Гопинатха разбудило священнослужителя, пришло к нему во сне, пожалуйста, вставай, я спрятал один горшочек сгущённого молока за спиной.

(…Как это называется? Это вастра, у царей обычно такие длинные, сзади, длинные одежды, как это называется?

Хайягрива: Мантия? Я не знаю, как это называется.

Шрила Прабхупада: На санскрите это называется Пидвастра, задняя накидка).

И вот за задними одеждами, за этой накидкой он спрятал этот горшочек сгущённого молока. Пуджари проснулся, открыл дверь в алтарь, и увидел, что там действительно стоял горшочек сгущённого молока. Все священнослужители были очень удивлены. О! Он украл кшир для своего преданного. И Божество приказало: возьми этот горшок и отнеси его Мадхавендре Пури, он сидит под деревом. И они взяли горшочек сгущённого молока, подошли к нему и стали спрашивать: Кто здесь Мадхавендра Пури? А, это ты? Тебе так повезло, Божество украло для тебя сгущённое молоко. Возьми, возьми его!

И он был так доволен тем, что Господь украл для него это молоко, он подумал поскольку я желал попробовать это молоко, Господь украл для меня этот горшочек.

С этого дня это Божество стали называть «вор сгущённого молока». Кшира Чора. Кшира означает сгущённое молоко, а Чора означает вор. И храм стал известен под таким названием. Храм вора сгущённого молока.
Хайягрива: Чайтанья вор сгущённого молока?

Шрила Прабхупада: Нет. Ты прослушал. Чайтанья, после того, как он посмотрел на Божество, сел и стал слушать как Нитьянанда прабху рассказывает историю. Почему Божество называется Кшира Чора Гопинатха. Ты что, прослушал?

Хайягрива: Нитьянанда? Нитьянанда рассказывал это Господу Чайтанье?

Шрила Прабхупада: Да. Он рассказывал о том как божество получило название Кшира Чора Гопинатха.
Он рассказывал эту историю, что божество украло горшок сгущённого молока для своего преданного…

Хайягрива: А какое непосредственное отношение это имеет к Господу Чайтанье?

Шрила Прабхупада: Господь Чайтанья тоже зашёл в этот храм. В те дни, если вы шли из Бенгалии в Джаганатха Пури, вы должны были проходить через это место. По пути находился этот храм Кшира Чора Гопинатха. Прежде, в прежние времена все заходили в этот храм по пути. И когда то Мадхавендра Пури тоже посетил этот храм. И для него Божество украло сгущённое молоко. С тех пор его стали называть Кшира Чора Гопинатха. И эта история была рассказана Чайтанье Махапрабху когда Он сидел перед Божеством, Чайтанья Махапрабху сидел перед Божеством и наслаждался этим рассказом. О том, что Господь настолько добр, иногда он даже ворует для своего преданного. Вот такова суть этого.

 

«Шри Мадхавендра Пури как связующее звено»

Статья впервые была опубликована в «THE HARMONIST». ТОМ XXXI. 14 февраля 1935 г. No. 12.

Триданди Cвами Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж

 

Шри Мадхавендра Пури — росток великого древа любви из преданности, представленного миру Шри Чайтаньядевом. Он происходит из линии Шри Мадхвы, ачарьи философии чистой двайты (дуалистической философии). Люди, изучающие религиозную литературу, прекрасно осведомлены о том, что чистый дуализм — одна из четырех теистических вайшнавских школ древней Индии. Так как Брахма, сам творец, известен как основоположник этой веры, школа носит название «Брахма-сампрадая».

Имеются некоторые разногласия по вопросу линии последовательности ачарьев от Брахмы до Мадхвы. Некоторые предлагают такой вариант: Брахма, Санаки2, Дурваса, Ачьютапрекша, Мадхва; верным же вариантом будет следующая линия: Брахма, Нарада, Вьяса и Мадхва. Хотя Шри Мадхва принял уклад отречения от Ачьютапрекши, он все время находился в жесткой оппозиции к вероисповеданию этого формального Гуру, как до, так и после принятия уклада отречения. Более того, до встречи со Шри Вьясой проповедь Мадхвы явно ограничивалась лишь деструктивным действием сокрушения майявады, и только когда ему повезло соприкоснуться с божественными стопами Вьясадевы (всемирного учителя теизма), он начал конструктивную проповедь, стал обращать людей и писать комментарии как полномочный ачарья. Ачьютапрекша, его бывший Гуру, предался ему и был полностью обращен в трансцендентальный дуализм из майявады Шанкары. Поэтому мысль, что Шри Мадхва в качестве ачарьи позитивного принципа трансцендентального дуализма пришёл в линию Шри Вьясы, более правильна, и ей следуют те, кто наиболее мудры.

Шрипад Мадхавендра Пури был ачарьей школы Мадхвы; он считается связующим звеном между Мадхвой и Гаудия-сампрадаей. Этот факт принимается как Мадхва-, так и Мадхва-Гаудия-сампрадаями. На этот счет автор «Шри Шри Гаура-ганоддеша-дипики», а также Шри Баладев Видьябхушан и другие авторы оставили подлинные свидетельства. Но в современных умах, мыслящих только эмпирически, может возникать вопрос: «Как «Пури» вообще может происходить из Мадхва-сампрадаи, в которой санньяси носят, как правило, титул «Тиртха»? »

В ответ на это группа представителей сообщества Мадхвы говорит, что хотя титул «Тиртха», имея священную связь с «Анандой Тиртхой» (самим Мадхвой), был особенно любим школой и стал известен как общий титул санньяси этого сообщества, «Пури» и другие имена все же встречаются. Они утверждают, что сам Мадхвачарья и его последователи обратили многих санньяси школы Шанкары и позволили им оставить себе прошлые титулы, чтобы продемонстрировать свои победы над майявадой. Таким образом, Мадхавендра Пури должен быть либо учеником такого обращенного, либо сам быть тем, кто его обратил. Но поскольку эти представители не могут продемонстрировать какие-либо достоверные свидетельства, мы не видим причин, чтобы принимать их утверждение просто потому, что оно существует.

Другая группа, однако, считает, что Шрипад Мадхавендра Пури, будучи Гуру учения трансцендентной любви, должен был принять дикшу(божественную инициацию) в рамках подлинной линии трансцендентального дуализма Мадхвачарьи, хотя, вполне возможно, он принял санньясу (формальный уклад отречения) от иного сообщества. Эта группа уделяет особенное внимание дикше и отмечает явное безразличие, с которым ачарьи-вайшнавы относятся к формальному принятию уклада отречения. Они обращают наше внимание на пример самого Мадхвачарьи, который принял санньясу от Ачьютапрекши из школы майявады лишь для того, чтобы опровергнуть веру этого Гуру.

Тот факт, что вайшнавская школа не уделяет большого внимания формальности принятия уклада отречения, считая его лишь внешним преимуществом ради пропаганды, также подкреплен примером Шри Рамануджи, который самостоятельно прошел через эту процедуру без помощи Гуру какой-либо группы. С другой стороны, тот же самый Рамануджачарья настойчиво выпрашивал милость (в форме мантра-дикши) от вайшнавского Гуру бесчисленное количество раз. Позже и Господь Чайтанья, явив страстное желание принять санньясу, получил ее от присутствовавшего поблизости Кешавы Бхарати из школы Шанкары, предварительно дав ему необходимые наставления об этом. Позже сам Господь Чайтанья скромно и с юмором упоминает об этой связи с линией майявады, и пытливые и предвзятые исследователи часто неверно истолковывают Его слова, очень осторожно причисляя Его к группе майявады.

Так что доподлинно неизвестно, принял ли Шрипад Мадхавендра Пури свой уклад отречения от Мадхва-сампрадаи. Но точно известно, что он был ачарьей этой самой сампрадаи. Также мы наверняка можем сказать, что он не был обычным обращенным из какой-либо другой группы. Его вера и любовь к Шри Кришне и служение Ему были слишком возвышенны, чтобы удержать его даже в рамках самой школы Мадхвы, что уж говорить о теории майявады, которая предлагает считать Бога, душу и служение иллюзией. На самом деле, Мадхавендра Пури не был садхана-сиддхой, т. е. тем, кому пришлось достигать своей цели в этой жизни, но он был нитья-сиддхой или вечно реализованной душой.

Но возникает проблема с некоторыми именами в связующем списке от Мадхвы до Мадхавендры Пури. Эмпирическое расследование, лишенное знаний о реальной природе и предмете духовной линии, заходит в тупик, когда начинает интересоваться вещами вне границ своей компетенции, пытаясь прорваться через стену с животной яростью. Как четыре прямых ученика Шри Мадхвы — Падманабха, Нарахари, Мадхава и Акшобхья — могли оказаться в линии преемственности учителей, занимая одно и то же место главного ачарьи одного и того же общества в течение семи, девяти, семнадцати и семнадцати лет подряд соответственно — уместные, хоть и банальные по сути вопросы для этих педантов интеллекта. Опять же, история демонстрирует нам очень краткий отрезок времени между Шри Чайтаньей и Вьясарайей Свами. Как может такой длинный список ачарьев уместиться в такой короткий временной интервал? Действительно, серьезная загадка для оппонента иного склада мышления. Надеюсь, нас простят за то, что мы обратим внимание этих рационалистично настроенных мыслителей к процедуре перехода королевского престола в штате Кочи. Если они не знают об особом способе передачи наследования в этом штате, то эти наши друзья будут крайне удивлены, обнаружив, что более дюжины следующих друг за другом правящих принцев зачастую являются современниками. То есть верное понимание линии наследования зависит от твердого знания нами сампрадая-рахасьи (эзотерических техник духовного общества). Лишь когда мы будем воистину благословлены этим светом, мы обнаружим, что иногда имена выдающихся современников сохраняются в этом списке, а иногда не очень значимые имена могут опускаться.

Но величие и важность Шри Мадхавендры Пури заключаются не в том, что он был настоящим членом сообщества Мадхвы, а в том, что он является первопроходцем в области веры трансцендентной любви к Шри Кришне, ради объявления которой великий Господь Шри Чайтаньядевнизошел на Землю. Мадхура-раса упасана или любовное служение юному Кришне было впервые реально дано Шри Мадхавендрой Пури. Хотя те виды служения Кришне, что гопи совершают во Вриндаване, были известны матхам Мадхвы, но все же, поскольку объектом их служения является Бала Гопала, то их служение, естественно, может быть лишь в ватсалья-расе или родительской привязанности. Знаменитые поэмы Шрипада Мадхавендры Госвами, начинающиеся словами «айи дина-дайардра натха…»3, «кам прати катхайитум ише…»4, «шйамам эва парам рӯ пам…»5 и другие не только указывают на величайшие достижения автора, но и доказывают, что даже люди высокой религиозной культуры того времени были чужды возвышенной мысли о глубокой супружеской любви к вечноюному Кришне, Прекрасной Реальности. В его поэме есть намек на явление великого Апостола обширной и организованной пропаганды этого цветущего учения о сладостном супружеском служении юной и прекрасной Верховной Личности — Шри Кришне, всеобъемлющей Любви. Несложно угадать, что речь идет о великом Господе Чайтаньядеве и Его всеохватном распространении нектарного сокровища любовного служения Всевышнему, Кришне.

Шри Нитьянанда, Шри Адвайта Ачарья, Шри Ишвара Пури, Шри Ранга Пури, Рагхупати Упадхьяя и многие другие выдающиеся личности, олицетворяющие собой религию и культуру своего времени, выражают свое глубочайшее почтение и духовную зависимость от этого великого святого и спасителя человечества.

Переводчик: Ольга Бакова
Редактор: Ашутош Кришна Дас


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь