Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Способы проведения соревнований
В соревнованиях по баскетболу применяются три способа розыгрыша: круговой, с выбыванием и смешанный. Выбор того или иного способа розыгрыша зависит от задач соревнований, состояния спортивной базы, количества и уровня подготовленности участников соревнований, материальных средств, сроков проведения соревнований. Круговой способ Принцип проведения соревнований таким способом заключается в том, что каждая команда встречается друг с другом по одному разу (в один круг) или несколько раз (в два и более кругов). Круговой способ позволяет не только наиболее объективно выявить победителя соревнований, но и определить места всех участвующих команд в соответствии с их спортивно-технической подготовленностью. Основной недостаток кругового способа — большой срок проведения соревнований. Соревнования по круговому способу организуются: - в виде разовых встреч, которые планируются на площадках играющих команд с интервалом в несколько дней между каждой календарной игрой. Как правило, игры проводят, чередуя встречи на своем поле и на поле соперника. Разовые встречи не вызывают необходимости освобождать участников от работы или учебы; - по турам, которые представляют собой часть общего соревнования или тура в несколько календарных дней. Команды разбивают на группы, каждая из которых проводит игры своего тура в одном месте в течение нескольких дней подряд. Соревнования могут состоять из двух и более туров. Такой способ проведения соревнований целесообразен при территориальной раздробленности участвующих команд. Недостаток его в том, что команды лишены возможности выступать на своих площадках и в своих городах; - в виде турниров — это наиболее компактное соревнование, проводимое обычно в одном месте в течение нескольких дней; календарные игры проводятся ежедневно, за исключением дней отдыха. Одной из задач главной судейской коллегии является составление календаря игр, который может быть представлен несколькими способами, для чего необходимо: - установить по заявкам, поданным для участия в соревнованиях, количество команд; - определить количество календарных дней, необходимых для проведения соревнований. При четном количестве команд число календарных дней будет на единицу меньше числа команд, а при нечетном — равно числу участвующих команд; - составить таблицу календаря игр, например, предлагается провести жеребьевку команд. Основное назначение жеребьевки — присвоить командам определенные номера, которые дают возможность, применяя схемы, составлять календарь игр. Перед жеребьевкой объявляется, по какой схеме будет составляться календарь игр. Жеребьевка может быть общей, то есть всех команд одновременно, или с рассеиванием команд. Рассеивание команд создает возможность сформировать подгруппы, примерно равные по силам. Используются два способа рассеивания: по жребию, способом «змейка». Обычно основанием для рассеивания команд служат результаты, показанные командами на предыдущих или предварительных соревнованиях. Однако могут быть и другие причины (например, участие от одного города или организации нескольких команд, уже встречавшихся между собой). При рассеивании по жребию берется то число команд, которое соответствует количеству подгрупп, и между ними бросается жребий для распределения этих команд по подгруппам. Затем таким же образом распределяется по жребию следующая подгруппа команд и т. д. Рассеиванию могут подвергаться все команды или часть из них. Это должно быть предусмотрено положением о соревнованиях. Если рассеивается часть команд, то другие распределяются по подгруппам жеребьевкой. При рассеивании способом «змейка» командам присваиваются номера в соответствии с их местом, занятым на предыдущих соревнованиях, затем эти команды уже в соответствии с присвоенными им номерами распределяются «змейкой» по подгруппам. Например, рассеивание 12 команд на две подгруппы, что создает условное равенство команд в обеих подгруппах. Доказательством этого служит сумма мест команд, расположенных в каждой подгруппе. Результаты соревнований по круговой системе фиксируются в виде шахматных таблиц. При оценке и учете результатов соревнований по круговому способу принимается зачет от каждой участвующей организации по одной или нескольким командам. При зачете по одной команде наиболее распространена оценка результатов: за победу начисляется 2 очка, поражение — 1 очко и неявку — 0 очков. Наибольшая сумма очков определяет победителя, а сумма очков остальных команд — их места в таблице. При равенстве очков у двух команд, претендующих на первое место, обычно назначается дополнительная игра. В остальных случаях преимущество дается той команде, которая выиграла у команды, набравшей одинаковое с ней количество очков. Когда равное количество очков набирают три команды или более, преимущество дают команде, имеющей большее число побед в играх между ними. При равенстве этого показателя преимущество получает команда, имеющая лучшую разницу забитых и пропущенных мячей. Когда зачет в соревнованиях проводится по нескольким командам, прибегают к дифференцированной, или раздельной оценке результатов. Она зависит от задач, поставленных перед соревнованиями. Если, например, необходимо обратить внимание на работу среди женских или детских команд, то, соответственно, должна быть повышена оценка результатов игры этих команд. При составлении шкалы дифференцированной оценки результатов за победу дается четное количество очков. Способ с выбыванием Способ имеет ива варианта: с выбыванием после одного поражения, с выбыванием после двух поражении. Составляют календарь по способу с выбыванием после одного поражения следующих образом. Сначала формируют таблицу, которая определяет порядок встреч участвующих команд. После этого проводится жеребьевка, по результатам которой команды вносятся в таблицу соответственно полученному номеру. Если количество участвующих команд кратно 2 (4, 8. 32, 64 и т. д.). то все команды вступают в соревновании с первого календарного дни. В первом туре встречаются рядом стоящие номера (первый со вторым, третий с четвертым и т.н.). При восьми командах таких туров будет три. Победители первого тура попадают во второй, а победители второго — в третий и разыгрывают между собой финал. Если в соревнованиях чисто участвующих команд не кратно 2, то в первом туре ведет борьбу только часть команд, а остальные вступают в состязания со второго тура. Для определения количества команд, которые должны вступить в соревнование с первого тура, пользуются формулой (а - 2) х 2 - X, где а — количество участвующих команд. 2 — степень двух, при которой получается ближайшее меньшее число к числу участвующих команд. Смешанный способ. В соревнованиях с большим числом участвующих команд и при большой их территориальной разбросанности применяют и смешанный способ розыгрыша, то есть на разных этапах используют способ с выбыванием и круговой способ. При смешанном способе розыгрыша вес команды разбивают по зонам или группам, где проводят соревнования по способу с выбыванием (или круговому, а победители разыгрывают между собой окончательные места но круговому способу (или выявляют только победителя по способу с выбыванием). Команды-участницы Каждая команда состоит из: а) тренера и, по желанию команды, помощника тренера. В его обязанности входит: - не менее чем за 20 минут до начала игры по расписанию каждый тренер должен подать секретарю список с фамилиями и номерами членов команды, которые будут участвовать в игре, а также фамилии капитана команды, тренера и помощника тренера; - не менее чем за 10 минут до начала игры оба тренера подтверждают фамилии и номера членов команды и тренеров, расписываясь в протоколе. При этом они должны отметить пять игроков, которые начнут игру. Тренер команды А первым сообщает эту информацию; - только тренер или помощник тренера решают, должна ли быть произведена замена. При этом запасной обязан обратиться к секретарю с соответствующей просьбой и должен быть готовым играть немедленно; - если в команде есть помощник тренера, его фамилия должна быть записана в протоколе до начала игры (его подпись не требуется). Он выполняет обязанности тренера, если по какой-либо причине тот не может продолжать их выполнять; - тренер (или помощник тренера) является единственным представителем команды, который может общаться с помощниками судей за секретарским столом во время игры. Он может получить информацию, относящуюся к счету, времени, табло или числу фолов только тогда, когда часы остановлены и мяч мертвый. Его контакт с помощниками судей за столиком должен быть всегда спокойным и вежливым и не нарушать нормального течения игры; - только тренер или помощник тренера, чьи фамилии вписаны в протокол, имеют право стоять во время игры, но только один из них. б) капитана, который должен быть одним из членов команды, имеющим право играть. В его права и обязанности входит: - представлять свою команду на площадке. Он может обращаться к судье для получения необходимой информации. Это должно делаться в корректной форме и только тогда, когда мяч мертвый и часы остановлены; - сообщать старшему судье номер игрока, который заменит его как капитана, когда он покидает площадку; - действовать как тренер, если тренер не может продолжать выполнять свои обязанности и нет помощника тренера, официально записанного в протокол. Если капитан должен покинуть площадку по уважительной причине, он продолжает действовать как тренер. Если он должен покинуть площадку из-за дисквалифицирующего фола или если он не может действовать как тренер из-за травмы, то заменяющий его как капитана игрок должен заменить его как тренер; - капитан должен по окончании игры немедленно проинформировать старшего судью, если его команда подает протест на результат игры, и подписать протокол в месте, отмеченном как «подпись капитана в случае протеста»; в) игроков: - не более чем десяти членов команды, имеющих право играть; - не более чем двенадцати членов команды, имеющих право играть (для турниров, в которых команда должна сыграть более чем три игры); - капитана, который должен быть одним из членов команды, имеющего право играть. Экипировка команд Вся экипировка, используемая игроками, должна быть предназначена для баскетбола и одобрена Всемирной Технической комиссией ФИБА или оговорена в Правилах. Вся экипировка, используемая игроками, должна быть предназначена для баскетбола. Старший судья не должен разрешать баскетболистам носить экипировку, которая опасна для других игроков. Это могут быть: предохранительные покрытия для пальцев, рук, запястий, локтей или предплечий, сделанные из кожи, пластика, гибкого (мягкого) пластика, металла или любого другого твердого вещества, даже покрытого мягким материалом, которые могут порезать и вызвать кровотечение, также головные уборы, украшения и драгоценности. Экипировка, предназначенная для увеличения роста игроков, «растяжки», другие способы, дающие незаслуженное преимущество, запрещаются. Баскетбольными Правилами разрешаются следующие элементы экипировки: повязка из мягкого материала, предохраняющая плечо, запястье, бедро и голеностоп и не создающая опасности для других игроков; надежно закрытые наколенники; защитное приспособление для поврежденного носа, даже если оно из твердого материала; очки, не представляющие опасности для других игроков; головные повязки шириной максимум 0, 05 м, сделанные из неабразивной одноцветной материи, гибкого пластика или резины. Команда, стоящая в программе первой (команда-хозяин), надевает майки светлого цвета (желательно, белого). Команда, стоящая в программе второй (гости), должна надеть майки темного цвета. Однако если команды согласны, они могут поменяться цветом маек. Для главных соревнований ФИБА игроки одной команды должны носить обувь и носки одного цвета (цветов).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы