Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ,



ВОШЕДШИЕ В МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ

ДИАЛЕКТИКУ

 

Диалектика Гегеля есть диалектика понятий.

Если провести параллель между концепцией единства Мира и воображаемой концепцией единства понятий, отражающей концепцию единства Мира, то отношение диалектики понятий к этой воображаемой концепции отразит отношение дедуктивного метода познаний к концепции единства Мира.

Для нас важно то, что отношения между понятиями отражают отношения между соответствующими им объектами и явлениями действительности, поэтому многие положения диалектики Гегеля можно применять в дедуктивном познании.

Это тем более допустимо, что теория оперирует только понятиями.

Возможно, именно по этой причине Гегель строил диалектику понятий, а не Природы.

Мы воспользуемся четырьмя такими положениями. Ниже они выделены подчеркиванием с заключением в кавычки. Каждое из них сопровождено материалистическим толкованием.

Нужно подчеркнуть, что этими четырьмя положениями исчерпывается положительное содержание гегелевской диалектики.

Все остальное ее содержание, в том числе и известные диалектические законы, составляет принципы и технологию спекулятивного мышления, которое не имеет никакого отношения к отображению действительности.

Исключение составляет «закон единства и борьбы противоположностей», являющийся философским вариантом формулировки закона равенства действия и противодействия и обогащающий этот закон отрицанием метафизического противопоставления действия и противодействия.

1. «Нет ничего ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, что несодержало бы вместе и непосредственности, и опосредствования».

В диалектике понятий каждое непосредственное понятие, т.е. понятие как таковое, выражающее чувственное восприятие, должно быть опосредствовано, т.е. истолковано достаточным набором других понятий, в той или иной мере опосредствованных ранее.

Благодаря этому вся система понятий сливается в целостную систему.

В материалистическом понимании Природы это положение нужно понимать как утверждение, что всякое частное явление, материальное образование, положение из чего-то состоит и входит в состав чего-то другого, являясь элементом единого материального целого.

2. «Диалектика есть непрерывное развертывание всей совокупности моментов действительности».

Требование опосредствованности понятий, используемых при опосредствовании очередного понятия, с первых шагов ставит метафизическую науку в тупик по причине отсутствия уже опосредствованных понятий.

Метафизика преодолевает этот тупик допущением так называемых основных (первичных) понятий, для которых якобы опосредствование не требуется.

Ни диалектика понятий, ни материалистическая диалектика не отрывают науку от человеческого познания.

А в познании понятия не мертвы. Они возникают сначала как непосредственные утверждения, а затем развиваются вместе с познанием, обогащаясь как по составу, так и по содержанию опосредствующих их понятий с каждым шагом развертывания моментов действительности.

Изменение толкования только одного понятия изменяет содержание всех тех понятий, в опосредствовании которых оно участвует, и через их посредство распространяется на всю систему, оказывая даже обратное действие на те понятия, которыми оно само опосредствовано.

Это развитие и отражено приведенным положением.

3. «Логика есть знание в полном объеме его развития».

Это следствие предшествующего положения.

Логика существует не сама по себе, не является чем-то витающим над познанием, но есть нарастающий объем знания, накопленного в сознании познающего и применяемого им на текущем этапе познания.

4. «Истина есть приход к самой себе путем отрицания непосредственности».

На индуктивном этапе познания непрерывное наполнение понятий содержанием фактического характера обусловливает приближение толкования каждого понятия к истине.

Одновременно с тем толкование понятия постепенно освобождается от изначального произвола непосредственности его определения.

Полное освобождение от этого произвола, которое Гегель называет отрицанием непосредственности, приводит понятие в соответствие истине.

В этом процессе прихода к истине, путем непрерывного развертывания моментов действительности до отрицания непосредственности, диалектика выступает как объединение индукции и дедукции.

Она равным образом действительна на индуктивном и дедуктивном этапах познания.

Вот и вся диалектика.

Нужно просто исключительно строго, всегда и везде соблюдать эти правила, и тогда вы нигде не прегрешите перед истиной.

Ложные представления отсеются сами собой в процессе «непрерывного развертывания всей совокупности моментов действительности».

Однако каждый шаг этого развертывания должен опираться на «знание в полном объеме его развития», поэтому для выработки целостного понимания Природы необходимо обладать достаточным запасом фактических частных знаний.

 

Итак, мы начинаем строить общую картину Природы, основываясь на эмпирических фактах, равносильных им положениях теоретического познания, концепции единства Мира и материалистической диалектике.

Следует учитывать, что «непрерывное развертывание...» по пункту 2, коль скоро оно непрерывно, невозможно изложить конечным числом предложений.

Читатель должен мобилизовать свое воображение, чтобы с его помощью дополнить картину мелкими промежуточными «моментами действительности», опущенными при описании.

На первых шагах многие утверждения могут показаться читателю непосредственными, голословными, хотя основанием для них является концепция единства Мира.

Читатель вправе воспринимать их так, ибо исходная концепция — это все-таки не общая картина Природы.

Но мы постепенно будем наполнять такие утверждения эмпирически обоснованным содержанием, что, в конце концов, приведет их к истине.

В процессе этой работы будут выявляться разного рода недоработки, упущения или просто ложные утверждения науки.

Мы будем заниматься ими только в том случае и в той мере, в какой это необходимо для выработки целостного понимания Природы, для построения общей картины.

Поэтому приводимые в тексте оценки и уравнения следует рассматривать как иллюстрации отношений в природе, а не как готовые количественные решения.

 

ОБЩАЯ КАРТИНА ПРИРОДЫ

 

Без толчка тела не могут ни действовать, ни противодействовать. Кроме толкания одних частиц материи другими, нет никаких сил, и движение есть первичное свойство материи, определяющее все частные свойства вещества.

Михаил Ломоносов

 

6


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь