Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРИРОДА КАК ДВИЖУЩАЯСЯ МАТЕРИЯ



 

Определение материи вытекает из первой составляющей концепции единства Мира:

Материя есть первичная реальность, образующая все сущее в Природе

Это функциональное опосредствование понятия материи.

Вторая составляющая концепции единства Мира позволяет опосредствовать понятие этой функции материи различными формами материального движения, соответствующими различным формам существования материи.

Но сначала нужно понять свойства самой материи.

Будем исследовать материальный объект, воспринимаемый нами как конечная целостность.

При исследовании всегда решается две группы вопросов: из чего объект состоит (анализ) и каким образом составные части образуют объект как конечную целостность (синтез).

Всякое материальное образование сохраняет свою целостность благодаря связям, ограничивающим свободу относительного перемещения составных частей.

Его составные части тоже могут предстать перед нами как конечные целостности меньшего масштаба, и тогда мы снова задаемся вопросом, из чего они состоят.

Так возникает старый вопрос о делимости материи: конечна она или бесконечна?

Распад частиц без образования конечных целостностей дал два ответа на этот вопрос.

Делимость вещества ограничена конечным числом актов деления.

Но материя делима до бесконечности, так как на последнем акте деления вещества конечных целостностей не образуется.

В каждом акте деления вещества устраняются препятствия, ограничивающие свободу перемещения составных частей относительно друг друга.

Энергия внутреннего движения переходит в энергию свободного (от связей друг с другом) движения освободившихся частей в пространстве.

То же самое происходит и на последнем акте деления вещества, только продукты деления в этом случае, вплоть до бесконечно малых элементов материи, не ограничены никакими внутренними связями и совершают в пространстве самостоятельное движение.

Каждый элемент материи, занимающий в данный момент времени ограниченный объем пространства, представляет собой совокупность элементов меньших объемов, находящихся в непосредственном контакте по поверхностям соприкосновения.

Свобода самостоятельного движения, полученная элементами всех масштабов при устранении внутренних связей вещества, предоставляет возможность каждому элементу распространиться на всё пространство.

Единственным препятствием этому является присутствие в пространстве других таких же элементов, которые тоже стремятся распространиться на всё пространство.

Возникает борьба элементов материи за пространство, выражающаяся в сближении и удалении элементарных масс, расширении и сжатии элементов, изменении формы элементов и их взаимном проникновении, переходах энергии движения из одного масштаба в другой.

Но движение в форме борьбы элементов материи за пространство не затухает.

Оно становится внутренней сущностью той формы существования, в которую перешла материя в результате распада вещества.

Эта форма существования материи называлась ранее эфиром, и мы сохраним это название.

Эфир заполняет все пространство Природы, не занятое другими формами существования материи.

Все то пространство, которое нам представляется пустым, в том числе пространство между атомами и внутри атомов между частицами, заполнено бесконечным эфиром.

Это следует из стремления каждого элемента материи занять все пространство.

Значит, эфир текуч и бесконечно упруг.

Упругость эфира имеет кинетическую природу. Он материален и, следовательно, инертен.

Именно такими свойствами должна обладать сплошная материальная среда, способная осуществлять передачу волновых взаимодействий между частицами вещества с конечной скоростью.

Совпадение ожидаемых свойств эфира со свойствами, обнаруженными в ходе мысленного деления вещества, является важным обстоятельством в отрицании непосредственности определения материи.

А поскольку свойства вещества в мысленном делении тоже учитывались, полное отрицание непосредственности не должно вызвать затруднений.

Все остальные формы существования материи пространственно конечны.

Они представляются нам вкрапленными в эфир то тут, то там, где пусто, где густо, заполняя остальное пространство Природы.

Но это ложное представление.

Вкрапить можно то, что существует отдельно от того, во что оно вкрапляется.

А все эти формы не могут существовать вне эфира, так как они являются просто местной спецификой движения единой материи в ограниченном объеме и находятся в полной зависимости от движения в окружающем пространстве.

Движение эфира и всех остальных форм существования материи едино; оно есть единое многообразное движение материи.

Материальное единство всех форм существования мы назовем Телом Природы.

Тело Природы бесконечно.

Весь опыт человеческого познания свидетельствует о том, что размеры наблюдаемой части природы ограничены только разрешающей способностью инструментов наблюдения.

Многократные декларации о достижении в наблюдениях границы Мира на деле всегда оказывались утверждением выскочек и опровергались путем совершенствования инструментов наблюдения.

В наше время представление об ограниченности Вселенной (Мира, Природы) возродилось в форме современной космологии, отождествившей Вселенную с Метагалактикой.

И уже имеются основания для опровержения ее представлений.

Мы познакомимся с ними позднее.

Живучесть представления о пространственной ограниченности Природы обусловлена тем, что бесконечность материального тела не укладывается в человеческое сознание.

Вообразить ее невозможно, и не нужно пытаться делать это, во избежание повреждения психики.

На вопрос «а что там дальше?» есть простой ответ: дальше то же самое, но в разных вариациях.

А бесконечность Тела Природы будем понимать так: по любому направлению Природа в целом всегда больше любой наблюдаемой ее части. И это ни у кого не вызовет сомнений.

Тело Природы едино, непрерывно и неделимо.

Мысленно мы можем выделить любой элемент Тела. Но это выделение нельзя реализовать отделением, ибо всюду только Тело.

Как целое, Тело Природы неподвижно.

Ибо все, отчего можно было бы отмерить движение Тела, является его составной частью.

Все движения совершаются только внутри Тела, причем векторная сумма всей совокупности движений всегда равна нулю.

Это значит, что любое наблюдаемое нами движение является по отношению к Телу только фрагментом его внутреннего колебательного процесса.

Внутренний колебательный процесс Природы не может быть установившимся в смысле постоянства форм движения во всех конечных ее частях.

Установившиеся пространственные колебания возможны только в сферическом объеме, а пространство нельзя разделить на равные сферические объемы.

Никакой конечный объем не может быть представлен и в виде конечного числа сфер разных объемов.

Поэтому, Природа есть вечный переходный процесс.

С другой стороны, Природа никогда не подвергалась и не может подвергаться внешним воздействиям, поскольку все, что может воздействовать, относится к ее внутренней сущности.

Она есть единственная действительно изолированная система и была такой во все времена, поэтому находится в равновесном состоянии.

Это значит, что вечный переходный процесс Природы замкнут.

Каждому процессу изменения состояния имеется уравновешенный с ним противоположный процесс: распад частиц компенсируется порождением новых, испарения — конденсацией и т.д., а в целом затухание всякой формы движения в одних процессах компенсируется возмущением этой же формы движения в других процессах.

Равновесная замкнутость общего процесса Природы сформулирована Ломоносовым примерно в такой форме:

«Если где-то чего-то убыло, то в другом месте того же самого прибыло столько же».

Эта формулировка выражает равновесную замкнутость процесса Природы в формах непосредственного восприятия — формах существования материи.

Каждой такой форме соответствует определенный набор форм движения, поэтому по Природе в целом соотношения между различными формами существования материи и между различными формами ее движения никогда не меняются.

Природа в целом вечна и неизменна, — вот какой смысл несет формулировка Ломоносова.

Назовем это утверждение законом сохранения Природы.

Закон сохранения Природы нельзя бесконтрольно применять к частным материальным образованиям.

Всякая ограниченная часть Природы вовлечена во всеобщий круговорот материи и движения и предстает перед нами в противоположность целому в форме непрерывно меняющегося материального образования.

Типы и масштабы местных процессов разнообразны, разнообразны и пути их замыкания в промежуточное равновесие.

В каждой не слишком малой части Природы имеют место процессы, замыкающиеся внутри ее объема.

Движения, связанные с этими процессами, будем называть собственным внутренним движением  СВД.

СВД определяет свойства материального образования, проявляющиеся в его взаимодействии с окружающей материей.

Мы уже пользовались непосредственным понятием формы существования.

Опосредствуем его: к одинаковой форме существования относятся материальные общности с одинаковым СВД.

Замкнутость СВД придает форме существования устойчивость, благодаря которой в рамках этой формы существования закон сохранения Природы получает ограниченную применимость.

Природа есть движущаяся материя, в которой материя и движение сохраняются во всех мерах.

И здесь, прежде всего, следует отметить, что всякое материальное движение является объективной реальностью.

Реальное движение частного материального объекта совершается относительно всего остального материального мира, каждая частность которого тоже находится в состоянии вечно изменяющегося движения.

Все движется относительно всего, но векторная сумма всех движений Природы равна нулю.

Следовательно, каждая частность движется относительно неподвижного Тела Природы.

В этом представлении каждое частное движение выступает как абсолютное движение.

Но бесконечное Тело Природы неохватно человеческим сознанием.

Человек не может измерить движение частности относительно всего остального мира и концентрирует внимание на главном аспекте совершающегося частного движения, измеряя его в инерциальной системе отсчета, наполненной необходимыми для отображения исследуемых отношений образами действительности.

Осознавая зависимость результата измерений от выбора системы отсчета и невозможность объективного выбора системы, человек, как всегда, ищет виновника неопределенности ситуации вне себя и объявляет относительным само исследуемое движение, будто бы оно не имеет объективного значения в процессе Природы.

Как можно совместить относительный характер всех движений с законом сохранения движения?

Объективная реальность не может быть относительной в таком понимании этого слова; относительными могут быть только наши представления о ней.

Поэтому изобилие в литературе утверждений об относительном характере всякого движения, прививающих мысль, что движение само по себе, как таковое, не имеет смысла до тех пор, пока мы не измерили его в какой-либо системе отсчета, относится не к объективной реальности, а к ее образу.

Настойчивость, с которой эта подмена удерживается в литературе, нужно рассматривать как выражение массированной атаки субъективного идеализма на материалистическое понимание природы.

Сказанное не относится к понятию относительного движения в смысле объективности движения одного относительно другого.

Наряду с собственным внутренним движением внутри каждой части Тела Природы совершаются движения, относящиеся к процессам большего масштаба, равновесие которых с процессами противоположного направления изменений замыкается в многократно большем объеме.

Мы называем их возмущенными или наведенными движениями.

Они возникают как реакция формы существования на условия бытия, под которыми подразумевается взаимодействие рассматриваемой части Тела с окружающей материей.

Многие из этих движений, взятые по отдельности, на первый взгляд представляются как проходящие сквозь форму существования.

Но они взаимодействуют друг с другом и с СВД этой части Тела, оставляя нередко необратимые в рамках СВД его изменения.

Так накапливаются изменения формы существования.

Совокупность СВД и наведенных движений, их взаимодействие и накапливающиеся изменения составляют форму бытия данной части Тела. Каждая часть участвует еще во внутреннем движении какой-то общности большего масштаба.

Мы называем это движение упорядоченным или направленным, когда оно интересует нас как причина изменения положения этой части относительно других таких же частей.

И мы рассматриваем это движение как элемент внутреннего движения, собственного или наведенного, когда хотим оценить роль движения совокупности таких частей в формировании свойств объединяющей их общности.

Общность большего масштаба тоже участвует во внутреннем направленном движении как часть еще большей общности.

Так, СВД газа есть движение молекул от соударения до соударения; а направленные движения звезд входят в состав СВД галактики.

В этих примерах обнаруживаются иерархическая структура форм существования материи и условность деления движений на собственное внутреннее и наведенное движение.

Иерархия частного и общего, продолженная бесконечно, сливается в единое неподвижное Тело Природы.

Оно бесконечно и неохватно нашим сознанием.

Но хорошим приближением к Телу Природы можно считать общность такого масштаба, в рамках которого замыкается равновесие всех исследуемых нами процессов.

Для нас, познающих людей, она является изолированной системой, а ее процесс и есть тот общий процесс Природы, который мы познаем.

Познавать мы умеем только по частям.

Представляется удобным на первых порах классифицировать все многообразие форм существования по частотному признаку.

Дело в том, что спектр движений переходного процесса Природы бесконечен, а спектр вещественных форм движения ограничен с обеих сторон.

Мы сами и наши приборы вещественны, поэтому нам удобно начинать опосредствование форм движения с вещества.

Эфир способен передавать возмущения всего спектра движений Природы, что говорит о неограниченности спектра его СВД со стороны высоких частот.

Поэтому движения с частотами от максимальной частоты вещественного спектра и выше вплоть до бесконечности будем относить к спектру СВД эфира.

Движения с частотами меньше минимальной вещественной будем относить к космическим формам существования.

С такой классификацией мы переходим от метафизического понимания природы, как совокупности разных видов материи, к диалектическому пониманию, при котором все многообразие природы рассматривается как многообразие процессов в частных объемах единой материи.

Итак, между вещественными объектами мы обнаруживаем взаимодействия на расстоянии.

Научно его можно объяснить существованием материальной среды, не воспринимаемой нашими органами чувств по причине отличной от нас формы существования.

Для антинаучного объяснения достаточно постулировать существование сверхъестественных сил.

Наше познание выбрало научный путь, так как каждый шаг познания углубляет понимание законов взаимодействия и убеждает в нерушимости этих законов.

Однако, как показал опыт нашего познания, показной отказ от услуг сверхъестественных сил не является гарантией от проникновения в познание мистики.

Гарантии дает признание единства материи во всех ее формах существования и общности законов движения во всех этих формах.

Современная физика отказалась признать эфир материальной средой и была вынуждена постулировать «четыре типа фундаментальных взаимодействий», которые фактически являются сверхъестественными силами, облаченными в научные одежды.

Но это не было первым шагом по пути мистификации науки.

Начало положил Ньютон декларацией абсолютно пустого пространства и законом всемирного тяготения.

Но Ньютону это простительно, ибо он относил свои труды к области натуральной философии, а не действительной науки.

Каждому со школьной скамьи известно второе начало термодинамики.

Оно несовместимо с законом сохранения Природы и может вызвать неосмысленное недоверие читателя к сказанному в этом параграфе.

Освободиться от чар второго начала поможет напоминание о том, что оно основывается на ограниченном числе фактов, относящихся только к процессам в вещественной форме существования, тогда, как нам известно, как минимум две — вещество и эфир.

Следовательно, распространение положений второго начала на Природу в целом неправомочно, и этим противоречие снято.

Но и в области вещества второе начало нужно рассматривать как приближение, рамки применимости которого наукой не определены.

7

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

 

Пространство и время — очень отвлеченные понятия, и это осложняет задачу их опосредствования.

Обратимся за помощью к философам.

Гегель говорит, что если отбросить все то, что в кантовское понятие пространства привнесено субъективным идеализмом, «то останется правильное утверждение, что пространство есть... абстракция непосредственной внешности».

То же останется и от гегелевского понятия пространства, если отбросить то, что внесено в него объективным идеализмом.

Фейербах обозначает реальность, названную выше непосредственной внешностью: пространство и время есть внутренняя сущность материи, коренные условия бытия.

Подобным же образом поступает язык, обозначая непосредственную внешность прилагательными: воздушное, космическое, математическое (о пространстве).

Здесь полезно напомнить, что каждый образ нашего познания соответствует какой-то объективной реальности.

В подавляющем большинстве случаев реальность и ее образ мы называем одним именем.

Но по отношению к пространству и времени это не совсем так.

Попытайтесь представить то, что отражает образ пространства, не оттененного прилагательными, подобными приведенным выше. Получится пустота.

И дело не в том, что оригинал и отображение имеют разные имена.

Оригинала просто нет, ибо в своем воображении вы подавили образы объективной реальности и, размышляя ни о чем, пытаетесь создать образ отсутствия объективной реальности*.

Это уже не абстракция, а отрицание реальности.

Абстрактность понятия пространства столь глубока, что связь образа с оригиналом не обнаруживается непосредственно из понятия.

Эту связь нужно искать в функциях понятия пространства в познании.

Понятие пространства используется для отображения взаимного расположения объектов, их перемещения относительно некоторого избранного объекта (или группы объектов), считающегося неподвижным, распределения потенциальных сил и т.д.

Наполненное такими образами объективной реальности, пространство превращается в совокупный образ отношений между членами объективной реальности, которыми оно наполнено.

Таким образом, в познании пространство является выразителем общности тех частностей, которыми оно наполнено.

Итак, пространство есть образ исследуемой или описываемой общности.

В каждом случае состав отражаемых пространством свойств общности своеобразен и конкретен.

Он определяется задачей исследования или описания.

Например, водное пространство может быть открытым или закрытым.

Вода в нем может рассматриваться как растворитель, энергоноситель или как среда обитания.

В каждом таком случае описание охватывает ограниченную часть отношений между отраженными пространством реальными объектами, а остальные отношения не учитываются, как не относящиеся к рассматриваемой проблеме.

Поэтому в разных случаях пространство отображает разные реальности и не может быть со всеми ими одноименным.

Сказанное относится к истолкованию частных пространств индуктивного познания.

Каждое из них является, во-первых, количественной абстракцией от Тела Природы, так как отображает ограниченную его часть, и, во-вторых, качественной абстракцией от отображенной части, так как учитывает не всю полноту ее свойств.

* Представление о пустоте как сущности идет от корпускулярно-пустотной концепции атомистов (Левкип, Демокрит). Они возвели ее в ранг субстанции. До них Анаксимандр считал первоосновой всего сущего апейрон — нечто очень похожее на эфир и. думается, созвучное ему. Вскоре Аристотель преодолел корпускулярно-пустотную концепцию, развив представления Анаксимандра в понятии первоматерии. Если я не ошибаюсь, это он утверждал «природа не терпит пустоты». Пустота была возвращена в теорию усилиями Ньютона и Эйнштейна. Но «природа не терпит пустоты», и теперь в физике её заменяет вакуум физический — нечто мистически промежуточное между пустотой и эфиром.

 

Эти свойства частных пространств позволяют определить абстрактное частное пространство, то есть пространство, не наполненное образами действительности, как состояние области мыслительного органа субъекта, нацелившегося на исследования частных отношений в ограниченной части Тела Природы.

Такое «пустое» пространство будем считать образом третьей ступени абстракции.

Его пустота существует только в воображении и появляется в нем в связи с отвлечением от наполнения частного пространства образами действительности.

Поскольку мы строим общую картину Природы, нас интересует понятие всеобъемлющего пространства. Пока оно не наполнено образами действительности, его можно считать пределом частного пространства третьей ступени абстракции при стремлении охватить исследованием всю полноту процесса природы.

По Канту и Гегелю, оно явится абстракцией той «непосредственной внешности», которую мы назвали Телом Природы.

Поэтому не ищите объективного пространства, отражаемого одноименным образом.

Его не существует, потому что пространством отражается Тело Природы.

Заполняя пространство образами действительности, мы постепенно приведем его в соответствие с представлениями Фейербаха. И все будут удовлетворены.

При любой степени научной абстракции образ должен сохранять самые существенные черты оригинала.

Во всеобъемлющем пространстве отражаются непрерывность, бесконечность, единство и трехмерность Тела Природы.

Совпадение первых трех свойств очевидно.

Трехмерность Тела Природы определяется формулой «природа есть движущаяся материя».

На первый взгляд представляется, что этой формулой устанавливается двухмерность Природы.

И это верно в предельных случаях, когда Природа рассматривается в целом, ибо она вечна и неизменна, и когда элемент материи бесконечно мал.

С увеличением масштаба исследуемой общности иерархия частного и общего все более сводит движение в пользу внутреннего, поэтому движение Природы в целом оказывается одномерным: все ее движение совершается внутри ее самой.

С уменьшением масштаба, наоборот, отношения меняются в пользу направленного движения, поэтому бесконечно малый элемент материи не содержит внутреннего движения.

Но в Природе совершается круговорот материи и движения, выраженный в уравновешенных изменениях частных форм существования.

Для отражения этих изменений необходимо третье измерение.

Изменения происходят в результате движения.

«Движение — это не только перемена места; в механических областях оно является также и изменением качества», отмечал — Энгельс.

Изменение качества частного материального образования есть изменение его СВД, происходящее под воздействием внешних движений, определенных выше как условия бытия.

Двоякая функция движения отражается двумя измеряемыми параметрами для каждого материального элемента: скоростью его движения как целого и среднеквадратической скоростью внутреннего движения в нем.

Третье измерение, которое по значимости следует считать первым, относится к параметру материальности.

Итак, Тело Природы трехмерно, так как каждый элемент Тела обладает тремя качествами: материальностью, подвижностью и изменчивостью.

Эти качества в познании отображаются тремя параметрами: количеством материи, скоростью перемещения элемента как целого и среднеквадратической скоростью внутреннего движения.

При этом каждое конкретное движение в зависимости от цели и масштаба исследования может быть учтено любым из двух параметров движения.

В познании пространство представляется системой отсчета.

Систему отсчета, по-видимому, следует считать продуктом первого шага в наполнении пространства третьей ступени абстракции образами действительности.

Число координат системы отсчета, соответственно трехмерности природы, должно быть равно трем, чтобы обеспечить однозначную связь между координатами и параметрами состояния материи, когда система будет заполнена параметрами состояния.

Положим, мы заполнили систему отсчета, представив распределение значений каждого из трех параметров состояния материи в виде аналитических зависимостей от координат х, у, z .

Тем самым мы создали математический образ отражаемой действительности, в котором движение представлено пока только как потенциальная возможность, как на мгновенной фотографии.

Чтобы реализовать эту возможность, нужно дать последовательную серию таких фотографий, как в фильме.

Мы вводим четвертую координату — время t. Оно позволяет получить непрерывную бесконечную серию таких фотографий и отобразить движение во всех подробностях.

Для этого каждый из трех параметров состояния мы выражаем как функцию четырех переменных:

Плотность материи ρ=ρ(х,у, z , t ).

Скорость направленного движения (векторная величина) ν=ν(х,у, z , t ).

Среднеквадратическая скорость внутреннего движения и=и(х,у, z , t ).

С введением дополнительной переменной однозначность связи между параметрами состояния и координатами пространства утрачивается.

Мы восстанавливаем ее, задавая постоянное значение времени по всему пространству, и получаем однозначное решение уравнений распределения состояния для избранного значения времени.

Непрерывное изменение значения времени позволяет получить отображение движения в форме непрерывного процесса.

Описанная процедура отражения движения порождает представление, будто бы время существует вне общего процесса материального движения и управляет им.

Некоторые высказывают даже такую мысль, что исследование времени позволит в будущем влиять на него и тогда путешествие во времени станет возможным не только в фантазии.

На самом деле общий процесс Природы самоуправляем: все зависит от всего.

Каждое движение совершается как продолжение предшествующего с изменениями, определяемыми условиями бытия, а в результате всей совокупности движений изменяются условия бытия каждой частности, и этим определяются последующие изменения всех движений.

Так, во всеобщей связи, совершаются переходы одного состояния природы в другое, и время здесь ни при чем.

Как потенция, эта всеобщая связь движений отражена трехмерным математическим образом действительности.

Чтобы отразить всю совокупность движений или любое одно из этой совокупности как свершившийся факт, мы придаем параметру времени необходимое приращение.

Здесь время выступает как обобщенный математический образ движения, а параметр времени t — как обобщенная мера совершенного движения.

В качестве такой меры можно выбирать период какого-либо движения, совершающегося в относительно стабильных условиях бытия.

И люди выбрали две меры, соответствующие двум жизненно важным для них периодическим движениям, — солнечные средние сутки и тропический год.

Всякая абстракция является порождением разума.

Мы придумали пространство и время для удобства познания природы, а затем, как отмечал Энгельс, «оказываемся не в состоянии понять этих нами самими созданных абстракций, потому что они умственные, а не чувственные вещи, всякое же познание есть чувственное измерение!».

Но человек мыслит образами реальности. Все, что он придумывает, соткано из образов реальности и является формой отражения реальности.

Вернемся к понятию времени как таковому, не наполненному объективирующими образами.

И в этой крайней степени абстракции оно должно оставаться образом движения и отражать главнейшие свойства движения.

После того как мы абстрагировались и от движения, и от самой материи, время должно продолжать отражать то свойство движения, которым оно порождено, то есть факт существования всеобщей связи движений.

Иначе говоря, время, как крайняя степень абстракции от движения, есть образ единства процесса Природы.

А пространство, как образ Тела Природы, есть образ материального единства Природы.

Таким образом, пространство и время вместе являются образом единства Мира.

Обратим внимание на то, что пространство является образом материального объекта Тела Природы.

А время — образом отношений, связей между частями и элементами этого объекта.

Пространство и время едины, поскольку они отражают один и тот же объект.

При этом пространство отражает его количественную, а время качественную сторону.

У Природы нет ни прошлого, ни будущего.

Эти два понятия помогают сознанию отразить природу как процесс.

В природе же прошлое было, но переродилось в настоящее.

Будущее, когда оно придет, будет называться настоящим.

Как в песне: «Есть только миг между прошлым и будущим».

 

8


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.117 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь