Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии
Им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук Московское бюро по правам человека
Критика расизма в современной России и научный взгляд на проблему этнокультурного многообразия. – М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2008. – 124 с.
ISBN 5-87532-022-6
© Московское бюро по правам человека, 2008 © Авторы, 2008
Издательство «Academia» 129272, г.Москва, Олимпийский просп., д.30 ЛР № 065494 от 31.10.97. Формат 60х90 / 16. Печ.л.7,75. Печать офсетная Тираж – 1000 экз. Заказ № 92. Отпечатано в типографии “Вессо” Содержание:
О расах и расистах (предисловие издателей) ………………4 I . Статьи ведущих ученых-специалистов Бутовская М.Л. О неандертальцах, кроманьонцах и белокурых бестиях…...……………………………..……..… 8 Козинцев А.Г. Расолог Владимир Авдеев «изучает извилины в мозге врага» …………….……….……………... 19 Артемова О.Ю. Новая книжка о научном бандитизме и квалифицированном расизме…………………………….. 42 Аксянова Г.А. Антропология в кривом зеркале расовых предрассудков………………….…………...……… 49 II . Мнения экспертов, правозащитников И решения прокуроров Васильев С.В. Заключение о книге В.Б. Авдеева, А.Н. Севастьянова "Раса и этнос" ……………………….. 105
Арутюнов С.А. З аключение на книгу А.Н. Савельева «Время русской нации» …………………………...……….. 112
О расах и расистах Предисловие издателей
В 1684 г. французский путешественник и этнограф Ф. Бернье впервые использовал термин «раса», чтобы обозначить различия среди племён человека. К. Линней, создатель научной системы биологической классификации, ещё в середине XVIII века пришёл к выводу, что люди принадлежат к одному биологическому виду «Homo sapiens» («человек разумный»). Внутри этого вида Линней выделил четыре вариации: американскую, европейскую, азиатскую и африканскую, повторив, по существу, деление на расы, предложенное Ф. Бернье[1]. Представления о человеческих расах и относящихся к ним народах не раз менялись. В разных регионах мира содержание одних и тех же расовых категорий интерпретировали не одинаково. К примеру, только в XX веке понятие «белые» стало отождествляться с европейцами и их потомками. В английском школьном учебнике конца XIX века к «белой расе» отнесён ряд африканских народов: жители Эфиопии, берберы, масаи и некоторые другие. В США в XIX веке ирландцев и итальянцев «белыми» не считали. Евреев в эту категорию включили только после Второй мировой войны, и так далее[2]. Идея расового превосходства «белых» сформировалась сравнительно поздно. Расизм как система взглядов сложился во второй половине XIX – начале XX веков, в эпоху империалистических захватов и колониального господства европейцев. Наиболее важные черты «классического расизма»: 1. Уверенность в том, что расы резко различаются в генетическом отношении. 2. Утверждения, будто «белые» выше других людей (особенно, «чёрных») в умственном отношении («мозг негров» якобы «анатомически недоразвит»). 3. Проповедь соблюдения «чистоты» белой расы, во имя которой необходимо предотвращать межрасовые браки[3]. На основе этих тезисов в период нацизма в Германии сформировалась расовая доктрина об иерархии среди самих «белых» народов: «высшей» была провозглашена мифическая «арийская» (или «нордическая») раса. Евреев и цыган объявили «подобиями человеческих существ», подлежащими полному уничтожению. Русские и другие славянские народы считались «унтерменшами» («недочеловеками»); их следовало истребить либо изгнать, чтобы освободить «жизненное пространство» для «арийцев»[4]. В годы Второй мировой войны главари «третьего рейха» попытались осуществить свои человеконенавистнические идеи на практике и погубили миллионы людей. Это привело немецкий народ к величайшей катастрофе в его истории, а нацистских главарей – к самоубийству либо смертной казни через повешение. Антропологическая наука не оставила камня на камне от расистских «теорий». Было доказано (в том числе современными методами молекулярной генетики), что внешние физические особенности (цвет кожи, волос, разрез глаз, форма головы, рост и т.д.) не связаны ни с интеллектом человека, ни с его способностью совершенствовать цивилизацию и культуру. Исследования подтвердили, что всё человечество представляет собой один биологический вид; кроме того, все люди, населяющие сейчас Землю, все расы и этносы происходят от общих предков, живших в Африке 150-170 тыс. лет назад. Популяция, от которой произошли современные люди, насчитывала около 2000 человек. «Именно это объясняет тот уже известный науке факт, что все люди на Земле генетически отличаются друг от друга меньше, чем особи шимпанзе в одном стаде». При этом доля расовых особенностей составляет меньше 10 процентов всех генетических различий между людьми, – так сформулировал результаты современных научных исследований известный учёный-генетик, доктор биологических наук Лев Животовский. «Между расами гораздо меньше различий, чем между соседями по дому», – подытожил он результаты работы международного коллектива учёных. Эта работа, «Генетическая структура человеческих популяций», появилась в журнале «Science» («Наука») в 2003 г. и признана лучшей в мире публикацией этого года в области биологических наук[5]. Биологическая наука не только отвергла фашистские концепции «расовой чистоты» одних народов и «расовой неполноценности» других, так называемых «смешанных народов», и т.п., но глубоко переосмыслила само понятие «расы». Выяснилось, что чёткого разграничения между расами не существует, а попытки классифицировать антропологические типы людей по внешним физическим признакам субъективны и спорны. Была признана неудовлетворительной и географическая классификация («европеоидная», «африканская», «монголоидная» расы и т.д.). Современная физическая антропология подошла к выводу, что «рас нет, а есть только клинальная изменчивость». Это означает: «любой так называемый “расовый признак” определяется несколькими разными генами». Каждый из этих генов имеет определённую сферу распространения, причём их границы не совпадают. Поэтому «расы» (точнее, «антропологические типы» людей) как бы плавно перетекают друг в друга. Разумеется, способности людей создавать и развивать свою материальную и духовную культуру не зависят от этих антропологических изменений[6]. На этом можно было бы и закончить, но проблема в том, что расизм, полностью утративший научные обоснования, все же не умер. Используя вековые предрассудки ксенофобии, возбуждая в обществе расовую и этническую вражду, современные расисты, как и их нацистские предшественники, добиваются, прежде всего, осуществления своих заветных политических целей, связанных либо с захватом власти, либо с проникновением во властные круги и завоеванием в них определённых позиций. Пример крайне правого французского политика Ле Пена доказывает, что порой расистам удаётся достичь таких целей. В России идеи «белого» расизма (в том числе откровенно нацистские бредни об «арийцах», «нордической расе» и т.п.) ещё с 90-х годов XX века распространяли политики и идеологи праворадикального толка. К биологии и антропологии (да и вообще к науке) их «труды» отношения не имеют. Для авторов соответствующих «работ» проповедь идей расизма – способ оказаться на политической арене (или удержаться на ней). С 2000 г. некто В. Авдеев (выпускник МЭИ, инженер по профессии) совместно с А.Савельевым (этот бывший физик стал «политологом», а в 2003 г. попал в Государственную Думу по спискам партии «Родина») начал издавать сборники под названием «Расовый смысл русской идеи». В 2007 г. Авдеев в соавторстве с А. Севастьяновым (защитившим когда-то кандидатскую диссертацию по филологии) издал книжонку «Раса и этнос» под рубрикой «Высшие курсы этнополитики». О том, какие идеи проповедуют эти и им подобные «расологи», «политологи» и прочие «этнополитики», читатель узнает из данной брошюры. Проанализировав их взгляды, специалисты в области этнологии и антропологии дали им научную оценку. Мы надеемся, что и наука, и право воздвигнут непреодолимую преграду для распространения расизма в России.
I . Статьи ведущих Ученых-специалистов ________
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы