Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ведущий научный сотрудник Центра азиатских



и тихоокеанских исследований ИЭА РАН

 

 

Книжка В.Б.Авдеева и А.Н.Севастьянова «Раса и этнос» (М., «Книжный мир», 2007) не стоит внимания даже мало-мальски грамотных и разумных людей, а уж тем более, профессиональных ученых – антропологов и этнологов. Достаточно сказать, что на пяти печатных листах формата 84 х108/32 (155 с.) авторы уверенно решают все ключевые проблемы, связанные с происхождением человечества, всё, что касается рас и этносов. Между тем, над этими проблемами столетиями бились и бьются по сей день сотни исследователей, пытаясь найти в истории и законах природы их научное обоснование. Увы, об этой книжке все же приходится говорить, поскольку она – одна из очень многих подобных ей, т.е., к несчастью, представляет собой типичное явление. У каждого из ее авторов уже немало таких же публикаций, но они явно намерены и впредь нести человечеству «свет разума». Их единомышленники печатают свои «произведения» не менее активно, что вызывает возмущение и тревогу.

Всякий, кто возьмет в руки эту книжку, сразу догадается, что ее авторы, возомнившие себя учеными и ссылающиеся на труды известных деятелей науки, не имеют ни систематического образования в тех областях знания, о которых так смело рассуждают, ни способности корректно и ясно излагать мысли и факты. Не ведают они и о принципах академической этики, обязательных для всех, кто хочет быть признан международным научным сообществом. На каждой странице этой книжки бросаются в глаза неосведомленность авторов и их грубые ошибки. Вырывая из контекста цитаты из работ ученых и нагло манипулируя ими, они беспардонно искажают их взгляды, оскорбляют тех, чьи идейные позиции и научные мнения противоречат любезной авторам идеологии биологического расизма и антисемитизма.

Творение это носит идеологический и пропагандистский характер. Конечно, ни В.Б. Авдееву, ни А.Н. Севастьянову не нужны ни научные истины, ни академическая этика, ни общечеловеческая мораль. Их задача – напористо и безапелляционно внушать читателю и вбивать в его голову рубленые словесные формулы, гораздо больше похожие на примитивные лозунги, чем на язык знаний. Понятно, речь идет о тех читателях, которые обижены на весь мир и жаждут не истины, но руководства к действиям, чтобы обрести иллюзию компенсации и утешения. «Стиль» авторов воскрешает в памяти худшие газетные клише эпохи сталинизма. Например, мы находим в этой книжке до боли знакомые стереотипы. Так когда-то идеологически клеймили «шарлатанов от науки, имеющих обыкновение стремиться в начальственные кресла», обрушивая на них всю силу «праведного» гнева (с.148), «политкорректных» провокаторов «от науки» и «жуликов от науки, фикционистов» (с.126), которые, рядясь «в тогу небожителей» (с.130) «прививают» российскому научному сообществу «псевдонаучную идеалистическую конструктивистскую ересь», а также «комплекс неполноценности перед западной наукой» (с.125), и готовы, выполняя «политический заказ», «оболванивать, умственно растлевать малосведущую молодежь, читателей» (с.130).

Неправда ли, эти разоблачительные слова выражают не столько праведные патриотические чувства, сколько такие простые, такие понятные всем обиду и зависть к этим высокомерным «небожителям»? Ведь не допустят они авторов «Расы и этноса» и на порог своих заоблачных чертогов. А чтобы обида и зависть передались еще и «малосведущей», а главное, малоимущей «молодежи, читателям», им то и дело напоминают о грантах, западных деньгах, которые «небожители» гребут и гребут лопатой! Какой простой расчет на простые чувства!

От обиды и гнева на инакомыслящих, – т.е. несогласных с Авдеевым и Севастьяновым, мыслящих иначе, чем они, – всего один шаг до ненависти. И вот на другой странице мы узнаем, что инакомыслящие – это не псевдонебожители, но «банда» (с.120-149). Организовал ее «в цитадели послевоенного (т.е. после Второй мировой войны. – О.А.) еврейства» и обеспечил ей «наибольший успех» американский еврей Франц Боас – «иммигрант из Германии с незначительным формальным опытом в области антропологии» (там же). Авторам невдомек, что Франц Боас умер в 1942 г., задолго до окончания войны, посвятив более пятидесяти лет самоотверженной научной деятельности, прежде всего, изучению культуры и языков индейских народов. Не знают они и о том, что Боас оставил огромное число публикаций, составивших славу мировой социальной антропологии, и множество учеников – продолжателей его дела. Это несущественные и скучные детали. Важнее другое – Боас утверждал, что представители всех человеческих рас интеллектуально и психофизиологически равны, поэтому расовая дискриминация – преступление против человечества. Совершая эмоциональные и интеллектуальные усилия, этот ученый противостоял расизму, а параллельно собирал и публиковал индейский фольклор. А это, считают наши достойные авторы, бандитизм! Свой «бандитизм» Боас передал американским культурным антропологам, а те – советским и российским ученым. Современная российская «банда Боаса» – это сотрудники «головного» Института этнологии и антропологии Российской Академии наук под руководством члена-корреспондента РАН профессора В.А.Тишкова. Их «бандитизм» состоит, прежде всего, в том, что и они отстаивают биологическое и интеллектуальное равенство человеческих рас, а различия в облике людей – разные расовые типы – считают результатом сложных процессов экологической адаптации. Этнические же различия между людьми они связывают с тем, что их социокультурное развитие и исторические судьбы складывались неодинаково. Эти ученые «бандитски» не признают, что человека можно «тащить и не пущать», обижать, угнетать, оскорблять, изгонять, исключать и т.п., исходя и из его расовой или этнической принадлежности. Они почитают долгом научной чести судить о каждом человеке лишь по делам его, отвергая оценки, основанные на групповой принадлежности – популяционной, этнической, конфессиональной, профессиональной и т.д.

Почему же это так не нравится Авдееву и Севастьянову, чего хотят они для «города и мира», для России? О, они хотят, чтобы у нас, как в третьем Рейхе возобладала доктрина государственной политики, в соответствии с которой расы и этносы были бы выстроены в иерархическом порядке, между ними законодательно возвели бы сегрегационные перегородки, и представители каждой из сегрегированных групп хорошо знали бы свое место. Они хотят, чтобы «ученые» поставляли «неопровержимые» «естественнонаучные» доказательства правомерности и справедливости такой государственной доктрины, и никто не смел помышлять о публичном порицании этих «ученых», а – уж тем более – о привлечении их к судебной ответственности. Однако мы живем в России XXI века, а не в нацистской Германии.

А вот как Авдеев и Севастьянов готовят «естественнонаучную почву» для лелеемой ими доктрины. Погружаясь в глубины времен, они проникаются убеждением, что от «обезьян» происходит только часть человечества, лишь те, в чьих жилах до сих пор течет неандертальская кровь (пусть биологические антропологи самостоятельно выскажутся о представленной в книжке «Раса и этнос» процедуре поиска и репрезентации «естественнонаучных» доказательств «теорий» авторов). Те же, кому посчастливилось, и в чьих жилах течет кровь кроманьонцев, происходят вовсе не от животных. Кроманьонцы вообще непонятно откуда взялись: не то как-то неестественнонаучно (или антиестественнонаучно) самозародились, не то были заброшены на Землю из других миров или из трансцедентальной реальности. Важно другое: белокурые и голубоглазые (это, несомненно, радовало глаз и свидетельствовало о силе ума), они изначально были гораздо интеллектуальнее и красивее неандертальцев. От них-то и пошли европеоиды. А от неандертальцев – негроиды. Конечно, в процессе образования рас неандертальцы и их потомки часто смешивались с кроманьонцами и их потомками. Потому-то чистокровных отпрысков кроманьонцев осталось на земле весьма немного. Среди них всем хорошо знакомые нордические расовые типы, а к ним наши русские авторы, усовершенствуя реестр германских предшественников, добавили и своих светлых соотечественников из северных краев России. Как получились монголоиды, авторы «Расы и этноса» пока не выяснили, но зато без труда определили, что и монголоиды куда менее красивы и умны, чем подлинные европеоиды. В том же духе решаются проблемы «этногенезов» – происхождения различных народов: все это связано с биологическими процессами, следовательно, представители разных народов биологически неравноценны, в частности, неодинаково интеллектуальны и привлекательны внешне.

Легко вообразить, какое обширное поле деятельности представляет все это для тех, кто возьмет на себя труд «научно» расставить народы мира, или для начала хотя бы народы России, на ступеньках общей лестницы совершенства. Работать и работать, не покладая рук. А что дальше? Вопрос наивно-риторический. Но без него не обойтись.

Нужно быть расистом, внушают нам авторы книжки, стыдно быть антирасистом, убеждают они самих себя. «Из всех предрассудков, – читаем мы на с.155, – антирасовые есть наихудшие… Это поистине болезнь, привитая нам, не только стойкая и заразная (благодаря массовым промываниям мозгов), но и смертельно опасная. Мы делаем все, чтобы справиться с этой болезнью и избавить от вредных предрассудков хотя бы русский народ». «Уважение к людям другой кожи заставило бы любого из нас – гордо заявляют они – объяснить негру, почему не следует предавать свою расу и свой народ и жениться на белой девушке. Не понял бы – пришлось бы его… “достойно проучить”». А дочери, собравшейся замуж за негра, «пришлось бы указать на дверь. Предателю не место ни в большой семье – народе, ни в малом народе – семье» (с.154).

Но остановимся. Имеющий уши, да не услышит!

Странное дело: наши законодатели в Государственной Думе то озаботятся тем, чтобы люди пива не пили на улицах из бутылок, то наложат вето не слово «доллар», то возмутятся длинной рекламой, прерывающей показ по телевидению патриотического кино, но при этом так и не находят эффективных средств правового пресечения агрессивной пропаганды неонацизма в стране, которая совсем недавно – по масштабам всемирной истории – потеряла из-за нацизма десятки миллионов людей, но все же спасла человечество от этого бедствия.

Сомнительно также, что Министерство культуры РФ и Министерство образования и науки РФ совсем лишены рычагов контроля над издательской деятельностью. Наш книжный рынок наводнен некомпетентной, невежественной, безнравственной и безвкусной продукцией; выходит в свет невообразимое количество чудовищно безграмотных учебников по антропологии, этнологии, культурологии и т.п. Общество должно защищать себя, прежде всего, своих молодых граждан от издательской вакханалии. Уверена: перекрыв дорогу лживому печатному слову и античеловечной пропаганде, наше общество ни в коей мере не утратит демократии, а напротив, только укрепит ее.

А напоследок спрошу: неужели издательству «Книжный мир» не стыдно за пять тысяч экземпляров «Расы и этноса»? Или, может, быть, те, кому платят, «сраму не имут»? Или они из тех, кто не чувствителен к запаху денег? Или ими руководили не материальные интересы, а глубокие и искренние убеждения?

 

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь