Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ксилофон Металлофон ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Инструментальное сопровождение необходимо приспосабливать к возможностям детей. Произведения можно упрощать или, наоборот, усложнять. Одним из этапов развития чувства ритма в инструментальной деятельности детей – различение чередования сильных и слабых долей. Задания, направленные на формирование представлений о различной тяжести долей даются на хорошо знакомых учащимся песенках или попевках, где смысловые акценты совпадают с сильной долей каждого такта. Во время знакомства с сильными и слабыми долями педагог предлагает учащимся по очереди на заданную попевку из двух или трёх нот пропеть своё имя. «А на что делится твоё имя? – на слоги. «Так и в музыке, всё делится на маленькие отрезки – доли». Ставя правильно ударения в имени, ребёнок интуитивно выделяет сильную долю. Ребята младшего школьного возраста очень любят слушать сказки, и большой популярностью пользуются «Сказки о музыке» Л.В.Светличной. В этих сказках автор даёт общее представление о некоторых музыкальных понятиях – нотной грамоте. мажоре и миноре, длительности нот. В сказки можно вводить элементы театрализации, показывать героев. Обучаясь нотной грамоте, ребятам нравится игра в «Ноты» - это магнитные пуговицы, которые «живут» на линейках и между ними. На одном занятии знакомятся с нотами на линеечках – ми, соль, си. Педагог играет с детьми в игру «Угадай-ка». Если ребёнок узнал ноту – забирает пуговку. После чего разобранные пуговицы «почтальон» несёт озвученной ноте с «Подарком» - по желанию, что развивает речь, мышление, память и внимательность. Ритмико – гимнастические упражнения, являясь, в том числе и организующим моментом, проводятся в начале занятия. Они включают марш, подскоки с хлопками и без них, потягивание, приседания и выполнение произвольных заданий под музыку. Это могут быть элементы польки на две четверти, вальса на три четверти или плясовые. Так же на координацию движений в качестве разминки предлагается американская народная песня с движениями «Вудэли-Атча», и речевые игры К. Орфа. С целью организации ансамбля, для синхронизации движений в произведениях проводятся игры на «чувство локтя» по командам – «Сороконожка» с различными заданиями шага («Хромоножка» на левую ногу, на правую; шаг с приседом вперёд; шаг с приседом в правую сторону, в левую; «Вечное движение», «Волны» т.д.) На протяжении всего процесса обучения проводятся беседы об искусстве, музыке, знакомство с национальными, культурными традициями своего народа и творчеством композиторов разных эпох. А так же тематические вечера, музыкальные конкурсы, викторины, брейн - ринги с игрой учащихся и привлечением родителей, учащихся школ района в качестве слушателей, экскурсии, посещение концертов мастеров - профессионалов. Применяются игровые формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. Введение эксперимента с последующим достижением успеха гарантирует стимулирование творчества на занятиях. Репетиционный период требует решения задач, связанных с разучиванием ансамблевых партий и сведением звучания отдельных партий в единое целое. Закрепление представлений об элементах музыкальной речи, средствах выразительности происходит в творческих заданиях, связанных с импровизацией и слушанием произведений. Большое внимание уделяется выразительности исполнения движений, тому, чтобы дети осознали их связь с музыкой, а так же формированию умений использовать уже знакомые элементы движений в новых произведениях и играх. Импровизируя, ребята должны чутко реагировать на изменения характера и средств музыкальной выразительности. Продумывая организацию музыкально – ритмических движений, необходимо большое место отводить играм. Они вызывают заинтересованное отношение к музыке, способствуют восприятие музыкальных образов. Организуя игры, педагог должен следить за тем, чтобы движения были ритмичными, а осанка ребят правильной. Активизация музыкально - ритмического чувства учащихся осуществляется в игровых ситуациях с помощью привлечения ассоциативных связей между элементарными ритмическими представлениями и наблюдаемыми жизненными явлениями. Приёмы формирования представлений о темпе в музыкально – ритмических движениях: 1. Создание ритмических композиций под музыку разного темпа. 2. Импровизация «Движения зверей»: медленно – слоны, черепахи; быстро – зайцы, собаки и т.д. 3. Закрепление ускорения и замедления движений под музыку: - передача бубна из рук в руки (в быстром темпе, а потом в замедленном); - далее на большом расстоянии, затем на маленьком. А так же игра «Буги - вуги», где начинаем играть в более медленном темпе, затем ускорение и окончание опять в медленном темпе. Способы звуковедения: 1. Стаккато - короткие, острые удары; можно предложить на стаккато попрыгать как лёгкие мячики. 2. Легато-тремоло по трём ложкам, или мелкие ритмичные движения румбой и бубном, или маракасами, при этом можно показать плавные движения руками. 3. Под плавную мелодию дети кружатся в парах, держась за руки. На отрывистое звучание опускают руки и легко, ритмично прыгают, пока не услышат легато в звуковедении. Для импровизации используются образные сравнения: воробей на земле прыгает и клюёт, а в воздухе – летает. При формировании звуковысотного слуха можно использовать следующие игры: 1. Дети сидят с закрытыми глазами и определяют высоту звуков или узнают инструмент по тембру. Ответ они дают с помощью движений-символов (например, под низкие звуки «танцуют» ноги, под высокие – кисти рук, а узнавая звучание инструмента, имитируют игру на нём). 2. Учащиеся встали. Первый получает бубен. Если мелодия звучит в высоком регистре, то передают через голову по кругу, а если сопровождение построено на низких звуках – бубен от ребёнка к ребёнку передаётся внизу. 3. Если слышен звук высокого регистра, ребята стучат ложками вверху над головой, среднего – на уровне груди, низкого – по коленям. Приёмы формирования представлений о музыкальном синтаксисе в музыкально – ритмических движениях: 1. Ребята изменяют движения на каждую музыкальную фразу. Это задание сначала выполняется вместе с учителем под его пение, а потом под музыкальное сопровождение, но без подсказки педагога. 2. Дети стоят, образуя круг. Вызванный ученик двигается с бубном внутри круга. В конце фразы он передаёт бубен следующему ребёнку. 3. На карточках графически изображены схемы музыкальных фрагментов, которые будут исполнены детям. Они внимательно слушают музыку и выбирают к каждой пьесе соответствующую схему, а затем придумывают свою ритмическую импровизацию с танцевальными движениями. Важную роль в динамике учебно - воспитательного процесса играют публичные выступления. Именно здесь ребята утверждаются, демонстрируют своё умение и получают одобрение. Определяющим фактором становится целесообразный подбор художественно - педагогического репертуара, разнообразного по жанрам; это лучшие образцы народной, классической и русской музыки, весёлые, яркие пьесы, включая джазовые и эстрадные обработки. Качество выполнения учащимися движений зависит от понимания ими музыкального образа, а так же выразительного исполнения произведения педагогом. Все движения учитель должен показать детям, т.к. показ движений активизирует эмоциональную реакцию на музыку. Учебный материал различен по степени трудности. Отдельные задания требуют от детей умственных усилий. Естественно, что их надо давать в тот момент, когда ребята внимательны и активны. Обычно это бывает в начале занятия. Важно учитывать и физическую нагрузку. Если перед исполнением песни, например, дать трудное двигательное упражнение, то это снизит качество певческого дыхания, а, следовательно, и пения. Интенсивность движений к концу занятия также должна быть снижена, чтобы не перевозбуждать ребят, а создать у них спокойное настроение. Музыкальные произведения, используемые в разных видах деятельности, вызывают разнообразные чувства. Например, весёлая, развлекательная игра активизирует, возбуждает ребенка. Поэтому ее лучше не давать в начале занятия, когда предстоит выполнение более сложных заданий. Музыкальный материал постепенно усложняется. Вначале учащиеся закрепляют ритмические рисунки в размерах 2/4, 4/4 половинными, четвертными, восьмыми длительностями и их чередованиями, а затем даются более сложные ритмические структуры: ритм суммирования, дробления, пунктирного и синкопированного ритма. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Курганской области. 2. Арсениена Е.А. «Музыка» . Волгоград, 2010 г. 3. Арсенина Е.А. «Музыка», тематические беседы, В. 2009 г. 4. «Фольклор, музыка, театр»,М, 2006 г. 5. Алиев, Ю.Б. «Методика музыкального воспитания детей», Воронеж, 1998 г. 6. Артобалевская «Первые шаги в музыке», М, 2007 г. 7. Буданков О., Вахутинский М., Петров В. «Практический курс игры на русских народных и ударных инструментах», М., 2007 г. 8. Волкова, Л. «Играйте вместе с нами»,М, 1982 г. 9. Дополнительное образование детей. М, 2004 г. 10. Збруева, Н, П, «Ритмическое воспитание», М, 1935 г. 11. Ивановский Ю, А. «занимательная музыка», Ростов - на –Дону, 2005 г. 12. Кошмина И.В. «Музыкальный букварь». М. 2007 г. 13. Казарцева О.С. «Как стать хорошим педагогом». 14. Казачков С.А. «От урока к концерту» Казань, 1990 г. 15. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика , Ростов – на - Дону, 2002 г. 16. Лаптев И. Г. «Детский оркестр в начальной школе. М, 2001 г. 17. Лизинский В.М. «Приёмы и формы в воспитании», М, 2004 г. 18. Лифиц И. «Ритмика» -М. 1992 г. 19. Лук А.Н. «Психология творчества» М, 2008 г. 20. Методика Л.Г. «,Музыкального воспитания в школе», М, 2000 г. 21. Методика музыкального воспитания. М, 1989 г. 22. Руднева С., Э.Фиш «Ритмика» М, 1972 г. 23. Сугоняева Е.Г. «Музыкальные занятия с малышами», Ростов – на –Дону, 2008 г. 24. Тютюнникова Т.Э. «Уроки музыки» , система К. Орфа. М. 2001 г. 25. Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике», М, 1987 г. Для учащихся: 1. Комплекс коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка» автор и составитель Полевая Н. В.и Пермякова Л.В. – 2010 г. 2. Игровая терапия: искусство отношений Лендрет Г.Л. – 1994 г. 3. Наигрыши на гармонике - хромке Черемисова П. В. составитель Лапин В. 4. «И в праздники и в будни» - народные песни и танцы в сопровождении баяна, аккордеона. Е. Левин – автор составитель. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы