Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Имитации фактуры и текстуры различными материалами в декоративно прикладном искусстве
Декоративно-прикладным искусством называют «искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане [26]. Современные художники размывают границы между живописью, скульптурой и декоративно прикладным искусством превращая, например, станковую живопись в арт-объект современного искусства, граничащего с инсталляцией. Представителями направления современного искусства, работающие в смешанной технике, являются, например, Юдаев-Рачей Юрий 1956г.р., который состоит в Московском союзе художников, участник выставок живописи, графики, видео-арта; фестивалей перформанса. Его работы находятся в галереях и частных коллекциях России, Германии, Италии, Франции, Польши, Великобритании, Колумбии, Японии, США. Он преподавал историю европейской культуры и основы изобразительной грамоты. Публикует обзоры выставок, искусствоведческие и культурологические статьи (рисунокА.1). Другим представителем, создающим интерьерные картины можно выделить художника Ирину Баст 1986г.р. – лауреат международных конкурсов живописи и декоративно-прикладного творчества России, Италии, Португалии, участник персональных и групповых выставок. Ее работы находятся в частных коллекциях России и США. В творчестве Ирина попробует себя в разных материалах и стилях, выходит за привычные формы, создает абстракции, графику, коллажи, объемные работы. Художница использует в работах такие материалы как акрил, акварель, золотая поталь, песок, камни, кристаллы, ракушки, соединяя несколько техник – краски, графика, вышивка, скульптура, объемный коллаж (рисунокА.2). Фактурами и текстурами в своей работе пользуются художники-декораторы, дизайнеры по интерьеру, например, Дмитрий Яковлев из Омска, Наталья Власенко из Кургана или Евгения Астахова из Уфы (рисунокА.3). Фактура – визуальное и тактильное общее свойство поверхности предмета. То есть, наши ощущения, которые мы испытываем и можем описать, когда мы трогаем, или смотрим на поверхность предмета (рисунок Б.1 –рисунок Б.8). Визуально – видим поверхность и как мы её можем описать: гладкая, ребристая, рельефная. Тактильно – ощущения при прикосновении, которые вызывает поверхность: шершавая, гладкая, ребристая, колючая. Фактура тактильно и визуально может отличаться. Например, мы видим поверхность предмета гладкой, а при прикосновении чувствуем рельефность. Текстура – визуальное и тактильное свойство поверхности предмета, которое передает информацию о внутренней структуре предмета, его материале, то есть, по взгляду или прикосновению мы определяем, какой перед нами материал: металл, стекло, дерево, кирпич, бетон, пластик. Визуальная текстура — мы видим поверхность предмета и понимаем его материал. Тактильная текстура — понимание, к какому материалу принадлежит предмет при прикосновении. Текстура и материал, из которого изготовлен предмет, может не совпадать. Так мы говорим о текстуре ткани на бумаге, текстуре дерева на плитке, текстуре стекла в пластике. При совпадении текстуры и материала мы скажем – естественная текстура. Предметы, которые изготовлены из одного материала, для того чтобы вызвать визуальное или тактильное восприятие другого материала называются – имитации. Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать. Сочетание различных фактур – широко распространенный дизайнерский прием. Например, прекрасно выглядит такой вариант оформления, когда верхняя часть стены отделана тканью или декоративной штукатуркой, а нижняя – деревянными панелями или керамической плиткой (рисунок Б.9). Большое значение в интерьере играет и текстура отделочных материалов. Обладают текстурой деревянные, каменные, текстильные поверхности. Ее обыгрывание придает интерьеру выразительность и неповторимость. Примером может служить облицовка помещения различными породами дерева. Иллюзию фактуры и текстуры любого материала можно достичь имитацией, подражанием. При высоком уровне мастерства бывает трудно отличить настоящий материал от его имитации. Следует помнить, что подлинное всегда эстетически выше имитации, как бы она ни была сделана. Однако в некоторых случаях имитация необходима, например, при выполнении театральных декораций (рисунок Б.10), интерьеров, макетов, проектов и т. д. Все популярнее становятся различные декоративные штукатурки, в силу своей универсальности позволяющие получить массу эффектов при использовании одного и того же состава. Чаще всего это имитация каких-либо натуральных поверхностей, камня, ткани и даже металла, а выраженность рельефа зависит, в основном, от фракции имеющегося в составе абразива. Главное преимущество декоративной штукатурки перед другими отделочными материалами - это её универсальность. Используя штукатурку, можно вылепить, вырезать, вычертить, то есть всячески воплотить абсолютно любую задумку. И поскольку сюжеты и формы панно ничем потенциально не ограничены, то можно с уверенностью сказать: панно из штукатурки идеально подойдет к любому стилю интерьера, как офисному, так и жилому – все направления восточного стиля, особенно с индийскими и египетскими мотивами, классика, ампир, этника и минимализм. Вариантов декора такой штукатурки масса – ее покрывают воском, окрашивают в один или несколько тонов, фрагментарно высветляют. Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры. В последнее время, когда появляется много новых возможностей, художники интенсивно экспериментируют с разнообразными материалами, изобретают авторские техники. На сегодняшний день существует множество таких техник, которые называют смешанными техниками. Смешанной называется техника, в которой применяются разные материалы в разных соотношениях. Основой могут служить рельефные пасты (акрил), краски (акрил/масло), сусальное золото или поталь (имитация сусального золота), драгоценные или полудрагоценные камни, ювелирные изделия или бижутерия.
Рассмотрим некоторые виды техник, которые помогают передать фактуру в прикладном творчестве. Декоративное рисование это стилизованное рисование, узоров, орнаментальных мотивов, обобщение изображений с помощью условных приемов, применение одновременно или поочередно различных методик нанесения изображения (рисунок Б.11). Обычно применяют сходные по свойствам материалы. Смешанная техника это эксперимент, так как академическая школа рисунка и живописи чётко разделяет технологии и жанры в изобразительном искусстве. Декоративная лепка – простейшая техника для создания объема (рисунок Б.12). По толковому словарю Ожегова лепка это вид пластики, создание скульптурных произведений из пластичных материалов [28]. В современной литературе по художественному творчеству лепка определяется как придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Один из базовых приемов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры [22]. Инкрустация – техника декорирования изделий путем врезания в поверхность кусочков разнообразных материалов (металла, кости, перламутра и т. д.), отличающихся от декорируемой поверхности цветом или фактурой (рисунок Б.13). Мозаика – формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов (рисунок Б.14). Папье-маше (фр. papier mache, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. (рисунок Б.15). Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих» [50] Ассамбляж — это техника, для которой используют целые предметы или объёмные детали, которые компонуют, закрепляя на плоскости (рисунок Б.16). Для работы используют ткань, металл, дерево и прочее, дополняя эти материалы краской, лаком. Существует много техник с применением самого различного материала: солевая техника, техника с применением сыпучих материалов, таких как крупы, макаронные изделия, разновидности клея, воска, потали (рисунок Б.17). Инструментами для получения фактур по сырой штукатурке могут быть всевозможные штампы и трафареты, приобретенные в магазине или изготовленные самостоятельно из доступных материалов, валики с готовым рельефным рисунком. Для получения оригинальной фактуры не обязательно задействовать специальный инструмент, можно пользоваться целлофановым пакетом, губкой, салфетками, кружевами или просто рукой (рисунок Б.18 – Рисунок Б.23). Таким образом, существующее многообразие техник передачи фактуры способствует созданию условий для активной учебной работы, научного поиска обучающихся, вооружению их способами и приемами активного мышления.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 3188; Нарушение авторского права страницы