Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творческая работа. Декоративное фактурное панно



 

Панно – это элемент декора помещения, который украшает потолок, стены или фасады зданий, отличаясь от картины способом изготовления [26]. Панно может быть выполненным из различных материалов: гипса, металла, пластика, мозаики, ткани, дерева и прочих. Более того, в изготовлении данного элемента декора часто совмещают несколько способов работы. К примеру, отлично сочетаются дерево и камень. Интересным решением может стать художественная комбинация из необычных материалов: круп, зерна, глины, макаронных изделий, так же в изготовлении панно можно использовать морские ракушки, песок, природный материал и вторсырье.

Различают следующие виды декоративных панно, которые отображены в приложении Б:

− текстильные: это всевозможные вышитые картины, гобелены и аппликации на ткани. Они могут быть выполнены вручную или серийно, в форме машинной вышивки (рисунок Б.24);

− из камня: здесь чаще всего используется натуральный камень – гранит, мрамор, базальт и другие. Очень красиво смотрятся панно из камня в мозаичной технике (рисунок Б.25);

− деревянные – чаще всего это панно с абстрактным сюжетом, к примеру, резные деревянные панно из дуба, березы, бука, сосны и других пород дерева. Иногда их дополняют инкрустацией из полудрагоценных камней, что отлично смотрится в классическом интерьере (рисунок Б26);

− керамические – представляют собой мозаичные картины из керамической плитки, пригодные для размещения в ванной или рабочей зоне кухни (рисунок Б.27);

− скульптурные – являются объемными, что качественно отличает их от прочих видов панно. Такие панно выполняются из гипса, фактурной штукатурки, металла (рисунок Б.28);

− графические печатные – в отличие от рисованных или написанных картин, этот вид панно выполняется с помощью современных видов печати, включая фотопечать (рисунок Б.29) Сюда же можно отнести репродукции картин;

− прочие: сюда можно отнести панно ручной работы, сделанные с использованием самых различных материалов (морских ракушек, сухоцветов, круп и зерен, соленого теста и т.п.) [10], например, панно Ирины Баст с приминением потали, контуров, кружева (рисунок Б.30).

В качестве задания на творческую работу, в соответствии с поставленными целями и задачами дипломного исследования, была выбрана тема творческой работы – фактурное панно «Дуб» в смешанной технике.

Этапы выполнения панно отражены в Приложении В:

− анализ аналогов, выбор основной идеи;

− разработка эскиза и выбор формата;

− подготовка и выбор материала;

− выполнение панно в материале;

− декорирование и окрашивание;

− оформление.

Рассмотрев и проанализировав фотографии и иллюстрации панно, были разработаны несколько вариантов эскизов (рисунок В.1 – рисунок В.2). Наиболее интересный по замыслу и композиции рисунок было принято взять за основную идею работы (рисунок В.3).

Материалы, инструменты и приспособления: клей ПВА, шпатлевка акриловая, штукатурка гипсовая, структурная паста «Сонет», полотенца кухонные одноразовые из нетканого полотна, краски акриловые, кисти разных размеров, картон хозяйственный, декоративный материал, мастихин, шпатель, пластиковая рекламная карточка, маникюрный набор, губки для мытья посуды, целлофановая плотная пленка, воздушный шарик, синтетическая сетка из под овощей, мелкозернистая наждачная бумага (рисунок В.5).

Панно выполняется на основе штукатурных материалов, отличающихся техникой создания и визуальным эффектом: трафаретные объемные включения, рельефная графика, роспись по фактурной штукатурке, лепные и комбинированные фрагменты – представляют собой имитацию натурального камня, лепные изображения стилизованных растений и животных.

Основа панно фанерный лист 6 мм усиленный ребрами жесткости (рисунок Г.4). Формат работы А1, 600/800 мм.

Основу грунтуем универсальным клеем ПВА – он предотвращает впитывание влаги деревянной поверхностью фанеры и хорошо поднимает ворс, что способствует лучшему сцеплению материалов.

Наносим рисунок карандашом, располагая на формате сюжет согласно выбранному эскизу.

Следующим этапом будет выполнение работы в материале.

Прежде чем приступить к работе над панно, гипсовую штукатурку необходимо приготовить согласно инструкции, которая указана производителем на упаковке. На этом этапе необходимо тщательно размешать раствор, чтобы не было комков. Консистенция раствора должна походить на тесто и не течь со шпателя или мастихина. Разводить смесь необходимо в минимальном количестве, так как время работы до затвердевания массы ограничено.

Наносим штукатурку небольшим шпателем первым слоем и оставляем до полного высыхания на несколько часов, затем второй слой – фактурный. Снова сушка 24 часа, до полного высыхания.

Акриловая шпатлевка продается уже готовой к использованию. На участки, имитирующие фактуру песка, наносим пластиковой рекламной карточкой слой шпатлевки и создаем рельеф поверхности губкой для мытья посуды с глубокими порами.

Необходимо усвоить, что при работе с пластичными массами рядом должна быть сухая и влажная тряпочки. После каждого этапа работы с инструментами их важно очищать от материала для того, чтобы отвердевшие частицы не испортили фактуру.

Для имитации морской ракушки наносим на участок слой шпатлевки в виде треугольника. Одна вершина с утолщением и со склоном к двум другим. Ребро пластиковой рекламной карточки прижимаем к вершине объемного угла, зафиксировав его в одной точке, и веерообразно вдавливаем бороздки по направлению к противоположной стороне. Аналогично показываем фактуру другой поверхности раковины моллюска.

Пространство вокруг декорируем рельефом песчаного берега. Фактуру песка имитируем с помощью губки для мытья посуды с крупными порами. Частично перекрываем ракушки для эффекта слияния с песком (рисунок В.6).

Участок, оформляемый имитацией камня валуна, густо промазываем клеем ПВА и наклеиваем кусочки хозяйственного картона 1 – 5 см с небольшим расстоянием друг от друга (рисунок В.7). Сверху густо промазываем клеем, как показано на рисунке Г.8. Оставляем сушить на 5 часов.

Для оформления коры ствола дуба нарезаем одноразовые полотенца на полоски. Из одного полотенца получается ориентировочно 6 – 8 полос. Наклеиваем их на смазанное клеем ПВА основание, имитируя поверхность коры дуба, формируя складки кисточкой и руками (рисунок В.10). Верхним слоем так же, как и в предыдущем этапе промазываем клеем. Сушим.

Размещаем в корнях дуба ящерицу, вылепляя из штукатурки общую массу. Затем мокрыми руками формируем туловище, голову, лапы и хвост (рисунок В.13). Для имитации фактуры кожи рептилии на выпуклые участки прикладываем текстильную микросетку, прижимаем и отрываем. Создается эффект мелкой чешуи, которая похожа по визуальному и тактильному ощущению на кожу ящерицы. Сушим 24 часа в естественных условиях.

На стволе общей массой в один слой обозначаем туловище, голову, крыло совы. Сушим 24 часа.

После того как слой штукатурки высох, наносим второй слой и прорисовываем маникюрной лопаткой стилизованные перья на грудке и крыле. Формируем ушки совы (рисунок В.12). Для того, что бы вылепить глаза скатываем в ладонях два небольших шарика. Размещаем их на голове птицы, в том месте, где по эскизу должны быть глаза. Металлической столовой ложкой надавливаем на середину шара и формируем углубление яйцевидной формы. Аналогично со вторым шариком. Мокрыми руками сглаживаем трещинки и неровности, сушим 24 часа.

В правом верхнем углу с помощью мастихина тонким слоем штукатурки оформляем крылья стрекозы. Туловище – шарик, голова с глазками тоже шарики, но меньшим диаметром. Хвостик стрекозы лепим, зажимая между двумя указательными пальцами, расположенными параллельно основания, полосу штукатурки, формируя вершину. Деревянной зубочисткой на крыльях процарапываем примитивный рисунок из прямых и волнообразных линий. На хвостике стрекозы металлической маникюрной лопаткой оставляем желобки, разделяя линию хвоста на сегменты (рисунок В.11). В туловище вдавливаем декоративный стеклянный камень. Сушим 24 часа.

Текстуру песчаника формируем расческой с широкими зубьями. Наносим толстым слоем шпатлевку, смешанную с клеем ПВА и расчесываем снизу вверх. Оставляем до полного высыхания.

Фактуру неба оформляем с помощью полиэтиленовой пленки, прикрепляя ее к слою сырой шпатлевки, формируя складки и узоры. Сминать и создавать глубокие складки не нужно, так как останется слишком выразительный рельеф, который будет неуместен для фактуры небосвода. Оставляем полиэтиленовую пленку на 30 минут и, затем, аккуратно снимаем. Досушиваем в естественных условиях не менее 8 часов.

Между ветвями дуба будут располагаться сегменты с имитациями фактур и текстур.

Текстурной пастой «Сонет» наносим слой 3 – 5 мм в одном из сегментов. Тыльной стороной маникюрной лопатки прижимаем к слою пасты и тянем вверх. Текстурная паста тянется за лопаткой и отлипает чрез несколько миллиметров, оставаясь в этой же форме. Затвердев, такая фактура напоминает чешую.

В другом сегменте, как и на предыдущем этапе, наносим тонким слоем фактурную пасту. Сушим. Прикладываем сетку из супермаркета, в которой продают овощи, и сверху наносим еще один слой пасты. Сушим 5 минут. Снимаем сетку и оставляем до полного высыхания пасты. Этот прием помогает создать имитацию кожи крупных рептилий.

В следующем сегменте текстурной пастой из шприца в хаотичном порядке оставляем горошины. Высохнув, такая фактура смотрится декоративно, интересно и необычно.

После того, как полностью высохли все фактуры, берем наждачную бумагу, зачищаем и шкурим все детали, убирая ненужные неровности и шероховатости.

Кисточкой – сметкой убираем пыль и мелкую крошку. Клеем ПВА промазываем все фактуры и сушим не менее 2 часов.

Окрашиваем фактуры акриловыми красками.

Имитацию коры дуба окрашиваем жженой умброй, прокрашивая все складки и изгибы.

Для эффекта песка необходимо смешать на палитре все желтые цвета и белила. Чем ближе к корням дерева, тем темнее цвет песка, ближе к озеру цвет светлый, с большим добавлением белил (рисунок В.18).

Ракушки окрашиваем в светлый оттенок с добавлением в краску пурпурного кадмия и прорисовываем сухой кистью прожилки. Затем белилами сухой кистью рисуем второй слой прожилок так, что бы один слой немного перекрывал другой. Аналогично повторяем на поверхности рисунка других моллюсков.

Водоем имитируем с помощью эффекта малахита (рисунок В.22). Для этого необходимо окрасить фон светло-голубым цветом и дождаться полного высыхания слоя.

На палитре смешиваем все оттенки зеленого и белила в хаотичном порядке. Добавляем немного умбры и черного марса. На подготовленную поверхность в хаотичном порядке наносим краски кистью. Основные зеленые мазки разбавляем включениями умбры и марса черного. Разносим краски по поверхности кусочком гофрированного картона. Чтобы имитировать естественные волнистые линии в фактуре, рука должна дрожать в процессе. Цвета перемешиваются, просвечивает фон, четко прорисовываются линии, и создается впечатление спила многослойного камня.

Горы имитируем эффектом спила оникса (рисунок В.15). Оникс – минерал, волокнистая разновидность кварца, в котором незначительные по количеству примеси создают плоскопараллельные окрашенные слои. Цвет камня — коричневый с белыми и чёрными узорами, красно-коричневый, коричнево-жёлтый, медовый, белый с желтоватыми или розоватыми прослоями.

Выполняем способом двойной мазок. Для этого необходима плоская широкая кисть, которая хорошо удерживает краску. На палитру выкладываем все необходимые в работе цвета и разводим их водой. Набираем цвета слоями и проводим широкую линию чуть подрагивающей рукой. Повторяем слои, а затем тонкой кисточкой прорисовываем мелкие прожилки.

Валуны и прожилки между ними окрашиваем светлой охрой, затем жженой умброй окрашиваем только камни (рисунок В.16). Сушим. После этого сухой кистью прорабатываем фактуру камней, напыляя белила, смешанные с охрой и сиеной жженой.

Песчаник окрашиваем в цвет охры, смешанной с белилами, на разных участках наносим цвета с разной интенсивностью включения белого (рисунок В.21).

Ящерицу окрашиваем первым слоем синим кобальтом с ультрамарином. Затем смешиваем светлый желтый со светлым зеленым и белилами и сухой кистью напыляем цвет, проявляя фактуру кожи рептилии (рисунок В.17). Фактурной пастой из шприца вылепливаем лапки ящерицы.

Листья дуба рисуем контуром фактурной пастой из шприца. Мастихином сглаживаем линию по направлению от края к прожилкам.

Окрашиваем темно зеленым цветом после высыхания, прорабатываем прожилки и местами высветляем (рисунок В.23).

Фон окрашиваем в голубой цвет.

Голову и крыло совы окрашиваем жженой сиеной, туловище, смешанными на палитре, светлой охрой, желтой охрой и кадмием пурпурным. Затем губкой для мытья посуды с крупными порами выделяем фактуру стилизованных перьев белилами и светлым желтым, нанося слои, друг на друга. Желтым светлым рисуем глаза, черным марсом зрачки (рисунок В.24).

Стрекозу выполнили светло голубого цвета с изумрудным зеленым. Белилами высветлили рельеф крыла и хвоста (рисунок В.25). Прорисовали глазки и голову.

Имитации камней и животных покрыли глянцевым акриловым лаком. Остальную работу матовым лаком (рисунок В.26).

Панно оформили в раму.

Во все времена человек стремился сделать свой дом уютнее и красивее. Незаменимыми помощниками в этом всегда были изображения, которые выполнялись самыми разными способами. Начав с фресок, мозаики и росписи, сегодня мы используем всевозможные современные картины для интерьера, которые могут украсить любую стену и стать стильным дополнением дизайна.

Многие художники используют всевозможные техники для достижения декоративности своих работ. С развитием промышленности, в современном мире появляются новые материалы в искусстве и дизайне, которые художники-экспериментаторы любят применять в своих произведениях. Благодаря слиянию традиционных и декоративно прикладных искусств, мы можем наблюдать зарождение новых техник и появление интересных произведений в современном искусстве.

Процесс выполнения творческой работы в смешанной технике очень интересен. Он отличается свободой мысли и множеством вариантов исполнения, оригинальностью материалов и техник.

Выбранные и изученные методы и приемы имитации фактуры и текстуры в творческой работе, способствуют активизации деятельности самого преподавателя.

 

 

Раздел 3 Результаты экспериментального исследования, направленного на развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся педагогического колледжа


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь