Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игровой проект «Составление викторины на одну тему»



ВИКТОРИНА

Тема: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо.

Параграф 4.

 

 


Приятный голос восхищает нас, поет ли человек иль говорит!

 Задание №17.

Прочитай пословицы и поговорки. Почему так говорят?

1. Всяк своим голосом скажется.

2. Первое – голос, второе – мелодия.

3. Всякая птица своим голосом поёт.

4. Голос народа могуч, как океан.

5. Помоги другу хотя бы голосом.

· Понаблюдай. Какое слово повторяется во всех предложениях? Впишешь в кубики буквы – получится слово.

 


                                        

· Почему под четвёртой (4) буквой стоит вопросительный знак?  Обратись к подсказке.

 Задание №18.

Прочитай научную информацию о голосе.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует ЗВУК, который НАЗЫВАЕТСЯ ГОЛОСОМ.

                                                                                   (В.Н. Аксенов)

· Устно озаглавь текст.

· Что такое голос?

· Как голос образуется?

 Задание №19.

Прочитай стихотворение.

Что такое ГОЛОС?

 

Голос – это ВЫЗОВ!

Отважься его проявлять.

Голос – это ВОЗМОЖНОСТЬ,

Используй её на пять.

Голос – это СИЛА,

не требующая нажим.

Всего достигать без усилий!

Хотим мы того, не хотим!

Голос – это ЛЁГКОСТЬ.

Ты осознай её!

Бескрайнего моря пропасть

Куда-то всегда зовёт!

Голос – это ВЕТЕР,

Который рвётся в полёт!

Голос – это ОРУЖИЕ!

Каждому подойдет.

Голос – это ЧАША

Неисчерпаемая!

Голос – ОСНОВА наша,

ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ.

Голосом, как флейтой – сыграй, насладись игрой!

Голос – это ПЕСНЯ! Пропой её, пропой!

Голос – это ТАЙНА, хранящая звук души!

Голос – это ДЫХАНИЕ. Дыши, понемногу, дыши…

                                                         (Константин Конин)

· Раздели стихотворение на части. Начало каждой части обозначь цифрой.

· Что такое голос? Какими словами на этот вопрос отвечает автор текста?

· Выпиши слова - сравнения, выделенные шрифтом.

ГОЛОС – это _____________, ____________, _________________________, ______________, ________________, ____________, _______________, ________________, __________________________________,

____________, _____________, ______________ .

· Обрати внимание на знаки препинания! На какую интонацию нужно настроить свой голос?

· Прочитай вслух выразительно.

   Задание №20.

Прочитай про себя.

Два голоса

Во мне сидят два голоса
И ссорятся вполголоса.

Один кричит: «Я молодец!
С горы скатился, наконец!»
Другой ворчит: «Какой герой —
Он горочку назвал горой!»

Один кричит: «Я просто гений,
Я прочитал большой рассказ!»
Другой ворчит: «По части лени
Ты точно гений, в самый раз!»

Они кричат наперебой,
Они всё время ссорятся.
Один — хвастун,
Ну а другой, наверно,
Голос совести…

                            (Е. Григорьева)

· Сформулируй к стихотворному тексту свои вопросы. Запиши.

1.______________________________________________________ .

2.______________________________________________________.

3.______________________________________________________.

· Что это значит – «во мне сидят два голоса»?

· Почему «два голоса» постоянно между собой ссорятся?

· В каких строках стихотворения автор «скрыл» главную мысль? Объясни свое решение.

· Отметь знаком V место наиболее длительной паузы. Объясни свой выбор.

· Подчеркни ключевые, опорные, наиболее важные по смыслу слова данного стихотворного текста. Объясни свой выбор.

· Какие строки текста необходимо прочитать шутливо, весело, более громко и уверенно, а какие – серьезно, более «взрослым» голосом? Объясни свое мнение.

· Объясни смысл названия стихотворения.

· «Сидят» ли в тебе «два голоса»? В каких случаях это происходит?

· Прочитай стихотворение вслух выразительно. Старайся правильно исполнять голосом знаки препинания.

 

   Задание №21.

Прочитай про себя.

    Свидетель

Я скажу вам правду, дети:
Есть внутри у нас свидетель!
Как ни прячься от него –
Ты не скроешь ничего!

Он все видит, он все знает,
Все на свете понимает.
Сделай самый хитрый вид –
А свидетель говорит:

– Это кто повсюду лазил
Нашалил и напроказил?
Кто боится темноты?
Я ведь знаю: это ты!

Ты ему сердито скажешь:
Помолчи, ну помолчи!
Ничего ты не докажешь –
Хоть кричи, хоть не кричи!

Ты хитрить с другими станешь –
А его ты не обманешь!
Он у нас внутри сидит,
Он нам правду говорит.

Может ты кого обидел?
Твой свидетель это видел!
Понял я такой закон:
Все решает только он!
Он спокоен – я спокоен,
Он доволен – я доволен.
Если дружим он и я –
С нами дружит и семья.
Ну, а если я с ним в ссоре,
Вот уж горе, так уж горе!

Стоит показать свой нрав,
А свидетель:
– Ты не прав!
Догадались, кто он, дети?
Наша совесть – наш свидетель!

                                 (Сан-Торас)

· Как знаки препинания помогают определить настроение данного стихотворения?

· Что в стихотворном тексте является шутливым, а что – серьезным? Почему?

· Объясни смысл названия стихотворения.

· Что такое совесть?

· Подчеркни слова, выделяемые усиление голоса. Объясни свой выбор.

· Прочитай стихотворение вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

 Задание №22.

 Профессор Любомудров: Если ты хочешь понять, для чего нужна постановка голоса, прочитай текст информации из материалов Интернета. Запомни.

В современном мире людей всё чаще интересуют вопросы постановки голоса в личных целях. И это не случайно, ведь голосом мы пользуемся везде, где только можем, а порой даже там, где не можем. Голос — это уникальное средство активного влияния на людей и мощнейший инструмент создания результатов в жизни.

Постановка голоса способствует развитию личности и творческих способностей, улучшению физического здоровья, повышению уровня собственного внимания, а так же выработке новых положительных привычек.

Процесс постановки голоса направлен на раскрытие и развитие его природных свойств, вследствие чего голос приобретает красоту и выразительность, глубину и объём. Поставленный голос отличается значительно более широким диапазоном, насыщенностью звучания. Постановка голоса — это серьёзная работа над собой, над своими, усвоенными еще в детстве, привычками.

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1._______________________________________________________.

2.______________________________________________________.

3.______________________________________________________.

· Почему современных людей всё чаще интересуют вопросы постановки голоса?

· Чему способствует постановка голоса?

· На что направлен процесс постановки голоса?

· Почему выгодно иметь хорошо поставленный голос?

· Что необходимо делать, чтобы иметь хорошо поставленный голос?

· Перескажи близко к тексту.

Задание №23.

   Прочитай.

Сколько разных голосов можно услышать вокруг! Человеческие голоса бывают детскими, мужскими и женскими. Все голоса разные, но каждый голос особенный. Вы никогда не встретите два похожих голоса. Каждый голос уникальный, как отпечатки пальцев. Мы всегда узнаем знакомого нам человека по голосу, даже если его не видим. Например, когда звонит телефон, и вы снимаете трубку, то не видите, с кем вы говорите, но узнаете этого человека по голосу. Представляете, как удивительно! Сколько на земле людей - столько разных голосов!

Человеческие голоса могут быть высокими и низкими (то есть разными по высоте), мягкими, скрипучими, грубыми, писклявыми и так далее (то есть разными по тембру), громкими и тихими. Звучание голоса может быть приятным или неприятным.

Иногда по звучанию голоса мы даже можем судить о том, какой это человек, то есть о его характере. Про тембр голоса хорошо написано у С.Я. Маршака в «Сказке о глупом мышонке».

· Устно озаглавь текст.

· Перескажи основную текстовую информацию.

· Подчеркни предложение, передающее главный смысл текста.

· Какими могут быть голоса?

Задание №24.

Маша и Саша составили таблицу о высоких, низких и средних звуках. Внимательно рассмотри.

 


· Расскажи, что ты узнал о высоких, низких и средних звуках.

· Зачем любознательные дети составили таблицу о высоких, низких и средних звуках?

Задание №25.

Прочитай разговор профессора Любомудрова, шестиклассников Маши и Саши. Запомни.

Профессор Любомудров: Человека узнают по голосу. Голос – это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче.

Голос происходит путём выдыхания воздуха из лёгких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые волны в проходящем через них воздухе.

Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: удивление, радость, грусть и т. п. Голос человека — сложный инструмент.

 Маша: Я поняла. Голос выражает наши настроения, чувства, ощущения. Если мы радуемся, чем-то восхищаемся, чему-то удивляемся, то наш голос становится уверенным и сильным, звучным. Если печалимся и грустим, голос, как птица без крыльев, слаб, уныл и беззвучен.

 Саша: Как трудно найти двух людей одинаковых, схожих между собой по внешнему виду, так же трудно найти двух людей, у которых голос звучал бы совершенно одинаково.

 Профессор Любомудров: Ухом мы улавливаем разницу в оттенках и можем признать человека по голосу, не видя его.

 Маша: Великое богатство звуков и оттенков скрывает в голосе людей. Счастлив тот, кто у кого голос похож на радугу или на пёстрый ковёр. Сколько тонов, оттенков можно передать!

 Профессор Любомудров: Чтобы голос стал разнообразным, гибким, художественным, нужно постоянно его тренировать с помощью разных упражнений.

Тренируй не только тело, руки, ноги, но и голос! Вот тогда звучный и способный нам всякие оттенки голос будет готов для выразительного чтения.

· А теперь прочитай вслух не весь текст, а только подчёркнутые слова.

· Зачем главные по смыслу слова выделили и подчеркнули?

 Сверь свой ответ с подсказкой.

   Задание №26.

Каким может быть человеческий голос? Профессор Любомудров посоветовался со специалистами и дал ответ на этот вопрос. Рассмотри таблицы №1 и №2.

Таблица №1

хороший голос (какой?):

         
   


приятный сильный тёплый
красивый звучный ласковый
выразительный мелодичный заботливый
богатый уверенный дружеский

 

Таблица №2.

плохой голос (какой?):

         
   


бесцветный слабый холодный
слишком тихий плаксивый злой
слишком громкий раздражённый дрожащий
скучный неуверенный напряжённый

· Подумай. В каких ситуациях голос человека может быть хорошим и плохим?

· Что необходимо человеку для того, чтобы плохой голос превращался в хороший?

   Задание №27.

Профессор Любомудров: Познакомься со «Словариком голосов», который по моему заданию составили твои сверстники Маша и Саша. Прочитай.

 

 


· Послушай свой голос. В каких жизненных ситуациях твой голос бывает приятным и неприятным?

· Что ты будешь делать для того, чтобы твой голос чаще был приятным?

· Используй «Словарик голосов» для аналитической работы на уроках русского языка и литературы.

 

 

 


Задание №28.

Прочитай.

Голос обладает определенными свойствами: силой, высотой окраской (тембром).

Выразительность чтения зависит от умения читающего владеть своим голосом.

Голос чтеца должен быть хорошо развит, гибок, послушен, приятен по тембру, звонок и достаточно громок.

Как и дыхание, голос необходимо развивать. Прежде всего, читающий должен найти естественное звучание голоса, при котором не перенапрягались бы голосовые связки, не вызывалось затруднение в речи, хрипоты, болевых ощущений.

Необходимо избегать крикливости. Крик невыразителен, неприятно действует на слушателя, вреден для голосовых связок. Лучшим считается голос средней высоты и силы. Он наиболее подвижен, гибок, может легко понижаться и повышаться.

К своему голосу чтец должен относиться бережно: не перенапрягать голосовых связок, избегать крика, утомления, остерегаться простуды.

Для развития голоса рекомендуется систематически проделывать специальные упражнения, которые не должны быть утомительными. Их длительность можно постепенно увеличивать от 5 до 15 минут в день.

                                                                              (Н.М. Почикаева)

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.______________________________________________________.

2.______________________________________________________.

3.______________________________________________________.

· Какими свойствами может обладать голос?

· Каким должен быть голос чтеца?

· Почему необходимо избегать крикливости?

· Каким признается лучший голос?

· Что это значит – относиться к своему голосу бережно?

· Что необходимо делать для развития голоса?

· Постарайся пересказать информацию близко к тексту.

 Задание №29.

Прочитай и запомни.

Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полётность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен одинаково уметь говорить (читать) как громко, так и тихо.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая связана со строением речевого аппарата конкретного человека.

Благозвучность голоса – это чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). Благозвучность - это звонкость. Звонкость голоса зависит от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, от активности губ.

Полётность голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.

Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу.    

Тон голоса - это эмоциональная окрашенность голоса, позволяющая выразить в речи говорящего его чувства и настроения. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, дружеским и т.д. Тон создаётся силой голоса, паузами, убыстрением или замедлением темпа (скорости) речи.

· Перечисли главные качества любого голоса.

· Что такое сила голоса?

· Что такое высота голоса?

· Что такое тембр голоса?

· Что такое благозвучность голоса?

· Что такое полётность голоса?

· Что такое подвижность голоса?

· Что такое тон голоса?

· Что тебе непонятно в объяснении главных свойств голоса?

· Постарайся хорошо запомнить главные характеристики голоса.

Задание №30.

Прочитай отрывки из художественных произведений. Пользуясь «Словариком голосов» (задание №27), определи вместе с другом голос (речь) каждого литературного персонажа.

1. «Речь его была беспорядочна, лихорадочна, как бред, порыви­ ста и не всегда понятна, но зато в ней слышится, и в словах и в голосе, что-то чрезвычайно хорошее. Когда он говорит, вы узнаете в нем сумасшедшего человека. Трудно передать на бумаге его безумную речь».

А.П. Чехов. «Палата №6»

2. «От пушечных звуков голоса Клавдии Ивановны дрожала чу­гунная лампа с ядром, дробью и пыльными стекляшками. Го­лос у нее был такой силы и густоты, что ему позавидовал бы Ричард Львиное Сердце, от крика которого, как известно, приседали кони».

                 И.Ильф и Е.Петров. «12 стульев»

3. «Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрез­ вычайно приятно. Господи, как он говорит! Это ощущение можно сравнить только с тем, когда у вас ищут в голове или потихоньку проводят пальцем по вашей пятке. Слушаешь, слушаешь и голову повесишь. Приятно! Чрезвычайно прият­ но! Как сон после купания!»

Н.В. Гоголь. «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

 

  Задание №31.

Ты заботишься о своём голосе? Посмотри, как об этом рассказывают Маша и Саша. Прочитай.

Маша: Не кричу сильно и часто. Разговариваю спокойным тоном.

Саша: Не говорю слишком быстро. Если проглатываешь звуки, то слушатели тебя не поймут.

Маша: Слежу за своим дыханием. Прежде чем произнести первое слово, делаю глубокий вдох. Если не хватает дыхания, останавливаюсь, делаю паузу в конце предложения. Важно правильно дышать, чтобы хватало воздуха на самые длинные предложения.

 Саша: Слежу за губами. Мама говорит, что «ленивые губы» мешают произношению всех букв алфавита. Стараюсь произносить слова правильно и понятно, чистым голосом.

 Маша: Не употребляю незнакомые слова – не поймут. Словарь – мой друг и помощник. Если встретились трудные длинные слова, пользуюсь толковым словарём.

 Саша: Стараюсь не говорить заикающимся голосом и бормотать себе под нос: «я…я…я…», «ну…ну…ну…», «хм…хм…хм…»

 Задание №32.

Прочитай текст статьи о постановке голоса для выразительного чтения.

Воспитание красивого, выразительного голоса - дело долгое и трудоёмкое. Человек, чья речь невнятна, кого вечно приходится переспрашивать, всегда вызывает раздражение.

Неприятный голос может отрицательно повлиять на ваш имидж. Он может перечеркнуть все ваши достоинства. Представьте себе могучего атлета с писклявым тонким голосом или преуспевающего финансиста с резким гнусавым произношением. Вспомните, насколько раздражает голос коммивояжёра при разговоре по телефону или через дверь, умоляющего вас купить что-то. Такие люди могли бы добиться большего успеха, если бы поработали со своим голосом.

Приятный голос может иметь важное значение для достижения финансового или делового успеха, равно как и для поддержания определённого имиджа.

К сожалению, в реальной жизни мы часто сталкиваемся с некрасивыми, неразвитыми голосами, с невнятной, небрежной речью.

Одна из причин этого - отсутствие легко доступных эталонов. Раньше роль речевого эталона играли радио- и телевизионные передачи. Тексты читались профессиональными дикторами, которые много лет занимались техникой речи и воспитанием своего голоса в вузах с опытными педагогами. Поскольку радио и телевидение всегда занимали большое место в нашей жизни, происходила своеобразная автоматическая подстройка к эталону. Сейчас передачи в основном ведутся специалистами в узких областях. С одной стороны, это даёт возможность большей импровизации по теме, но с другой - разнобой в произношении и непрофессиональность речи сбивают с толку слушателей и зрителей.

Прекрасная возможность соприкоснуться с эталоном - регулярное посещение Малого и Художественного театров, которые хранят культурные традиции и имеют возможность ставить пьесы классического репертуара, не загрязнённые речевыми бытовизмами.

Основное место в разработке чёткости речи занимает самостоятельная работа. Есть упражнения, которые помогают тренировать тот или иной звук.

Освоение техники речи, обеспечивающей правильное речевое дыхание, воспитание речевого голоса, верное дикционное произношение - первый необходимый шаг в создании магии звучащего слова...

                                                                      (По Т.А. Миловановой)

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1._______________________________________________________.

2.______________________________________________________.

3.______________________________________________________.

· В каких случаях голос человека вызывает раздражение?

· Согласен ли ты с утверждением о том, что голос – отзвук о человеке? Докажи свой ответ словами текста.

· Почему сегодня нас все больше и больше окружают некрасивые, неприятные голоса, люди с невнятной, небрежной речью? Отыщи ответ в тексте.

· Как поставить собственный голос, чтобы чтение получилось выразительным?

 

 Задание №33.

Прочитай текст статьи. Запомни.

Эффект дикции

Слово ДИКЦИЯ в точном переводе означает «произношение». Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Именно этим дикция отличается от орфоэпии, где речь идёт только о правильности сочетаний звуков и расстановки ударений. Чёткая и ясная дикция необходима актёру, чтецу, оратору, лектору, просто культурному человеку; плохая дикция затрудняет понимание аудиторией сути произносимого текста, мешает эффективному общению. Невозможно произвести приятное впечатление на собеседника, если твоя речь невнятна.

Чёткое произношение возможно лишь при наличии здорового, нормально устроенного речевого аппарата и правильного его функционирования.

Что же мы называем речевым аппаратом и каковы его функции? К речевому аппарату, в узком смысле этого слова, относятся: ГУБЫ, ЯЗЫК, ЧЕЛЮСТИ, ЗУБЫ, ТВЕРДОЕ и МЯГКОЕ НЁБО, МАЛЕНЬКИЙ ЯЗЫЧОК, ГОРТАНЬ, ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ.

Основные дикционные недостатки связаны со скованностью и зажатостью челюсти, что ведёт к невозможности произносить круглые полноценные гласные. Вялость губ не позволяет чётко вытачивать и оформлять согласные. Ленивый «толстый» язык мешает ясности речи. Со всеми этими недостатками поможет справиться артикуляционная гимнастика.

                                                                            (Т.А. Милованова)

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1._______________________________________________________.

2.______________________________________________________.

3.______________________________________________________.

·

· Что такое дикция?

· Чем дикция отличается от орфоэпии?

· Зачем человеку хорошая дикция?

· При каком условии возможно четкое произношение?

· Что мы называем речевым аппаратом и каковы его функции?

· Почему происходят дикционные недостатки?

· Объясни смысл названия текста.

· Постарайся пересказать близко к тексту.

 Задание №34.

Профессор Любомудров: Прочитай. Обрати внимание на выделенные слова. Перечитай ещё раз. Перескажи. Запомни.

 

КУЛЬТУРА  РЕЧИ – понятие широкое, ёмкое. Культура речи включает и ДИКЦИЮ — четкость произноше­ния, ОРФОЭПИЮ — правильность (нормы) произношения, ВЛАДЕНИЕ ГОЛОСОМ, умение стилистически и логически стро­ить высказывание.

Сформировать культуру речи мешают РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ, которые возникают чаще всего в детском либо подростковом возрасте под влиянием различных неблаго­приятных воздействий: по подражанию, в результате час­тых заболеваний, общей ослабленности организма, отрица­тельных наследственных факторов, плохих социально-бы­товых условий, дефицита общения, психических травм.

Однако дефекты речи могут формироваться и позже как следствие физического и психического переутомления, про­должительных голосовых нагрузок, различных заболева­ний.

Как правило, люди редко имеют идеальные речевые дан­ные.

Нарушения произносительной стороны речи многооб­разны. Можно разделить их на группы в зависимости от страдающего звена. Это дефекты: звукопроизношения (дислалии, дизартрии), голоса (дисфонии), темпоритмической стороны речи (ускоренный темп — тахилалия, замедлен­ный темп — брадилалия, заикание). Эти расстройства мо­гут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях.

· Что такое культура речи?

· Что человеку мешают формировать культуру речи и выразительное чтение?

· Назови примеры нарушений произносительной стороны речи.

 Задание №35.

Профессор Любомудров: Запомни! Ты никогда не овладеешь искусством выразительного чтения, если не будешь знать основные нормы литературного произношения (орфоэпию).

Прочитай информацию из книги Натальи Мироновны Почикаевой «Искусство речи».

Чтобы избежать ошибок, необходимо знать основ­ные нормы литературного произношения.

1. Неударное О произносится как А:

КОЗА – [КАЗА], ОКНО – [АКНО], МНОГО – [МНОГА].

2. Неударное О на втором и третьем месте от удар­ного слога и после ударного, после твердых соглас­ных, произносится близко к Ы:

ВОДОВОЗ – [ВЫДАВОС], ВОРОТНИК – [ВЫРАТНИК], ПОЛОСА – [ПЫЛАСА].

3. А после ударного слога произносится близко к Ы: ПЛАКАТЬ – [ПЛАКЫТЬ].

4. Е и А в предударных и послеударных слогах после мягких согласных произносится близко к И:

ВЕЗУ – [ВИЗУ], НЕСУ – [НИСУ], ЧАСЫ – [ЧИСЫ].

5. Неударное Я произносится близко к И: ЛЯГУШКА – [ЛИГУШКА], ТЯЖЕЛЫЙ – [ТИЖОЛЫЙ].

6. Звук И в слове, сливающемся с предыдущим или с предлогом, которые оканчиваются на твердый со­гласный, произносится как Ы:

С ИНТЕРЕСОМ  — [СЫНТЕРЕСЪМ], КОТ И ПОВАР – [КОТЫПОВЪР]. Если же по смыслу между словами требуется пау­за, то И в Ы не переходит:

БРАТ И СЕСТРА — [БРАТ И СЕСТРА].

7. Все звонкие согласные в конце слов произносят­ся как соответствующие глухие:

ЛУГ [ЛУК], САД — [САТ], СНЕГ [СНЕК]. Исключение составляет слово БОГ, при произнесе­нии которого конечный звонкий согласный оглуша­ется не на соответствующий глухой К, а на X: [БОХ].

8. Звонкие согласные перед глухими произносятся как глухие:

ЛОЖКА [ЛОШКА], СКАЗКА — [СКАСКА].

9. Глухие согласные перед звонкими произносятся как звонкие:

ОТДАТЬ — [АДДАТЬ], C БРАТОМ — [ЗБРАТЪМ].

10. Звук Г взрывной. Исключение составляют слова: АГА, ОГО, ЭГЕ, ГОП,

которые произносятся с Г фрикативным.

11. Сочетание СШ и ЗШ — как ШШ: БЕСШУМНЫЙ — [БЕШШУМНЫЙ],

БЕЗ ШАПКИ [БЕШШАПКИ].

12. Сочетание ЧН в старом московском говоре про­износится как ШН:

[БУЛОШНАЯ], [МОЛОШНЫЙ], [КОРИШНЕВЫЙ].

Однако в последнее время под влиянием орфогра­фии, сочетание ЧН не изменяется. Переход ЧН в ШН остался обязательным только в словах:

[КОНЕШНО], [СКУШНО], [ПУСТЯШНЫЙ], [ПРАЧЕШНАЯ], [ЯИШНИЦА], [СКВОРЕШНИК], [ПИЕРЕШНИЦА], а также в женских отчествах:

[САВВИШНА], [ЛУКИНИШНА], [ИЛЬИНИШНА], [ФОМИНИШНА]. Слово СЕРДЕЧНЫЙ имеет двоякое произношение в зависимости от смысла:

СЕРДЕЧНАЯ БОЛЕЗНЬ, но СЕРДЕШНЫЙ ДРУГ. В новых словах ЧН в ШН не переходит: ПОТОЧНЫЙ, ПОСАДОЧНАЯ.

13. Сочетание ТС и ДС произносится как Ц: [ГОРОЦКОЙ], [БРАЦКИЙ], [СОВЕЦКИЙ].

14. Слово ЧТО и производные от него слова — ЧТОБЫ, ЧТОБ, НИ ЗА ЧТО — произносятся как — [ШТО], [ШТОБЫ], [НИ ЗА ШТО].

15. Г в сочетаниях ГК и ГЧ произносятся как ХЧ: [ЛЕХЧЕ], [МЯХКИЙ].

16. Сочетания ДЧ и ТЧ произносят как долгое Ч: ЛЕТЧИК [ЛЕЧЧИК],

ВОДОПРОВОДЧИК [ВОДОПРОВОЧЧИК].

17. В словах с сочетанием ЛНЦ, РДЦ, ЗДН, СТЛ происходит выпадение звуков:

СОЛНЦЕ — [СОНЦЕ], СЕРДЦЕ — [СЕРЦЕ], ПРАЗДНИК [ПРАЗНИК], ПОЗДНО — [ПОЗНО], СЧАСТЛИВЫЙ – [СЧИСЛИВЫЙ].

18. Сочетание СЖ, ЗЖ произносятся как долгое мягкое Ж:

СЖИГАТЬ — [ЖЖИГАТЬ], ДРЕБЕЗЖАТЬ [ДРЕБЕЖЖЯТЬ], ПРИЕЗЖАТЬ — [ПРИЕЖЖЯТЬ].

19. Сочетание 3Ч, СЧ, ЖЧ звучат как Щ: ИЗВОЗЧИК [ИЗВОЩИК],

СЧАСТЬЕ [ЩАСТЬЕ], МУЖЧИНА [МУЩИНА].

20. Окончание прилагательных на -ГИЙ, -ХИЙ, -КИЙ, и также фамилий на -СКИЙ в старом московском гово­ре произносились твердо:

мягкый, жёсткый, Маяковскый. Теперь под влиянием орфографии стали произно­ситься мягко:

[МЯХКИЙ], [ЖЕСТКИЙ], [МАЯКОВСКИЙ]. И то и другое произношение верно.

21. Глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ произносятся как дол­гое ЦЦА:

[КУПАЦЦА], [ОДЕВАЦЦА].

22. Частица СЯ, СЬ в возвратных глаголах в ста­ром московском говоре произносилась твердо:

моюсь — моюс, собираюсь собираюс. В настоящее время мы произносим частицы СЯ и СЬ мягко:

[МОЮСЬ], [СОБИРАЮСЬ]. Оба произношения правильны.

23. Окончания ОГО, ЕГО прилагательных, место­имений, причастий, порядковых числительных в ро­дительном падеже единственного числа произносится как ОБО, ЕВО:

НОВОГО [НОВОВО], ЕГО — [ЕВО], СИНЕГО [СИНЕВО], КОГО — [КОВО].

24. Имена и отчества произносятся сокращенно: МАРИЯ ИВАНОВНА[МАРИЯ ИВАННА],ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ [ПЕТР АЛЕКСЕИЧ].

25. В мужских именах с отчеством при склонении изменяются только отчества: Я БЫЛ У СЕРГЕЙ СЕРГЕИЧА.

26. Слово ДОЖДЬ по старому московскому говору произносилось как ДОЩЬ. В последнее время наблю­дается все чаще произношение ДОЖДЬ. Оба произно­шения правильны.

27. Слова ОДЕВАТЬ и НАДЕВАТЬ имеют разные значения:

ОДЕВАТЬ КОГО-ТО, но НАДЕВАТЬ НА СЕБЯ.

28. Произношение слов иностранного происхожде­ния подчиняется в основном нормам русского литера­турного языка.

Однако некоторые слова и фамилии произносятся на иностранный манер:

НОВЭЛЛА, ПОЭТ, ПОЭМА, ОТЭЛЬ, ОАЗИС, КОЛЬЕ, КАКАО. В фамилиях: ТОРЕЗ, ФЛОБЕР, БОДЛЕР, МОЛЬЕР, ШОПЕН – пишется Е, но произносится Э.

Профессор Любомудров: Потренируйся! Выполни задания для работы над литературным произношением.

Задание №36.

На основе рифм в стихах установи, где следует произносить-ЧН-, а где – ШН-.

1.Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

                     Н.А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда

2. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

                   А.С. Пушкин. Зимняя дорога.

3. «Не спится, няня, здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне». –

«Что, Таня, что с тобой?» - «Мне скучно…»

                 А.С. Пушкин. Евгений Онегин.

4. …Тянулись горы – и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

И с грустью тайной и сердечной

 Я думал: жалкий человек.

               М.Ю. Лермонтов. Я к вам пишу…

Задание №37.

Произноси слоги громко, отчётливо.

1. БА – БО – БУ – БЫ – БЭ

2.  ВА – ВО – ВУ – ВЫ – ВЭ

3. ГА – ГО – ГУ – ГЫ - ГЭ

4. А – ДО – ДУ – ДЫ – ДЭ

5. КА – КО – КУ – КЫ - КЭ

6. ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ - ЛЭ

7. МА – МО – МУ – МЫ – МЭ

8. НА – НО – НУ – НЫ – НЭ

9. ПА – ПО – ПУ – ПЫ – ПЭ

10. РА – РО – РУ – РЫ – РЭ

11. СА – СО – СУ – СЫ – СЭ

12. ТА – ТО – ТУ – ТЫ – ТЭ

13. ТЫ – УМ – НИ - ЦА

14. ЦА – ЦО – ЦУ – ЦЫ – ЦЭ

15. ЩА – ЩО – ЩУ – ЩИ - ЩЕ

· Будь внимательным! В какой строке тебя хвалят? Подчеркни.

Профессор Любомудров: Маша и Саша в летние каникулы посещали «Школу техники звучащего слова» профессора Савковой Зинаиды Васильевны. Для постановки красивого голоса, правильной дикции шестиклассники с удовольствием выполняют специальные упражнения из учебного пособия «Техника звучащего слова» Савковой З.В.

Чтобы добиться свободного звучания голоса, потренируйся вместе с Машей и Сашей.

Задание №38.

Упражнение «В пляс». Активными хлопками и эмоциональными приказами раззадоривайте людей, чтобы они «пустились в пляс»: Гоп-ляля! ГОп-ляля! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! ГОп! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! гОп! гОп! гОп!..

 

Упражнение «Команды». Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напраааа-вО!», «Крууу-гОм!», «Шагооом-Арш!», «РАз-два! рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! лЕвой! лЕвой!..»

При усилении звука не хорошо поставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого. Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части (исполнительской) голос пошел вниз. Так как команда произносится в побудительной интонации, то голос все равно несколько повысится.

Упражнение «Шутка». Представьте, что вам запрещено говорить и петь «по-человечьи». Только «по-собачьи». Послушно и радостно выполняете приказы своего «дрессировщика». Ведь он помогает вам закрепить навык «опоры звука».

Дрессировщик:

 Приветствую, друзья!

Группа:

Ав-ав!

 Дрессировщик:

Спокойнее. Не напрягаться! По одному мне откликаться!

По одному:

 Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..

( с подтекстом «Я здесь «)

Дрессировщик:

Ну что ж, у вас веселый нрав. На месте - марш!

Эй, запевала!

Споем, как пели мы бывало!

Все «поют»:

Ав! Ав-ав! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!

( на мотив маршевой песни)

Дрессировщик:

Стой!

Поняли, как «лаем», «опоры звука» достигаем? И навык закрепили прочно?

Группа:

Ав-ав!

Так точно!

Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. При ходьбе в работу включается весь организм сразу. Она как бы настраивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений.

 

Упражнение «Поезд». Передайте стук колес поезда в разном темпе: поезд отходит ТуктУктуктукТуктУктуктукТуктУктуктукТук... Прибавляет ход... И вот:

Вагоны вперед покатили, как мячики:

ТАк-чики,

        ТАк-чики,

                    ТАк-чики,

                                   ТАк-чики...

(Ю. Тувим)

















































Упражнение «Турпоход».

Ёт-ёт-ёт-ёт—солнце медленно встает.

Ит-ит-ит-ит—детский лагерь спит.

Ат-ат-ат-ат—просыпается отряд.

Ут-ут-ут-ут — на зарядку все идут.                    

Ат-ат-ат-ат —  к умывальникам спешат.

Ыт-ыт-ыт-ыт — стол давно уже накрыт.

Ет-ёт-ёт-ёт — деток уже завтрак ждет.

От-от-от-от —  собираются в поход.

Ет-ёт-ёт-ёт —  весело отряд идет.

Ём-ём-ём-ём —  все довольны этим днем!

Упражнение «Добьюсь цели». Надо послать «упрямого» друга, например, в булочную за хлебом. Добивайтесь этого, чтобы желание ваше было выполнено, действуя различными глаголами:

Ну иди же! (просите)

Ну же!   (умоляете)

Нут-ка!

Добежать одна минутка! (приказываете)

Проследите за тем, достигли ли различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выражает ли ваши чувства? Попробуйте переставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.

 

Упражнение «Сони». Договорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!

Эй, вы, ну ли!                   - средний уровень громкости

Что заснули?                 

Ну и ну!

Ну и ну!

Вы зачем нас обманули? Что склонило вас ко сну?

Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь! - (усиление звука)

Поднимайтесь,

одевайтесь,

И айда скорей гулять!                - (с каждым приказом

Ну-же!                                         растет сила звука)

Эй, вы!

Хватит спать!

Не посылайте звук далеко. Товарищи - рядом. Они могут по­дыгрывать вам «сон». Конкретность же «адреса» (к кому обращены слова) удержит от ненужного крика, напряжения. Будите не криком, а силой речи - волевым «приказом», поднимая товарищей с постели. Попытайтесь не делать больших пауз, чтобы весь текст звучал слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало скорее разбудить! Действуйте!..

Упражнение «Тембрирование». Произносите, например, слово «пришла» с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы... Нафантазируйте обстоятельства и действие.

Пришла?! Мне страшно за тебя!

Во всем вини саму себя!           (Со страхом)

Пришла?! А самолюбье где?

За ним как «верный пес» везде! (С осуждением)

Пришел?! Так обмануть меня!

Ты не мужик, а размазня!     (С презрением)

Пришёл?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить. (С радостью)

Ушёл?! Придёт иль нет? Загадка…

Я поступила с ним так гадко!   (С тревогой)

Ушёл! Гора свалилась с плеч!

Избави бог от этих встреч!       (С чувством радостного           

                                                                                          облегчения)

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость - глупость; красота - безобразие; любовь - ненависть, доброта - жестокость; смелость - трусость…

Задание №39.

Вообрази, что ты как спортивный комментатор и ведешь радиорепортаж о футбольном матче:

Шастает мяч бросками,

Мечется меж носками

Кожаных бутс пудовых,       (Средний темп произнесения)

Сплющить его готовых.

То ОН уходит здраво             ( Темп несколько убыстрился)

Прямолинейно вправо.

То он уходит влево

Краткой дорогой гнева,

То он встает со звоном

Свечкой над стадионом,

Дерзко приподнимая

Доброе небо мая.

Вот его вновь погнали               ( Темп еще убыстряется)

Вниз по диагонали.

Вот его завернули,

Держат на карауле.

Вот он, попав в болтанку,

Скачет вдоль стадиона,

Вот он ударил в штангу

Лбом со всего разгона.                (Самый быстрый темп)

Прыгнул назад с капризом,

К центру рванулся с лета,

Но воротился низом

И угодил в ворота!        

                                   (С. Васильев. «Стадион «Динамо»)

Слушатель не видит игры, поэтому надо словом очень точно передать все движения мяча. Для этого необходимо освободить свою речь от лишних ударений, выделяя только самые важные слова (они выделены разрядкой). Здесь при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущается три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. Доборы воздуха частые и незаметные.

Задание №40.

Поднимайся голосом вверх. Прочитай сочетания звуков 1) шёпотом, 2) тихо, 3) более громко, 4) громко, 5) очень громко.

УА УА УА УА УА

ОХ ОХ ОХ ОХ ОХ

БУМС БУМС БУМС БУМС

· Подумай, в каких случаях мы произносим такие звукоподражания?

· Повтори это упражнение три раза.

 Задание №41.

Спускайся голосом вниз. Прочитай сочетания звуков 1) очень громко, 2) громко, 3) более громко, 4) тихо, 5) шёпотом.

УА УА УА УА УА 

ОХ ОХ ОХ ОХ ОХ

БУМС БУМС БУМС БУМС

· Повтори это упражнение три раза.

· Тренируйся подниматься и спускаться голосом как можно чаще. Это развивает силу голоса.

Задание №42.

А теперь попытайся поднять голосом вверх целое предложение (вопросительное). Произнеси 1) тихо, 2) громко, 3) очень громко.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.375 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь