Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо девятнадцатое «Как говорить?»



Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного.       

Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово - слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен...». «Исправить» язык былин - перевести его на нормы русского литературного языка - это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной - своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно, и цинично: «Глядите, каков я: плевать на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!».

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшливом в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем - либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет баз нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности - это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.__________________________________________________________.

2.__________________________________________________________.

3.__________________________________________________________.

 

· Подчеркни слова, значение которых ты не знаешь. Определи значение не известных тебе слов.

· Что может быть свидетельством вкуса человека?

· Какую одежду называют щегольской?

· Может ли язык человека быть «неряшливым»?

· В каких случаях язык человека неряшлив? Докажи свой ответ словами текста.

· «Плеваться» словами – что это значит?

· Почему некоторым людям нравится вести себя грубо и
вызывающе? Что, по вашему мнению, на самом деле стоит за грубостью речи человека?

· Как вы думаете, почему по-настоящему сильный
человек не будет без нужды повышать голос, не будет ругаться, и употреблять жаргонных слов?

· Как учиться хорошей, интеллигентной речи?

· Почему язык – это самое удивительное, что есть на свете?

· Сформулируй тему текста.

· Определи основную мысль – идею текста письма.

· Прочитай наиболее ценные, важные по смыслу предложения с усилением голоса.

· Перескажи текст своими словами.

 

 Задание №94.

Прочитай вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Письмо двадцатое
Как выступать?

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям — заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.

· Какие советы выступающему дает автор текста письма?

· Сформулируй тему текста.

· Определи основную мысль – идею текста письма.

· Прочитай наиболее ценные, важные по смыслу предложения с усилением голоса.

· Перескажи текст своими словами.

 

 Задание №95.

Прочитай вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Письмо двадцать третье
О личных библиотеках

Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление — книжный бум. Книжный бум — это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой-нибудь другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, — это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т.д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой — через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя.

Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдет своего читателя.

Что касается личной библиотеки, то думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.

Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.

Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.__________________________________________________________.

2.__________________________________________________________.

3.__________________________________________________________.

· Объясни своими словами смысл выражения «книжный бум».

· Хорошо или плохо, что люди интересуются книгами?

· Когда книга находит своего читателя?

· Что значит – читать для престижа?

· Какие книги и почему обязательно должны быть в личной библиотеке?

· Сформулируй тему текста.

· Определи основную мысль – идею текста письма.

· Прочитай наиболее ценные, важные по смыслу предложения с усилением голоса.

· Перескажи текст своими словами.





Параграф 9.


Профессор Любомудров: Басня – жанр, зародившийся более 4000 лет назад, стал достоянием литературы, пользующийся большим интересом и сейчас. Что такое басня? Это «краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ». То есть рассказ, содержащий в себе поучение, имеющее отношение к внутренним духовным или душевным качествам человека, основанным на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п.     

Героями в баснях могут быть люди, животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами.

В баснях используется аллегория (иносказание). Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек, осел – упрямый человек, заяц – трусливый человек.

  

   Главное в басне мораль (идея) — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Персонажей обычно бывает немного — два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т. е. формулирует мораль.

   Басня – не просто художественное произведение, это стихотворное или прозаическое нравоучение сатирического характера. Запомнить басню гораздо проще, чем сухой научный текст, не обладающий ритмом и не содержащий литературных образов. Учись понимать и выразительно читать басни!

   

  Задание №96.

  Прочитай выразительно текст инструкции, составленной по материалам Интернета Машей и Сашей, по ролям с одноклассницей. Одна – за Машу, другой – за Сашу.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь