Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сказка о большом колоколе



Давно уже нет в живых того матроса, который кораблем в Англию прибыл и в городе Лондоне занедужил, а сказка о нем живет.

Остался русский матрос в городе Лондоне. В хорошую больницу его положили. Провианту, денег оставили:

  - Выздоравливай, дружба, и жди свой корабль!

  Сказали так корабельные дружки и ушли обратным курсом в родную русскую землю.

Недолго болел матрос. Хорошими лекарствами его лечили. Микстуру там, порошков, капель не жалели. Ну, да и жизнь свое взяла. Архангельских кровей парень - коренных поморских родителей сын. Такого разве болезнью сломишь!
Выписался матрос из больницы. Бушлатик почистил, пуговицы надраил. Ну, и остальным предметам одежды жаркий утюг дал. В гавань отправился земляков поискать.

- Нет здесь твоих земляков, - говорят ему в гавани. - Исландия третью неделю туманы гонит. Откуда русским парусам в Лондоне быть?
- Не беда, - говорит матрос. - Я глазастый. И на ваших кораблях землячков сыщу.

Сказал так и на английский корабль ступил. Ноги о матик вытер, флагу честь отдал. Представился.

Англичанам это любо. Потому как морской порядок везде один.
- Смотри ты каков! По всей форме моряк. Только жалко, что земляков тебе на нашем королевском корабле не сыскать.
А матрос на это улыбается, ничего не говорит, к грот-мачте направляется.
«Зачем, - думают моряки, - ему наша грот-мачта понадобилась?»
А русский матрос подошел к ней, погладил ее рукой и говорит:

- Здорово, землячка, архангельская сосна!

Очнулась мачта, ожила. Будто от долгого сна проснулась. Мачтовым русским бором зашумела, янтарной смоляной слезой прослезилась:
  - Здравствуй, земляк! Рассказывай, как дома дела.

Переглянулись английские моряки:

  - Смотри ты, какой глазастый! Землячку на нашем корабле сыскал.
  А матрос тем временем с грот-мачтой задушевные разговоры разговаривает. Какие дома дела, рассказывает, мачту обнимает:
  - Ах ты, милая моя, хорошая! Мачтовое ты чудо-дерево. Дух твой родной-лесной ветры не выдули. Гордость твою шторма не согнули.
Смотрят английские моряки - и борта корабля русскому матросу улыбаются, палуба под его ноги стелется. А он в них родной сердцу узор узнает, родные леса и рощи видит.

- Гляди ты, сколько у него земляков! На чужом корабле как дома, шепчут про себя английские моряки. - И паруса к нему ластятся.
Ластятся к матросу льняные паруса, и конопельные-корабельные канаты-швартовы у его ног извиваются, как к родному льнут.
- А паруса-то к тебе зачем ластятся? - спрашивает капитан. - Они-то ведь в нашем городе Лондоне вытканы.
- Это так, - отвечает матрос. - Только до этого-то они льном-долгунцом на псковской земле росли. Как мне не приголубить их! Да и те же канаты взять. И они ведь у нас четырех-пятиаршинной коноплей уродились. Поэтому и к вам пожаловали.
Говорит так матрос, а сам на якоря косится, на пушки поглядывает. В те годы наше железо, наша медь, наш чугун с Уральских гор ходко во многие страны шли: в Швецию, в Норвегию, в Англию.

- Ну до чего ж я в хорошую компанию попал! - радуется матрос.
- Ах, какой ты глазастый, русский матрос! Везде свое родное разглядеть можешь. Дорого, видно, тебе оно.
  - Дорого, - ответил матрос и принялся такое про наши края рассказывать, что зыбь на море стихла, чайки на воду сели.
Вся команда заслушалась.

  А в это время на главной лондонской колокольне часы отбивать стали. В большой колокол ударили. Далеко его бархатный звон над полями, лесами, реками поплыл и по-над морем пошел.
  Слушает этот звон русский моряк, не наслушается. Даже глаза закрыл. А звон дальше и дальше разносится, на низкой, отлогой волне укачивает. Нет равного ему голоса на всех колокольнях старой Англии. Старик остановится, вздохнет, девица улыбнется, дитя стихнет, когда этот большой колокол зазвонит.
Молчат на корабле, слушают. Любо им, что русскому матросу звон ихнего колокола по душе пришелся.

Тут моряки, смеясь, спрашивают матроса:

 - Не земляка ли опять ты в колоколе признал?

А матрос им в ответ:

- Не могу твердо сказать, а голос у колокола знакомый. С московским выговором, с русской протяжностью.
Удивился английский капитан, как это русский матрос свое родное не только видеть, но и слышать может. Удивился, а про колокол ничего не сказал, хотя он и доподлинно знал, что этот колокол русские мастера в Московии для Англии отливали и русские кузнецы ладный ему язык выковали.
Промолчал корабельный капитан. А по какой причине промолчал, про то сказка молчит. И я помолчу.

  А что касаемо большого колокола на самой большой, Вестминстерской, колокольне старой Англии, так он и по сей день русским кованым языком английские часы отбивает. Бархатно отбивает, с московским выговором.

Не всем, конечно, его звон по душам да по ушам, только теперь уж ничего сделать нельзя. Не снимать же колокол! А сними - так он еще громче в людской молве благовестить начнет. Пускай уж висит, как висел, да с московскими кремлевскими братьями-колоколами перезванивается, да толкует о голубом небе, о тихой воде, о солнечных днях... О дружбе.

                                                         (Евгений Андреевич Пермяк)

· Кратко перескажи своими словами.

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.________________________________________________________.

2._______________________________________________________.

3.________________________________________________________.

· Отыщи в тексте устаревшие слова, устно подбери к ним синонимы.

· С какой целью автор в своем тексте использует устаревшие и просторечные слова?

· Где и что случилось с русским матросом?

· Почему на чужбине русский матрос так быстро поправился?

· Зачем русский матрос ступил на английский корабль?

· Прочитай фрагмент разговора матроса с мачтой неторопливо, задушевно, трогательно.

· Какие качества русского матроса проявляются в его разговоре с мачтой?

· О чем спросил английский капитан русского матроса? Что ответил капитану наш моряк?

· Почему вся команда английских моряков заслушалась?

· Почему во время колокольного звона русский матрос закрыл глаза?

· Чему удивились иностранные моряки и их капитан?

· Почему до сих пор в Лондоне живет сказка о русском матросе?

· Определи тему текста и его основную мысль.

· Подчеркни предложение, которое, с твоей точки зрения, наиболее точно передает авторский смысл.

· Согласен ли ты, что этот текст о дружбе и любви к Родине? Докажи свой ответ словами текста.

Задание №79.

Прочитай рассказ вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

                              Русская песня

Я с нетерпением поджидал лета, следя за его приближением по хорошо мне известным признакам.

Самым ранним вестником лета являлся полосатый мешок. Его вытягивали из огромного сундука, пропитанного запахом камфары, и вываливали из него груду парусиновых курточек и штанишек для примерки. Я подолгу должен был стоять в одном месте, снимать, надевать, опять снимать и снова надевать, а меня повертывали, закалывали на мне, припускали и отпускали ― «на полвершочка». Я потел и вертелся, а за невыставленными еще рамами качались тополевый ветви с золотившимися от клея почками и радостно голубело небо.

Вторым ― и важным ― признаком весны-лета было появление рыжего маляра, от которого пахло самой весной ― замазкой и красками. Маляр приходил выставлять рамы: ― «впущать весну», ― и наводить ремонт. Он появлялся всегда внезапно и говорил мрачно, покачиваясь:

― Ну, а где у вас тут чего?..

И с таким видом выхватывал стамески из-за тесемки грязного фартука, словно хотел зарезать. Потом начинал драть замазку и сердито мурлыкать под нос:

И-ах, и те-мы-най ле-со…

                      Да йехх и те-мы-на-ай…

Я старался узнать, что дальше, но суровый маляр вдруг останавливал стамеску, глотал из желтой бутылочки, у которой на зеленом ярлычке стояло «политура», плевал на пол, свирепо взглядывал на меня и начинал опять:

                     Ах-ехх и в темы-на-ам ле..

                     Да и в те…мы-ны-мм!..

И пел все громче. И потому ли, что он только всего и пел, что про темный лес, или потому, что вскрикивал и вздыхал, взглядывая свирепо исподлобья, ― он казался мне очень страшным.

Потом мы это хорошо узнали, когда он оттаскал моего приятеля Ваську за волосы.

Так было это дело.

Маляр поработал, пообедал и завалился спать на крыше сеней, на солнышке. Промурлыкав про темный лес, где «сы-тоя-ла ах да и со-сенка», маляр заснул, ничего больше не сообщив. Лежал он на спине, а его рыжая борода глядела в небо. Мы с Васькой, чтобы было побольше ветру, тоже забрались на крышу ― пускать «монаха». Но ветру и на крыше не было. Тогда Васька от нечего делать принялся щекотать соломинкой голые маляровы пятки. Но они были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, и маляру было нипочем. Тогда я наклонился к уху маляра и дрожащим тоненьким голосом запел:

И-ах и в те-мы-ном ле-э…

Рот маляра перекосился и улыбка выползла из-под рыжих усов на сухие губы. Должно быть, было приятно ему, но он все-таки не проснулся. Тогда Васька приволок на крышу большую кисть и ведро с краской и выкрасил маляру пятки. Маляр лягнулся и успокоился. Васька состроил рожу и продолжал. Он обвел маляру у щиколоток по зеленому браслету, а я осторожно покрасил большие пальцы и ноготки. Маляр сладко похрапывал, ― должно быть, от удовольствия. Тогда Васька обвел вокруг маляра широкий «заколдованный круг», присел на корточки и затянул под самым маляровым ухом песенку, которую с удовольствием подхватил и я:

Рыжий красного спросил, ―

- Чем ты бороду лучил?

- Я не красной, не замазкой,

Я на солнышке лежал!

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал!

Маляр заворочался и зевнул. Мы притихли, а он повернулся на бок и выкрасился. Тут и вышло. Я махнул в слуховое окошко, а Васька поскользнулся и попал маляру в лапы. Маляр оттрепал Ваську и грозил окунуть в ведерко, но скоро развеселился, гладил по спине Ваську и приговаривал:

― А ты не реви, дурашка. Такой же растет у меня в деревне. Что хозяйской краски извел, ду-ра… да еще ревет!..

С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам песенку и про темный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра молодца в чуду-дальнюю сы-торонушку!..» Хорошая была песенка. И так жалостливо пел он ее, что думалось мне, ― не про себя ли и пел ее? Пел и еще песенки ― про «темную ноченьку, осеннюю» и про «березыньку», и еще ― про «поле чистое»…

Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир, ― тоски и раздолья, ― таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир ― и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то… Тогда-то, на ранней моей поре, ― впервые, может быть, ― почувствовал я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом ― я познал его: крепость его и сладость. И все узнаю его…

                                            (Иван Сергеевич Шмелев, 1926 год)

· Кратко перескажи своими словами.

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.________________________________________________________.

2._______________________________________________________.

3.________________________________________________________.

· Показался ли тебе рассказ чем-то особенным и неповторимым? Что особенного ты заметил?

· Порассуждай о языке рассказа. Отметь слова, сочетания слов, смысл которых тебе не совсем понятен.

· Почему мальчики позволили себе поозорничать с маляром?

· Какой реакции на озорство мальчишек ты ожидал?

· Почему маляр не стал проявлять грубость к ребятишкам?

· Совпадает ли описание маляра в начале рассказа и в конце? Докажи свое мнение словами текста.

· Докажи словами текста, что в нем используется антитеза - противопоставление, художественный прием, усиливающий выразительность речи.

· Найди и подчеркни слова-антонимы, характеризующие русскую песню, русскую душу, русское слово.

· Мог ли ты предположить, что конец рассказа будет именно таким – гимном русской песне?

· О какой «крепости и сладости» языка говорит писатель?

· Найди и подчеркни предложения, передающие портрет маляра.

· Объясни смысл названия рассказа.

· Что знаешь ты хотя бы об одном уголке старой Москвы?

Профессор Любомудров: Михаил Михайлович Зо́щенко (1895 - 1958) — известный русский писатель – сатирик. Уже первые произведения Зощенко свидетельствовали о том, что русская литература пополнилась новым именем писателя, не похожего ни на кого другого, со своим, особым взглядом на мир, общественную жизнь, мораль, культуру, человеческие взаимоотношения. Язык прозы Зощенко также не был похож на язык других писателей, работающих в жанре сатиры.

Писатель в своих произведениях ставит героев в такие обстоятельства, к которым они не могут приспособиться, оттого выглядят смешными, нелепыми, жалкими.

Михаил Зощенко посвятил детям цикл комедийных рассказов «На примерах из личного опыта». Он исподволь, деликатно и весело подсказывал и советовал детям не кем быть, а какими быть.      

Своими рассказами Зощенко хотел помочь детям стать настоящими людьми.

Задание №80.

Прочитай рассказ вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.






















Не надо врать

Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневнике отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл — от пятёрки до единицы включительно.

А я был очень маленький, когда поступил в гимназию, в приготовительный класс. Мне было всего семь лет.

И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане.

И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение:

Весело сияет месяц над селом,

Белый снег сверкает синим огоньком…

А я этого стихотворения не выучил. Я не слышал, что сказал учитель. Я не слышал потому, что мальчики, которые сидели позади, то шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал — подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и всё время прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади мальчики.

А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.

А я не только не знал его, но даже и не подозревал, что на свете есть такие стихотворения. Но от робости я не посмел сказать учителю, что не знаю этих стихов. И совершенно ошеломлённый стоял за своей партой, не произнося ни слова.

Но тут мальчишки стали подсказывать мне эти стихи. И благодаря этому я стал лепетать то, что они мне шептали.

А в это время у меня был хронический насморк, и я плохо слышал одним ухом и поэтому с трудом разбирал то, что они мне подсказывали.

Ещё первые строчки я кое-как произнёс. Но когда дело дошло до фразы: «Крест под облаками как свеча горит», я сказал: «Треск под сапогами как свеча болит».

Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он сказал:

— А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю.

И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не знал, что за это бывает.

После уроков моя сестрёнка Леля зашла за мной, чтобы вместе идти домой.

По дороге я достал из ранца дневник, развернул его на той странице, где была поставлена единица, и сказал Леле:

— Леля, погляди, что это такое? Это мне учитель поставил за стихотворение «Весело сияет месяц над селом».

Леля поглядела и засмеялась. Она сказала:

— Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две недели.

Я сказал:

— А что же делать?

Леля сказала:

— Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своём дневнике, там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но отклеить не мог и так и не увидел, что там было.

Я сказал:

— Леля, это нехорошо — обманывать родителей!

Леля засмеялась и пошла домой. А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на единицу.

Я долго сидел в саду. Потом пошёл домой. Но когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. Я побежал назад. Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей.

Я пришёл домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Леля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.

На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.

Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нету, но там против русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.

И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Через два дня учитель, узнав, что у меня нету и этого дневника, заполнил новый. И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне двойку по поведению. И сказал, чтоб мой отец непременно посмотрел мой дневник.

Когда я встретился с Лелей после уроков, она мне сказала:

— Это не будет вранье, если мы временно заклеим страницу. И через неделю после твоих именин, когда ты получишь фотоаппаратик, мы отклеим её и покажем папе, что там было.

Мне очень хотелось получить фотографический аппарат, и я с Лелей заклеил уголки злополучной страницы дневника.

Вечером папа сказал:

— Ну-ка, покажи свой дневник! Интересно знать, не нахватал ли ты единиц?

Папа стал смотреть дневник, но ничего плохого там не увидел, потому что страница была заклеена.

И когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице вдруг кто-то позвонил.

Пришла какая-то женщина и сказала:

— На днях я гуляла в городском саду и там на скамейке нашла дневник. По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам, чтобы вы сказали, не потерял ли этот дневник ваш сын.

Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.

Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:

— Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным.

Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов.

Я сказал:

— Вот что: ещё один мой, третий, дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.

Вместо того чтоб на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать.

Он сказал:

— То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю фотоаппаратик.

Когда Леля услышала эти слова, она подумала, что папа свихнулся в своём уме и теперь всем дарит подарки не за пятёрки, а за единицы.

И тогда Леля подошла к папе и сказала:

— Папочка, я тоже сегодня получила двойку по физике, потому что не выучила урока.

Но ожидания Лели не оправдались. Папа рассердился на неё, выгнал её из своей комнаты и велел ей немедленно сесть за книги.

И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался звонок.

Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:

— Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?

Папа сказал:

— Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.

Учитель сказал папе:

— Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае — это недоразумение. Извините. Покойной ночи.

И я, лежа в своей постели, услышав эти слова, горько заплакал. И дал себе слово говорить всегда правду.

И я действительно так всегда и теперь поступаю.

Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.

                                             (Михаил Михайлович Зощенко)

· Кратко перескажи своими словами.

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.________________________________________________________.

2._______________________________________________________.

3.________________________________________________________.

· Как звали главного героя рассказа? Каким ты себе его представляешь? Нарисуй словесный портрет.

· В каком учебном заведении учился Минька?

· Докажи словами текста, что речь лучше всего раскрывает характер мальчика.

· Почему Минька не выучил стихотворение? Прочитай объяснение ученика.

· Показалось ли тебе объяснение мальчика убедительным? Объясни свое решение.

· Почему, слушая объяснения Миньки о причинах невыученного стихотворения, хочется улыбнуться? Докажи свой ответ словами текста.

· Почему учитель и дети засмеялись?

· Какие чувства испытывает Минька, получив плохую отметку?

· Как ты считаешь, специально ли мальчик оставил дневник в саду? Докажи свой ответ словами текста.

· Согласен ли ты с Лелей, что если временно заклеить страницу, то это не будет вранье?

· Почему после прихода женщины папа Миньки не стал кричать?

· Почему Митя сравнил себя с красным раком?

· Почему папа не ругал, а стал целовать Миньку?

· Почему отец рассердился на Лелю?

· Докажи словами текста, что Минька извлек из ситуации нравственный урок.

· Подбери к данному рассказу пословицы, иллюстрирующие его содержание. Запиши.

1.______________________________________________________.

2.______________________________________________________.

3.______________________________________________________.

 

· Чего больше в рассказе Зощенко – издевки, насмешки над непослушными детьми или неравнодушия и авторского сочувствия? Докажи свой ответ словами текста.

· Согласен ли ты с утверждением о том, что ложь унижает человека? Объясни свое мнение.

· Прочитай выразительно стихотворение Леонида Мартынова «Ложь».

                   Ложь

Поначалу в самых мелочах,

А дальше — больше, гладко, без заминки,

Как будто в ясных солнечных лучах

Бесчисленные плавают пылинки.

 

И если в глаз попало — трешь и трешь

И пальцами, и даже кулаками,

Но кажется, что маленькую ложь

Не вынуть и обеими руками.

 

Крупицы лжи щекочут, колют, жгут,

Слеза всё пуще застилает око.

Ведь нам лгуны для этого и лгут,

Чтоб видеть не умели мы далеко.

 

Но выход есть и в случае таком:

И, за ресничку подымая веко,

Вдруг поддевает смелым языком

Всё это человек у человека.

 

И докторов напрасно не тревожь,

А знай: всего искуснее и чище

Глаза нам застилающую ложь

Прочь устраняет дерзкий язычище!

· Докажи конкретными примерами из рассказа, что его содержание соответствует содержанию стихотворения «Ложь».

Задание №81.

    Прочитай рассказ вслух выразительно: неторопливо, с насмешкой, иронией.

Обезьяний язык

Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный.

Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта. Ну, взять французскую речь. Все хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси - все, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова.

А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой - беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением.

От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.

Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились.

Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами.

Началось дело с пустяков.

Мой сосед, не старый еще мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:

- А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

- Пленарное, - небрежно ответил сосед.

- Ишь ты, - удивился первый, - то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

- Да уж будьте покойны, - строго ответил второй. - Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался - только держись.

- Да ну? - спросил сосед. - Неужели и кворум подобрался?

- Ей-богу, - сказал второй.

- И что же он, кворум-то этот?

- Да ничего, - ответил сосед, несколько растерявшись. - Подобрался, и все тут.

- Скажи на милость, - с огорчением покачал головой первый сосед. - С чего бы это он, а?

Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:

- Вот вы, товарищ, небось, не одобряете эти пленарные заседания. А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня... Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.

- Не всегда это, - возразил первый. - Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да  - индустрия конкретно.

- Конкретно фактически, - строго поправил второй.

- Пожалуй, - согласился собеседник. - Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда...

- Всегда, - коротко отрезал второй. - Всегда, уважаемый товарищ. Особенно, если после речи подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберешься...

На трибуну взошел человек и махнул рукой. Все смолкло. Только соседи мои, несколько разгоряченные спором, не сразу замолчали. Первый сосед никак не мог помириться с тем, что подсекция заваривается минимально. Ему казалось, что подсекция заваривается несколько иначе.

На соседей моих зашикали. Соседи пожали плечами и смолкли. Потом первый сосед снова наклонился ко второму и тихо спросил:

- Это кто ж там такой вышедши?

- Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший. Завсегда остро говорит по существу дня.

Оратор простер руку вперед и начал речь.

И когда он произносил надменные слова с иностранным, туманным значением, соседи мои сурово кивали головами. Причем второй сосед строго поглядывал на первого, желая показать, что он все же был прав в только что законченном споре.

Трудно, товарищи, говорить по-русски!

                                        (Михаил Михайлович Зощенко, 1925 год)

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.________________________________________________________.

2._______________________________________________________.

3.________________________________________________________.

· Докажи, что автор текста – мастер юмористического рассказа. Что вызывает улыбку и смех?

· Объясни смысл названия рассказа.

· Отыщи и подчеркни в тексте словосочетания и предложения «обезьянего языка», то есть синтаксические конструкции, которые лишены всякого смысла.

· Какие своеобразные выражения автор «подслушал» на собрании?

· Найди и подчеркни в тексте слова с ошибками, слова и фразеологизмы разговорного стиля. Какую роль играют данные слова и выражения в создании яркой характеристики персонажей?

· С помощью толкового словаря или Интернета определи значение следующих слов: пленарий, кворум, перманентный, дискуссия, президиум, индустрия, оратор, подсекция.

 

Задание №82.

   Прочитай рассказ вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Злой мальчик

 

   Иван Иваныч Лапкин, молодой человек приятной наружности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком, спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, между густыми кустами молодого ивняка. Чудное местечко! Сели вы тут, и вы скрыты от мира — видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, сачками, банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. Усевшись, они тотчас же принялись за рыбную ловлю.

  — Я рад, что мы наконец одни, — начал Лапкин, оглядываясь.    — Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна... Очень многое... Когда я увидел вас в первый раз... У вас клюет... Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную, трудовую жизнь... Это, должно быть, большая клюет... Увидя вас, я полюбил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать... пусть лучше клюнет... Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчитывать — не на взаимность, нет! — этого я не сто́ю, я не смею даже помыслить об этом, — могу ли я рассчитывать на... Тащите!

Анна Семеновна подняла вверх руку с удилищем, рванула и вскрикнула. В воздухе блеснула серебристо-зеленая рыбка.

  — Боже мой, окунь! Ай, ах... Скорей! Сорвался!

  Окунь сорвался с крючка, запрыгал по травке к родной стихии и... бултых в воду!

  В погоне за рыбой Лапкин, вместо рыбы, как-то нечаянно схватил руку Анны Семеновны, нечаянно прижал ее к губам... Та отдернула, но уже было поздно: уста нечаянно слились в поцелуй. Это вышло как-то нечаянно. За поцелуем следовал другой поцелуй, затем клятвы, уверения... Счастливые минуты! Впрочем, в этой земной жизни нет ничего абсолютно счастливого. Счастливое обыкновенно носит отраву в себе самом или же отравляется чем-нибудь извне. Так и на этот раз. Когда молодые люди целовались, вдруг послышался смех. Они взглянули на реку и обомлели: в воде по пояс стоял голый мальчик. Это был Коля, гимназист, брат Анны Семеновны. Он стоял в воде, глядел на молодых людей и ехидно улыбался.

    — А-а-а... вы целуетесь? — сказал он. — Хорошо же! Я скажу мамаше.

    — Надеюсь, что вы, как честный человек... — забормотал Лапкин, краснея. — Подсматривать подло, а пересказывать низко, гнусно и мерзко... Полагаю, что вы, как честный и благородный человек...

    — Дайте рубль, тогда не скажу! — сказал благородный человек. — А то скажу.

   Лапкин вынул из кармана рубль и подал его Коле. Тот сжал рубль в мокром кулаке, свистнул и поплыл. И молодые люди на этот раз уже больше не целовались.

   На другой день Лапкин привез Коле из города краски и мячик, а сестра подарила ему все свои коробочки из-под пилюль. Потом пришлось подарить и запонки с собачьими мордочками. Злому мальчику, очевидно, всё это очень нравилось, и, чтобы получить еще больше, он стал наблюдать. Куда Лапкин с Анной Семеновной, туда и он. Ни на минуту не оставлял их одних.

   — Подлец! — скрежетал зубами Лапкин. — Как мал, и какой уже большой подлец! Что же из него дальше будет?!

   Весь июнь Коля не давал житья бедным влюбленным. Он грозил доносом, наблюдал и требовал подарков; и ему всё было мало, и в конце концов он стал поговаривать о карманных часах. И что же? Пришлось пообещать часы.

   Как-то раз за обедом, когда подали вафли, он вдруг захохотал, подмигнул одним глазом и спросил у Лапкина:

   — Сказать? А?

   Лапкин страшно покраснел и зажевал вместо вафли салфетку. Анна Семеновна вскочила из-за стола и убежала в другую комнату.

    И в таком положении молодые люди находились до конца августа, до того самого дня, когда, наконец, Лапкин сделал Анне Семеновне предложение. О, какой это был счастливый день! Поговоривши с родителями невесты и получив согласие, Лапкин прежде всего побежал в сад и принялся искать Колю. Найдя его, он чуть не зарыдал от восторга и схватил злого мальчика за ухо. Подбежала Анна Семеновна, тоже искавшая Колю, и схватила за другое ухо. И нужно было видеть, какое наслаждение было написано на лицах у влюбленных, когда Коля плакал и умолял их:

      — Миленькие, славненькие, голубчики, не буду! Ай, ай, простите!

     И потом оба они сознавались, что за всё время, пока были влюблены друг в друга, они ни разу не испытывали такого счастья, такого захватывающего блаженства, как в те минуты, когда драли злого мальчика за уши.

                                                                  (Антон Павлович Чехов)

· Сделай краткий пересказ текста.

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.________________________________________________________.

2._______________________________________________________.

3.________________________________________________________.

· Считаешь ли ты, что главное в рассказе – это история о двух влюбленных? Объясни свое мнение.

· Объясни смысл названия рассказа.

· Подбери к рассказу свои варианты названия. Объясни.

· Определите сюжетные части рассказа: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

· Что создает проблему во взаимоотношениях Ивана Лапкина и Анны Замблицкой? Докажи свой ответ словами текста.

· Между кем возникает конфликт? Когда он начинает разрастаться? Докажи свой ответ словами текста.

· Докажи, что ирония – главное художественное средство рассказа. Определи фрагменты текста, заключающие авторскую иронию.

· Какой вкладывает автор смысл, называя мальчика Колю «благородным человеком»?

· Над кем больше всего иронизирует автор – над Колей («злым мальчиком») или над влюбленными? Докажи свой ответ словами текста.

· Как ты считаешь: Коля – умный, деловой, предприимчивый человек – или наглый, корыстолюбивый, бессовестный? Объясни свое мнение.

· Согласен ли ты, что пословица «Из печёного яйца живого цыплёнка высидит» относится к Коле и ему подобным? Объясни свою точку зрения.

 

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Инсценируй рассказ с друзьями!

Задание №83.

Инсценировка по рассказу Михаила Зощенко «Умная Тамара»

Прочитайте про себя.

 

Автор: Живет в нашей квартире один инженер. И вот однажды этот инженер захворал и уехал на юг лечиться. Проходит три дня, и вдруг все жильцы слышат, что в комнате этого инженера мяукает кошка.

Жиличка: Этот инженер уехал на юг, а в комнате оставил свою кошку. И теперь это бедное животное, наверное, погибнет без еды и без питья.

Жилец: У этого инженера дырявая голова. Как можно оставлять кошек без еды на целый месяц. Кошки от этого умирают.

Другой жилец: Давайте сломаем дверь.

Управдом: Нет, дверь нельзя ломать без разрешения инженера.

Мальчик: Тогда давайте вызовем пожарную часть. Пожарные приедут, живо подставят лестницу к окну и спасут кошку.

Управдом: Раз нет пожара, то пожарных нельзя вызывать. За это надо штраф платить.

Девочка Тамара: Знаете что: давайте кормить эту кошку через дверь. Я сейчас принесу молоко, и это молоко подолью под дверь. Кошечка это увидит и покушает.

Жильцы: Браво! Она хорошо придумала.

Автор: с этого дня жильцы начали кормить кошку через дверь.

Проходит целый месяц, и наконец, приезжает инженер.

Старенькая жиличка: Инженер, вас надо на полгода посадить в тюрьму, потому что нельзя так мучить животных. Надо к людям и животным хорошо относиться. А вы свою кошечку оставили без еды и без питья. И она могла умереть, если бы мы не догадались молоко под дверь подливать. Ах, откройте скорее двери и поглядите, как ваша кошечка чувствует себя. Может быть, она больна и лежит с температурой на вашей кровати.

Инженер: Про какую кошку вы говорите? Вы же знаете, что я кошек не держал. И никаких кошек у меня никогда не было. И никого я не мог закрыть в своей комнате.

Жильцы: Мы ничего не знаем. Только знаем, что в вашей комнате целый месяц живет кошка.

Автор: Инженер открывает дверь, и все жильцы и он сам входят в комнату. И все видят- на диване лежит хорошенькая рыженькая кошка. Она на вид здоровенькая и веселенькая, и ничуть она, видать, не похудела.

Инженер: Ничего не понимаю. Откуда у меня на диване эта рыженькая кошка? Когда я уезжал, ее не было.

Мальчик: Там форточка открыта. Наверно, кошка гуляла по карнизу, увидела эту открытую форточку и прыгнула в комнату.

Инженер: Но почему же она тогда обратно не ушла?

Девочка Тамара: А мы ее хорошо кормили, вот она и не захотела уйти. Ей тут понравилось.

Инженер: Ах, какая хорошенькая, умная кошечка! Я тогда ее здесь оставлю.

Девочка Тамара: Нет, эту кошечку я решила взять себе.

Жильцы засмеялись и сказали: Да эта кошка принадлежит Тамаре, поскольку Тамара придумала, как ее кормить, и этим спасла ее от гибели.

Инженер: Правильно. И я, со своей стороны, вдобавок подарю Тамаре десять мандаринов, которые я привез с юга.

Автор: И он подарил ей десять мандаринов. 

· Определи общий смысл рассказа.

· Что явилось источником проблем жильцов? Докажи свой ответ словами текста.

· Над кем иронизирует автор? Докажи свой ответ словами текста.

· Объясни смысл названия рассказа.

· Распредели вместе с друзьями роли для инсценировки рассказа.

· Настрой голос на озвучивание своей роли. Определи интонации своего героя. Настройся на выразительное исполнение.

· Прочитай с друзьями по ролям вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Параграф 8.

 

 


Профессор Любомудров: Что такое письмо (сообщение)?

Письмом является написанный в компактной форме на бумаге или других материалах текст. Также письмо является важной перепиской между двумя и более адресатами. Конечно, письмо – это что-то личное, может быть, тайное, скрытое от посторонних глаз… Но есть «открытые» письма, адресованные не одному конкретному человеку, а многим людям.

Познакомься с текстами писем Дмитрия Сергеевича Лихачева, выдающегося деятеля русской культуры. Его «Письма о добром и прекрасном», адресованные современному читателю, молодому человеку, — это не просто мысли большого ученого и мыслителя, много совершившего в жизни и получившего мировое признание, — для нас это еще и «письма» от десятков поколений наших предков, наших предшественников (жизнь и культуру которых ученый так хорошо знал).

Читая и размышляя над смыслом текстов писем, ты будешь приобретать ценный жизненный опыт. Автор искренне желает тебе помочь, наставить, предостеречь от ошибок.

Приглашаем тебя и твоих друзей к выразительному чтению по страницам «Писем о добром и прекрасном»!

 

 Задание №84.

Прочитай текст вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

 

Русская земля подарила миру немало мудрых людей. Классик русской культуры XX века академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 – 1999) был одним из них. Он прожил долгую жизнь, почти 93 года, посвятив себя служению людям.

Судьбу Лихачева нельзя назвать счастливой. На его долю выпали две революции, две мировые войны, ссылка в Соловецкий лагерь, где погибли тысячи безвинных жизней. Пять неполных лет Лихачев пробыл на строительстве Беломоро-Балтийского канала вместе с другими заключенными.

Всякие люди встречались, но Дмитрий Сергеевич всегда оставался собой. «Человек должен быть интеллигентен! - не уставал повторять он. - Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека». Эти слова стали девизом Лихачева, и он был верен ему всегда.

В историю российского и мирового литературоведения Лихачев вошёл прежде всего как исследователь древнерусской литературы. За плодотворную научную деятельность Дмитрий Сергеевич был награжден многими отечественными и иностранными наградами.

К своей славе он относился спокойно. Одинаково ровно общался со своими сотрудниками и высшими лицами государства. «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить»,- говорил он.

Дмитрий Сергеевич Лихачев всю жизнь творил добро, призывая нас к тому же.

«Письма о добром и прекрасном» (1985) - духовный завет Лихачева, сборник мудрых наставлений доброжелательного и любящего учителя.

Писатель уходит, но жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей, потомков.

· Чему посвятил свою жизнь академик Дмитрий Сергеевич Лихачев?

· Какие трудности пришлось испытать в жизни Лихачеву?

· Какие слова стали жизненным девизом академика?

· Чем был знаменит академик Лихачев?

· К чему призывал Лихачев своих современников и потомков?

 

 Задание №85.

Прочитай сообщение вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Дорогие друзья!

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего — молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев — человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками — один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в 1985 году и уже стала библиографической редкостью. Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д.С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана: «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины — в двух смыслах: правда и красота — вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому — к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

  Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

· Для кого предназначены «Письма о добром и прекрасном»?

· Почему академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считается выдающейся личностью?

· Когда впервые была издана книга «Письма о добром и прекрасном»?

· Что побудило Лихачева к написанию «Писем о добром и прекрасном»?

· Что пытается объяснить читателям в своих письмах автор?

· Что считает Дмитрий Сергеевич Лихачев самым необходимым для человечества?

 

 Задание №86.

Прочитай текст про себя.

Письмо второе
Молодость – вся жизнь

   Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего... А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость — это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

  Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

  Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1._____________________________________________________.

2.______________________________________________________.

3.______________________________________________________.

· Прочитай вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания. Какие строки письма тебе хочется прочитать особенно задушевно и нежно? Почему?

· Объясни смысл названия текста письма.

· Почему автор письма считает, что молодость – это пора сближения?

· Каких людей автор считает счастливыми и несчастными?

· Почему, по мнению автора, друзей следует помнить и беречь?

· Что значит – беречь молодость до глубокой старости? Подтвердите свой ответ словами текста.

· Объясни смысл пословицы «Береги честь смолоду».

· Подчеркни предложение, которое, с твоей точки зрения, выражает основной смысл текста.

· Сформулируй тему текста.

· Сформулируй главную мысль – идею текста.

· Прочитай наиболее ценные, важные по смыслу предложения с усилением голоса.

· Перескажи текст своими словами.

 Задание №87.

Прочитай вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Письмо пятое
В чем смысл жизни

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть — иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать — писать для себя только.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает — врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще — не хочется связываться...

Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т.д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а, следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главным образом — окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов.

Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество — оно беспрерывно. Так что жизнь — это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.______________________________________________________.

2.______________________________________________________.

3.____________________________________________________.

· Почему человеку необходимо иметь цель в жизни?

· Что такое принципы?

· Какое, по мнению автора, одно правило в жизни должно быть у каждого человека?

· Какого человека называют эгоистом?

· Что должен уметь человек в жизни ради сохранения своего достоинства?

· Можно ли согласиться с автором в том, что «вранье всегда видно»?

· Согласен ли ты, что, обманывая, человек обманывает, прежде всего, самого себя?

· Объясни смысл выражения «природа созидательна».

· Что значит – точка отсчета?

· Что такое, по мнению автора, творчество?

· Подчеркни предложение, которое, с твоей точки зрения, заключает основной смысл текстовой информации. Объясни свое решение.

· Сформулируй тему текста.

· Определи основную мысль – идею текста письма.

· Прочитай наиболее ценные, важные по смыслу предложения с усилением голоса.

· Перескажи текст своими словами.

· Зачем рождается человек?

· Как достойно прожить жизнь и оставить после себя добрую память?

·  В чем смысл жизни?

 

 Задание №88.

Прочитай вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Письмо седьмое
Что объединяет людей

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем — матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» — к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране...

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота — объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство — это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек — скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п.— все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

 

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.______________________________________________________.

2.______________________________________________________.

3._____________________________________________________.

· Что такое забота? 

· Когда появляется чувство заботы?

· Как проявляется забота в процессе взросления человека?

· Почему человек должен быть заботлив?

· Что такое нравственность?

· Может ли безнравственный человек быть заботливым?

· Когда, по мысли автора, добрый поступок можно назвать «глупым»?

· Чем хорошо добро?

· Почему воспитание чувство заботы, сострадания, добра необходимо воспитывать с детства?

· Что объединяет людей?

· Сформулируй тему теста.

· Определи основную мысль текста.

· Прочитай наиболее ценные, важные по смыслу предложения с усилением голоса.

· Перескажи текст своими словами.

 Задание №89.

Прочитай вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Письмо восьмое
Быть веселым, но не быть смешным

Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. Известный американский психолог начала этого века Д. Джеймс писал: «Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем». Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием.

Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен был навязывать свое подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже веселым. Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым — это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.

Но каким веселым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает в конечном счете потерю юмора.

Не будьте смешными. Не быть смешным — это не только умение себя вести, но и признак ума.

Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если мужчина тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму — он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Женщина — это другое дело. У мужчин же в одежде должен быть только намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук — этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Поэтому за обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь чрезмерно быть «душой общества». Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Лучший лектор славившегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В.О. Ключевский заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота — движениям. Но если вы застенчивы, тоже не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь ее преодолеть и стесняетесь ее. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, — доброту.

Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются.

В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим.

Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

Вот несколько советов, казалось бы, о второстепенном — о вашем поведении, о вашей внешности, но и о вашем внутреннем мире: не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны.

У меня есть знакомая девушка, чуть горбатая. Честное слово, я не устаю восхищаться ее изяществом в тех редких случаях, когда встречаю ее в музеях на вернисажах (там все встречаются — потому-то они и праздники культуры).

И еще одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже — вы смешны.

Не будьте смешны! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.

Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении — вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием».

 

· Определи сам или с помощью толкового словаря значение не известных тебе слов.

· Укажи в тексте количество частей. Подчеркни опорные, ключевые, наиболее важные и ценные по смыслу слова.

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.________________________________________________________.

2.________________________________________________________.

3.________________________________________________________.

· Что это значит - «быть веселым, но не быть смешным»?

· Быть весёлым и быть смешным. Это одно и то же?

· Согласен ли ты, что умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроения, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым - это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу. Докажи свой ответ словами текста.

· Можно ли утверждать, что вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом.

· Согласен ли ты, что не быть смешным - это не только умение себя вести, но и признак ума? Докажи свой ответ словами текста.

· Когда смех становится причиной пустоты и глупости?

· Над чем никогда не стоит смеяться?

· Сформулируй тему текста.

· Определи главную мысль – идею текста.

· Прочитай наиболее ценные, важные по смыслу предложения с усилением голоса.

· Перескажи текст своими словами.

 Задание №90.

Прочитай вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Письмо девятое
Когда следует обижаться?

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды — случайность, то зачем же обижаться?

Не сердясь, выяснить недоразумение — и все.

Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие — вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, — произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость — признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность — это будет красиво и благородно.

Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.________________________________________________________.

2.________________________________________________________.

3.________________________________________________________.

· Какой совет автор дает тем, кто все же решил обидеться?

· Какое существует хорошее английское правило?

· Когда следует обижаться?

· Согласны ли вы с автором, считающим обидчивость мучительной чертой характера? Докажите.

· Что делать, когда ты сам захочешь обидеть другого?

· Сформулируй тему текста.

· Определи основную мысль – идею текста письма.

· Прочитай наиболее ценные, важные по смыслу предложения с усилением голоса.

· Перескажи текст своими словами.

 Задание №91.

Прочитай вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Письмо четырнадцатое
О дурных и хороших влияниях

В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми — на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях, их «патологии», а иногда и нормальности надо помнить юношам и девушкам.

Может быть, тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьей связаны представления об их «детскости». Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребенок» если не стал, то хочет быть взрослым. Но привычка слушаться еще не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его взрослым, — иногда человека, самого еще не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.

Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили.

· Поставь к тексту свои вопросы. Запиши.

1.________________________________________________________.

2.________________________________________________________.

3.________________________________________________________.

· Определи значение не известных тебе слов в данном тексте.

· Какое возрастное явление встречается в жизни каждого человека?

· Какие бывают влияния?

· Почему следует опасаться плохих, дурных влияний?

· Когда человек не поддается дурным влияниям?

· Сформулируй тему текста.

· Определи основную мысль – идею текста письма.

· Прочитай наиболее ценные, важные по смыслу предложения с усилением голоса.

· Перескажи текст своими словами.

 Задание №92.

Прочитай вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.

Письмо пятнадцатое
Про зависть

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре — холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя.

· Почему автор текста считает зависть ужасным чувством?

· Часто ли ты завидуешь? Кому? В каких жизненных ситуациях это происходит?

· Положительно или отрицательно зависть влияет на твой характер?

· Как, по мнению автора, избавиться от болезненного чувства зависти.

· Какова роль вступления в форме риторических вопросов?

· Сформулируй тему текста.

· Определи основную мысль – идею текста письма.

· Прочитай наиболее ценные, важные по смыслу предложения с усилением голоса.

Прочитай текст.

 Задание №93.

Прочитай вслух выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 1855; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.555 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь