Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коммуникация связана с фиксацией интуиции-экспрессии в одном предмете, метафорически



называемом материальным, или физическим, хотя в любом аспекте она по своей природе духовна как действие. Ясно, что поэзия уже неделима, когда поэт озвучил ее про себя внутренним голосом. Произнесенная или пропетая вслух поэзия находит слушателей, иногда другие берут ее за образец. Записанная и распечатанная, она входит в новую стадию, обретает социальную и культурную значимость, не столько эстетический, сколько практический характер. Нечто подобное можно сказать о художнике. Невозможен процесс рисования без того, чтобы на каждом этапе работы не присутствовали интуитивные образы линии и цвета сначала в фантазии и лишь затем в движении кисти. Когда случается наоборот, художник вносит поправки в свою работу.

То есть, если интуиция – это существование образа на уровне авторского замысла, экспрессия – форма выражения (то есть искусство, в конечном счете, приобретает определенную форму воплощения), коммуникация – это сам процесс воплощения замысла, переходный этап в процессе превращения интуиции в экспрессию. КОММУНИКАЦИЯ – ЭТО ТЕХНИКА (МЕТОД ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБРАЗА).

Кроме того, в своей работе Кроче выступает против выделения родов и жанров. Искусство едино и неделимо на виды и жанры. Оно бесконечно разнообразно, однако многоформностью оно обязано не техническим понятиям, а бесконечному разнообразию артистической персональности, а также множеству состояний творческой души. Произведения технически сгруппированы по содержанию и сентиментальному мотиву: трагедия, лирика, романы героические, любовные, идиллические и т. п. С точки зрения такого подхода, полезно разбить произведения одного поэта по томам последовательно -лирика, драмы, поэмы, затем отдельно романы, необходимо также указать, какие из произведений были записаны с голоса, а какие - самим поэтом. Следует заметить, что от этих классификационных понятий нет перехода к эстетическим законам композиции и эстетическим критериям суждения. По роду и жанру невозможно охарактеризовать эстетическую составляющую произведения, это только КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИ. А значит, выделение родов и жанров – абсолютно бессмысленное занятие. Это не отвечает требованиям интуитивного постижения искусства. Определяя, какие сюжеты может иметь трагедия, какие качества - персонажи, развитие событий, вместо суждений о поэзии как таковой ставят вопрос о том, например, трагедия это или поэма, законам какого жанра подчиняется данное произведение. Литературная критика девятнадцатого века своим прогрессом обязана именно тем, что оставила в покое жанровые критерии, цепями сковавшие критику литературы Возрождения и французского классицизма. Из всех жанров, пожалуй, можно было бы оставить, придав ему философский статус, жанр "лирики", "эпики", "драмы". Это три момента процесса объективации: от лирики изливающегося через край «Я» переходят к эпическому, затем нарративное чувство отделяется от «Я», так в драме оно формирует собственный рупор. Однако лирика не есть излияние, вопль или рыдание - это сама объективация, благодаря которой «Я» рассказывает и драматизирует себя. Именно дух формирует поэзию эпического и драматического, и различить их нельзя, разве что в деталях.

Для Кроче не существует литературных жанров: искусство едино в своих проявлениях. Придуманные в угоду интеллекту классификации (лирика, эпос, драма, комедия) чужды искусству как таковому. Вторжение логического в область эстетического ведет к ошибке — интеллектуализации искусства.

В теории искусств известно, пожалуй, одно высказывание, отрицающее жанры как таковые. Оно принадлежит Б. Кроче. Он исходил из того, что искусство не терпит никаких тормозов и внешних мерок и воспроизводит лишь вечное многообразное творчество бесконечного духа. Мы что: хотим блуждать в этих дебрях идеализма? Понятие жанра Кроче считал «самым значительным интеллектуальным заблуждением».

В эстетике интуитивизма, несмотря на ее крупные изъяны, есть ценные черты - это стремление определить специфику эстетического познания и восприятия. Бергсон и Кроче правильно отвечают, что искусство в отличие от науки никогда не отвлекается от чувственной формы явления, не разрушает его целостного или индивидуального своеобразия. И. оказал глубокое влияние на худож. культуру 20 в., прежде всего на многочисл. школы и течениямодернизма. Интуитивистскими идеями питались лит- ра “потока сознания” и “новый роман”. Бергсоновскойконцепцией проекции на полотно интуиции “реальности души”, “чистой реальности” вдохновлялись кубисты, абстракционисты, абстрактные экспрессионисты. Его представление об искусстве как мифотворчестве в разл.степени повлияло на теорию и худож. практику сюрреализма, театра абсурда, экзистенциалистского романа. Крочеанство, выдвинувшее тезис “искусство - это выражение”, нашло отклик в “новой критике”, исходившейиз того, что всякое выражение — это искусство; поэзия леттризма, играющая сочетаниями букв; “потенциальная поэзия”, предлагающая набор взаимозаменяемых строк и строф. Интуитивистская идеяассоциативной эмоц. памяти оказалась особенно созвучна постмодернистскому видению искусства, эстетикии культуры как глобального “флэш бека”.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь