Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Диалог как путь к признанию вины
На следующее утро мистер Дэвис начал разговор с неожиданного заявления: — Я не имел права принимать это решение, — сказал он. После бессонной ночи, полной внутренней борьбы с аргументами, озвученными мною накануне, мистер Дэвис наконец признал, что перенесенный Джиной аборт не был ее собственным выбором. Фраза мистера Дэвиса стала началом нашей напряженной беседы, в ходе которой Джина смогла выразить словами накопившуюся злость, обиду и ощущение предательства со стороны родителей. Она также дала выход своим переживаниям по поводу неродившегося ребенка. Некоторые обстоятельства истории Джины мистер Дэвис осознал впервые. Он наконец смог по-настоящему задуматься о ребенке и взглянуть на беременность дочери отдельно от Джо. Аборт был для мистера Дэвиса способом уничтожить все следы половой жизни Джины и героически спасти дочь от последствий ее собственных ошибок. Мистер Дэвис только сейчас начал понимать, что Джина стала взрослой женщиной и не надо было пытаться контролировать ее действия. Он должен был поверить в способность Джины самостоятельно принимать решения без страха лишиться его поддержки. Поняв все это, мистер Дэвис смог впервые трезво взглянуть на ситуацию, в результате чего его непреклонная позиция отрицания внезапно сменилась горечью осознания. Взгляд мистера Дэвиса озарился теплом и участием, подобно тому, как темная комната моментально наполняется светом от включенной лампочки. Голосом, дрожащим от избытка чувств, он произнес: — Доченька, милая моя Джина, прости меня, я так ошибался! Мистер Дэвис прижался лицом к щеке дочери и, наконец, расплакался. Джина тоже плакала, их слезы текли, перемешиваясь. Она обхватила отца руками, а он в ответ сжал ее в объятиях, гладя по волосам. Вместе со слезами выплескивались гнев, обида, боль и другие накопившиеся чувства. Мистер Дэвис умолял Джину простить его. Вытирая слезы, он говорил ей, что она была бы великолепной матерью. В какой-то момент Джина поняла, что отец поверил в ее готовность иметь детей/и это принесло ей облегчение. Во время следующей совместной консультации, в которой участвовали оба родителя, Джина рассказала о накопившихся злости, обиде и ощущении предательства со стороны окружающих, а также поделилась своими переживаниями по поводу неродившегося ребенка. Кроме того, она взяла на себя ответственность за совершенный аборт и призвала родителей последовать ее примеру. В этот раз и мать, и отец слушали Джину, не пытаясь защитить свою позицию и оправдать случившееся. Психотерапия помогла родителям Джины осознать, какую ошибку они совершили, заставив свою дочь выбирать между ними и ребенком. Я посоветовала им не повторять эту ошибку, ставя Джину перед очередным выбором — либо они, либо Джо, — так как в этом случае Джина, переполненная болью и обидой, могла бы совершить еще один аборт — убить в себе желание быть дочерью. Признав и разделив боль Джины, мистер и миссис Дэвис смогли восстановить отношения с дочерью и дали ей возможность вновь раскрыться как светлой, готовой к любви личности. Таким образом, Джина обрела уверенность в себе и способность снова двигаться вперед к самостоятельной взрослой жизни. Наши консультации помогли ей осознать собственные потребности, в том числе необходимость расстаться с Джо, и научили добиваться поставленных целей. Семья — зеркало общества История Джины показывает, насколько сложной и многоплановой проблемой в действительности является аборт и решение пойти на него. Аборт неразрывно связан с вопросами внутрисемейных отношений, самоидентификации, нравственности, а также психологического и физического состояния личности. Настаивая на аборте, родители Джины искренне верили в то, что он пойдет ей на пользу. Они и представить себе не могли, какими тяжелыми в психологическом плане будут его последствия для их дочери и всей семьи. Даже после того как у Джины обнаружились эмоциональные расстройства, они не смогли понять и разделить ее переживания. Это характерно для большинства семей, в которых молодые девушки совершают аборт под давлением своих любящих родственников. Многие полагают, что аборт — это быстрое решение проблемы, позволяющее женщине обратить время вспять и вернуться к жизни до зачатия ребенка. Но это поверхностная точка зрения. Для беременной женщины вопрос заключается не в том, рожать ей или не рожать, а в том, рожать или решиться на аборт. Оба варианта могут в корне изменить жизнь и сопряжены со значительными психологическими последствиями, способными оказать положительное или отрицательное влияние на душевное состояние женщины. Защитники аборта часто пытаются уклониться от ответа на вопрос о риске этой процедуры для психологического здоровья женщины, заявляя, что нежелательная беременность приводит к более тяжелым последствиям, чем ее искусственное прерывание. Однако этот аргумент всегда звучит в контексте отрицания доказательств того, что аборт может вызывать психологические осложнения, и никогда не сопровождается ссылками на результаты исследований, которые подтверждают, что женщины, родившие ребенка, испытывают более выраженное эмоциональное потрясение, чем те, которые перенесли аборт. Все дело в том, что такие исследования попросту не проводились и этот голословный довод является всего лишь попыткой отвлечь внимание от реальной проблемы, с которой нам приходится иметь дело. Эта проблема заключается в том, что аборт действительно вызывает серьезные изменения в психологии женщины. Несмотря на удобство сравнения последствий аборта и рождения ребенка, этот вопрос широко не изучался, поэтому результаты такого сравнения отсутствуют. В настоящее время мы располагаем только свидетельствами людей, столкнувшихся с этой проблемой. Более того, даже если бы мы смогли доказать, что рождение «нежеланного» ребенка наносит больше вреда душевному состоянию женщины, чем психологически тяжелый аборт, это не означало бы, что женщин и их родственников не нужно информировать о возможном негативном воздействии прерывания беременности на психическое здоровье человека. Для значительной части женского населения аборт стал наиболее травмирующим и эмоционально болезненным событием в жизни. Поэтому женщины имеют право знать о риске, связанном с абортом. Однако на деле ни они, ни их родственники, заставляющие их совершить аборт, не получают достоверную информацию о том, какую опасность может таить в себе эта процедура. Все в той или иной степени знают, какие обязанности ложатся на плечи родителей. Это общеизвестно. Также хорошо известно (и подтверждено результатами всех научных исследований на эту тему), что большинство женщин вскоре после рождения незапланированного ребенка проникаются к нему любовью и нежностью. Вместе с членами своих семей они начинают ценить многочисленные радости и преимущества воспитания ребенка, которые в конечном счете перевешивают бремя родительских забот и необходимость отказаться от ранее поставленных целей. На мой взгляд, эмоциональная «травма», связанная с незапланированным рождением ребенка, залечивается очень быстро. Кроме того, молодые семьи могут рассчитывать на поддержку со стороны родственников, друзей и государства. Такая социальная поддержка имеет большое значение в процессе приспособления человека к роли родителя. К сожалению, этого нельзя сказать об аборте. Мой врачебный опыт показывает, что эмоциональные переживания по поводу прерванной беременности в большинстве случаев носят затяжной характер и вызывают негативные изменения в жизни человека, понять и принять которые не готов ни он сам, ни окружающие. Более того, широкая общественность очень слабо представляет себе влияние аборта на состояние личности. Именно поэтому в настоящее время мы располагаем очень ограниченным объемом информации, способной помочь женщинам и мужчинам в их борьбе с психологическими и физиологическими последствиями аборта. Сложившуюся ситуацию в лучшем случае можно сравнить с потерей баланса между чашами весов: полностью понимая необходимость поддержки родителей в воспитании детей, общество в недостаточной мере осознает необходимость поддержки женщин и мужчин в преодолении эмоциональных трудностей после аборта. Невежество и отрицание самой проблемы, которые мы наблюдали на примере семьи Джины, характерны для всего общества в целом. Для миллионов женщин и мужчин подобное отношение становится препятствием на пути к выздоровлению. Если нам небезразлично душевное здоровье общества, мы должны быть готовы более объективно относиться к разнообразным последствиям, которые может вызывать аборт. Не менее печально видеть, как всеобщее невежество и скептическое отношение к негативным последствиям прерывания беременности приводят к тому, что многие женщины совершают аборт против своей воли. Родственники, сексуальные партнеры, мужья, психологи и работники здравоохранения, ошибочно полагающие, что женщина может перенести аборт и попросту забыть о нем, чаще других вынуждают женщин пойти на эту процедуру ради «общего блага». Это обстоятельство приобретает особое значение в свете того, что до 53 % женщин, испытывающих выраженные осложнения после аборта, утверждают, что им пришлось прервать беременность под давлением окружающих1. В следующих двух главах я постараюсь объяснить, почему многие люди пребывают в неведении относительно психологических последствий аборта и игнорируют их. Далее я подробнее опишу те осложнения, с которыми мне пришлось столкнуться на практике. Глава 2 Замалчивание правды
ушь растеклась по щекам Пэтти и, засохнув, оставила разводы под ее светло-карими глазами. Ее голова поникла, на печальном лице иногда появлялась улыбка облегчения. Спустя 13 лет Пэтти нашла возможность поделиться болью, пережитой после аборта. Помимо нее в комнате находились женщины и мужчины, которые рассказывали похожие истории, полные слез и страданий. Оказавшись в окружении понимающих ее людей, Пэтти поведала о своей безмолвной борьбе: Я думала, что аборт положит конец всему и моя жизнь вер нется в привычное русло. То же самое говорили врачи в клини ке. Но теперь я понимаю, что после аборта жизнь становится совсем другой. С абортом мои страдания не прекратились, а, наоборот, усилились. Я полностью потеряла ориентацию на очень долгое время. Когда я пыталась поделиться своими переживаниями с друзьями, они смотрели на меня с неодобрением. В результате я стала чувствовать себя одинокой и выбитой из колеи. Иногда мне даже казалось, что я схожу с ума. Пэтти поверила мифу о том, что аборт — это всего лишь выскабливание «комочка ткани». В некоторых клиниках врачи действительно говорят женщинам, что в отношении болевых ощущений и риска для здоровья аборт практически сравним с удалением зуба. Эти обещания расходились с реальными переживаниями Пэтти, и из-за этого она чувствовала себя сумасшедшей. Ощущение «сумасшествия» и «дезориентации» усиливалось еще и тем, что никто из друзей Пэтти не смог понять, что ее эмоции были оправданны и имели право на существование. Их осуждающее отношение убедило Пэтти в необходимости скрыть свои безумные переживания как можно глубже. К сожалению, сдерживание негативных эмоций ради спокойствия окружающих лишь продлило ее мучения. История Пэтти повторяет опыт миллионов. Большинство женщин, решающих сделать аборт, не подозревают и не осознают, насколько сильно эта процедура может в дальнейшем повлиять на их психологическое состояние. Ошибочное убеждение, что аборт позволяет просто «повернуть время вспять», лишает женщин возможности подготовиться к его потенциальным осложнениям. Трагичность последствий такой необоснованной уверенности была хорошо описана одной женщиной в ее письме к редактору этой книги: Меня переполняет обида и злость на Глорию Стайнем и всех остальных женщин, которые перенесли аборт и не рассказали мне о том, с какой болью придется столкнуться. Между женщинами, совершившими аборт, существует дого воренность никому не говорить о чувствах вины, ненависти к себе и страха, которые вызывает эта медицинская процедура. Аборт нельзя сравнить с удалением бородавки, маникюром или новой стрижкой, и тот, кто утверждает обратное, - в лучшем случае лжец1. Наше общество в целом не понимает, что такое аборт. Мы можем спорить или принимать законы о нем. Мы можем обсуждать аборт с нравственной или политической точки зрения, но мы не осознаем, что аборт — это событие, способное перевернуть жизнь человека. Именно поэтому в нашем обществе не принято признавать какие-либо переживания по поводу аборта и открыто о них говорить. Последнее является проблемой государственного масштаба и основной темой данной книги. Поэтому повторю этот тезис еще один раз: любые переживания по поводу аборта для нашего общества неприемлемы, а потому являются за претной темой. В этой главе мы кратко рассмотрим, как мнения обывателей, псевдонаучные теории и политика в отношении абортов привели к формированию ложного убеждения, что искусственное прерывание беременности связано с минимальным риском развития психологических осложнений или даже полным его отсутствием. В следующей главе мы поговорим о том, почему женщины, которые столкнулись с тяжелыми эмоциональными последствиями аборта, вынуждены страдать наедине с собой, не ощущая поддержки со стороны друзей, родственников и даже профессиональных психотерапевтов. В остальных главах я расскажу об отдельных категориях осложнений, которыми я занималась в рамках своей практики, и постараюсь объяснить, почему аборт является проблемой личного, семейного и государственного масштаба. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы