Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МАССОВОГО ПРИСТАВЛЕНИЯ В КЛУБЕ
Режиссура поэтического представления в клубе
Поэтическое слово, благодаря своей емкости, образности, метафоричности - одно из основных идейно-эмоциональных выразительных средств в клубе. Ни один тематический вечер, ни одно театрализованное представление не обходится без включения в сценарий тематической подборки стихов. Стихи-монологи используются в прологах и эпилогах представления. Стихи-информаторы как бы вводят зрителей в предлагаемые обстоятельства, комментируют происходящие события на сцене или кинофотомонтаж на экране. Стихи-связки служат смысловыми мостиками между эпизодами. И, наконец, инсценированные стихи выступают в представлении как самостоятельные сценические образы. Режиссер клубного массового представления все чаще обращается к такой разновидности сценического действия как поэтическое представление. Поэтические представления, природа которых требует ухода от прозы жизни, от ее быта и конкретизации, проложили дорогу к театру поэзии. Если цель стиха - раскрытие в художественной образной форме глубин человеческого мышления, поэтизация слов политического лексикона, таких как "революция", "класс", "пролетариат", "партия", "коммунизм", то задача театра поэзии - вызвать у зрителей та кую цепь ассоциаций, которая создаст обобщенный поэтический образ, эмоционально раскрывающий мысль представления. Продолжая свое развитие, клубный театр поэзии опирается в своем поиске на опыт профессионального поэтического театра. Не случайно принципы агитационно-поэтического монтажа, которыми руководствовался при создании поэтического представления сценарист и актер В.Яхонтов, взят на вооружение современным клубным театром поэзии. В.Яхонтов пришел на сцену как публицист, агитатор, пронизав свои программы газетными статьями, политическими манифестами и документами. Независимо от того какие бы композиции он не читал, будь то "Ленин", "Октябрь", все его работы прежде всего подчинялись сквозной мысли. Он всегда стремился "проникнуть в суть", считая, что каждый художник обязан думать, "писать свое время". Путь прихода стиха на сцену определялся В.Яхонтовым "тремя этапами": 1. Врастание в стих, т.е. освоение поэтической структуры произведения. 2. Проникновение в мир авторов, освоение идеологической стороны произведения, изучение сюжета и действующих лиц. 3. Отражение, т.е. воплощение художественного произведения. Яхонтов во всем любил контрасты, относя их к важнейшим принципам создания литературной композиции. Несомненно, что в формировании этих принципов большую роль сыграл "монтаж эпизодов" В.Мейерхольда, киномонтаж Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна. Сталкивая в композиции различные темы, контрастна сопоставления, различные планы, он стремился создать определенный ритм, динамику и гармоническую устойчивость. Яхонтов умел отнестись к своей работе критически, если начинал чувствовать при исполнении, что в ней нет нарастания, нет контрастов и "сквозного действия". Основной задачей при работе над материалом было нахождение "третьего смысла". Из двух элементов возникал третий - ассоциативный. Эту часть он не высказывал прямо, а добивался, чтобы она рождалась у зрителей в результате их собственных ассоциации. Всем ходом своего театрализованного чтения, он как бы подводил зрителей к этой мысли, заставляя их идти своим путем. О своей композиции "Владимир Ильич Ленин" В.Яхонтов писал: "Я назвал свою работу "Ленин" художественным докладом. Позднее прибегал к определению "литературный монтаж". Эту форму нашли удобной для клубных тематических вечеров". В 1945 году режиссер С.Михоэлс ставит спектакль "Фрейлехс", определяя зерно спектакля через свадебный стол емкой метафорой - "стол жизни". Свадебные обряды, песни, пляски, пантомимы - вот основа спектакля. В 1964 году в Москве открывается театр поэта. Его основной принцип - содружество поэтов с профессиональными актерами. Главную роль в спектакле играет сам поэт, а весь полифонический спектр - свет, музыка, цветовые гаммы, иллюстрации, вокализы чтецко-хорового ансамбля служат для наиболее полного раскрытия его поэтического мира. Были поставлены спектакли: "О времени и о нас", "Жаворонок весенний", "Революция и поэты"... В спектаклях приняли участие К.Симонов, М.Алигер, В.Боков... Большое развитие получил и самодеятельный театр поэзии. Так, Второй всепольский фестиваль любителей театров поэзии с русско-советским репертуаром собрал 213 любительских коллективов. Первое место занял спектакль "Голгофа аудитории". Это была инсценированная стенограмма Виктора Славинского о последнем публичном выступлении В.Маяковского. Второе место было присуждено спектаклю "Танцующие куклы", в основе которого лежала "Баня" В.Маяковского и его сатирические стихи. Дипломов были удостоены также спектакли "Я - человек" по стихам Э.Межелайтиса и "Суд памяти" Егора Исаева. В последующие 1965-1970 годы было осуществлено много поэтических спектаклей. Режиссер Ю.Любимов поставил "Антимиры" А.Вознесенского, Б.Львов-Анохин - "Думу про Опанаса" Э.Багрицкого. Театр имени Моссовета - спектакль "Театр Гарсия Лорки" по стихам и документам Фредерико Гарсия Лорки, Театр им.Ермоловой - "Лейтенант Шмидт" и "905-й" Г.Пастернака (в основу их были положены также письма лейтенанта Шмидта). Для театра на Таганке поэзия стала лучшей формой публицистики, послужив основой спектаклей "Павшие и живые", "Послушайте" и других. Опыт этих профессиональных театров помог утвердить жанр поэтического представления на клубной сцене. Спектаклем "Парабола" на стихи А.Вознесенского открылся в Иваново самодеятельный театр поэзии. А театр поэзии Челябинского политехнического института начал свои представления с "Любавы" Б.Ручьева. За два года со дня открытия Театра поэзии при Доме культуры строителей г.Череповца в его репертуар вошли "Письмо в 30 век" Р.Рождественского, "Песня о Буревестнике" М.Горького, "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина, "Братская ГЭС" Е.Евтушенко. Ленинградский театр поэзии при Доме культуры имени Ленсовета за пять лет своего существования поставил свыше десяти поэтических представлений, среди которых наиболее значительными стали "Левый марш" и "Мое открытие Америки" по стихам В.Маяковского, "Я - зайчик солнечный" по стихам Д.Хармса, "На поверке" - по стихам поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны. Сложное и многообразное сочетание стихов, песен, прозы, писем, документов, фактов - весь этот синтез служит материалом для композиционного построения сценариев, характерных для поэтических театрализованных массовых представлений. При анализе огромного сценарно-режиссерского материала поэтических спектаклей можно выделить следующие основные творческие принципы их организации: Яркая публицистичность, политическая заостренность, служащие важнейшей, принципиальной, исходной точкой отбора и выстраивания поэтического материала, помогающие отобрать его в соответствии с темой и идеей поэтического представления. Знание социальной структуры своего времени, расстановки сил на политической арене - это исходный момент для сценариста-режиссера агитационно-поэтического представления. Умение гармонично и точно подбирать художественный материал так, чтобы он всегда работал на основную мысль. Основными критериями такого отбора материала должны быть идейность, художественные достоинства, эмоциональное воздействие, возможность пластического решения на сцене. Отобрать материал для сценария, создать, используя его потенциальную силу, художественный образ на сцене - важнейшее условие будущего спектакля. Поиск образного зрелищного раскрытия стиха - важнейший творческий принцип поэтического театра, отвечающий самой сути театрализации. Однако, неправильно было бы думать, что зрелищность необходима театру поэзии для большей доступности или развлекательности, хотя это и немаловажно в клубе как центре организации досуга. Зрелищность в данном случае выступает как способ повышения эффективности идейно-эмоционального воздействия на личность. Стремления некоторых режиссеров, особенно в самодеятельном поэтическом театре, взять этот принцип под сомнения свидетельствует о недостаточном понимании ими поэтического театра как средства коммунистического воспитания. Так, режиссер Я.Губенко, поставивший в самодеятельном студенческом театре спектакль "На чем держится мир?" по стихам советских поэтов, полностью отрицает театральную зрелищность. Спектакль поставлен "в приеме холодного равнодушия, полной разобщенности актеров между собой и со зрителями." Такого же взгляда на сценическое воплощение стиха придерживается режиссер А.Осмоловский, поставивший в самодеятельном поэтическом театре спектакль "Лирическое наступление" по стихам А.Вознесенского. "Я за театр интеллектуальный. Никакого зрелища. Чтец и зритель. Между ними контакт - мысль", - такова позиция А. Осмоловского. Через эту призму он рассматривает композиционное построение сценариев и решение самих спектаклей. В спектакле "Лирическое наступление" главенствует чтец. Луч света выхватывает его из темноты и оставляет наедине со зрителем. По возможности стих дробится по ролям. Так в эпизоде "Лейтенант Неизвестный" чтецы читают за Лейтенанта, за Жизнь и Смерть. Не трудно заметите, что такой поэтический театр не учитывает момента восприятия происходящего аудиторией, ставит во главе угла исполнительство, а следовательно теряет массовую аудиторию, сужает рамки своей идейно-воспитательной деятельности и эффективности эмоционального воздействия. Создавая в Ленинграде свой экспериментальный поэтический театр, мы поставили задачу обосновать необходимость образного решения, зримого показа стиха в театре поэзии, без которого нет самого понятия театрализации; показать неразрывную связь этой образности с воздействием на интеллектуальный мир человека - как важнейшего творческого принципа театра поэзии и театрализации в целом. Мы считали необходимым доказать, что спектакль обязательно должен быть зрелищным. Но зрелище не во имя развлекательности и доступности, а ради эмоционального воздействия на мысль зрителя. Мысль - через зрелище. Стих - конденсированная, ритмически организованная и напряженная форма действия. Через единство этих закономерностей и определяется условная форма поэтического представления на клубной сцене. В ходе работы нашего экспериментального поэтического театра отрабатывались пути зрелищного раскрытия стиха. Важнейшими из них представляются следующие: 1. Через пластический рисунок фоновой группы, действия которой позволяют как бы создать образ коллективного героя театрализации, расширяют рамки стиха, усиливают его эмоциональное значение. Вот как, например, создавался сценический образ стиха Е.Евтушенко "Трещина" в театрализованном представлении "Баллада о красном цвете". Молодежь, приехавшая на строительство Братской ГЭС со всех уголков страны, танцует после рабочего дня на танцплощадке. Танец современный и не обязательно требует партнера. Но вот событие: "В плотине трещина!". Из разрозненной танцующей массы моментально организуется отряд, подчиненный единой задаче - спасти плотину. Напряженно цепляясь друг за друга руками, как бы преодолевая напор водной стремнины, участники образуют стенку и начинают ее постепенно усиливать. И вот монолитная стена готова к бою. Участники, преодолевая натиск воды, двигаются к трещине и в едином порыве рук закрывают ее. Этот поэтический эпизод решается как массовое действие, переходящее от ганца в пантомиму, выражающую борьбу со стихией. Контрастность действия хорошо передает атмосферу стиха и его ритмическое настроение. Такой способ зрелищного раскрытия стиха широко используется не только непосредственно в поэтической композиции, но и в прологе, массовых сценах, финале театрализованного клубного представления, помогая их образному решению. Через пластический рисунок, в котором действует сам чтец, превращающийся в "персонаж" представления. В этом случае происходит "персонификация" стиха, что помогает осмыслению предлагаемых обстоятельств и всего события. Вот типичный пример из композиции, построенной на материале Великой Отечественной войны - "Солдатские дороги". Участники в солдатских плащпалатках и касках построены развернутым углом, как бы чуть пригнувшись от тяжести лафета перетаскиваемой пушки. В центре построения один из этих солдат - чтец. Стихи звучат как его внутренний монолог: "Солдатские дороги, Коричневая грязь. С трудом волочишь ноги, На климат разъярясь." Мы видим, что стих идет от первого лица как прямая речь, и именно так воспринимается аудиторией. Важное условие здесь - созвучие поэтической речи идейно-тематическому замыслу театрализации, при которой стихи звучат как прямое обращение, прямая команда к действию. Так, например, воспринимается в финале тематического вечера обращение поэта по поводу исполнения пролетарского гимна "Интернационал": "В нем наше все пережитое. В нем будущего торжество. Его поют партийцы стоя, Как Ленин стоя пел его." Зал воспринимает эти поэтические строки С.Сорина как призыв к коллективному исполнению пролетарского гимна. Этот путь очень важен для клубной театрализации. В противоположность предыдущему он создает средствами поэтического театра индивидуальный образ героя. 3. Через инсценировку стиха при которой как бы оживает все поэтическое содержание. В стихотворении Е.Евтушенко "Учительница Элькина" рассказывается о том, как в одном из кавалерийских эскадронов воюет молоденькая учительница Элькина. Но Элькиной приходится воевать не только с белогвардейщиной. Основная ее борьба с безграмотностью красноармейцев. Трудно учить бывших батраков и рабочих грамоте по старому букварю. Такие слова как "каша" и "рама" не берут бойцов "за сердце". И Элькина создает свою азбуку - азбуку революции. С этой азбукой бойцы идут в бой и, мужественно погибают, превращают азбучную истину в классовое убежденье: "Мы - не рабы!" При поиске театрализованной формы стиха мы, сохраняя конфликтную основу, прежде всего перевели на образное пластическое решение все те части стиха, которые давали возможность зрителю не только услышать текст, а увидеть его в сценическом действии. Стихотворные диалоги участники представления разыграли от лица персонажей, кавалерийскую атаку перевели в пантомиму, а строчки стиха, создающие атмосферу и настроение, переложили на песню. Учительница выступала как своеобразная ведущая, оживлявшая в своем поэтическом монологе страницы истории. 4. Через конфликтное сопоставление мыслей двух разных поэтических текстов. В эпизоде "Дуэль" поэтической композиции "Колыбельная" действие ведет речевой хор. Хор вводит зрителей в предлагаемые обстоятельства: война, бой, матросский окоп и ползущий на него немецкий танк "тигр". После этого, распавшись на две части, хор как бы приглашает зрителя вместе с ним проследить дальнейшее развитие события. Мужской хор, читающий за немецкий "тигр", использует для диалога фрагменты из стихотворения "Монолог немецкого "тигра", а женский хор, читающий за советского моряка мичмана Бородина, использует для диалога фрагменты из поэмы Э.Межелайтиса "Человек". Мужской хор выбрасывает перед собой два листа железа с черными контурами гусениц. Листы чуть изогнуты по направлению к зрителю. Грохот железа создает впечатление надвигающегося на окоп танка. В проход между мужским и женским хором выходит исполнитель в тельняшке и бескозырке. Начинается "диалог" немецкого "тигра" с мичманом Балтийского флота Бородиным. "Танк" начинает свой разговор осторожно и глухо, как бы сжимаясь в тугую пружину для решительного прыжка. А женский хор, воспевает мирный труд человека. Мичман в пантомиме "Руки человека" сеет, косит, срывает колосья пшеницы, любуется зерном. "Танк" прерывает труд человека, бросая его на землю, женский хор призывает человека держаться, набраться сил от родной земли. Мичман встает, вырывает из груди сердце и, как связку гранат, метает его под танк. Гусеницы ганка с грохотом разваливаются. В полной тишине, как стук метронома, стучит сердце. В этом случае столкновение двух мыслей по принципу поэтического монтажа создало тот самый третий смысл, о котором писал В.Яхонтов и который выявил режиссерскую мысль и позицию коллектива. Таковы основные направления, творческие принципы и конкретные пути театрализации стиха, создающие поэтические представления, являющееся одной из форм массовой работы клуба.
Массовое клубное представление, использующее прием "зримой песни"
Песня - это синтез поэзии и музыки. В ней всегда четко, лаконично выражены мысль, позиция авторов. В беседе со студентами Ленинградского государственного института культуры имени Н.К.Крупской профессор И.М.Туманов так охарактеризовал режиссерский подход к песне; "Каждое произведение имеет свою структуру (композицию). Нарушаться она не может, так как существует по закону гармонии. Гармония - это соразмерность и согласованность отдельных сторон предметов и явлений. Другое дело, что, взяв песню с определенной гармонией, режиссер на ее основе может создать новый гармоничный сценический образ. В этом случае режиссер выступает как соавтор данного произведения". Прием зримой передачи песни для искусства не нов. Еще в 14 веке театральный режиссер Юсаки Сэами, создавший образцовый тип "НО" (искусство) лирических пьес и использовавший а постановке синтез поэтического слова, пластических движении, музыкального звука, масок, утверждал, что "действие должно быть кратким и эмоциональным в употреблении средств выражения" Опыт последних лет постановке зримых песен показал, что режиссура в отборе выразительных средств тяготеет к иносказанию. Песня, как никакой другой материал, поэтична по своей природе и позволяет режиссеру воздействовать на зрителя ассоциативным образом. Шведский режиссер студенческого театра-клуба Берклаи в программе зримых песен "Песня никогда не кончается" широко использует иносказательное выразительное средство, следуя одному из основных принципов японского театра "НО": "Нельзя ничего разжевывать, ибо тогда зрителю не будет возможности дополнить представление от себя и сохранить в душе легкое волнение эмоциональных последействии". В Польше молодежный театр "Сигма" поставил театрализованное представление "Песни и зонги Брехта". Яркое и эмоциональное представление включало в себя музыку, графику, пантомиму. А режиссер Каницкий в театре "Класычны" поставил театрализованное представление "Не придти к тебе сегодня" на основе песен военных лет. Театр песни, особенно поэтической, завоевывает все большее признание. В прошлом году, в Берлине проводился Шестой международный фестиваль политической песни, в котором приняли участие молодежные коллективы из двадцати пяти стран. В Берлин приехало сорок четыре ансамбля. Право открыть фестиваль было предоставлено берлинскому "Октобер - клуб", которому к тому времени исполнилось десять лет. "Окгобер - клуб" показал программу "зримых песен" о жизни старого берлинского района Пренцлауерберг. "Коммунизм в Пренцлауерберге не буден объявлен в один прекрасный день, - говорится в одной из песен, - он рождается и растет вместе с людьми, которые здесь живут и трудятся". "Театр песни" - воронежского университета исполнил и показал на фестивале литературно-музыкальный монтаж "Ничего для Пиночета", гневно обличающий фашистскую хунту и воспевавший замечательного чилийского певца Виктора Хара, зверски убитого палачами. Кульминацией фестиваля стало театрализованное представление "Встреча с красным самоваром" в этом представлении приняли участие представители всех коллективов. Условие встречи: исполнение советской песни. Звучали и разыгрывались песни первых лет революции и Великой Отечественной войны, песни о покорителях целины, строителях КамАЗа и БАМа. "На языке песни легко говорить, - сказал один из участников фестиваля. - Она вызывает большие ассоциации". Конечно, глубина ассоциативного ряда зависит в первую очередь от глубины и эмоционального воздействия художественного образа. Когда, например, ленинградский режиссер В.Воробьев включил в представление, посвященное 30-летию Победы ряд популярных песен военных лет, не продумав в достаточной степени образный строй действия, то вся режиссура этих "зримых" песен свелась к эффектной расстановке исполнителей на сцене, снабженных деталями военного снаряжения: ящиками из-под патронов, плащ-палатками, автоматами. Такую сценическую подачу песни можно назвать "костюмированной", а не театрализованной. Режиссер пошел не по пути поиска нового сценического образа песни, а ограничился сценической иллюстрацией в расчете на популярность самой песни. Г.А.Товстоногов в учебном спектакле-концерте "Зримая песня" потребовал от студентов не механического, иллюстративного перенесения текста песен на сцену, а режиссерского осмысления его, создания, соответственно режиссерскому замыслу, яркого сценического образа. Например, мысль инсценированной "Песни югославских партизан" заключена в том, что сердца матерей, потерявших на войне сыновей, начинают биться в два раза сильнее. Они бьются за себя и за сыновей. Режиссер в сценическом решении перевел эту мысль в образ колокола, язык которого раскачивают матери. Набат колокола - это боль и гнев матерей, призывающих к единству и мести. Опыт показывает, что главный принцип театрализации песни, делающий "зримую песню" действием, а не иллюстрацией, заключен именно в поиске ее образного решения на сцене. В клубной практике, как показывают наблюдение и анализ опыта, этому главному принципу соответствуют несколько методических приемов действенного, образного решения "зримой песни". Они по сути своей близки подчас приемам театрализации стиха, однако, не равноценны им, ибо поэтический и музыкальный строй песни слиты и требуют более сложной, синтетичной образности, в которой синтезируется слово, ритм, пластика, мелодия. Именно поэтому "зримая песня" превращается в развернутую инсценировку, в которой с помощью комплекса выразительных средств воплощается то или иное событие, о котором рассказано в песне. В поиске театрализованной формы песни Л.Новикова "Дороги" образным решением стала метафора "живая дорога". Мы видим на сцене идущих по дорогам войны советских солдат. Первая часть пантомимы так и называлась "Вот солдаты идут". Одна дорога сменяет другую, мелькают указатели городов и километров... И вдруг - взрыв, дорога вздрагивает, как от резкого удара и, подброшенная взрывной волной, закручивается в "воронку" войны. Несколько солдат остаются в этой воронке, остальные продолжают путь. Расстрел дороги повторяется несколько раз, и каждый pаз за спинами идущих дальше солдат остаются все новые и новые звездочки обелисков. А вот уже пошла "чужая" земля и "чужая" дорога. Эта дорога, ощетинившись надолбами и колючей проволокой, препятствует походу солдат. Но, несмотря на трудности, несмотря на то, что их становится все меньше и меньше, солдаты настойчиво идут дальше. В комплексе выразительных средств, создающих образность "зримой песни", особенно важную роль играет трансформация детали. Так, в эпизоде по песне Я.Френкеля "Журавли" такой трансформирующейся деталью становится солдатская каска, которая по ходу действия меняет свое назначение, а в конце представления выходит на обобщенный сценический образ. Мы видим каски, из которых вымощена старая дорога войны, по ним к каскам выходят погибшие солдаты, одевают их, и мы видим каски в их непосредственном назначении. Каски солдат проходят через бой, через привал, через переправу... В одном из боев каска теряет хозяина-солдата. Но память о тех, кто не вернулся с полей войны, жива. Каски превращаются в светильники вечных огней памяти. Соответствие сценического образа поэтическому и музыкальному образу песни выступает как важнейшее условие театрализации. Такие песенно-музыкальные эпизоды-пантомимы, сегодня, как показывает опыт, все больше входят в ткань клубного массового представления, расширяют образные средства, театрализации. Работа над "зримой песней" всегда начинается с определения авторской и режиссерской мысли. Чтобы определить мысль, правильно выстроить действие и жанр песни, необходимо, как показывает опыт, согласно событийному ряду определить предлагаемые обстоятельства, расстановку сил, конфликт, эмоциональное отношение к действующим лицам и их поступкам, выстроить ассоциативный ряд. Эта предварительная режиссерская разработка помогает найти образный строй театрализованной песни. Особенности исполнения приема "зримой песни" заключаются в том, что театрализация песни выступает не как самоцель, а в контексте общего сценарно-режиссерского замысла массового представления в качестве одного из идейно-эмоциональных изобразительных средств, раскрывающих его тему и идею. Причем анализ практического опыта показывает, что "зримая песня" превращается в одно из самых сильных средств воздействия, к которому все чаще и чаще обращаются режиссеры. Это подтверждается анализом сценарно-режиссерских разработок театрализованных массовых представлений посвященных 30-летию Победы над фашизмом, эпиграфом к которым могут стать слова генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева: "Не знаю, сколько на свете возвышенных слов, которыми можно выразить замечательные качества настоящего человека. Но каждого из этих слов достоин советский человек-солдат, патриот, участник Великой Отечественной войны". В театрализованном представлении "Бессмертное знамя Победы" в ЦПКиО им. Горького в г. Харькове больное впечатление на зрителей произвела инсценированная песня А.Новикова "Дороги", героем которой стал Василий Теркин. В театрализованном представлении, посвященном 30-летию освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков, инсценированная песня "Катюша" стала своеобразным режиссерским приемом -"напевом" для воспоминания девушек из спектакля Б.Васильева "А зори здесь тихие". Но самый большой успех, несомненно, выпал на песню Д.Тухманова "День победы", к которой режиссеры подобрали десятки различных ключей для ее сценического воплощения. В театрализованном представлении "Спасибо вам, фронтовики!" в ЛГИК им. Н.К.Крупской образным решением этой песни стал Вечный огонь, а обобщающий образ создавался режиссером через трансформирующуюся деталь - факел. Мы видим, что песня создает особый эмоциональный настрой соответствующий праздничной ситуации. Такая образная специфика использования "зримой песни" в театрализованной массовой работе клуба выдвигает на первый план монтажные методы, имеющие двоякий смысл: с одной стороны - соответствующие максимальному эмоционально-зрелищному раскрытию песни, с другой - органично синтезирующие "зримую песню" с другими изобразительными средствами и монтирующие ее в единое действие. Многолетняя практика режиссерской работы в клубе позволяет нам выделить несколько основных методов двуаспектного монтажа. 1. Монтаж исполняемой песни с видеорядом. В этом случае большое значение имеют цвет, свет, проекции и режиссерская композиция самого кинофотомонтажа. В клубном массовом представлении, осуществленном в Ленинграде, песня Р.Гамзатова "Журавли" исполнялась солистом, а на экране можно было видеть чистое голубое небо и сотни разбросанных по нему красных звездочек, будто обелисков. Небо постепенно темнело, а звездочки, перестроившись сначала в ряд, а потом в один клин, двигаясь на зрителя, постепенно увеличивались. Один за другим следовало несколько залпов, сопровождаемых вспышками с цатами: 1941, 1942, 1943, 1944, 1945. При этих вспышках звездочки заполнялись лицами солдат с фотографий военных лет, очень разных по возрасту, настроению, выражению глаз. И опять голубое небо, в котором лица солдат растворялись как в тумане. Вместо них появлялись тонкие стволы березок. Стволы постепенно увеличивались, объектив скользил по стволам вверх, на секунду останавливался на пожелтевших кронах и резко взмывал в небо. Виден был летящий клин журавлей. 2. Монтаж песни и танца. В театрализованном представлении "Зимние звезды" - 73" в Ленинграде солист исполнял песню "Березовый сок", а на ледяной арене ансамбль фигуристов выполнял танцевальную композицию "Белая береза". 3. Монтаж песни с пантомимой или действие фоновой группы. В эпизоде "Солдатские дороги" театрализованного представления "Мы - ленинградцы" участники представления - солдаты сидели полукругом и, положив каски, писали письма. Звучала песня "Ты просишь писать": Ты просишь меня писать часто и много, Но редко приходят все письма мои. У писем моих не простая дорога И часто писать мне мешают бои... В ритме песни появлялась девушка-почтальон. В руке у нее треугольное письмо. Кружась в вальсе, она всматривалась в лица сидящих солдат, отыскивая среди них адресата. Каждый из бойцов надеялся стать счастливым обладателем письма и тянул к нему руку. Глаза девушки говорили: "Нет! Тебе еще пишут". Но вот адресат найден. Девушка приглашала солдата в круг и требовала у него "выкупа" за письмо. Солдат приглашал ее на вальс. Песня продолжалась... Здесь прием «зримой песни" позволяет наполнить представление музыкой, что значительно усиливает ее эмоциональное звучание и воздействие.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы