Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Агитбригадное представление в клубе
Одна из важных форм агитационно-пропагандистской деятельности клуба - организация инициативных объединений, которые берут на себя функции коллективных пропагандистов и агитаторов, превращаясь таким образом из объекта в субъект воспитательного воздействия клуба. К таким общественно-инициативным объединениям относятся клубы молодежи, клубы ветеранов трупа, советы общественных музеев, штабы походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, редколлегии устных газет и журналов, политические, философские, дискуссионные клубы и другие объединения. Среди них есть общественно-инициативный коллектив, который занимается агитацией и пропагандой художественными средствами. Это агитационно-художественная бригада, соединяющая в себе черты как общественно-инициативного объединения, так и коллектива художественной самодеятельности. Будучи агитационно-пропагандистским объединением, агитбригада тесно связана с жизнью производственного коллектива. Она черпает из его трудовой деятельности темы и сюжеты для злободневной пропаганды и агитации силами художественней самодеятельности с помощью образного языка искусства. В этом и состоит главная особенность агитбригады как клубного коллектива. С точки зрения сценарно-режиссерской этот вывод чрезвычайно важен, так как именно общественный настрой, целевая установка, с которой приходят в коллектив агитбригады его участники, определяют выбор темы представления и подбор соответствующего материала, проводимый самими агитбригадчиками. Причем, в агитбригаде подбор актуального критического местного материала выступает как эффективный вид общественной деятельности. Для режиссера очень важно создать в агитбригаде атмосферу коллективного творчества, сделать каждого из ее участников общественным корреспондентом, собирающим злободневный материал будущего сценария. В течение многих лет автор данного пособия принимал непосредственное участие в создании агитбригадных программ анализировал деятельность ряда коллективов и пришел к выводу о необходимости применения в агитбригаде именно такой двухсторонней художественно-педагогической методики, которая одновременно организует общественную и исполнительскую деятельность участников. Отрыв агитбригады от реальной среды, которая питает ее специфическое творчество, немедленно сказывается на художественности программы, делает ее безликой, однообразной. Понятие реальной базы само по себе чрезвычайно широко: от бригады и цеха предприятия - до города или района. Однако оно всегда конкретно. Изменяется лишь состав участников. В бригадном или цеховом коллективе - это рабочие бригады, цеха, в городе или районе - это представители разнообразных социальных и возрастных категорий. Двухсторонняя методика организации агитбригады позволяет также сделать вывод о том, что методически неверно оценивать деятельность агитбригады только по художественно-исполнительскому уровню в силу того, что она не является обычным коллективом художественной самодеятельности и ее нельзя ставить в один ряд с народным театром, хореографическим ансамблем, студией художественного слова. Это, как говорилось, агитационно-художественный коллектив, поставивший перед собой цель рассказать о своем труде, выразить художественными средствами свое отношение к нему, бороться именно таким образом с недостатками. Тяга к художественно-образному публицистическому оформлению местного материала характеризует метод деятельности агитбригады, а не ее суть. Мы имеем здесь дело с самодеятельным искусством, которое ставит перед собой цель: художественно-публицистическое оформление жизни, быта трудового коллектива. Именно с позиций единства двух начал - общественного и художественного - должен строить свою деятельность в агитбригаде режиссер. При этом необходимо подчеркнуть, что общественно-политическое значение деятельности агитбригады не должно умалять значения художественной стороны, значения режиссуры. B агитбригаде, как ни в каком другом виде самодеятельности, огромная ответственность лежит на художественном руководстве, сценаристе и режиссере. Это должен быть педагог, умеющий возглавить свой подвижный, социально-активный коллектив, направить его деятельность в нужное русло, и в то же время подлинный художник, способный обрабатывать черпаемый из жизни материал, находить ему яркое образное сценарно-режиссерское решение. Выступление агитбригады - важное средство агитации в художественной форме. Местные партийные органы поверяют творческому коллективу агитбригады наряду с пропагандой передового опыта вести критику. Это огромное доверие. Его заслужит такой коллектив, который имеет принципиальную гражданскую позицию, убежденность и страстность, художественный вкус. Не случайно в постановлении ЦК КПСС "О повышении роли устной политической агитации в выполнении решений 25 съезда КПСС от 25 февраля 1977 года говорится: "Признано необходимым серьезно улучшать деятельность агитколлективов, создаваемых при первичных и цеховых парторганизациях, обеспечить высокое качество их работы, не гнаться за количественными показателями. Агитаторами должны утверждаться прежде всего коммунисты, а также наиболее авторитетные беспартийные активисты. Надо шире вовлекать в агитколлективы мастеров, бригадиров и других руководителей среднего звена, которым можно доверить это важное партийное поручение". Поиск образности конкретного агитационно-пропагандистского материала, собранного в коллективе, - важнейшее направление деятельности режиссера агитбригады и обязательный момент работы над сценарием. Именно здесь чаще всего ошибаются агитбригадчики, заменяя поиск образа и сценического действия длинным агитационным текстом, "газетными" фразами, не свойственными природе театрализации. Можно, например, рассказать о передовиках производства, а можно показать на сцене "живую" доску почета, как это было сделано в представлении ленинградского агиттеатра "Огонек". Можно просто рассказать о браке на производстве, а можно устроить "похороны" брака, как это было сделано агитбригадой "Строитель" треста "Вуктылстрой". Агитбригадное образное действие должно быть точным, острым, разящим. Его задача не оставить людей равнодушными, вызвать определенную реакцию. Отсюда и должно быть стремление к сатирическому осмыслению факта, чрезвычайно важное для агитбригадного искусства. В одном из агитбригадных представлений агитбригадчики использовали такой факт: бригада строителей, взявшая социалистическое обязательство закончить в срок строительство коровника, затянула его сдачу на два года. Сценарное решение этого факта в сатирическом агитбригадном действии выглядело так: три тощих застывших от холода буренки, запорошенные снегом, тесно прижимаются друг к другу под огромным нарядным "социалистическим обязательством строителей". Перечитывая его, тяжело вздыхая, они перечисляют имена строителей, подписи которых стоят под "обязательством". Рассмотрим еще пример образного сценического решения документального факта. В журнале "Крокодил" сообщалось, что пожарники пожарного поезда так увлеклись "забиванием козла", что не заметили как загорелся их собственный поезд. Спасала их геройская пожарная команда. Это был факт. А вот как его интерпретировал режиссер. Под музыку выходил хор пожарных, которому по ходу действия предстояло комментировать все события. Пожарники пожарного поезда появлялись с шатунами паровоза, которые трансформировались в кувалды (одна сторона красная, другая сделана под «домино»). Поезд набирал скорость, а вместе со скоростью возрастал и темп игры. Кувалды-домино все сильнее и сильнее обрушивали силу своего удара на крышку железного ящика с песком. Напрасно дежурные службы взывали о помощи, требовали остановки поезда. Игра продолжалась до тех пор, пока от мощных ударов пожарных не вспыхнул песок. Методика режиссерской разработки факта предусматривает следующие моменты: 1. Поиск самого факта. 2. Поиск художественного материала (миниатюры, басни, сатирического стиха), органично и эмоционально воплощающего этот факт. 3. Поиск яркой формы образного решения. 4. Включение в сценическое действие музыки, пантомимы, танца. При работе с местным материалом режиссер и весь коллектив агитбригады должны помнить, что он становится достоянием масс, получает общественную огласку. Поэтому необходимы тщательный отбор и проверка фактов. Проверка фактов позволяет участникам агитбригады правильно их осветить, сделать их действенными по отношению и к тому человеку, о котором говорится со сцены, (прославляется ли он или критикуется), и по отношению к зрительской аудитории. Нечего и говорить о том, что факт должен быть актуальным и злободневным. Однако оперативность отклика не должна снижать художественности агитбригадной режиссуры. Время требует от режиссера агитбригады искать новые выразительные средства, На смену подаче факта через плакат, диаграмму, частушки и текста ведущего приходит образное решение эпизода, точно раскрывающее режиссерскую мысль и эмоционально повествующее зрителю о том или ином событии. Важная особенность режиссуры агитбригадного представления в том, что она не предполагает создания драматургически завершении? образов. На сцене мы скорее видим персонажи, очерченные наиболее характерными штрихами, и поэтому задача исполнителя не столько добиваться перевоплощения в данный персонаж, сколько уметь подать его в активной и яркой форме, именно поэтому участник агитбригады должен быть синтетическим исполнителем, умеющим читать, петь, танцевать, владеть элементами пантомимы, быть импровизатором. Основа сценического действия - сценарий. Руководитель-режиссер всегда находится в поиске новых сценических форм и средств воздействия на зрителя. Понимая, что выступление агитколлектива зависит не только от точности отбора тем, фактов и явлений, не только от оперативности, но и в значительной степени определяется их сценическим воплощением, режиссер ищет интересный сценарный ход, намечающий соответствующее сценическое образное решение. В чем же искать выход, если агитбригада не в силах быстро каждый раз создать свой собственный сценарий? Как сохранить систематичность выступлений, а не единичность "от смотра к смотру"? Одни руководители считают, что для фабрик, заводов и сельскохозяйственных районов необходим "каркасный" сценарий, позволяющий менять факты и фамилии в пределах подготовленных номеров. Другие представляют себе каркас как тематический набор стихов, конферанса, миниатюр и песен, позволяющих в зависимости от его использования вставлять в эту тематическую "обойму" местный материал. Третьи видят каркас в сценарно-режиссерском ходе. Анализ опыта подсказывает нам, что составными частями агитбригадного представления должны стать не номера, а тематические блоки-эпизоды. Эпизод, как монтажный блок, служит хорошим "каркасом" для местного факта и при обработке на местах позволяет мгновенно откликнуться агитбригаде на любую злободневную тещу. Анализ практики показывает, что наиболее типичными путями поиска режиссерского сквозного хода являются: 1. Понимание и учет специфики производства, на базе которого работает агитбригада. Это требование предостерегает режиссера от выбора шаблонных сквозных ходов, кочующих из бригады в бригаду: агитмашина, агитпароход, стрельба из сатирической пушки, создание агитбригадных комбайнов, "Машин времени" и т.п. Уже в самом названии агитбригады и соответственно в режиссерском решении представления часто отражается специфика производства. Например: - агитбригада "Игла" на швейной фабрике им.Володарского, "Огонек" в Ленэнерго, "Почтальон" на Главпочтамте и т.п. Агитбригада Красносельского бумажного комбината построила свой сквозной ход на противопоставлении двух объявлений: "Комбинату требуются" и "Комбинату не требуются". Для промышленных предприятий такой ход закономерен. 2. Заключение со зрителем "условий условного" через песню или стих, игру или трансформацию детали. А) Через песню или стих путем использования, например, таков строфы:
Нельзя! Нельзя, Чтоб в завтра заползли рвачи, пьянчуги, карьеристы, ханжи, хапуги и врали как в новый дом вползают крысы! Нельзя, Нельзя, чтоб портили нам кровь И Завтра склочник и мошенник! И мы стреляем вновь и вновь В осточертевшие мишени!
Б) Построение игрового действия. Коллектив "Северянка", представляющий морской город Архангельск начинает свои выступления веселой игрой, в которой распределяются судовые должности-роли на агиттеплоходе "Северянка". Рейс "Северянка" - это сквозной ход представления, а калейдоскоп номеров с положительным и отрицательным материалом - пристани, у которых агиттеплоход делает остановки. В) Трансформация деталей. В молодежном агиттеатре Красного Села в программе "Боярка-БАМ" такой деталью служат красные шпалы. Вначале на торцах шпал мы видим дату "1918", и начинается рассказ о строительстве железной дороги под Бояркой. Корчагинцы укладывают шпалы, рельсы. Морозы, вьюги, бандитские пули выбивают из их рядов товарищей. Растет количество красных обелисков (трансформация шпал). Но комсомольцы не отступают, потому что "сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении". Шпалы превращался в раскаленные бруски стали, по которым, как в набат, бьет рабочий молот. Г) Установление ассоциативного ряда и вовлечение в действие зрителей. Участники представления, показав в эпизоде "Звезды не гаснут" подвиг трех Героев Советского Союза, погибших в боях за Ленинград, обращаются в зал с просьбой подняться кавалерам медали "За оборону Ленинграда". Вставшим участникам салютуют со сцены залпами красных гвоздик и белых ромашек. (Из программы "Школьный вальс 41-го года"). Д) Через трансформацию детали, работающей на создание художественного образа представления. В программе одного из агитколлективов режиссер точно использовал в сквозном ходе представления трансформацию пил. Двенадцать пил из гибкой фанеры, имеющие двухстороннюю окраску - серебристую и красную, в зависимости от содержания эпизодов превращались участниками представления то в борт машины, го в круглую волну, то в обрывки телеграфных лент, то в раскачивающиеся туловища пьяниц, то в пилы лесорубов. Агитбригада, взяв конкретную деталь, близкую и понятную по восприятию рабочим леспромхоза, сделала из нее поэтический образ. Летят под ее острыми зубьями опилки всего того, что заслоняет дорогу. И наоборот, эти же острые зубья звучат дивной мелодией скрипок, когда к ним прикасаются руки людей труда. В агитбригадном сценарии дальнейшее действенное развитие заданного хода происходит: А) Через событийный ряд сюжетной линии. Например, в агитбригадном представлении г.Подпорожья был использован сюжетный ход "Сыщик Холмс идет по следу". Этот ход позволил выстроить действие как цепь столкновений героя с негативными явлениями, отрицательными персонажами. При этом режиссеру необходимо помнить, что на протяжении всего представления сквозной ход должен сохранять жанровое единство. Б) Через столкновение положительного и отрицательного материала (или персонажей). Участники агитбригады (комсомольский прожектор): Сильней, коммуна, бей моя, Пусть вымрет быт-урод! Вперед, время! Время вперед! Агитбригадчик (обыватель): Часы идут, часы идут, А маятник качается... А это мне до лампочки. Меня-то не касается! Комсомольский прожектор выхватывает своим лучом обывателя и выясняет причину его равнодушия. К основным разновидностям агитбригадных представлений относятся: 1. Представления-обозрения. (Калейдоскопы сатирического материала, объединенного сквозным сценарно-режиссерским ходом). 2. Тематические представления. (Раскрытие одной темы в нескольких ракурсах – эпизодах). 3. Дискуссионные представления. (В основе этой формы лежит диспут, суд, репортаж. Заострить вопрос, привлечь к нему внимание общественности - вот что определяет гражданскую позицию коллектива в этом виде). Режиссерский ход позволяет выстроить представление по принципу объединения самых разнообразных фактов и событий сквозной линией или прохождением через все эти эпизоды одного "героя". Предположим, человеку нужно получить справку. Он обходит на наших глазах одно учреждение за другим и, сталкиваясь с различными представителями бюрократической карусели, обнажает перед зрителями их сущность. Вот эпизод - "Справка". Участники: Нужна вам подпись? Только подпись? Какой пустяк! Какой пустяк!... Один из участников (взяв в руки белый лист бумаги): Нужна вам подпись! Только подпись! Остальные участники, вооружившись портфелями и табличками "Секретарша": Нужна вам подпись? Только подпись? Как бы не так! Как бы не так! Звучит веселая музыка. Бюрократы с портфелями и их секретарши кружатся по кругу. Портфели трансформируются в пишущие машинки. Человеку нужна подпись. Секретарши, не вникая в суть заявления, посылают его от одной к другой. Темп музыки возрастает. Человек, измученный их безразличием, врывается в центр круга, где занимают место бюрократы. Но и здесь полнейшее равнодушие. Человек безрезультатно мечется от одного к другому пока не теряет сознание и не валится с ног. Под мелодию вальса секретарши бережно выносят его за порог, вкладывая в руки так и не подписанное заявление. Секретарши (хором): Следующий! Чтецы: "За рабочий контроль"! Ленин! Это как взрыв бомбы. Карусель разлетается и застывает в "стоп-кадре". Чтецы зачитывают высказывание В.И.Ленина о борьбе с бюрократизмом, о рабочем контроле. Данный эпизод имеет обобщенный сценический образ бюрократической карусели, но режиссер должен конкретизировать его через определенное учреждение или отдел, где люди сталкиваются с подобными фактами, и в художественной обработке факта использовать различный материал - сатирический стих, басню, миниатюру, пантомиму... Сценарным сквозным ходом в обозренческих представлениях нередко служат различного вица путешествия - на агитмашинах, агитпоездах, агитпароходах... Используется прием включения в действие литературного героя. Сквозной ход - приезд Васи Теркина в родной колхоз - не раз использовался агитбригадами в послевоенные годы, В отличие от обозренческого, тематическое агитбригадное представление подчинено раскрытию одной темы в нескольких ракурсах сценарно-режиссерской мысли. Истоки такого представления лежат в "Живой газете" 20-х годов, когда ее отделы иногда объединялись общей темой: Октябрьский номер, кампания за поднятие дисциплины, борьба с дезертирством и т.п. В предисловии к сценарию "Рабочий контроль дает пьянству бой!", получившему диплом I степени за лучшее раскрытие темы на областном смотре в Ленинграде в 1972 году, говорится: "Пьянство наносит ущерб производству, приводит к нарушениям трудовой дисциплины, авариям, травмам, к гибели людей. Необходимо вести решительную борьбу с этим общественным злом". Основные пункты указа "О мерах по усилению борьбы с пьянством" стали сквозным документальным ходом этого сценария. Композиция сценария состоит из эпизодов: Стенгазета "Алкоголик". Пиво-водочная хороводочная. Магарыч. Старинный производственный романс "По поводу". Градус искусства. Пей до дна. Криминальное танго. Основная задача, стоящая перед режиссером, заключалась в том, чтобы избежать развлекательности сценического воплощения. Вся образность и зрелищность должны были быть подчинены основной мысли. Рассмотрим, например, сценическое воплощение эпизода "По поводу". Участники агитбригады - сослуживцы растягивают со всех сторон скатерть и бурными аплодисментами встречают появившегося в центре скатерти (через вырез) исполнителя, дающего Повод (он стоит на стуле, который не виден зрителю, и поэтому возвышается над столом). Тамада: По поводу защиты мастером рационализаторского предложения! Сослуживцы (вкрадчиво): Мастер, с тебя приходится! Мастер; Да я для коллектива... (Движение рук к карманам пиджака и плавное скольжение вниз. Пауза). Эх! (Снимает и широким жестом бросает об стол шляпу). Участники раскачивают скатерть, как батут, и, любуясь головокружительным полетом Мастера над столом, поют: По поводу, по поводу... Всегда найдется повод. Без повода, без повода Банкетов нынче нет!... Рисунок праздничного стола повторяется еще раз. Второй - по поводу защиты Мастером диплома инженера, третий - по поводу защиты Инженером кандидатской диссертации. Для того, чтобы наполнить Повод и оправдать доверие коллектива. Мастеру приходится снять пиджак, потом рубашку... Тамада: По поводу доставки нашего товарища... в медицинский вытрезвитель! Мы видим поднятую на скатерти, как на носилках, жертву "поводов" в трусах и в майке. Сослуживцы сбрасываются по рублю... И опять: "По поводу, по поводу..." Эпизод по материалу начинен острой сатирой в нескольких планах, а его образное решение точно работает на режиссерскую мысль, избегавшую пьяного комикования в раскрытии темы. Эпизоды о борьбе с пьянством включаются почти во все программы. Борьба за искоренение этого зла в быту и на производстве закономерна и злободневна. Но все цело в ослаблении гражданской позиции некоторых людей к этому злу. Не случайно же с первых секунд эпизодов "о пьянстве" в зрительном зале подчас возникает оживление напоминающее реакцию зрителей в цирке, вызванную выходом клоуна: сейчас, дескать, будет смешно. И очень часто режиссеры агитбригадных представлений стараются оправдать ожидание этого. Чего только не напридумано в "зрелищной" подаче материала: шатаются и падают исполнители ролей пьяниц, дико вопят: "шумел камыш", бьют друг друга бутылками по голове, играют на бутылках, как на музыкальных инструментах... Желание агитколлектива вырвать у зрителя смех во что бы это ни стало приводит к ослаблению задачи сатирического осмеяния факта и переводит ее в задачу развлекательности. Да, смех – оружие агитбригады. Но какой смех? Агитбригаде нужен смех, точно работающий на режиссерскую мысль представления. Может ли агитбригадное тематическое представление строится только на «положительном» материале? Опыт показывает, что может. Конечно, при этом есть определенная опасность превращения агитбригадного представления в тематические вечера. Однако, опыт показывает, что в отличии от последнего, сценарно-режиссерское решение агитбригадного представления имеет в своей основе наиболее конкретизированную, актуальную и оперативную информацию. Это самый действенный жанр клубного представления. Вот, например, агитбригадное тематическое представление "За тех парней". Оно перебрасывает мост от наших шей к годам войны, несет эстафету героики. На предприятиях одного из районов шесть передовых молодых производственников работают за себя и за тех парней - Героев Советского Союза, погибших при освобождении города от фашистских захватчиков. Те парни, что победу добывали И гибли на смертельных рубежах, Видением минувшего не стали, Не стали только бронзой в городах... Композиция сценария состоит из 5 эпизодов: Школьный вальс 41-го года. Солдатские дороги. Письма домой. Атака. Звезды не гаснут. В пятом эпизоде на экране воспроизводятся портреты героев, пробитые пулями комсомольские билеты, выдержки из писем погибших защитников Родины, обязательства комсомольцев комбината, работающих под девизом: "За себя и за того парня". Таковы основные виды, направления и принципы формирования агитбригады, представляющей собой знаменательное общественно-художественное явление наших дней, символизирующее союз труда и искусства.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы