Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Режиссура театрализованного свадебного обряда и трудового юбилея
Особый интерес с точки зрения режиссуры массовой культурно-просветительной работы клуба и других учреждений досуга представляет театрализованный обряд, в котором наиболее четко выступают две стороны театрализации - художественно-образная организация реального жизненного события и само общение по поводу этого события. Для наиболее полной отработки методики такой двуединой театрализации нами была проведена экспериментальная разработка свадебного обряда, а также трудового юбилея. Рассмотрим более подробно каждый из них. В наши дни забота о советской семье - одна из важнейших задач Советского государства. С ростом благосостояния в советской семье происходят большие перемены. Семейные праздники все больше и больше входят в быт советской семьи, становятся жизненной необходимостью. Особенно свадьба. Это самое значительное событие, к которому семья готовится с особой радостью и ответственностью. Торжество по случаю бракосочетания не исчерпывается одним только проведением ритуала во Дворце бракосочетания или загсе. За этим следует вторая часть - застолье. И все это вместе взятое называется свадьбой. Свадьба - это один из самых радостных праздничных дней в жизни человека. Все, что происходит в этот день должно навсегда запомниться молодоженам. Следовательно, на свадьбе все должно быть особенным, нарядным, торжественным, красивым - помещение, ритуал, одежда, блюда свадебного стола. Где же можно отпраздновать такую свадьбу? Ведь, в настоящее время количество приглашенных на свадьбу гостей все увеличивается, и свадебное торжество, как правило, происходит в ресторане, столовой, кафе. Подготовлены ли эти предприятия общественного питания к проведению настоящего свадебного торжества. Можно с уверенностью сказать, что даже в условиях Ленинграда нет подобных ресторанов, а тем более кафе и столовых. По инициативе ЛГИК им. Крупской, поддержанной комиссией по гражданским обрядам при Ленгорисполкоме, был поставлен вопрос об открытии Дома свадебных торжеств. И 18 октября 1975 года первый в нашем городе Дом свадебных торжеств на пр.М.Тореза, 46 распахнул свои двери, к 14 июня 1977 года там было уже сыграно 1000 свадеб. Мы программировали этот зал как культурно-просветительное учреждение нового типа, выполнявшее функцию организации коллективной эмоциональной жизни общества. Идея его создания была сформулирована следующим образом: организовать высокоидейное и запоминающееся свадебное торжество, помогающее повысить значимость происходящего события, сохранить его в памяти, внушить молодоженам чувство ответственности за молодую советскую семью, не допустить возможности превращения свадебного торжества в обыкновенную попойку. Чтобы добиться этого, обрядовые символы должны быть не только осознаны, но и пережиты. Отсюда необходимость разработки сценария как единой режиссерской и социально-педагогической программы реального действия. В ходе экспериментальной постановки свадебного торжества вырабатывались основные сценарно-режиссерские принципы этого вида театрализации. Остановимся на них подробнее. Важным моментом в период создания сценария явился вопрос о переосмыслении старых народных обрядов и придаче им современного звучания. Во все времена нужны были гражданские церемонии и обряды. Нужны они и в наше время. Но без разбора, слепо переносить детали старой свадебной обрядности нельзя, так как многие из них содержат религиозные наслоения и элементы, связанные с пережитками прошлого. Между тем за последнее время во многих городах были попытки использования старых свадебных обрядов в современном свадебном торжестве без переосмысления их. Эти попытки часто терпели неудачу: существуют обрядовые формы, которые чужды нашей действительности и включение их в свадебное торжество нецелесообразно. Они разрушают массовое действие, тормозят общение людей. Зачем, например, в условиях сегодняшнего дня посыпать платье невесты просом, заставлять новобрачных шагать через полотенце, бить горшки и посуду, выкрадывать невесту и требовать за нее выкуп! Все это ни в коем случае не сообразуется с новыми принципами формирования семьи. Свадьба - огромное праздничное событие в жизни молодых людей, вступивших в брак, И вполне естественно, что такое событие хочется наполнить чем-то необыкновенным, запоминающимся на всю жизнь. Понятна органическая потребность молодоженов не ограничиваться только стенами загса, а дать выход своим чувствам в эмоциональном ритуальном поступке. В Ленинграде стал традицией приезд молодоженов к Вечному огню Марсова поля или Пискаревского кладбища; в Тарту - к университету, где молодой муж поднимается по ступеням с женой на руках; в одном из районов Белоруски молодожены едут к двум сросшимся деревьям, символизирующим вечную любовь. Эти потребности естественны, человечны. Такие поступки не терпят пышности, показухи, они просты и эмоциональны как сама жизнь, и должны быть использованы в современном ритуале. Большое значение имеет создание особой обрядовой символики. Обряды и обычаи утверждают преемственность традиций поколений. Обычай - это передача человеческого опыта, народной мудрости и культуры новым поколениям. Обряд - это действенное эмоциональное средство, образно закрепляющее определенное событие в жизни личности или общества. Отличие обряда от обычая точно определил Д.Угринович: "Обряд требует жесткого стереотипного действия, неуклонного соблюдения установленного ритуала... Главное отличие обряда от обычая состоит в том, что он включает в себя не непосредственно целесообразные, а символические действия". В древности слово "символ" означало условный опознавательный знак. В процессе совместной деятельности групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, системы знаков, за которыми стояли определенные предметы, мысли или информация. Символы не создают обрядов, а являются только обобщающими элементами обрядового свадебного действия, содержание которых понятно всем участникам. Общепонятность свадебной символики, ее реалистичность вызывают большое число ассоциаций и усиливают эмоциональное воздействие обряда. Свадебный обряд, являясь средством образного закрепления события, должен органично входить в ткань всего свадебного торжества. Он выступает как естественный элемент торжества, но ни в коем случае не исчерпывает его. Свадебное торжество может получиться удачным только в том случае, если оно оставляет после себя многообразные впечатления и удовлетворяет самые различные вкусы и запросы. Отсюда разнообразный набор элементов символического характера в сценарии. Например, зажжение символического семейного очага-камина, оборудованного светодинамиком, появление и приветствие персонажей известных литературных произведений, приобретавших символический характер - Руслана и Людмилы из поэмы А.С.Пушкина, Петруччио и Катарины из шекспировской комедии и др; или персонажей из постановок театра миниатюр, который создал образ кукольного сатирического персонажа "Любови Амуровны" в исполнении актрисы-кукловода. С другой стороны широко используется игра, наиболее близкая к обряду. Важное значение приобретает использование в сценарии игрового действия. Игра, "игрище", отражая в основе своей жизненные явления, родились из трудового процесса человека. Известный советский теоретик театра и режиссер В.Всеволодский-Гернгросс в сборнике "Игры народов СССР" отмечает, что обряд свадьбы нашел свое отражение в группе "семейных игр", в состав которых входили игры "девичьи", "любовные", "в женитьбу", "в семью" и т.п. Семейные игры, являясь развлекательными элементами человеческой культуры, были в то же время своеобразной школой жизни, обеспечивающей подготовку к свадебному обряду. Да и вся свадьба в целом представляла собой как бы сложную драматическую игру, в которой реальное действие переплеталось с поэзией, говорящей на языке больших образных обобщений. В свадьбе все нужно было "разыграть". Отсюда и родился термин "сыграть свадьбу". Все роли на свадьбе были точно распределены и имели конкретные задачи. Родители жениха и невесты должны были вести себя, согласно своей роли, как радушные и богатые хлебосолы. Жених изображал доброго молодца - ясного сокола. Невеста играла самую трудную роль, по которой нужно было плакать, переживать, причитать и прощаться с родителями и подругами. Все остальные роли распределялись среди тех гостей, которые имели непосредственное отношение к организации свадьбы: сват и сваха - первоначальные организаторы сватовства, подружки - распорядители и увеселители свадьбы со стороны жениха, подруги невесты и т.п. Всех участников свадебного обряда можно условно разделить на непосредственных участников (члены рода жениха и невесты), соучастников (исполнителей ролей свадебного обряда) и потребителей (зрелищное потребление обряда со стороны лиц, не имеющих ролей). Зрелищный характер свадебного обряда дал повод многим драматургам и этнографам записать его как театральную пьесу, так и использовать вкрапление обрядовых моментов. А.Н.Островский использовал такое вкрапление в пьесе "Бедность не порок". В 1923 году Государственный этнографический театр в Ленинграде поставил "Обряд русской крестьянской свадьбы". Постановка была знаменательна тем, что представляла собой первый опыт инсценировки обрядового действия, приближенного к этнографической правде. На протяжении веков свадебный обряд изменялся, упрощался, освобождался от религиозных наслоений. В настоящее время он потерял свою обрядовую значимость и, создавая новые условия игры, органично перешел в форму театрализованного представления, всех участников которого можно разделить на три новые группы: непосредственные участники (жених, невеста и члены их рода), соучастники (администрация, организующая свадьбу, сценарист-режиссер, ведущий-распорядитель, актеры, художник, кинооператор, свидетели и потребители-участники (гости), с одной стороны потребляющие зрелище свадьбы, а с другой, участвующие в нем, коллективная эмоция этих групп сознает общую атмосферу праздника, радости, веселья, торжества. Свадьба, с одной стороны, организуется как личный праздник молодоженов, а с другой как праздник коллектива, состоящий из родных, друзей и товарищей. Родился новый театр - Театр свадебного торжества, главным действующим лицом которого стали все участники. Специфическое искусство сценаристов, актеров и режиссера такого рода театрализованного представления состоит именно в том, чтобы заразить, заставить действовать собравшихся людей, а не разыгрывать что-либо за них. Игровые моменты присутствуют у нас в самом обрядовом действе, сопровождая обряд, выступая как существенный компонент его (распиливание первого бревна - "все пополам", появление волшебного сундука для подарков, разламывание каравая). Обряд обращается к "высшим нервным центрам", и здесь совершенно недопустима фальш. Обряды дошедшие до нас через века, претерпевали много изменений, но изжившие себя формы, порой еще имеют место, мешая нам, вступая в противоречие живыми потребностями современного человека. Использование старых форм возможно только в тех случаях, когда их переосмысливание целесообразно и не вызывает существенных возражений. В нашем свадебном торжестве присутствуют игровые элементы старых обрядов. "От наших предков к нам пришел обычай - в дом новобрачных приносить огонь...". "Разжигание" очага - это начато свадебного обряда, но он принимается отлично, он переосмыслен на современный лад. Присутствует у нас и "свадебный каравай" и "породнение" и даже "выкуп", но всем этим старым элементам свадебного обряда придано новое идейное содержание. Кукла - "цыганка", требуя "выкуп" просит жениха сплясать с женой. Этот старый элемент обряда - "выкуп", перефразированный на современный лад, превращаясь в зажигательную пляску молодоженов, украшает свадебное торжество. А "свадебный каравай", который выбирает главу семьи, и "породнение", в которое вложен большой смысл: "Живите весело и дружно, решайте общие дела, поспорьте, если это нужно, но помните, что вы теперь - одна семья". Молодоженам и их родителям сообщают, что момент породнения заснят на кинопленку, и теперь в семье имеется "исторический кинодокумент". А породнение родственников жениха и невесты через каравай - хлеб, который в веселом игровом моменте определил "главу" семьи: "Хлеба в жизни нет почетней. В нем труд земледельца и соль земли. И в день счастливой свадьбы этой Пусть породнит он иве семьи". Этим хлебом жених и невеста обносят родственников и присутствующих на свадьбе. Каждый должен отломить кусочек "священного" хлеба. Замечательным средством организации обряда выступает искусство. Именно свадебное торжество дает возможность синтезировать, соединять различные виды искусства в единое театрализованное действо. И как важно, чтобы все эти средства были поданы профессионально. Здесь ничего не может быть плакатного, все должно идти от сердца. Даже импровизация должна воздействовать эмоционально. Часто мы слышим такие слова "свадьба - это таинство". Почему мол интимное торжество должно быть публичным? Причем тут посторонние лица - актеры? Следует отметить, что мы учитываем это очень важное обстоятельство. Не заорганизовать торжество и не лишить его интимного семейного характера, не превратить в обыкновенный штамп - в этом наша задача. С одной стороны - обряд должен быть массовым и традиционным, т.е. иметь закрепленные части театрализованного действия, переходящие без изменения из свадьбы в свадьбу, а с другой стороны - должен быть импровизационным, так как каждый раз в нем участвуют разные люди. Как же учесть их индивидуальные качества и потребности? Опыт показывает, что сама подготовка к свадебному торжеству вызывает у молодоженов, родных и друзей чувство ожидания, волнение, стремление к деятельности, которое необходимо использовать. Важно, чтобы гости на торжестве были не только потребителями, но его активными участниками. Поэтому примерно за месяц начинается подготовительная работа. Как учесть при этой подготовке, скажем индивидуальность молодоженов, их интересы, особенности, хобби? Через кого это сделать? Если через родителей, то можно впасть в некоторую необъективность. Как показала практика, лучше всего это сделать через свидетелей молодоженов. Как правило, это лучшие и близкие друзья. Зачастую это люди, с которыми молодожены вместе работают или учатся. В этом случае через свидетелей в подготовку к свадебному торжеству подключаются целые коллективы. И это дает свои результаты. На таких свадьбах проявляется фантазия, инициатива, творчество самих участников. Мы же синтезируем это народное творчество и распространяем его. Итак, разработанные в порядке эксперимента, сценарии "золотой", "серебряной" и "молодежной" свадеб в постановочном решении дают возможность режиссеру "начинить" свадебное действие эстетическим, эмоциональным и идейно-воспитательным зарядом. Сценарист успешно решает важную задачу: на основе изучения старинных свадебных обрядов старается сделать вариант (естественно, экспериментальный) нового современного обряда свадьбы, как радостного праздника не только юбиляров и молодоженов, но и их родственников, друзей, товарищей по работе, однополчан, земляков. Сценарий предусматривает при этом две линии действия: А) проявление инициативы и импровизации со стороны родственников, друзей, товарищей по работе под руководством опытных культпросветработников - режиссеров "зала свадебного торжества", которые располагают набором художественных и театрализованных поздравлений, тостов, подарков, шуточных и юмористических текстов (в каркасном варианте). Б) ведение и организация свадебного действия исполнителями "зала" (распорядителем свадьбы, художественно-концертной бригадой, оркестром). Обе линии объединены сценарием, относящимся непосредственно к той или иной паре с учетом ее особенностей - биографии, возраста, специфики основной работы, национальных особенностей и т.д. Сценарий предусматривает использование ряда элементов свадебной символики, в частности - ритуальных лент, свадебных медалей, сувениров, значков, вручаемых юбилярам и гостям. Об эффективности разработки театрализованного свадебного торжества говорит общественный резонанс работы экспериментального зала, многочисленные отзывы центральной и местной печати, отклики участников, зафиксированные в книге отзывов: "Мы, студенты Высшей профсоюзной школы культуры, посетили ваш великолепный дом и были поражены впечатляющим уровнем КПР. Мы почерпнули здесь больше, чем на самых лучших лекциях, и считаем, что ваш опыт, дорогие товарищи, должен быть известен всей стране и специально изучается в вузах культуры. Участники студенческой научно-исследовательской лаборатории ВПШК." "Я прожил 70 лет. И вот сегодня мне посчастливилось быть на свадьбе, которая произвела на меня огромное впечатление. Здесь сказка сочетается с жизнью, старые русские обычаи - с современным торжеством. Советская власть дала нам возможность так торжественно справлять современные свадьбы". "Все, что сегодня с нами произошло, похоже на чудесную сказку. Этот день запомнится на всю жизнь. Мы были очень тронуты той семейной обстановкой, которая окружала нас во время всего торжества. Чувствуется, что артистами и ведущей проделана большая работа для того, чтобы люди могли так справить праздник, повеселиться и отдохнуть. Спасибо организаторам этого представления. Заверяем вас, что серебряную свадьбу будем отмечать только в этом месте. Супруги Ивановы".
В начале 1977 года, также в виде эксперимента, помимо залов свадебных торжеств, был открыт зал трудовой славы. Его открытие сразу вызвало большой интерес со стороны общественности, но, как всякое новое явление, повлекло и большое количество вопросов. Самым существенным оказался вопрос: а надо ли вообще возводить день рождения человека (т.е. семейный праздник) в категорию общественного праздника? (Ведь как правило юбилеи трудовой славы приурочиваются в большинстве случаев к дням рождения). На наш взгляд, празднование таких дат имеет большое общественное и воспитательное значение. Вопрос о необходимости проведения юбилея трудовой славы поставлен самой жизнью. Начиная экспериментальную разработку сценария, мы определили две основных предпосылки к поиску его образного решения: Один из важнейших стимулов человеческого труда - общественное признание трудовых заслуг человека. Только тогда человек ощущает свою необходимость людям, когда видит благодарность людей, общества за свой труд. Сделать юбилейную дату жизни человека праздником его труда, торжеством его дела - вот на наш взгляд, основная задача проведения таких юбилеев. Очень важен и второй момент - воспитательный. Воспитательный для всех тех, кто станет участником этого торжества - детей, родных, близких друзей. Проведение таких юбилеев приобретает большой общественный резонанс, так что косвенных участников оказывается больше, чем прямых. И, безусловно, воспитательный момент относится и к основному объекту торжества - юбиляру, когда о человеке говорят хорошие, добрые слова в присутствии его близких, ему хочется стать еще лучше, достойнее, чтобы и в дальнейшей жизни слышать в свой адрес слова: " Пусть каждый год приходит к вам друзья сказать, что родились Вы не напрасно..." За основу театрализации юбилея трудовой славы нами был взят документальный ряд наиболее важных жизненных событий юбиляра. Это прежде всего фотографии из семейного альбома, дипломы, и медали, ордена, письма, дневники и т.п. Но основное в выборе материала определялось трудовой стороной деятельности человека. "Твой труд вливается в труд всей страны!" - этот эпиграф определяет суть подхода к театрализации. Не случайно администрация предоставляет зал для проведения трудовых юбилеев только тем людям, о которых есть что рассказать, которые достойны, чтобы их личный праздник стал явлением общественным. Сценарий юбилея трудовой славы состоит из двух частей: ритуальной и развлекательной. Основная идеологическая нагрузка, безусловно, ложится на ритуальную часть, главная мысль которой выражена в известных словах "Человек сам кузнец своего счастья!", наполненных новым смыслом: "Не только своего счастья, но и счастья своей страны, своего народа". Символическим образным воплощением этой мысли становятся стилизованные наковальня и молот. С их помощью юбиляру предлагают выбить на своеобразной трудовой доске почета свой автограф: "Пусть кувалда трижды отобьет автограф ваш на этой наковальне". В ритуальной части воссоздается жизненный путь человека, страницы жизни юбиляра становятся зримыми, образными, благодаря таким художественным средствам как фотомонтаж (на экране) и литературно-музыкальная композиция, сопровождающая и эмоционально наполняющая эти кадры. Ритуальная часть предполагает активное участие всех присутствующих не только в поздравлениях юбиляра, но и в таких игровых ситуациях, как "арка славы", где родные и друзья образуют из разноцветных "воздушных" лент арку, под которой юбиляр проходит к своему почетному месту. Дети юбиляра предлагают ему разрезать золотую ленту как стартовую в следующее трудовое десятилетие. Жена юбиляра помогает ему одеть стилизованный кузнечный фартук перед тем как он подойдет к наковальне, где от ударов его молота вспыхнет стеклянный световой букет больших цветов, ассоциативно перекликающийся с каменным цветком из сказок Бажова - символом красоты человеческого труда. Вторая часть юбилея - развлекательная. Здесь наша задача перестроить психологический настрой участников торжества целиком на игровое начало. Но игру в данном случае ведут не только участники торжества, но и актеры, основная задача которых - включение в действие всех присутствующих. Актеры своими выступлениями как бы провоцируют присутствующих на действие. Опыт первых шагов эксперимента показал: главное условие проведения юбилеев трудовой славы - индивидуальный подход к театрализации каждого нового юбилея на сценарно-режиссерской основе. Индивидуальный подход обуславливается, в первую очередь, театрализацией жизненной хроники юбиляра, учетом его профессии и мерой того участия, которое примут в ней общественные организации, где трудится юбиляр (или грудился). Несомненно, что в сценарии каждого такого юбилея трудовой славы должны предусматриваться импровизационные моменты. Именно сочетание с ними основного стержня дает нам каждый раз возможность создать оригинальный художественный образ человека-труженика.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы