Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОТРЕБНОСТИ, КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ И ИДЕАЛЫ



Дипломная работа

ПОТРЕБНОСТИ, КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ И ИДЕАЛЫ

В АРХИТЕКТУРНОМ ФОРМИРОВАНИИ ЖИЛИЩА

 

 

М.С. Тютина,

 К.В. Кияненко, научный руководитель, доктор архитектуры,

профессор.

 

 

ВОЛОГДА 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                 10-12

1. АРХИТЕКТУРНАЯ ЧАСТЬ

1.1. КОНЦЕПЦИИ «ИДЕАЛА», «КУЛЬТУРНОЙ НОРМЫ» И «ПОТРЕБНОСТИ»

   В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

1.1.1. Философия, культурология и социология об «идеале»,

«культурной норме» и «потребности»                          13-17

1.1.2. Взаимосвязь понятий «идеал», «культурные нормы» и

«потребности»                                                             17-19

1.2. КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ В ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРЫ

1.2.1 Роль "потребности" в архитектурном проектировании:

    концепции, преимущества и недостатки                                 20-22

1.2.2 Концепция "идеала" в истории архитектуры                     23-32

1.2.3 Представления архитекторов о культурной норме             32-35

1.3. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩА НА ОСНОВЕ

   ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛОВ, КУЛЬТУРНЫХ НОРМ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

1.3.1. Определение базовых ценностей индивида как устойчивых

    "идеалов"                                                                              36-37

1.3.2. Корректировка модели относительно культурных норм

     индивида                                                                             37-39

1.3.3. Уточнение полученной модели на основе потребностей

    заказчика                                                                             39-40

1.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕАЛОВ, КУЛЬТУРНЫХ НОРМ И

    ПОТРЕБНОСТЕЙ В ВОЛОГОДСКОМ КОНТЕКСТЕ

1.4.1. Методика и процедура исследования                                    41-42

1.4.2. Основные результаты исследования жилищных

    предпочтений Вологжан                                                         42-44            

1.5. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

1.5.1. Архитектура идеалов - устойчивая архитектура                45-48

1.5.2. ЭКСПО жилищ - ЭКСПО "идеалов"                                       49

1.5.3. Высокая плотность "идеалов" - насыщенная разнообразием

      среда обитания                                                                       51

1.6. ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ

1.6.1. Градостроительное решение                                             52-55                                         

1.6.2. «Новая Коммуна»                                                             55-58

1.6.3. «Вавилон-21»                                                                59-60

1.6.4. «ЭКО-КОММ»                                                                    61-63

1.6.5. Технико-экономические показатели                                  64-65

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Методы определения стоимости строительной продукции      66-73

2.2. Определение базовой стоимости строительства общественно-

жилого комплекса                                                                 

2.2.1. «Новая Коммуна»                                                              74-77 

2.2.2. «Вавилон-21»                                                                  77-80 

2.2.3. «ЭКО-КОММ»                                                                   80-84                                                                                

2.3. Определение стоимости строительства в текущем уровне цен  84-85

3. ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТА

3.1. Мероприятия по охране окружающей среды                        86-89

3.2. Охрана труда при выполнении строительно-монтажных работ 89-92

3.3. Социум и проблемы урбанизации                                       92-95

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                               96

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ                                                        97-98

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б       

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Современная архитектурная практика традиционно ориентируется на выявление потребностей индивида и социокультурных страт, что считается базовым социальным основанием проектирования жилища. Концепция «потребностей» эксплуатируется большинством методических пособий и учебной литературой по архитектурному проектированию, потребности человека лежат в основе строительных норм и правил РФ.

Между тем, опора на «потребности» в архитектуре имеет пределы эффективности, что особенно заметно в переходные эпохи, подобные нынешней, когда потребности быстро складываются и так же быстро трансформируются. В результате моральное устаревание зданий происходит задолго до физического износа, а в некоторых случаях, еще прежде сдачи объекта в эксплуатацию. Примерами «краткосрочной» архитектуры могут служить заброшенные дома и целые поселки так называемого «элитного жилья», строившегося в 1990-е – начале 2000-х годов в пригородах многих крупнейших городов России (рис.1)

Рис.1 Элитные «замки» 1990-х гг., заброшенные владельцами из-за изменения потребностей

Наша страна и в данный момент переживает сложный переходный период, характеризуемый постепенной сменой парадигм в сферах экономики, общественной жизни, культуры и в архитектуре, - как первоочередном реагенте на ситуацию в обществе. Поэтому поиск альтернативных социальных оснований для проектирования жилища, повышающих устойчивость архитектурных решений, сейчас становится особенно актуальным.

Степень изученности: понятия «идеал», культурные нормы» и «потребности» широко освещены и рассмотрены в работах, как зарубежных авторов, так и отечественных теоретиков на уровне философии (И.Кант, И.Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс, Ф.Шиллер); психологии (М. Вебер, Т. Парсон, П. Сорокин (социологический аспект), 3. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, А. Маслоу (проблемы психологии личности и общества) и социологии (Я.Е. Тихонова, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов). В теории архитектуры термин «идеал» привлёк внимание ряда архитекторов в XX веке (Мисс Ван дер Роэ, Гропиус, Фрэнк Ллойд Райт, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер и другие). Вместе с тем, взаимосвязь и соотношение культурных норм и ценностей различных социокультурных страт общества с понимаем в них идеала; влияние этих феноменов на преображение потребностей людей, и, как основное, их отражение в архитектуре жилища, в современной теории прежде не рассматривалось; что и стало основной идеей написания данной работы.

 Цель данного исследования – поиск теоретических социальных оснований для проектирования жилища, обеспечивающего фундаментальность и устойчивость архитектурных решений.

Задачи исследования:

- уточнение содержания концепций «потребности», «культурные нормы» и «идеалы» и их взаимосвязи;

- выяснение роли данных концепций в проектировании жилища в ретроспективе;

- оценка перспектив опоры на культурные нормы и идеалы при проектировании жилища в г. Вологде;

- выявление норм и идеалов вологжан; построение модели исследования и использования в проектировании потребностей, норм и идеалов в их взаимосвязи.

Объект исследования – социокультурные потребности, культурные нормы и идеалы применительно к архитектуре жилища.

Предмет исследования – объёмно-пространственные, планировочные, художественно-стилевые и градостроительные формы воплощения идеалов, культурных норм и потребностей в жилищной архитектуре.

Гипотеза - опора, при формировании архитектуры жилища, на фундаментальные архетипы – идеалы и культурные нормы – увеличивает устойчивость архитектуры во времени и повышает достоверность подхода к проектированию.

Методы исследования:

Теоретическая часть основана на комплексном изучении работ по философии, культурологии и социологии с целью выявления понятий «идеал», «культурные нормы» и «ценности» и их взаимосвязи, а также их роли в формировании потребностей и предпочтений индивидов к жилищу. Анализ архитектурных «икон» различных периодов и стилей, их культурного наследия и влияния на идеалы современного общества.

Эмпирическая часть исследования состоит в осуществлении опроса населения города Вологды с помощью составленной автором анкеты, целью которого является выявление идеалов, культурных норм и потребностей респондентов по отношению к жилищу.

Научная новизна исследования заключается в том, что за время работы, автор не сталкивался с комплексным рассмотрением понятий «идеал», культурные нормы» и «потребности» в их взаимосвязи по отношению к архитектурному формированию жилища.

Практический вклад исследования заключается в разработке методики и технологии архитектурного формирования жилища на основе идеалов, культурных норм и потребностей индивидов; составлении некоего «каталога жилищ» - «матрицы идеалов» различных форм жилища, руководство которым при проектировании упрощает взаимопонимание архитектора и заказчика, а так же повышает уровень достоверности самого подхода к формированию жилища.

 




АРХИТЕКТУРНАЯ ЧАСТЬ

Рис.2 Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

  1. Физиологические потребности
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребность в любви и принадлежности
  4. Потребность в уважении
  5. Потребность в самореализации и самовыражении

 

«Маслоу считает, что потребности каждой последующей степени становятся для человека актуальными только после того, как на достаточном уровне удовлетворены потребности предыдущей стадии» [7]. Абсолютность данной позиции широко оспаривается и критикуется в научной литературе и подвергается сомнению и автором, но на данный момент времени альтернативной конкурентоспособной иерархии потребностей не изобретено.

1.1.2  Взаимосвязь понятий «идеал», «культурные нормы»

    и «потребности»

Рассмотрев и уточнив понятия в отдельности, важно выявить их взаимосвязь. Прямого ответа на данный вопрос в литературе найдено не было, поэтому автор выдвинул собственное предположение о соотношении понятий, подкрепляя свою позицию авторитетными мнениями.

Гипотеза: идеал первичен. Природа идеала заключается в том, что он манит, побуждает к действию, но не может быть воплощен, реализован. «Идеал, словно горизонт, всё время отодвигается в будущее по мере приближения к нему» (Иммануил Кант) [1]. Воплощенный идеал уже не идеал – это культурная норма. «Культурные нормы направлены на идеалы человечества, воплощение которых есть конечная и недостижимая цель культурных норм. /…/ Для любой культурной нормы есть идеальный уровень соответствия и некоторый диапазон допустимого изменения вокруг идеала» [8]. Идеал лежит в основе культурных норм индивида и общества в целом, позиционируя человека к стремлению воплотить идеал в реальность через культурные нормы. Идеал устойчив во времени и в определённых исторических условиях константен. Смена идеалов прямо пропорциональна смене эпох и стилей.

Культурные нормы так же обладают низкой дискретностью, но, в отличие от идеалов, гораздо больше подвержены влиянию тенденций времени, моды, появлению новых технологий. Культурные нормы более разнообразны, чем идеалы, то есть один идеал может иметь несколько интерпретаций в культурных нормах, в зависимости от принадлежности носителя к определенной культуре, классу, сообществу. «Культурные нормы оказывают мощное воздействие на мир потребностей» [7], формируют и преобразуют их. «Потребности индивида зависят от социальной среды и принятой в ней системы ценностей» [6].

«Механизм воздействия культурных норм на потребности можно свести к пяти основным составляющим:

1. Формирование потребностей на основе культурных норм;

    1. Потребности делятся на разумные и неразумные на основе представлений о ценностях и нормах;
    2. На основе культурных норм устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости;
    3. На основе культурных норм устанавливаются способы удовлетворения потребностей;
    4. Деятельность по целенаправленному формированию и изменению потребностей строится с учетом культурных норм» индивида [7].

Таким образом, рассматривая понятия в их взаимосвязи и взаимовлиянии, можно сформулировать иерархию, критериями построения которой служат сравнительная фундаментальность понятий, роль и устойчивость во времени (рис.3)

Рис. 3 Соподчинение идеалов, культурных норм и потребностей

Выводы по главе: Понятия «идеал» и «культурные нормы» играют важную роль в жизни социума, формируя и модернизируя «потребности» индивида, как части общества в целом. Знание и понимание значения понятий и их взаимосвязи важно представителю каждой профессии, чья деятельность непосредственно связана с социальной жизнью человека, и, особенно важно для архитектора, основной целью которого является создание комфортной и гуманной среды обитания индивида как части социума.

АРХИТЕКТУРЫ

1.2.1 Роль "потребности" в архитектурном проектировании: концепции, преимущества и недостатки

Потребность – есть неотъемлемая составляющая архитектуры, начиная с того, что «архитектура, как сервисная деятельность» направлена на удовлетворение потребностей человека, в жилище, общественном здании, городской среде [6]. «В иерархии потребностей человека А. Маслоу жилище занимает первый, витальный (жизненный) уровень, ибо определяет материальные условия существования человека и создает условия для удовлетворения всех его потребностей. Качество жилища характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека не только в крове как таковом, но и в возможности удовлетворения прочих потребностей человека в физическом, социальном и духовном развитии. /…/ Потребность в жилище не может быть удовлетворена за счет другой потребности, так как первичные потребности человека не могут быть заменены одна другой, в отличие от потребностей более высокого уровня» [9]. Важно выяснить роль и «первостепенность» потребности в архитектурном формировании, верность «потребностей» как доктрины при архитектурном проектировании.

Витрувий в своей триаде: «прочность – польза – красота» ставил пользу (рассматривается автором как удовлетворение потребностей) на второе место, второстепенную роль «потребности» занимали до начала 20-го века, пока Ле Корбюзье не заявила в своем манифесте, что “дом — это машина для жилья”, провозгласив жилье всего лишь набором необходимых функций (сна, отдыха, приготовления и приема пищи, других бытовых процессов), и не более того. Так возникло самое масштабное архитектурное течение, основанное на концепции «потребностей» - функционализм.

Функционализм «выдвигает идею максимальной целесообразности. Человек воспринимается как функционирующий субъект. Основной целью архитектора является организация процессов, протекающих в здании. Проектирование на основе графиков движения и эргономики ориентируется на создание функционально и гигиенически комфортной среды. Подсчитываются минимально необходимые площади и объёмы для осуществления жизнедеятельности. Хорошее жилище инсолируется и проветривается, зонирование улучшает санитарные характеристики. Площадь помещения определяется его предназначением. Комфорт на уровне интерьера обеспечивают эргономика и антропометрия. В 20-е годы подобный функциональный подход проявляется и в Советском Союзе, навеянный «социальным заказом», глобальными идеями общественного переустройства. «Архитектура этого периода базировалась на отношении к потребителю жилья сначала как к объекту для воспитания, затем — как к объекту опеки. Вместо того чтобы удовлетворять жилищные потребности людей, архитекторы предпринимали попытки их формировать, по меньшей мере, реформировать, воспитывая новую генерацию “советских людей» [11].

Достоинства концепции:

- благое, хоть и утопическое, стремление создания нового общества, с новыми ценностями, концепция «жизнеустройства»;

- попытка изучения и обеспечения потребностей общества в жилище через научный и математический подход;

Недостатки:

- отрицание исторически сложившихся ценностей;

- отношение к индивиду лишь как к потребителю определенного набора благ, малому элементу большого механизма;

- унификация, стартантизация и типизация массового строительства жилья лишает жилище индивидуальности, комфорта, самоидентификации личности со своим домом, порождает монотонность и даже агрессивность жилой среды. Взрыв жилого комплекса в Сент-Луисе, вполне пригодного по своим функциональным и техническим характеристикам (примитивно понимаемым потребностям), но совершенно неприемлемого для жизни (с точки зрения норм и идеала), превратившегося в гнездо вандализма и криминала, обозначил крах теории функционализма в жилищном строительстве на Западе, а позднее и в Советском строительстве.

Совсем под иным углом «потребности» рассматриваются в парадигме консьюмеризма (англ. consumer — потребитель), которая «сопутствует архитектуре на всём протяжении её истории, но активизируется всегда на фоне укрепления рыночного компонента культуры. Человек-потребитель имеет право высказывать свое мнение и по-своему создавать среду обитания. За клиентом признается право выбора не только наполнения, но и внешней оболочки здания. Для клиента потребление часто становится смыслом и целью жизни, а владение чем-то означает принадлежность к той или иной группе лиц, к классу. «Удовлетворённость потребности» служит основным ориентиром и критерием оценки средообразования» [10].

Достоинство подхода – стремление всецело осуществить, реализовать и удовлетворить потребности и желания индивида.

Недостатком концепции является риск опоры при формировании жилища на ошибочные, «лжепотребности» заказчика, ведущих к разочарованию индивида в собственном жилище и дискомфортной среды обитания, вследствие возможности социальных и эстетических противоречий прямо выраженных потребностей. Наиболее достоверным является подход к «потребностям» концепции, сложившейся в 90-х годах 20-го века - “архитектуры соучастия”— «когда потребитель жилой среды становится соавтором архитектора, получает право отстаивать свои идеи наравне с профессионалами и участвовать в процессе создания жилой среды и управления ею» [11]. Важную роль в данном подходе к формированию архитектуры играет проффесионализм архитектора и его умение работать с «потребностями» и пожеланиями индивида, отделять глубинные потребности от «лжепотребностей», предвосхищать их изменения с течением времени и ориентировать заказчика в верном, соответствующем его культурным нормам и идеалам, направлении.

 

1.2.1. Концепция "идеала" в истории архитектуры

 

Мечта и стремление к созданию идеальной архитектуры для человека жила и продолжает жить в сознании архитекторов всегда и неизменно приводит к разработке всё новых и новых концепций, и утопий.

В каждую эпоху великие мыслители искали пути идеальной организации поселений человека, моделировали прогрессивное для своего времени устройство человеческого общества, стремясь к достижению гармонии. Архитектурная практика пестрит множеством подобных примеров. Первое упоминание о концепции «идеального города» датировано 5-4 веком до нашей эры, поэтому можно заявлять, что история концепции «идеала» в архитектуре равна истории самой архитектуры.

В таблице 1 приведены наиболее яркие примеры концепции «идеал», структурированные по уровням: город - жилой блок – жилое образование.

Таблица 1.1.

Концепции «идеал» в истории архитектуры

  АВТОР   ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ      ИЛЛЮСТРАЦИИ

ГОРОД

  Платон (427-347 годы до н.э.)   «Идеальный город» стал архетипом утопии на все времена. Автор посвятил описанию его устройства главное свое сочинение – диалог «Государство» Идеальная система жизни города-государства на острове Атлантида, утонувшем в Атлантическом океане 9000 лет назад.
  Винченто Скамоцци (1552-1616),   «Город-крепость»   Пальма Нуова                                           

Продолжение таблицы 1.1

 

  Томмазо Кампанеллла (1568-1639)   «Город Солнца»   Исходной ячейкой служила община и предлагалось обобществить все элементы быта — средства и продукты производства, воспитание, питание и жилые дома.                                      
  Клод Николя Леду (1736 – 1806)   «Соляной» город Шо в провинции Франш-Конте. «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов и законов» [12] Воплощена ренессансная идея «идеального города» Значение промышленности как градообразующего фактора, мысль об экологической роли производства, введено функциональное зонирование.  
  Ле Корбюзье (1887-1965) гг. (Шарль-Эдуард Жаннере)   «Ле Корбюзье, великий диктатор от архитектуры, по-видимому, совершенно искренне был уверен в том, что эта холодная схема - единственно возможная структура города XX века Небоскребы буржуа - в парке наверху, средний класс - в орнаментальной решетке кварталов по центру, кварталы пролетариев - понизу, над полосой заводов. В каждой группе здания одинаковы, как слезы. Все вместе названо: «Лучезарный город». [13]  

Продолжение таблицы 1.1

 

  Людвиг Хильберсеймер (1929)   «Проект идеального города» Город на 2 милииона жителей [14]    
Арата Идзосаки 60-е года 20 века «Метаболическая картина идеального мира» Высказывались предположения о возможности идеального моделинирования мира и людей. «город представляет собой систему экономических связей – транспорта между индивидуальными зонами, как физическое понятие»[14]  
  Джеффри Алан Джелликоу (1961)   «Мотопия» предложение градостроительного развития Лондона как образец для других городов
  Николай Ладовский (1930)   «Город-сад», «Зеленый  городом» Концепция дезурбанизации стала источником вдохновения для многих концептуальных проектов, в которых роль средств сообщения естественным образом была переоценена [14]      

 

Продолжение таблицы 1.1

  Седрик Прайс   «Шагающий город», «Компьютер-сити», «Плаг-ин-сити». Концепция «недетерминирующей архитектуры», последовательно отвергающей монументальность, образность, вообще стабильную форму и, наконец, саму архитектуру. На ее место он предлагает понятие «обслуживания», обеспечивающее абсолютную несвязанность, свободу поведения    
  Тони Гарнье (1867-1948)   Идеальный «индустриальный город» возле Лиона (на 35 тыс. жителей). Жесткое функциональное зонирование города, применена санитарно-защитная зона между промышленной и жилой застройкой.    
  Эбенизер Говард (1898 - 1902)   «Город-сад завтра» опубликован в 1898 и 1902 годах Система из общин (30 тыс. человек) в непосредственной близости от крупного города-мегаполиса. Жесткая планировка каждой ячейки, исключающая рост (при необходимости роста возникала новая система) Рурисвилл» [14]            

 

Продолжение таблицы 1.1

 

  Кендзо Танге (1961)   Концептуальный проект застройки токийского залива Идея дезурбанизации  [14]

 

ЖИЛОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  Томас Мор (1478—1535)   Концепция гармонизации архитектурной среды общества будущего в урбанизированной жилой среде. Индивидуальные жилища сочетаются с системой общественного обслуживания, массивы жилых домов включают общественные залы    
  Шарль Фурье (1772 – 1837)   «Идеальная» архитектурная организация жилой среды в виде крупных дворцов-фаланстеров, в которых люди должны были жить и работать. В центре размещался «социальный дфорец» - фаланстер    
  Уильям Моррис (1834 – 1896)   Проект поселения на 2000 жителей, создан по принципам, рекомендованным Платоном, Бэконом и Т. Мором    

 

Продолжение таблицы 1.1

 

  Ле Корбюзье   (1947—1952)   Марсельский блок — многоквартирный жилой дом «Дом отождествлен с квартирой, стал одной из многих «камер», сдаваемых в наем. Карбю сравнивал «жилища» с бутылками, положенными на стилажи для выдерживания вина» Идея коллективного проживания, своего рода коммуна  
  Вальтер Гроппиус   1928 год «Хаотичное разнообразие квартир является доказательством несовершенства наших идей в создании правильного жилища для современного человека» Архитектура - прямой ответ на социальный заказ Строительная площадка расположена вдоль рельсов башенного крана    
  Советские конструктивисты   Дома коммуны как идеальный тип жилой среды и общества

 

Продолжение таблицы 1.1

 

ЖИЛОЙ БЛОК

  Ле Корбюзье 1922 год   «immeuble villas» «жилой блок» - новая формула проживания в большом городе, «квартира-сад» [14]
  Тео ван Дусбург и К. Эстерен 1922-1923   «Концептуальный дом» Элементаристское проектирование
  Этторе Соттсасс   Серия «идеальных зданий», Больших и небольших, от Сингапура до Колорадо «Любовные письма к архитектуре, хотя я не знаю, куда их посылать» [15].   Диапозон различных строительных типов архитектуры, воплощение мира архитектора, не практического, несколько сардонического и миланхолического.        

 

«Идеал» в архитектуре 21-го века – потеря «идеала», его утрата, вместе с основными целями и ценностями, «сбивка ориентиров». Автор проводит ассоциативную параллель между «идеалом» и «мифом» в архитектуре, рассматриваемым А.Г. Раппопортом в его «Пять проблем теории архитектуры 21-го века», так как «идеал» обладает основным свойством мифа «люди не склонны сомневаться в его истинности» [15]. «Архитектурная форма, принадлежащая какому-нибудь стилю, покуда она жива и действует на нас, несет в себе свой миф, свою истину, и когда мы видим в этих формах смысл, мы поневоле понимаем этот миф, даже если не принимаем этот стиль /…/. Я вижу в идее мифа способ синтеза разных свойств и сторон архитектуры, сохраняющий их энергию и самобытность и обосновывающий формы и стиль. В Новое время миф утратил актуальность, но именно благодаря этому он сохранил свой конструктивный интеллектуальный статус, хотя использование его в качестве позитивной категории в проектировании требует значительных теоретических усилий» [15], подобным образом ситуация, по мнению автора настоящего исследования, обстоит и с «идеалом» в архитектуре.

 А.Г.Раппопорт говорит о том, что смена «мифов как и смена стилей требует переосмысления ценностей и основ человеческого существования» [15] и о важности восстановления и использования архитекторами мифа при формировании архитектуры. Автор склонен полагать, что «идеал» в архитектуре переживает в настоящее время некий кризис – смерть перед новым рождением и в скором времени будет «воскрешен» в памяти и деятельности архитекторов, как неоспоримый фундаментальный архетип, возможно, данная работа – есть маленький шаг на этом пути.



Жилища

Концепция формирования жилища на основе идеалов, культурных норм и потребностей – есть основная идея данной дипломной работы. Автор полагает, что применение понятий в их последовательной взаимосвязи и ориентация на  основные факторы их формирующие увеличивает устойчивость архитектурных решений во времени и повышает достоверность подхода к проектированию.

Рассмотрев данные понятия как отдельные элементы архитектуры, автор исследует вопрос их проявления во взаимосвязи в архитектуре жилища. В продолжение исследования был проведен анализ «идеалов», «культурных норм» и «потребностей» как оснований для формирования жилища. Понятия сравнивались относительно следующих характеристик:

1. Устойчивость во времени

2. Универсальность в обществе

3. Связь с другими основаниями

4. Положение относительно способов идентификации в архитектуре жилища

5. Положение относительно специфики проявления в архитектуре жилища

Результаты исследования сведены в таблицу соотношений понятий и их роли в формировании архитектуры жилища (см. таблицу 1.2)

Таблица 1.2.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ

Градостроительное решение

Территория, относительно которой применена данная дипломная работа, является частью комплексного проекта разработки жилого образования К-96, расположена в городе Вологде, в районе Заречье. Западная граница участка примыкает к существующей застройке и развивается параллельно ул. Чернышевского - магистрали общегородского значения; к юго-восточной части к территории примыкают два других планировочных элемента – жилые образования; северо-восточная граница участка обрамлена заброшенной железной дорогой, реорганизованной участниками тандема как линейный рекреационный парк ориентированный, как на жителей района, так и на город.

Проектный шифр работы К-96/6-И.П.Кн. (8) На рисунке 12 представлена общая градостроительная схема К-96, цветом выделен участок, относящийся к данной работе

 

 

Рис. 12 Общая градостроительная схема К-96

Автором освоена территория в 4,5 га, которая разбита на 8 жилых кластеров, соответствующих восьми предлагаемым моделям «идеалов» типов жилищ. Примененный тип градостроительной структуры - периметральный квартал. Кластеры разделены между собой жилыми и пешеходными улицами, проездами относительно используемой общей градостроительной концепции – «сеть» 96 х 96 метров.

Рис. 13 Схема генплана К-96/6

В целом, структуру жилого образования формируют жилые здания с сопутствующими им общественными зданиями и помещениями – третьими местами, ориентация которых дифференцируется по трём уровням: кластер, район, город (см. рис. 14.1). В Ж.О. разработана безопасная и комфортная транспортно-пешеходная схема (см. рис. 14.2), предусмотрены машиноместа в виде открытых парковок, встроенных гаражей и подземных автостоянок, организованы пункты аренды экологически чистых видов транспорта (велосипедов, самокатов и т.п.) и места для их хранения. На территории К-96/6 предусмотрены детские площадки как крупные, так и точечные, детские комнаты и центры развития молодого поколения; организованы система пожаротушения и вывоза мусора, включая мусороперерабатывающие контейнеры с разделением мусора (см. рис. 14.3). Территория обильно озеленена и благоустроена.

 

 

Рис. 14.1 Схема функционального зонирования (схема третьих мест)

Рис. 14.2 Транспортно-пешеходная схема

Рис. 14.3 Схема пожаротушения и вывоза мусора

 

Инсоляция территории была проверена с помощью электронной программы Sitis-Solaris, графики расчетов теней, в регулируемые СНиП часы, представлены на рисунке 15.

Рис. 15 Отчетные графики инсоляции территории

 

Из восьми рассматриваемых «идеалов» - жилых кластеров, пять разработаны на концептуальном уровне объемов-моделей и три («Новая коммуна», Вавилон-21» и ЭКО-КОММ») на проектом уровне. На рисунке 16 изображен вид жилого образования с высоты птичьего полета и выделены цветом границы территории и разрабатываемые кластеры, более подробное описание которых представлено ниже.

 

Рис. 16  Вид жилого образования с птичьего полета

 

Новая Коммуна»

Коммуна как «идеал» типа жилища рассматривалась в мировой архитектурной практике не единожды. Идея жизни индивидов в дружном коллективе – сообществе, взаимопомощь и взаимовыручка, как идеал социальных отношений, всегда привлекала архитекторов максималистов. Утопичность осуществленных проектов домов-коммун, по мнению автора, состоит в излишней масштабности проектов сообществ и недостатке приватных пространств. Психологами доказано, что люди, имеющие возможность уединения, более открыты для контактов, чем вынужденные постоянно пребывать в обществе. Так же известен факт, что индивид чувствует себя членом общества, если это коллектив не более чем 20 – 25 человек, в противном случае, личность теряется в толпе.

Таким образом, концепция «Новой Коммуны» построена на сплочении небольшого коллектива людей, объединенных общими интересами с сохранением приватности жизни его членов.

Социальная программа. Жилой кластер «Новая Коммуна» ориентирован на людей средне и малообеспеченных, эти страты по исследованиям социологов НИИРАН наиболее открыты для социальных контактов. Люди, переживающие определенные проблемы и сложности, более отзывчивы и предрасположены к взаимопомощи. В данном кластере могут проживать менее социально-защищенные люди третьего возраста, студенты и молодые семьи, только начинающие восхождение по экономической лестнице.

Объёмно-пространственное решение «Новой Коммуны» продолжает основную идею – это замкнутый объем трапецеидальной формы, срезанный с южной стороны (для обеспечения инсоляции внутреннего двора) с активной внутренней жизнью - крытым атриумом, в котором расположен зимний сад и на который ориентированы галереи квартир.

Конструктивное решение Применена металлокаркасная система, основной шаг колонн 6 х 9 метров, плиты Ж/Б, на небольших участках используется монолит.

Функционально-планировочное решение «Новая Коммуна» - пятиэтажный жилой объем, со снижением этажности по направлению к югу до двух этажей. В цокольном этаже располагаются кафе, ориентированное как на жителей кластера, так и на район, и гараж. Часть первого этажа сдается в аренду под магазины, окна которых выходят на пешеходную улицу и ориентированы на членов Жилого Образования. В северной части объема расположены общественные помещения: библиотека, бассейн, комнаты встреч и собраний жителей кластера.

 

Рис. 17 Принципиальные схемы «Новой коммуны»

 

Большинство квартир кластера галерейного типа, галереи ориентированы на северные стороны и в крытый атриум, тем самым, обеспечивая приватность окон жилых помещений, близко расположенных друг к другу. Принятая каркасная система обеспечивает гибкость планировочных решений. Разработаны небольшие по площади, бюджетные квартиры (квартиры-студии, 1-2х комнатные квартиры), которые могут изначально эксплуатироваться как арендуемое жилище, а со временем выкупаться арендаторами. Квартиры спроектированы таким образом, что могут объединяться, развиваясь, как по горизонтали, так и по вертикали. В широкой галерее встроены лестницы через шаг минимальной квартиры, которые могут в будущем включаться в тело самой квартиры и становиться приватными коммуникационными узлами. Так же предусмотрена программа, когда несколько квартир-студий объединены общей квартирой-гостиной, в которой жильцы готовят и принимают пищу и общаются. Варианты планировочных решений квартир и форм их модернизации представлены на рисунке 18.

 

Рис. 18 Варианты планировок квартир и их модернизации

 

Композиционно - художественное решение. Пластика фасада выражена через узкие, ритмично размещенные консольно выступающие балконы, в цветовом решении которых применены яркие, насыщенные цвета, подчеркивающие демократичность и активность жизни в кластере. Балконы разработаны таким образом, что могут быть использованы и как границы приватности, и наоборот, как объединяющие квартиры элементы. Композиционным пространственным элементом является внутренний полуприватный двор первой степени, в который выходят окна галерей и индивидуальных жилых блоков. Первый этаж центрально размещенной галереи приподнят на уровень второго этажа, образуя крытый двор, является пространственной границей между открытым дворовым пространством и крытым внутренним атриумом, в котором расположен основной коммуникационный узел кластера.

 

Рис. 19 Композиционно-художественное решение «Новой коммуны»

 

Вавилон - 21»

Стремление человека к небу, кажется, появилось на свет вместе с самим человеком. Название жилого кластера символизирует актуальность мечты о жилище, «упирающегося в облака» и в 21-м веке.

Социальная программа «Вавилон -21» ориентирован на людей средне и высоко обеспеченных, индивидуалистов, карьеристов, интровертов, людей в постоянном движении, для которых дом – это место уединения и релаксации.

Объёмно-пространственное решение Кластер выполнен в стиле «башня», расчлененная на три блока: нижний – платформа - стилобат с двухуровневым гаражом и два жилых блока – средний в форме куба в 5 этажей и верхний, срезанный по направлению к югу 3-х этажный объем.

Сердцевина башни пронизана многоуровневым пространством – крытым атриумом, который эксплуатируется как зимний сад и внутренний двор, по контуру которого происходит движение по галереям, ведущим в индивидуальные квартиры. Освещение атриума производится через лестничный узел, размещенный на северной стороне и заключенный в стеклянный параллелепипед, а так же через вертикальные прорези, эксплуатируемые как террасы индивидуальных квартир, и верхний свет. Недостаток дворовой территории компенсируется двухуровневым двором, организованным на эксплуатируемых кровлях гаража и 5-го этажа.

Конструктивное решение Применена металлокаркасная система, основной шаг колонн 6 х 7,5 и 4,5 х 7,5 метров, плиты Ж/Б, на небольших участках используется монолит (см. рис.19)

а) б)

Рис. 19 Конструктивная система «Вавилон – 21»

 

Функционально-планировочное решение . «Вавилон – 21» - «идеал индивидуализма, поэтому кластер в основном состоит из жилых помещений – индивидуальных квартир, с минимальной площадью общественных пространств. Террасы индивидуальных квартир являются дополнительным разграничением межквартирного пространства, повышают приватность жилых помещений. Вход в квартиры  организован через открытые в атриум галереи, движение производится по кругу. Предусмотрены дифференцированные по площади, составу помещений и комфортности одно и двухуровневые квартиры, верхние этажи отданы под квартиры класса «люкс», к которым подведен индивидуальный лифт и обеспечен выход на кровлю.

Композиционно - художественное решение продолжает основную концепцию кластера – это «дом-эгоист», облеченный в гладь зеркальной оболочки холодного оттенка, без выступающих элементов и с жестким ритмом окон, которая «отражает» внешние факторы жизни и создает мембрану, за которой протекает индивидуальная жизнь. Функционально оболочка используется как ограждение, обрамляющих кластер балконов-лоджий, является границей-слоем между внешним миром и внутренним индивидуальным пространством квартир.

Рис. 20 Композиционно-художественное решение «Вавилон – 21»

 

ЭКО - КОММ»

Идея экологичности жилища крайне актуальна и популярна в настоящее время. Все больше людей задумываются о важности роли природного компонента в своем жилище, стремятся к воссоединению с природой, проживая в черте города. «Экологичность» рассматривается на нескольких уровнях: чистота строительных материалов, влияние окружающей среды (защита от негативных факторов), влияние на окружающую среду (жилище не наносит вред природе), «зеленый компонент» в жилище и т.п.

Социальная программа.  В «ЭКО-КОММе» проживают люди разного возраста, относящиеся к дифференцированным социальным стратам, с разным характером труда и видом деятельности, объединенные одной глобальной идеей – защита и забота об окружающей среде, жизнь в здоровом экологически чистом сообществе.

Объёмно-пространственное решение.  Кластер представляет собой жилую группу, состоящую из шести меридионально расположенных объемов, срезанных в южном направлении (максимальная высота – кровля пятого этажа, минимальная, мансарда второго этажа), расположенных напротив друг друга (три напротив трёх) и  связанных между собой пешеходной улицей – променадом в уровне двора и некрытыми переходами на уровне третьего этажа. Променад является полуприватным пространством, ориентированным на всех жителей кластера, и создающим плавный переход в приватные пространства частных дворов.

 

Рис. 21.  Объемно-пространственное решение «ЭКО-КОММ»,

 совмещенное с конструктивным решением

 

Конструктивное решение. Принята смешанная конструктивная система: поперечные несущие стены и металлокаркас. Сетка осей 4700мм х 6300мм. Перекрытия – ж/б плиты, в лестничных узлах – монолит.

Функционально-планировочное решение. Кластер в основном состоит из жилых модулей галерейного типа, сочленённых между собой блокированными домами. Часть площади первого этажа блоков, ориентированных на жилую улицу арендуется частными предпринимателями для небольших встроенных магазинов, элементов бытового обслуживания, кабинетов-офисов. Возможно применение программы «жилище плюс работа», когда жилые квартиры непосредственно связаны с рабочим пространством человека, это обеспечивается гибкостью предложенных планировочных решений. Квартиры решены в одном и двух уровнях, к каждой жилой ячейке прикреплен мини земельный участок, примыкающий к общей галерее и создающий тем самым её «зелёную» кайму (см. рис. 22).

 

Рис. 22 Планировочные решения «ЭКО-КОММ»

 

Часть кровли каждого блока является эксплуатируемой и делится на две части: крытая теплица – оранжерея и открытая терраса – летний сад. На крышу ведут однопролётные лестничные марши, размещенные в северных торцах блоков и являющиеся основными коммуникационными узлами кластера. Ионизированный, наполненный кислородом воздух из общих оранжерей через вентиляционные каналы поступает в жилые помещения «экопоселенцев».

На территории применена система разделения мусора с целью его дальнейшей переработки, для чего в подземной части двора организованы мусоросборники с компрессором. Дождевая вода используется для полива и орошения дворовой растительности в летнее время, зимой избыточные осадки используются в бытовых целях кластера.

Композиционно - художественное решение. Общий вид со стороны дворового пространства, дающий представление о композиционном решении приведён на рис. 23.

Рис. 23. Композиционно-художественное решение «ЭКО-КОММ»

Новая Коммуна»

Площадь участка …………………………………………………………..…………… 6 380 м.кв.

Площадь застройки ................…………………………………………………. 2 600 м.кв.

Плотность застройки (брутто)                                                     41 %  

Общая площадь                                                                 9 800 м.кв.

Плотность застройки                                                   15 300 кв.м./Га

Общая площадь квартир                                                   7 600  кв.м

Общая площадь встроенных помещений                             2 200 кв.м  

Количество квартир                                                                  45-50

Количество машино - мест на открытой автостоянке             25

Количество машино - мест в подземной автостоянке              60

Численность населения                                                   160 человек

Обеспеченность жилищным фондом                               21 м.кв/чел

Плотность населения (брутто)                                         250 чел/Га

Сметная стоимость                                                  376 051 029 руб.                               

Стоимость одного квадратного метра составляет:            35 100 руб.

 

Вавилон - 21»

Площадь участка …………………………………………………………..…………… 3 700 м.кв.

Площадь застройки ................…………………………………………………. 2 700 м.кв.

Плотность застройки (брутто)                                                    72 %  

Общая площадь                                                               21 600 м.кв.

Плотность застройки                                                   58 300 кв.м./Га

Общая площадь квартир                                                  18 000 кв.м

Общая площадь встроенных помещений                             3 600 кв.м  

Количество квартир                                                                  95 шт.

Количество машино - мест на открытой автостоянке             33

Количество машино - мест в подземной автостоянке             60

Численность населения                                                   285 человек

Обеспеченность жилищным фондом                                63 м.кв/чел

Плотность населения (брутто)                                         560 чел/Га

Сметная стоимость                                                  555 310 061 руб.                               

Стоимость одного квадратного метра составляет:            23 043 руб.

 

ЭКО-КОММ»

Площадь участка …………………………………………………………..…………… 9 200 м.кв.

Площадь застройки ................…………………………………………………. 3 000 м.кв.

Плотность застройки (брутто)                                                    32 %  

Общая площадь                                                               10 200 м.кв.

Плотность застройки                                                   11 090 кв.м./Га

Общая площадь квартир                                                  8 900 кв.м

Общая площадь встроенных помещений                             1 300 кв.м  

Количество квартир                                                                  88 шт.

Количество машино - мест  в гараже                                     58

Численность населения                                                   264 человек

Обеспеченность жилищным фондом                                38  м.кв/чел

Плотность населения (брутто)                                          287  чел/Га

Сметная стоимость                                                  294 667 971 руб.                               

Стоимость одного квадратного метра составляет:            30 760 руб.



НОВАЯ КОММУНА»

Таблица 2.1.

Определение базовой стоимости жилых и общественных зданий

комплекса

Наименование объекта функциональной зоны Единица измерения Стоимость единицы измерения Количество единиц измерения Общая стоимость, руб.
1 2 3 4 5
Жилые блоки 1 м3 27,5 20900 574 750
Библиотека 1 м3 36,4 200 7 280
Детская комната 1 м3 25 600 15 000
Кафе 1 м3 350 1200 420 000
Торговые площади 1 м3 19,8 1800 35 640
Зимний сад 1 м3 16,06 1500 24 090
Гараж 1 м3 620 2200 1 364 000

Итого: 2 440 760

Таблица2.2.

Определение базовой стоимости благоустройства и озеленения           комплекса

Наименование объекта функциональной зоны Единица измерения Стоимость единицы измерения Количество единиц измерения Общая стоимость, руб.

Благоустройство

Внутренние проезды и автостоянки   1 м2   9,02 100 902
Тротуары 1 м2   7,92 340 2 692,8
Пешеходные аллеи и дорожки 1 м2   2,31 510 1 178,1

Озеленение

Подготовка участка для озеленения 100кв.м. 7,71 600 4 626
Устройство газонов с подготовкой почвы механизированным способом   100кв.м.   46,2   120   5 544
Озеленение вдоль тротуаров кв.м. 5,5 1000 5 500

Итого: 20 442,9

Таблица 2.3.

Сводная смета на строительство объекта

Наименование главы Единица измерения

Общая стоимость

1 2

3

Гл.1 Подготовительные работы Руб. 1,5% от стоимости затрат

36 611,4

 

Гл.2 Строительство комплекса Руб.

2 440 760

Гл.3  Благоустройство и озеленение Руб.

20 442,9

                        Итого по гл.1-3                  2 497 814,3

Гл.4  Временные здания и сооружения

Руб. 2% от суммы по гл.1-3

 

49 956,3

 Итого по гл.1-4                  2 547 770,6

Гл.5  Прочие работы и затраты

Руб.1,45% от суммы по гл.1-4

36 942,7

 Итого по гл.1-5                  2 584 713,3

Гл.6  Содержание технического и авторского надзоров

Руб.0,45% от суммы по гл.1-5

11 631,2

 Итого по гл.1-6                   2 596 344,5

Гл.7  Проектно-изыскательские работы

Руб.2,5% от суммы по гл.1-6

64 908,6

 Итого по гл.1-7                    2 661 253,1

Гл.8  Непредвиденные затраты и работы

Руб. 10% от суммы по гл.1-7

266 125,3

 Итого:                                    2 927 378,4

         

ВАВИЛОН - 21»

Таблица 2.4.

Определение базовой стоимости жилых и общественных зданий

комплекса

Наименование объекта функциональной зоны Единица измерения Стоимость единицы измерения Количество единиц измерения Общая стоимость, руб.
1 2 3 4 5
Жилые блоки 1 м3 27,5 79 530 2 187 075
Зимний сад 1 м3 16,06 3000 48 180
Гараж 1 м3 620 2200 1 364 000
Офисы 1 м3 34,2 600 20 520

Итого: 3 619 775

Таблица 2.5.

Определение базовой стоимости благоустройства

и озеленения комплекса

Наименование объекта функциональной зоны Единица измерения Стоимость единицы измерения Количество единиц измерения Общая стоимость, руб.

Благоустройство

Внутренние проезды и автостоянки 1 м2   9,02 1400 12 628
Тротуары 1 м2 7,92 330 2 613,6

Озеленение

Подготовка участка для озеленения 100 кв.м.   7,71 1200 9 252
Устройство газонов с подготовкой почвы механизированным способом   100 кв.м.   46,2   90   4 158
Озеленение вдоль тротуаров кв.м. 5,5 700 3 850  

Итого: 32 501,6

Таблица 2.6.

Сводная смета на строительство объекта

Наименование главы Единица измерения Общая стоимость
1 2 3
Гл.1 Подготовительные работы Руб. 1,5% от стоимости затрат 54 296,6
Гл.2 Строительство комплекса Руб. 3 619 775
Гл.3 Благоустройство и озеленение Руб. 32 501,6

                        Итого по гл.1-3                  3 706 573,2

 

 

Продолжение таблицы 2.6

 

Гл.4  Временные здания и сооружения Руб. 2% от суммы по гл.1-3 74 131,5

 Итого по гл.1-4                3 780 704,7

Гл.5 Прочие работы и затраты Руб. 1,45% от суммы по гл.1-4 54 820,2

 Итого по гл.1-5                  3 835 525

Гл.6  Содержание технического и авторского надзоров Руб. 0,45% от суммы по гл.1-5 17 260

 Итого по гл.1-6                   3 852 785

Гл.7  Проектно-изыскательские работы Руб. 2,5% от суммы по гл.1-6 77 055,7

 Итого по гл.1-7                     3 929 840,7

Гл.8  Непредвиденные затраты и работы Руб. 10% от суммы по гл.1-7 392 984

 Итого:                                    4 322 824,7

ЭКО-КОММ»

Таблица 2.7.

Определение базовой стоимости жилых и общественных зданий

комплекса

Наименование объекта функциональной зоны Единица измерения Стоимость единицы измерения Количество единиц измерения Общая стоимость, руб.
1 2 3 4 5
Жилые блоки 1 м3 27,5 31 614 869 385
Зимний сад 1 м3 16,06 4 500 72 270
Теплицы (на крыше) 1 м3 1426 500 713 000
Застекленный переход 1 м3 584 200 116 800
Мастерские 1 м3 25,6 600 15 360

Итого: 1 786 815

Таблица 2.8.

Определение базовой стоимости благоустройства и озеленения           комплекса

Наименование объекта функциональной зоны Единица измерения Стоимость единицы измерения Количество единиц измерения Общая стоимость, руб.

Благоустройство

Внутренние проезды и автостоянки 1 м2   9,02 3800 34 276
Тротуары 1 м2 7,92 1200 9 504

Озеленение

Подготовка участка для озеленения 100кв.м.   7,71 10 600 81 726

 

Продолжение таблицы 2.8

 

Устройство газонов с подготовкой почвы механизированным способом   100кв.м.   46,2   190   8 776
Озеленение вдоль тротуаров кв.м. 5,5 1700 9 350  

Итого: 143 632

Таблица 2.9.

Сводная смета на строительство объекта

Наименование главы Единица измерения Общая стоимость
1 2 3
Гл.1 Подготовительные работы Руб. 1,5% от стоимости затрат 26 802,2  
Гл.2 Строительство комплекса Руб. 1 786 815  
Гл.3 Благоустройство и озеленение Руб.   143 632

Итого по гл.1-3                  1 957 249,2

Гл.4  Временные здания и сооружения Руб. 2% от суммы по гл.1-3 39 145

Итого по гл.1-4                1 996 395

Гл.5  Прочие работы и затраты Руб. 1,45% от суммы по гл.1-4 28 947,7

Итого по гл.1-5                  2 025 342

Гл.6  Содержание технического и авторского надзоров Руб. 0,45% от суммы по гл.1-5 9 114

Итого по гл.1-6                   2 034 456

Гл.7  Проектно-изыскательские работы Руб. 2,5% от суммы по гл.1-6 50 861,4

Итого по гл.1-7                     2 085 317,3

Гл.8  Непредвиденные затраты и работы Руб. 10% от суммы по гл.1-7 208 531,7

 Итого:                                    2 293 850

2.3. Определение стоимости строительства в текущем

  уровне цен

Стоимость в текущем уровне цен по состоянию на январь 2011 года с учетом расчетного индекса, рекомендованного департаментом строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области.


 


НОВАЯ КОММУНА»

2 927 378,4* 128.46 = 376 051 029,3

Стоимость одного квадратного метра составляет:

376 051 029,3 / 6330 = 33 100 руб.

ВАВИЛОН - 21»

4 322 824,7* 128.46 = 555 310 061

Стоимость одного квадратного метра составляет:

555 310 061 / 24 100 = 23 043 руб.

ЭКО - КОМ»

2 293 850* 128.46 = 294 667 971

Стоимость одного квадратного метра составляет:

294 667 971 / 9 580 = 30 760 руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования понятий «идеал», «культурные нормы» и «потребности» в архитектурном формировании жилища, автор пришел к выводу, что понятия могут рассматриваться как основания для проектирования. Опора при формировании жилища на «идеалы», «культурные нормы» и «потребности» в их взаимосвязи, ведет к повышению устойчивости архитектуры во времени и повышению достоверности архитектурного подхода к проектированию.

Были разработаны и опробованы в проекте жилого образования в городе Вологде методика и технология архитектурного формирования на основе комплексной опоры на  понятия «идеал», «культурные нормы» и «потребности». Проведено исследование понятий в вологодском контексте, с целью осуществления которого, были составлены специальная анкета, «каталог идеалов жилищ» и «матрица идеалов», которые являются универсальными и могут применяться в других проектах, упрощая взаимопонимание отношений архитектор – заказчик и повышая уровень достоверности самого подхода к формированию устойчивого во времени жилища.

Апробация работы: работа была представлена на Всероссийской научной конференции «Молодые исследователи - регионам» (Вологда, ВоГТУ) в виде доклада на тему: «Потребности», «культурные нормы» и «идеалы» в архитектурном формировании жилища», а так же заочно учувствовала в Международной конференции молодых ученых и студентов “Актуальные проблемы архитектуры и дизайна” (УралГАХА), в обоих случаях была награждена дипломами.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Википедия. Идеал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wiktionary.org/wiki/ideal

2. Куренкова, Р.А. Эстетика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Р.А. Куренкова – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 367с.:ил. С. 124-125

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 4-9.

4. Юрчук В.В. Современный словарь по культурологии. – Мн.: «Современное слово», 1999. – 736с

5.  Кузнецов, В. Философия: Учебник/ В. Кузнецов, Кузнецова И., Миронов В., Момджян К.- М.: ИНФРА-М, 2004. — 519 с

6. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / С. Н. Коробкова, В. И. Кравченко, С. В. Орлов и др.; Под общ. ред. И. П. Павловой и В. К. Романович; СПбГУАП. СПб., 2002. 160 с. – C. 32-38.

7. Орлов С.В. Человек и его потребности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С. 101

8. Раппапорт А.Г. Архитектура и идеалы человека.// Строительный рабочий. Ленинград, очерк 3-й, 1970 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://papardes.blogspot.com/2011/01/blog-post_13.html

9. Овсянникова Т.Ю., Котова О.В., Жилище в системе личных и общественных ценностей. Часть 1, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ros-nedvigimost.ru/publikaciya-polnaya/297

10. Попова-Знаменская, С. Эволюция критериев качества а архитектуре социального жилища/ Архитектон. – 2010. - №30, Приложение, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2010_22/09/?searchterm=%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0

11. Буккер З., Кононова С., Архитектура XX века и эволюция жилища.//Строительство и недвижимость. – июль 2009, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mattdamon.ru/1308/Arhitektura_XX_veka_i_evolyutsiya_zhilischa/

12. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990

13. Вячеслав Глазычев Урбанистика. часть 1

[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/161244/read

14. Вуек Якуб. Мифы и утопии архитектуры X X века. / Пер. с пол. М.В.Предтеченского; Под ред. В.Л. Глазычева. - М.; Стройиздат, 1990. - 286 с, ил.

15. Соттсасс, Э./ Э. Соттсас, Domus. – 2003. – February № 565

16. Morris E. W., and Winter M., Housing, Family, and Society. N.Y.: John Wiley & Sons, 1978.

17. Официальный сайт ТехпромБезопасность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.texpromsafety.ru/?page_id=163

18. Википедия. Свободная универсальная энциклопедия. Окружающая среда [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Natural_environment

19. СНиП 12- 03- 2001 «Безопасность труда в строительстве»

20. Википедия. Свободная универсальная энциклопедия. Урбанизация [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Urbanization

21. МосГУ. Научные публикации / Тыхеева Ю.Ц. «ЧЕЛОВЕК В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Tyheeva/

 

 

Дипломная работа

ПОТРЕБНОСТИ, КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ И ИДЕАЛЫ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.355 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь