Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ В ТЕОРИИ
АРХИТЕКТУРЫ 1.2.1 Роль "потребности" в архитектурном проектировании: концепции, преимущества и недостатки Потребность – есть неотъемлемая составляющая архитектуры, начиная с того, что «архитектура, как сервисная деятельность» направлена на удовлетворение потребностей человека, в жилище, общественном здании, городской среде [6]. «В иерархии потребностей человека А. Маслоу жилище занимает первый, витальный (жизненный) уровень, ибо определяет материальные условия существования человека и создает условия для удовлетворения всех его потребностей. Качество жилища характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека не только в крове как таковом, но и в возможности удовлетворения прочих потребностей человека в физическом, социальном и духовном развитии. /…/ Потребность в жилище не может быть удовлетворена за счет другой потребности, так как первичные потребности человека не могут быть заменены одна другой, в отличие от потребностей более высокого уровня» [9]. Важно выяснить роль и «первостепенность» потребности в архитектурном формировании, верность «потребностей» как доктрины при архитектурном проектировании. Витрувий в своей триаде: «прочность – польза – красота» ставил пользу (рассматривается автором как удовлетворение потребностей) на второе место, второстепенную роль «потребности» занимали до начала 20-го века, пока Ле Корбюзье не заявила в своем манифесте, что “дом — это машина для жилья”, провозгласив жилье всего лишь набором необходимых функций (сна, отдыха, приготовления и приема пищи, других бытовых процессов), и не более того. Так возникло самое масштабное архитектурное течение, основанное на концепции «потребностей» - функционализм. Функционализм «выдвигает идею максимальной целесообразности. Человек воспринимается как функционирующий субъект. Основной целью архитектора является организация процессов, протекающих в здании. Проектирование на основе графиков движения и эргономики ориентируется на создание функционально и гигиенически комфортной среды. Подсчитываются минимально необходимые площади и объёмы для осуществления жизнедеятельности. Хорошее жилище инсолируется и проветривается, зонирование улучшает санитарные характеристики. Площадь помещения определяется его предназначением. Комфорт на уровне интерьера обеспечивают эргономика и антропометрия. В 20-е годы подобный функциональный подход проявляется и в Советском Союзе, навеянный «социальным заказом», глобальными идеями общественного переустройства. «Архитектура этого периода базировалась на отношении к потребителю жилья сначала как к объекту для воспитания, затем — как к объекту опеки. Вместо того чтобы удовлетворять жилищные потребности людей, архитекторы предпринимали попытки их формировать, по меньшей мере, реформировать, воспитывая новую генерацию “советских людей» [11]. Достоинства концепции: - благое, хоть и утопическое, стремление создания нового общества, с новыми ценностями, концепция «жизнеустройства»; - попытка изучения и обеспечения потребностей общества в жилище через научный и математический подход; Недостатки: - отрицание исторически сложившихся ценностей; - отношение к индивиду лишь как к потребителю определенного набора благ, малому элементу большого механизма; - унификация, стартантизация и типизация массового строительства жилья лишает жилище индивидуальности, комфорта, самоидентификации личности со своим домом, порождает монотонность и даже агрессивность жилой среды. Взрыв жилого комплекса в Сент-Луисе, вполне пригодного по своим функциональным и техническим характеристикам (примитивно понимаемым потребностям), но совершенно неприемлемого для жизни (с точки зрения норм и идеала), превратившегося в гнездо вандализма и криминала, обозначил крах теории функционализма в жилищном строительстве на Западе, а позднее и в Советском строительстве. Совсем под иным углом «потребности» рассматриваются в парадигме консьюмеризма (англ. consumer — потребитель), которая «сопутствует архитектуре на всём протяжении её истории, но активизируется всегда на фоне укрепления рыночного компонента культуры. Человек-потребитель имеет право высказывать свое мнение и по-своему создавать среду обитания. За клиентом признается право выбора не только наполнения, но и внешней оболочки здания. Для клиента потребление часто становится смыслом и целью жизни, а владение чем-то означает принадлежность к той или иной группе лиц, к классу. «Удовлетворённость потребности» служит основным ориентиром и критерием оценки средообразования» [10]. Достоинство подхода – стремление всецело осуществить, реализовать и удовлетворить потребности и желания индивида. Недостатком концепции является риск опоры при формировании жилища на ошибочные, «лжепотребности» заказчика, ведущих к разочарованию индивида в собственном жилище и дискомфортной среды обитания, вследствие возможности социальных и эстетических противоречий прямо выраженных потребностей. Наиболее достоверным является подход к «потребностям» концепции, сложившейся в 90-х годах 20-го века - “архитектуры соучастия”— «когда потребитель жилой среды становится соавтором архитектора, получает право отстаивать свои идеи наравне с профессионалами и участвовать в процессе создания жилой среды и управления ею» [11]. Важную роль в данном подходе к формированию архитектуры играет проффесионализм архитектора и его умение работать с «потребностями» и пожеланиями индивида, отделять глубинные потребности от «лжепотребностей», предвосхищать их изменения с течением времени и ориентировать заказчика в верном, соответствующем его культурным нормам и идеалам, направлении.
1.2.1. Концепция "идеала" в истории архитектуры
Мечта и стремление к созданию идеальной архитектуры для человека жила и продолжает жить в сознании архитекторов всегда и неизменно приводит к разработке всё новых и новых концепций, и утопий. В каждую эпоху великие мыслители искали пути идеальной организации поселений человека, моделировали прогрессивное для своего времени устройство человеческого общества, стремясь к достижению гармонии. Архитектурная практика пестрит множеством подобных примеров. Первое упоминание о концепции «идеального города» датировано 5-4 веком до нашей эры, поэтому можно заявлять, что история концепции «идеала» в архитектуре равна истории самой архитектуры. В таблице 1 приведены наиболее яркие примеры концепции «идеал», структурированные по уровням: город - жилой блок – жилое образование. Таблица 1.1. Концепции «идеал» в истории архитектуры
Продолжение таблицы 1.1
Продолжение таблицы 1.1
Продолжение таблицы 1.1
Продолжение таблицы 1.1
Продолжение таблицы 1.1
Продолжение таблицы 1.1
«Идеал» в архитектуре 21-го века – потеря «идеала», его утрата, вместе с основными целями и ценностями, «сбивка ориентиров». Автор проводит ассоциативную параллель между «идеалом» и «мифом» в архитектуре, рассматриваемым А.Г. Раппопортом в его «Пять проблем теории архитектуры 21-го века», так как «идеал» обладает основным свойством мифа «люди не склонны сомневаться в его истинности» [15]. «Архитектурная форма, принадлежащая какому-нибудь стилю, покуда она жива и действует на нас, несет в себе свой миф, свою истину, и когда мы видим в этих формах смысл, мы поневоле понимаем этот миф, даже если не принимаем этот стиль /…/. Я вижу в идее мифа способ синтеза разных свойств и сторон архитектуры, сохраняющий их энергию и самобытность и обосновывающий формы и стиль. В Новое время миф утратил актуальность, но именно благодаря этому он сохранил свой конструктивный интеллектуальный статус, хотя использование его в качестве позитивной категории в проектировании требует значительных теоретических усилий» [15], подобным образом ситуация, по мнению автора настоящего исследования, обстоит и с «идеалом» в архитектуре. А.Г.Раппопорт говорит о том, что смена «мифов как и смена стилей требует переосмысления ценностей и основ человеческого существования» [15] и о важности восстановления и использования архитекторами мифа при формировании архитектуры. Автор склонен полагать, что «идеал» в архитектуре переживает в настоящее время некий кризис – смерть перед новым рождением и в скором времени будет «воскрешен» в памяти и деятельности архитекторов, как неоспоримый фундаментальный архетип, возможно, данная работа – есть маленький шаг на этом пути. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы