Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К теме 1. Драматургия — род литературы
Выше говорилось, что слово — единственное выразительное и художественное средство драматурга. Осваивая тему, студент должен дать сравнительную характеристику различных родов литературы — эпоса, лирики, драмы и указать взаимопроникновение специфических особенностей, присущих одному роду литературы, в произведения других ее родов. Помимо общелитературных представлений о драматургии, он должен хорошо уяснить специфические черты и особенности драматургии как литературы для театра. Бесплодный спор «Что с чего начинается — театр с драматургии или драматургия с театра» тянется веками. Время от времени берет верх то одна, то другая позиция. Каждый раз от однобокого ответа страдает театральное искусство в целом. Вопрос решается диалектически. Театр начинается с драматургии и кончается, когда с ней расстается. Драматургия начинается с театра, ибо, начиная с замысла, драматург должен видеть свое произведение как спектакль, подчинять его сущность и форму механизму воздействия театра на зрителя. Так называемые «пьесы для чтения» (Lehsedrama) не предназначенные для театра, не следует относить к драматургическим произведениям. Это произведения в драматургической форме, по существу тяготеющие к прозе. Для постановки на сцене их предварительно следует «дополнительно» инсценировать. Раскрывая специфические особенности драматургии как рода литературы, следует в первую очередь обратить внимание на следующее: Механизм воздействия на зрителя произведений драматургии, рассчитанных на воспроизведение средствами театра, принципиально отличен от механизма воздействия на читателя произведений, написанных для прочтения. Свойством, органически присущим произведениям драматургии, является современность, постановка острых, волнующих сегодняшнего человека проблем. Ее материал может быть предельно разнообразен — любой период истории, любой фантастический миф и сказочный персонаж. Но ее существо, т. е. проблематика каждого драматургического произведения, не может не быть современной. Современность звучания, злободневность проблематики драматургического произведения — условие сопереживания зрителем происходящего на сцене. Неправомерно отождествлять понятие «современность произведения» с хронологической близостью его материала сегодняшнему дню. Узнаваемость зрителем переживаний героев произведения — важное условие эмоционального напряжения, индивидуального и коллективного сопереживания зрителей на спектакле. Реализм человеческих отношений, узнаваемый сквозь любую форму театральной условности (например, диалоги между животными в детском театре), — всеобщая реалистическая основа произведений драматургии. Специфической особенностью драматургии является и то, что ее произведения могут быть воспроизведены, как правило, лишь усилиями коллектива — режиссера, актеров, художника, композитора, музыкантов и т. д., тем более, если речь идет о сценарии. Драматургическое произведение предназначено и для одновременного коллективного восприятия. Высокая общественная значимость является важным условием жизни драматургического произведения. Изображая борьбу противостоящих друг другу сил, персонифицированных в героях пьесы, драматург не может находиться на обеих позициях сразу. Он неизбежно находится на одной из борющихся сторон. В этом смысле драматургия, по самой своей природе, заведомо наиболее пристрастный, остро-партийный вид искусства (литературы). В этой связи необходимо указать на особую ответственность драматурга за идейно-художественный уровень в условиях НТР, впервые в истории театра открывшей возможность одновременного показа произведений многим миллионам зрителей. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы