Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Монтаж документального материала



 

Важнейшим творческим методом автора-документалиста, особенно драматурга, является сочетание-монтаж различных документов.

Сочетание двух документов, каждый из которых имеет свое содержание (смысл), рождает новое содержание (смысл), которо­го нет ни в одном из двух слагаемых, так называемый «третий смысл».

Иначе говоря, «над» документальным рядом и на его основе в восприятии зрителя возникает образно-смысловой ряд, целиком созданный автором произведения, являющийся результатом его направленных творческих усилий, результатом авторского вообра­жения, «вымысла».

В отличие от документов, взятых для сочетания, само их сочетание документального характера не имеет.

Возможности выстраивания такого «вымысла» у художника-документалиста безграничны, поскольку безгранично море документов — исторических источников всякого рода. И уж совсем беспредельно число сочетаний различных документов.

После сказанного должно стать очевидным, насколько ошибоч­ным является отнесение произведений документальной прозы и драматургии к «литературе факта», к «литературе без писателя».

Историко-документальная драматургия полностью относится к художественной литературе, к так называемой «литературе вымысла». Только «вымысел» в данном случае требует еще большего воображения и фантазии, чем вымысел, свободный от обязательств перед документом.

 

СЦЕНАРНАЯ ПРАКТИКА

(Второй семестр)

 

Задача практической работы студента в данном семестре исключительно важна, так как должна заложить фундамент всей его будущей сценарной работы как в процессе дальнейшего обучения, так и в самостоятельной творческой деятельности в качестве специалиста.

Речь идет, в первую очередь, об ознакомлении с основными справочно-библиографическими материалами, в которых находит­ся «ключ» к литературе и архивным фондам, содержащим историко-документальные материалы.

Ознакомление со справочно-библиографической литературой не сводится к запоминанию перечня книг или даже к составлению списков и картотек. Знать справочно-библиографический материал в полном объеме вообще невозможно, а предвидеть, какие именно книги понадобятся для написания данного конкретного сцена­рия, — невозможно тем более. Таким образом, практическое озна­комление со справочно-библиографической литературой, а также со справочным аппаратом библиотек и архивов способствует выработке профессиональных навыков и умений. Для этого надо знать, куда, к каким источникам информации следует обра­щаться в поисках материала на ту или иную тему.

В этих целях студент должен овладеть знаниями об основных фондах, содержащих исторические, историко-революционные, историко-культурные и литературные материалы, а также о газет­ных фондах центральных и местных библиотек.

Всеми этими знаниями и навыками можно овладеть только в процессе активного использования существующего справочно-библиографического аппарата и архивного материала в процессе самостоятельной справочно-библиографической работы — созда­ния списков литературы и картотек по конкретной тематике. В нашем случае — для написания своего публицистического сценария на историко-революционную или историческую тему. Для этого рекомендуется вести комплексное освоение разделов справочно-библиографической работы.

1. Ознакомление под руководством преподавателя с основными видами и типами справочно-библиографической литературы.

а) Энциклопедические словари:

Общие. Большая Советская Энциклопедия, Краткий Энцикло­педический Словарь; Энциклопедические словари Брокгауза и Ефрона, бр. Гранат и др.

Тематические. Например: Энциклопедические ежегодники по отдельным темам — Великая Октябрьская социалистическая революция, Великая Отечественная война 1941 —1945 гг.; Краткая литературная энциклопедия; Лермонтовская энциклопедия и др.

б) Библиографические материалы и справочники по отдельным темам. Например:

— Владимир Ильич Ленин Биографическая хроника 1870— 1924 — М, 1970—1982

— Митинги, собрания, лекции в 1917—1918 гг — Пг , 1920 Под ред С А Венгерова

— Ахун М И , Петров В 1917 год в Петрограде Хроника событий и библиография — Л , 1933

— Каратыгина А В, Коц Е С Героическая оборона Ле­нинграда Указатель литературы —Л , 1947

в) Сборники документов по важнейшим темам, перспективным для работы в жанре публицистического театра Например

— Декреты Советской власти Т I—X — М ,

— Великая Октябрьская социалистическая революция в Москве Ч I, вып I Фотодокументы — М , 1979

— Покровский А С Великая Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война Сборник документов и материа­лов В кн Источниковедение Великого Октября — М , 1977

— Ленинград в Великой Отечественной войне Печать Ленин­града 1941 —1945 гг Вып 2 Листовки, плакаты, открытки, альбомы —Л , 1972, Вып 3/4 Афиши, пригласительные билеты, календарные планы работы, объявления —Л , 1973

Каждый студент должен составить список основных библио­графических пособий по конкретной избранной теме публицисти­ческого сценария, предварительно согласованной с преподавате­лем, привлекая для этого следующие источники библиографи­ческие справочники, каталоги библиотек, описания архивных фондов

Следует подчеркнуть, что на данном этапе обучения от студента не требуется написания сценария, для которого он собирает материал Сценарий фигурирует на данном этапе лишь как тема поиска, как повод для проведения необходимой предва­рительной работы

Студент должен:

Составить краткий обзор библиографических и документальных материалов, собранных им по данной теме В нем следует указать источники выявления нужных книг и документов — энциклопедии и другие справочники, описания архивных фондов, каталоги, тематические картотеки и т п

Дать краткую оценку выявленных материалов с точки зрения их значения для задуманного сценария. Охарактеризовать их содержание, степень достоверности, возможность использования в сценарии

Для успешного освоения указанного материала необходимо:

— принять участие в экскурсии в один или несколько архивов города (ЦГИАЛ — Центральный государственный исторический архив Ленинграда, Отдел рукописей Гос Публичной библиотеки, Отдел рукописей Пушкинского Дома, Архив Академии Наук),

— посещать Гос. Публичную библиотеку им М Е Салтыко­ва-Щедрина для ознакомления со справочным аппаратом — каталогами, картотеками, центральной справочной библиотекой ГПБ,

— изучить в процессе практического использования справоч­ный аппарат библиотеки ЛГИК им Н К Крупской

Целесообразно, учитывая, что в институте имеется Библиотеч­ный факультет, ознакомиться с новинками справочно-библиографической литературы, связанной с историко-революционной тематикой, на кафедре библиографии

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

Маркс К и Энгельс Ф Об искусстве В 2 х т — М , 1976

Ленин В И О литературе и искусстве — М , 1986

Аникст А А Теория драмы от Аристотеля до Лессинга — М , Наука, 1967, Его же Теория драмы от Пушкина до Чехова, — М , 1972, Его же Теория драмы от Гегеля до Маркса — М , 1983

Аристотель об искусстве поэзии — М , 1957

Крупская И К Основы политике просветительной работы Т 7 — М , 1959

Луначарский А В Избранные статьи по эстетике, — М , 1975, Его же О массовых праздниках, эстраде и цирке — М , Искусство, 1981

Туманов И М Режиссура массового праздника и театрализованного концер та — М , Просвещение, 1976

История СССР Аннотированный указатель библиографических пособий, опубликованных на русском языке с нач XX в по 1982 г Ч 1 и 2 — М, 1983 и 1984

Дополнительная литература

Авдеев А Происхождение театра Элементы театра в первобытнообщинном строе —Л М, 1959

Аль Д Н Правду! Ничего, кроме правды! — Л , 1976 Предисловие

Аль Д Н Диалог Сборник пьес Предисловие — Л , 1987

Блок В Система Станиславского и проблемы драматургии — М , 1963

Владимиров С В Действие в драме — Л , 1972

Волькенштейн В М Драматургия Изд 5 е — М , 1969

Горбунова Е Н Вопросы теории реалистической драмы О единстве действия и характера — М , 1963

Добин Е С Сюжет и действительность Искусство детали —Л, 1981

Лоусон Дж Г Теория и практика создания пьесы и киносценария — М , 1980

Роды и жанры литературы — М , Наука, 1964

Холодов Е Г Композиция драмы — М , 1957

Явчуновский Я И Документальные жанры - Саратов, 1974

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь