Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К теме 6. Историко-документальная драматургия
Прежде всего — что понимать под произведением историко-документальным? В чем его отличие от произведения, написанного на историческом материале, с использованием и даже включением в ткань повествования исторических документов? Произведение историко-документального жанра основано на воспроизведении в той или иной форме) подлинных документов. Оставаясь произведением художественной литературы, оно не отличается по своим художественным задачам от произведений других жанров. Оно должно оказывать эмоциональное воздействие. Его герои должны обладать индивидуальными человеческими характерами, быть типическими художественными образами, наделенными яркими индивидуальными характерами. Более того, произведения историко-документального жанра должны обладать силой эмоционального воздействия, ибо должны оказывать его в тех случаях, когда традиционные средства художественного воздействия оказываются бессильными и-ли, лучше сказать, недостаточно сильными. В отличие от произведений других литературных жанров, произведение историко-документальное не просто опирается на исторические факты, не только цитирует в отдельных случаях исторические документы, но целиком (или преимущественно) основано на воспроизведении подлинных документов. Таким образом, сделать воспроизведение документов произведением искусства — вот задача авторов историко-документального жанра. Документальность произведения определяется «удельным весом» документального материала в составе повествования, таким количеством документов, которое переходит в качество и придает произведению документальный характер. Мера документальности бывает разной и в различных документальных произведениях. Разумеется, что количество использованных документов, как бы ни был велик их удельный вес в произведении, не определяет «меру» его художественности. Обращение к документам — это обращение к художественным средствам, необходимым для воплощения замысла. Его можно сравнить с «обращением» живописца к различным краскам. Если бы краски сами по себе создавали картину, лучшей картиной оказалась бы сама палитра, на которой они во множестве размазаны. Столь же не основательно надеяться, что документы сами по себе способны образовывать художественные структуры и говорить на языке искусства. В этом смысле представляются художественно беспомощными попытки некоторых режиссеров использовать («прочесть») тот или иной документ как готовый сценарий для той или иной публицистической постановки. Попытки такого рода, обобщенно именуемые «зримый документ», являются ни чем иным, как попыткой отказаться от необходимого этапа сценарной работы, а именно — от создания на основе документа драматургического произведения. Сами документы, как правило, готовых драматургических структур не содержат. Всем памятны замечательные слова В. Маяковского: «Воспаленной губой припади и попей из реки по имени факт». Сам по себе этот совет прекрасен, ибо «река» фактов действительности, могучим потоком вливающаяся в океан истории, несет в себе множество бесценного материала. История сама великолепный драматург. Не существует другого автора, который бы так свободно, интересно и остро сплетал воедино человеческие судьбы и события, веселое и трагическое. Однако «воспаленной губы», то есть самого искреннего и горячего намерения использовать исторический материал в художественном произведении — в пьесе или сценарии — недостаточно. Решение идейных и художественных задач будущего документального произведения должно начинаться на уровне поиска и отбора документального материала. Только имея предварительный четкий замысел своего произведения, автор сможет в момент отбора материала представить себе как тот или иной документ прозвучит в контексте его произведения и в той аудитории, на которую рассчитано произведение. Только тогда будет ясно, какой документ прозвучит в произведении (в пьесе или сценарии) в духе той тенденции, которой он сам обладал изначально, а какой потребует преодоления его изначальной направленности с помощью авторской обработки. Под авторской обработкой документа имеется в виду постановка его в соответствующий контекст, сопровождение оценкой ведущего, или соединение с другими материалами. Следует полностью исключить как метод обработки документа какую бы то ни было фальсификацию материала. Подобное обращение с документом противопоказано документальному материалу и ни к чему, кроме как к подрыву авторитета автора и его произведения, не приведет. Фальсификацией является не только вписывание в текст документа того, чего в нем нет, но и такое сокращение текста, которое ведет к искажению его смысла. Факт и документ
Необходимо внести ясность в понимание терминов «факт» и «документ». У многих авторов понятия «литературного факта» и «литературного документа» употребляются как однозначные. Понятие «факт» и «документ» рассматриваются как синонимы. На этой почве возникает немало путаницы. Надо отчетливо представить себе, что исторический факт неповторим и, как таковой, невоспроизводим. Он, следовательно, не может фигурировать в каком-либо произведении. В документальном произведении мы встречаемся не с самим фактом как таковым, а с образом факта. Характер этого образа впрямую зависит от позиции автора, от его видения фактов, от его знаний, умений и задач. Помимо сознательной фальсификации документа, на которую ни один настоящий писатель-художник не пойдет, существует опасность невольного искажения исторической правды, опасность упрощения, вульгаризации исторического материала. Документ — острое оружие. Его подлинность способствует созданию эффекта достоверности произведения. Однако сама эта подлинность использованных документов отнюдь не является гарантией объективности и правдивости изображения в документальном произведении картины исторического прошлого. Звучание и смысл документа меняется в зависимости от контекста произведения, в котором он использован (комментарии, сочетание с другими документами), и от контекста социального времени, в котором оно прозвучит. Единственной гарантией объективности и правдивости картины, изображенной в документальном произведении, является объективность авторской позиции, гражданская честность автора, а также достаточный уровень его подготовки. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы