Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К теме 5. Элементы драматургической композиции
Трудность драматургического анализа состоит в том, что в его процессе приходится разбирать по элементам то, что существует только как целое. Из лекций и на семинарских занятиях, посвященных этой теме, студент должен усвоить не простое перечисление «отдельных» элементов композиции, но и научиться раскрывать значение каждого из них как органической части единого произведения, единого целостного организма, который не может нормально существовать без своих частей, равно как и данная его часть не существует вне целого. Невозможность структурных изменений в окончательном виде произведения — необходимый признак его художественности. Это касается произведений всех искусств. В идеале драматургическое произведение должно быть построено так, чтобы структурные его изменения — перестановки, изъятия и добавления отдельных частей — были бы невозможны без ущерба для произведения, подобно тому, как в хорошем стихотворении невозможны перестановки не только строф, но даже слов. Драматургическое произведение должно обладать ярко выраженным единством. Это общее положение необходимо расшифровать, уяснить себе его сущность — единство чего именно имеется в виду. Как показал многовековой опыт мировой драматургии, для сохранения художественной целостности произведения отнюдь не обязательно соблюдать единства места и времени в изображении событий. Зато совершенно необходимо единство действия. Поскольку действие — это конфликт данной пьесы в его, развитии, соблюдение единства действия является ни чем иным, как соблюдением целостности предмета изображения. И, естественно, нарушение единства действия становится подменой предмета изображения или его неполным изображением. Важно уяснить себе, что действием в драматургическом произведении является линия развития основного конфликта, изображаемого в нем, движение отношений героев. Нельзя смешивать понятия «действие» и «действия». К последним относятся любые незначительные поступки и даже перемещение героев. Например: разговор двух братьев, спокойно сидящих за столом и обсуждающих раздел наследства отца, будет действием — движением их отношений, нарастанием конфликта и т. п. Момент вспышки драки между ними — тоже будет моментом движения их отношений — то есть моментом действия. Однако беготня друг за другом вокруг стола, сколько бы она ни продолжалась, будет моментом остановки действия, движение отношений героев будет топтаться на месте. Возвращение к столу и мирное разрешение спора станет моментом движения их отношений, продолжением действия, хотя герои и не будут в движении. Элементы драматургической композиции являются элементами организации единого движения пьесы, движения ее конфликта. В основе любой пьесы лежит принципиальная, то есть общая во всех случаях, при всем их разнообразии, композиционная структура. Начало борьбы. Ход борьбы, Результат борьбы. На это обратил внимание Гегель. Принципиальную драматургическую структуру принято поэтому именовать «Триада Гегеля». При этом каждая конкретная пьеса должна иметь свое собственное конкретное композиционное построение, определяемое интересами наилучшего воплощения ее содержания. С точки зрения пропорций, соотношения частей варианты построения пьес безграничны, каждая имеет свои индивидуальные особенности. Тем не менее, можно говорить о типичности драматургической композиции и ее элементов, поскольку принципиальная структура в их основе общая: не может быть конца без начала, как не может быть произведения, кончившегося одновременно с тем, как оно началось, то есть без какого-то развития от начала к концу. Следует внимательно рассмотреть и основные элементы драматургической композиции, их функциональное назначение. Экспозиция — начальная часть произведения, содержащая информацию, необходимую зрителю для понимания действия (где, когда и т. п.), а также дающая представление о жанре произведения. Завязка — момент возникновения основного конфликта пьесы и начало его развития, движения к разрешению, то есть действия. Перипетии — сдвиги, повороты, перемены, в отношениях между героями, во внутреннем состоянии героя, в обстоятельствах и ситуациях, воплощающих развитие, движение действия. Кульминация — момент наибольшего напряжения действия, обострения конфликта. Развязка — момент разрешения основного конфликта пьесы, снятие конфликтного противоречия, являвшегося источником движения действия. В результате развязки между героями возникает новое положение в их отношениях. Финал — эмоционально-смысловое завершение произведения в форме действенного проявления нового положения героя, которое сложилось в результате разрешения основного конфликта. Обобщающее значение финала — это установление ассоциативных связей между конкретным содержанием конфликта данной пьесы и теми объективными жизненными противоречиями, которые в ней отражены. Финал имеет значение как критерий композиционной целостности драматургического произведения. Следует рассмотреть и типичные приемы (штампы) нехудожественного решения окончания произведения: лобовой («басенный») характер выводов из содержания произведения, различные виды «эрзацфинала» — окончание произведения под внешним, искусственным предлогом. Эпизод — фрагмент драматургического произведения, заключающий в себе структурно-законченный момент содержания. Здесь следует рассмотреть виды эпизодов по их функциональному назначению и поэпизодное построение произведения, характерное для пьес публицистического, историко-революционного содержания. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 1480; Нарушение авторского права страницы