Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К теме 4. Герой в произведении драматургии
Герой драматургического произведения — всегда участник борьбы и обязательно на одной из сторон основного конфликта пьесы. Понятия «главные» и «второстепенные» герои, или герой «положительный» и герой «отрицательный» — понятия относительные. Герой пьесы характеризует себя своими действиями, или, как говорил М. Горький, — «самосильно». В пьесе не должно быть бездействующих лиц. Выбор героем поступка в экстремальной (обостренной) конфликтной ситуации — основной способ раскрытия его характера в драматургическом произведении, раскрытия его личных качеств и общественной значимости. Такое же значение имеет изображение характера героя через доминирующие в нем черты, проявляющиеся в ситуациях, связанных с развитием действия. Все теоретические положения, связанные с героем драматургического произведения, должны быть иллюстрированы примерами из произведений классической русской, советской и мировой драматургии.
СЦЕНАРНАЯ ПРАКТИКА
Материалы лекционного курса первого семестра дополнительно изучаются студентами на практических, лабораторных и самостоятельных занятиях. Необходимо, чтобы сообщаемые в лекциях сведения ложились на конкретные представления студента о тех или иных драматургических произведениях, спектаклях, фильмах. В противном случае освоение предмета сведется к ознакомлению с формулами и терминами, за которыми не возникает реального содержания, Участие студента в учебном процессе сведется к запоминанию, приобретет пассивный характер. Между тем, задача освоения предмета состоит в том, чтобы сформировать высококвалифицированного творческого работника. Поэтому активный характер обучения является в данном случае особо необходимым. Каждый элемент программы должен изучаться на основе просмотренных параллельно с учебным процессом спектаклей, кинофильмов, телепередач, литературных композиций, прочитанных пьес. Сценарная практика в 1-м семестре первого года обучения складывается из следующих разделов самостоятельной работы студента: а) Выполнение самостоятельного задания по идейно-тематическому анализу пьесы (классического, русского, западного или советского репертуара) по выбору студента. б) Написание отдельных небольших сцен с натуры. в) Создание либретто парного и массового этюда. Лабораторией при выполнении самостоятельных заданий раздела «а» является театр. Студенты совместно с преподавателем посещают спектакли современного театрального репертуара для последующего разбора на практических занятиях драматургических произведений, лежащих в их основе. Указанное в примерном тематическом плане количество часов лабораторных занятий следует рассматривать как минимальное. Оно рассчитано на обязательное посещение трех спектаклей. При посещении театра студент должен обратить преимущественное внимание на драматургию, лежащую в основе спектакля. Работа театра — исполнение ролей, режиссура, оформление — рассматриваются с точки зрения достоинств и недостатков воплощения замысла драматурга. Для того, чтобы драматургический анализ носил квалифицированный характер, студент должен перед посещением спектакля прочесть пьесу. На практических занятиях студенты анализируют прочитанные пьесы, привлекая театральное воплощение пьесы для подкрепления своих оценок и характеристик произведения и его героев. Драматургический анализ пьесы студентами в 1-м семестре должен содержать: 1. Определение и оценку идеи пьесы, ее глубины, актуальности и общественной значимости. 2. Раскрытие идейно-художественного замысла драматурга, то есть системы образного воплощения идеи в материале избранной для этого темы. При этом следует охарактеризовать: — жанр произведения, — сущность драматургического конфликта, изображенного в нем, — героев пьесы, их функциональное назначение в движении конфликта, их социальные (типичные) черты, индивидуальные черты, — фабулу и сюжет пьесы. Подобная практика дает и ряд дополнительных эффектов — направленное и осмысленное ознакомление с современными произведениями и репертуаром, создание базы для усвоения предметов режиссерско-постановочного цикла В задачи самостоятельной работы студента по усвоению раздела курса «Основы драматургии и сценарное мастерство», изучаемого в 1-м семестре, "входит написание небольших сцен с натуры (раздел «б»), либо сочиненных им в виде типической жизненной ситуации Каждая такая сценка должна отвечать следующим требованиям: — Ясность идеи — зачем автор решил воспроизвести данную ситуацию, что он хочет сказать своим произведением. — Узнаваемость (типичность) как самой ситуации, так и участвующих в ней персонажей. — Целостность. Сцена должна содержать начало, развитие и завершение события (происшествия, эпизода), то есть материал, достаточный для внушения зрителю того социального вывода (заключения, впечатления), который автор с помощью своего произведения хочет ему внушить. — Сцена должна содержать минимум описания (на уровне ремарок), а также характеристик действующих лиц по основным внешним данным, Основным способом изображения ситуации, характеристики героев и движения их отношений является диалог между персонажами. Работа по написанию небольших житейских сцен такого типа поможет студенту составить себе представление об основополагающих задачах и элементах драматургической работы. Желательно, чтобы написанные студентом сценки были использованы на занятиях по режиссуре как материал для сценического воплощения. Некоторые из них могут стать либретто парного или парно-массового этюда. Замысел и написанные студентом сцены обсуждаются на индивидуальных занятиях с педагогом. Наиболее удачные, равно и как наименее удачные, работы обсуждаются на практических занятиях с целью активизации творческого отношения к решению драматургических задач и воспитания отношения к чужой работе в духе товарищеской и конструктивной помощи. II семестр
Во втором семестре студенты должны изучить две темы. Первая из них, «Элементы драматургической композиции», по существу является продолжением темы «Драматургический анализ пьесы», как бы другим ее ракурсом. Вторая, «Историко-документальная драматургия», начинает изучение важнейшего теоретического и практического вопроса, которое будет продолжаться на всех последующих курсах. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы