Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ В МАССОВЫХ



ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

И ПРАЗДНИКАХ

Методические материалы и рекомендации

Н. С. Барсегова, старший преподаватель

Словесное действие

 

Курс «Словесное действие» занимает важное место в комплексе профилирующих дисциплин специализации «Режиссура массовых театрализованных представлений и праздников», так как специфи­ка массовых театрализованных действий ставит перед их орга­низаторами особые задачи в овладении словесным действием.

В основе методики обучения словесному действию лежит принцип комплексной тренировки внутренней и внешней техники речевого действия со сменой установки на воспитание различных компонентов и сторон речевого процесса.

Задачей первого курса является изучение природных голосо-речевых данных студента, его творческих потенциальных возмож­ностей, сознательное освоение студентом приемов исправления своих голосо-речевых недостатков, приемов развития природных данных речевого аппарата, практическое освоение правил литературного произношения, исправление говоров и акцента, овладение логикой и мелодикой русской речи. Все это требует от студента большой самостоятельной и упорной работы.

Кроме того, на первом курсе большое внимание должно уделяться воспитанию элементов словесного действия — мышеч­ной свободе, вниманию, видениям внутреннего взора, поиску правильного отношения к содержанию материала, воспитанию творческого мышления и воображения, владению логической перспективой.

I семестр

Для выполнения поставленных задач студенту на первом семестре учебно-тренировочным материалом служат пословицы, поговорки, афоризмы, частушки.

Каждый студент, ознакомившись на первых занятиях с при­емами голосо-речевого тренинга, должен создать индивидуальный «блок разминки» с учетом своих голосовых и речевых недостатков.

Индивидуальный блок голосо-речевой разминки

Для развития своего голосо-речевого аппарата, обогащения индивидуального тембра и исправления дикционных недостатков необходимо расположить упражнения в верной последователь­ности: дыхательная гимнастика, формирование голоса на мягкой атаке, активизация работы диафрагмы, исправление недостатков.

Для этого студенту необходимо под руководством педагога выб­рать по 2-3 упражнения на каждую часть «блока разминки», наиболее способствующих исправлению индивидуальных недо­статков голосо-речевого аппарата. В блоке можно использовать следующие упражнения:

а) для дыхательной гимнастики — «звукоподражатель» (шум леса: «шшшшшшшшш», свист ветра: «сссссс»), «пильщики», «пульверизатор» («фффф») и т. д.;

б) для формирования голоса на мягкой атаке — «стон», «колыбельные напевы»;

в) для активизации работы диафрагмы — «междометия», «подлаивания»;

г) для дикционного тренинга — «скороговорки», упражнения «жонглер», «барабанщик» и т. д.;

д) для исправления голосо-речевых недостатков — при «от­крытом» звуке делать упражнения с гласными У и О. Например:

 

«Не по траве, а около

Катилось «О» и охало

«Оо» — охало, «О» — окало;

Не по траве, а около»

 

Для исправления «дзяканья» и «тсяканья» используются упражнения «звоночки» и «тянучка» и др.

Текущий контроль за выполнением «голосо-речевой разминки» осуществляется педагогом на индивидуальных и групповых занятиях.

Итоговым контролем является сдача «голосо-речевой размин­ки» студентом на контрольном семестровом уроке.

Дикционный тренинг

 

Цель работы над дикцией — овладение основным принципом голосо-речевого тренинга, обеспечивающим комплексную трени­ровку и опосредованное воздействие на работу речевого аппарата.

Данная цель предполагает знание анатомии и физиологии речевого аппарата, функций его отдельных частей, методических и практических указаний по воспитанию дыхания, дикции, голоса, навыков и умения проводить голосо-речевой тренинг.

Основные методические принципы работы над дикцией:

— любое дикционное упражнение должно выполняться при одновременном осуществлении простейшей действенной задачи,

— тренируя произносительный аппарат, необходимо одновре­менно добиваться хорошего звучания, следить за мышечной свободой, точно осуществлять воздействие на партнера и т. д.

Работа над дикцией (коллективная и индивидуальная) должна быть направлена на

а) активизацию речевой функции в целом,

б) выработку критериев, которым должны отвечать дикцион-ные навыки, необходимые для сцены,

в) освоение дикционных навыков.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь