Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы сознания в психологии.



    Сознание ключевой и многозначный термин в психологии и других науках.

– эмпирический феномен осознанности, как осознание собственного Я.

    Школа Леонтьева: сознание – высшая форма психического отражения и саморегуляции.

    С самого начала психическое развитие человека социально обусловлено и развитие идет на основе досознательных форм психики.

З.Фрейд (1856-1939): Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. (Например, вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых довелось жить; любимые книги). С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.Самая глубокая и значимая область человеческого разума — это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

Сознание и осознание: - «не все что входит в мой сознательный образ мира осознается».

Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением научных программ, созданных В. Вундтом (1832-1920) и И.М. Сеченовым (1820-1905).

В программе И.М. Сеченова были заложены основы объективно-генетического подхода к изучению психических явлений. Научная психология по своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей. Она должна изучать историю развития ощущений, представлений, мыслей, чувств, а также способы сочетаний всех видов и родов психических деятельностей друг с другом со всеми последствиями такого сочетания.

Программа немецкого психолога В.Вундта рассматривала психологию, как учение о непосредственном опыте, о непосредственно данных субъекту явлениях сознания, методом их изучения должна быть интроспекция. Основные задачи психологии: анализ процесса сознания методом интроспекции, выявление элементов сознания, установление закономерностей их соединения. В акте сознания Вундт выделяет 2 поля:

1 уровень – внимание – четко осознается информация,

2 уровень – сознание – информация может быть расплывчатой.

В. Вундт и Э.Б Титченер (1867-1927) положили начало структуралистскому подходу к сознанию - направлению, считавшему предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними. В структуре сознания различались три категории элементов:

- ощущение – простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью, длительностью,

- образ,

- чувство (в его элементарной форме).

Титченер представлял сознание в виде 2х уровневого потока: ясное содержание сознание и смутное содержание сознания.

В. Вундтом, его сотрудниками и последователями была проделана огромная работа по описанию общей картины сознания и его свойств: выделена центральная область сознания, наиболее отчетливая и ясная – это «фокус сознания» и неясная, смутная – «периферия сознания», показано многообразие содержания сознания, его динамики, ритмичности и т.д.

В противовес структурализму возник функционализм – направление, считающее предметом психологического исследования функции, различные формы активности сознания, а не его содержание. Уильям Джеймс (1842-1910), который рассматривал сознание как систему психических операций, имеющих приспособительный характер. Область психологических исследований тем самым существенно расширялась, охватывая поведение человека, его мотивы, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. В сознании невозможно выделить четко ограниченные друг от друга элементы, ввел метафору «поток сознания» и определил 4 свойства:

- изменчивость состояния во времени,

- ощущается непрерывность во времени,

- сознание всегда принадлежит субъекту,

- сознание всегда избирательно (что важно, то осознается).

Многие ученые считали, что для изучения сознания не существует иного метода как интроспекция. Челпанов Г.И. (1862 - 1936) – писал, что без интроспекции не было бы психологии.

Функционалисты использовали тот же метод интроспекции, но в другом его варианте, получившем название «систематическая интроспекция», которая была направлена на изучение не элементов, а отдельных фаз (актов) мышления.

Кроме «аналитической» и «систематической» интроспекции был третий ее вариант «феноменологического самонаблюдения», когда впечатления испытуемых описывались в относительной целостности психических и личностных проявлений. Этот вариант интроспекции использовался в психологической школе, получившей название гештальтпсихологии. Ее представители: Курт Каффка (1886-1914), Вольфганг Кёллер (1887-1967), Веркгеймер и др. Еденица изучения – гештальт. Понятие гештальта появилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их структурирования. Гештальтпсихологи, исходя из того, что психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности, пытались вскрыть закономерности целостного восприятия, руководствуясь позицией «наивного наблюдателя», описывая возникшие у него впечатления целого.

Бихевиористы отказались от изучения сознания, поскольку это субъективная реальность недоступная объективному исследованию и отвергли метод интроспекции, однако в концепции Толмена о промежуточных переменных (когнитивная карта, цели, потребности) просматривается присутствие сознания и активность человека в акте поведения.

Выготский предложил свое понимание сознания. По его мнению, интроспективная психология никогда не была психологией сознания, поскольку сознание в ней выступало предметом переживания, а не научного познания. Сознание в его концепции предстало не как замкнутый мир явлений открытый только субъекту, а как явление иного порядка. Выготский определил психику как активную и пристрастную форму отражения внешнего мира, «решето, которое переживает внешнюю действительность и изменяет ее так, чтобы субъект мог действовать». Особенности психического отражения следует объяснить образом жизни субъекта. Культурно-историческая теория Выготского: влияние общества на сознание. Гипотеза Л.С. Выготского заключалась в том, что психические процессы изменяются у человека так же, как изменяются процессы его практической деятельности, т.е. они также становятся опосредованными. Но сами по себе орудия, являясь вещами непсихологическими, не могут опосредовать психические процессы. Следовательно, должны быть «психологические орудия» - «орудия духовного производства». Этими психологическими орудиями являются различные знаковые системы – язык, математические символы, мнемотехнические приемы. Знак – средство (инструмент) воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой – на самого себя. Например, взрослый человек, завязывая ребенку узелок «на память», тем самым воздействует на процесс запоминания у ребенка, делая его опосредованным (узелок как стимул – средство определяет запоминание стимулов – объектов), а впоследствии ребенок, используя тот же мнемотехнический прием, овладевает своим собственным процессом запоминания, который становится произвольным.

Изучая процессы высших функций у детей, Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: всякая высшая форма поведения проявляется в своем развитии дважды – сначала как интерпсихологическая, а затем как функция интрапсихологическая, как известный способ поведения. Если раньше «приказ», например, что-то запомнить и исполнение (само запоминание) разделены между двумя людьми (взрослый, ребенок), то потом оба действия выполняются одним и тем же человеком: сначала процесс был интерпсихологическим (межличностным), затем эти отношения превратились в отношения с самим собой и стали интрапсихологическими.

Л.С. Выготским выделено 2 линии развития ребенка: «натуральное» и «культурное» развитие. В процессе овладения субъектом системами знаков – языком, письменностью, рисованием (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в высшие психические функции, которые характеризуются тремя основными свойствами:

1. социальностью;

2. опосредованностью;

3. произвольностью.

Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние – психологические - носит название интериоризации.

Итак, высшие психические функции – сложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

Принцип единства сознания и деятельности – Рубенштейн. Сознание формирует внутренний пласт деятельности и ее программу, сознание не исчерпывается лишь картиной мира, сознание – процесс. Именно в сознании создаются динамические модели, при помощи которых происходит ориентация человека в окружающей среде. Принцип единства сознания и деятельности позволяют психологам при изучении поведения, деятельности выяснить те внутренние психические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения цели действия.

А.Н. Леонтьев сознание рассматривается в двух своих ипостасях, условно их называют сознанием – деятельностью и сознанием – образом. В соответствии с деятельностным подходом сознание представляет собой форму деятельности и поэтому его структуру можно рассматривать через призму структуры деятельности вообще. Так, за процессом запоминания стоят определенные мотивы, которые побуждают данного человека запомнить нечто.

Сознание имеет и другую ипостась – оно выступает и как образ мира. В сознании-образе, по А.Н. Леонтьеву, выделяется три составляющих.

- Чувственная ткань (содержание), т.е. «картинка», исходный образ отраженного мира как результат работы органов чувств и познания вообще.

- Значение – это объективная составляющая сознания, которая представляет собой систему знаний, толкований, способов применения того или иного предмета или слова, его заменяющего, что передается в своих существенных чертах от поколения к поколению. Выделяют три основные группы значений: словесное, понятийное, предметное.

- Личностный смысл кратко определяется А.Н. Леонтьевым как отношение мотива к цели, а в общем означает субъективную пристрастность человеческого сознания, небезразличность для него каких-то явлений, событий.

В.П. Зинченко (1931 г.) Он выделяет два слоя сознания:          

1) бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

а) биодинамические свойства движений, опыт действий;

б) чувственную ткань.

2) рефлексивное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

а) значение;   

б) смысл.

+ 3) духовное сознание – начинает формироваться очень рано между Я и ТЫ.

Основные характеристики:

- активность,

- интенциональность (направленность на предмет),

- способность к рефлексии (самоанализу) и самонаблюдению,

- мысленное представление и воображение действительности,

- способность к коммуникации,

- мотивационно-ценностный характер,

- различная степень (уровни) ясности,

- внутренний диалогизм,

- предметность.

Отметим, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Функции сознания:

- формирование целей деятельности,

- предварительное мысленное построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Отметим такие функции сознания, как познание (обобщенное отражение мира), переживание, отношение к миру и людям; рефлексия, регулирование поведения, деятельности.

Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.

Традиционно признаются лишь два состояния сознания, присущего всем людям: сон и состояние активного бодрствования. Однако, исходя из реально существующего многообразия состояний сознания, укажем на такие их виды, как нормальное состояние сознания и измененное (сон, гипнотический транс, алкогольное и наркотическое опьянение, суженное, сумрачное сознание, состояние эйфории, экстаза).

Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование знаний о мире.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь