Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типология и классификация больших социальных общностей.



1) Объективные, биологические или социально экономические связи.

а) Муж, жен

б) Поколение

в) Молодость

г) Средний возраст

д) Пожилые люди

2) Сознательные объединения: религиозные группы, партии, союзы, общественные движения.

3)Время:

а)длительно существующие БГ: классы, нации

б)недолго существующие: политические партии, митинги, демонстрации, аудитории, толпа.

4) По организованности.

а)организованные (партии, союзы, собрания)

б)неорганизованные (толпа).

5)условные: съезды митинги собрания, а реальные: половозрастные, национальные, профессиональные

6)по времени действия:

а)постоянные (половозрастные, национальные)

б)временные (организации и т.д.)

Страта – используется для расслоения в обществе в определенном иерархическом ранге. Этот ранг будет зависеть от материальной обеспеченности, обладание власти или привилегиями.

Общее для БГ и страты: - многочисленность по составу и неоднородность по какому то признаку. Страта определяет неравенство и иерархию характерное преимущества одного слоя над другим.

14 - 2. гуманистическое направление в психологии. К направлению, называющему себя гуманистической психологией, принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих других психолог, даже совершено разных ориентаций, можно называть гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются некоторых постулатов.Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, преждевсего с ранним детством) в направлении социокультурного объясненияличности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именнокультура ответственна за возникновение неврозов. Другойамериканский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.Гуманистическая психология возникла как естественное развити взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы  были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс,Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм) Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).Вот три признака гуманистической психологии:1.Гуманистическая психология – психология антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации поведения 3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все делать сама, но ей важно помочь.Гуманистическим является тот психолог, который считает себя гуманистическим, то есть в основе – характеристика его самосознания.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и психоанализу, признав своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Критиковала бихевиоризм за механичность подхода к психологии личности, за аналогию человека с животным, поведение человека – реакция на внешний стимул. Психоанализ: за представление о психической жизни как полностью определенной неосозноваемыми глубинными влечениями.

    Основные методологические положения:

- Человек целостен и должен изучаться в его целостности,

- Каждый человек уникален, изучение отдельных случаев не менее оправдано, чем статистические обобщения,

- Человек открыт миру и переживаниям себя самого в этом мире – это главная психологическая реальность.

- Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

- Человек обладает потенциалом для непрерывного развития и самореализации, которое является частью его природы,

- Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации (благодаря смыслам и ценностям которыми он руководствуется при своем выборе).

- Человек есть активное творческое существо.

    Гуманистическая психология конгломерат разных школ имеющих общую стратегическую платформу в основе, которой изучение человека как уникального объекта исследования.

    Из этого направления отделилась экзистенциальная психология:

главные различия:

1. гуманистическая психология опирается на личностно-центрированный подход, который предписывает человеку некие заданные природой потенции, которые и реализуются в процессе развития.

2. экзистенционалисты основываются на убеждении что природа, сущность человека не задана заранее, человек это то, что он сам из себя сделает в результате совершенных в процессе жизни личностных выборов. Существование – экзистенция означает собственную активность человека, деятельность в которой человек изменяет себя, и мир в котором живет. Здесь экзистенциальная психология смыкается с деятельностным подходом.

    Гуманистическую психологию подвергают критике и за то, что называет самоактуализацию – главной и высшей потребностью человека. А с точки зрения главной конструирующей потребностью является потребность в смысле жизни (логотерапия – поиск смысла, невроз вызывает отсутствие смысла).

Для гуманистической психологии, как писал один из её основателей Карл Роджерс (1902-1987), «любой человек – это прежде всего уникальная и неповторимая личность». Опыт, который приобретает человек в течение жизни, был назван им «феноменальным полем». Степень тождественности этого поля реальной действительности Рождерс назвал конгруэнтностью. При высокой степени конгруэнтности то, что человек осознает в происходящем, что человек сообщает другим, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает, о чем он думает или хочет реально сделать. Это приводит к росту напряженности, тревожности, в конечном итоге к невротизации личности.

К. Роджерс разработал свой подход к психокоррекции – индирективную терапию, «центрированную на клиенте». Он считал, что психотерапевт не должен навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое клиент принимает самостоятельно. В процессе терапии клиент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, наладить его общение с ними, уменьшить тревожность и напряжение.

Абрахам Маслоу (1908-1970), - самое ценное в психике – её стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций бихевиоризма, а потому эта теория должна быть дополнена психологией сознания, которая бы исследовала индивидуальность человека, его стремление к самоактуализации. Характеристика самоактуализирующейся личности: люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не на себе, им свойственно не только принятие себя и других, но и стремление к автономии, независимости от окружающей среды и культуры. А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребно­стей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности в безопасно­сти, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших — потребностями роста.

Почему не достигает высшей степени: не видят свой потенциал, страх неудачи, окружающие подавляют стремления, негативное влияние потребности в безопасности.

Эупсихея – утопическое общество, в котором были бы реализованы все идеи Маслоу.

Таким образом, в гуманистической психологии, ориентированной на идиографический подход, человек рассматривался не как пассивный объект исследования, а как активный, творческий, устремленный к реализации своего потенциала субъект.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь