Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творческое мышление и условия его развития.



    По-мнению Солсо за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории, которая смогла бы объединить исследования творчества.

    Существуют следующие определения творчества и творческой деятельности:

1. Творчество – когнитивная деятельность которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации.

2. Творчество – мышление – его высшая форма, выходящее за пределы требуемого для решения задачи уже известными способами.

3. Творчество всегда связано с эмоциональными переживаниями.

    Уоллес, исследуя творчество описал 4 основных этапа:

- подготовка, формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

- инкубация, отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

- просветление, интуитивное проникновение в суть задачи.

- проверка, испытание или реализация решения.

    Творческая деятельность – это деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее целей, либо способов

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

A. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

B. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.

1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

3. Возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути.

4. Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного «Я». В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.

5. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

6. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению.

ГЛиндсей, К.Халл и Р.Томпсон  считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1. Склонность к конформизму.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей.

6. Высокоразвитая тревожность.

7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо.

    Критерии и параметры творческого мышления:

- всегда пластично (есть множество решений).

- оно подвижно, т.е. может происходить переход от 1 аспекта к другому.

- оригинально, порождает неожиданные непроизвольные решения.

    Параметры творческой одаренности:

 - богатство мыслей (количество идей в минуту).

- гибкость мыслей (скорость переключения с одной задачи на другую).

- оригинальность, фантастичность (оторванность ответа от реальности при наличии логической связи).

- иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула).

    Креативность – это общая творческая способность, характеризующая процесс преобразования знаний. Концепция креативности преобрела свою популярность после работ Гилфорда – основание его концепции – кубическая модель структуры интеллекта, конвергентное мышление – способность мыслить в одном направлении, дивергентное мышление – в разных направлениях.

Торренс – креативность – способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии. Для оценки уровня креативности выделил 3 показателя: легкость (быстрота), гибкость (число переключения с одного объекта на другой), оригинальность (минимальная частота данного ответа среди других).

    В отечественной психологии Креативность изучали Волах и Каган: при диагностики креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, от атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь