Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Методологические основы формирования профессионально-речевой культуры учителя начальных классов



1.1. Сущность понятия «профессионально‑речевая культура» и его значимость в процессе педагогического общения

В настоящее время высшая школа России, как и все российское общество, входит в рыночные отношения. В условиях рынка конкурентоспособность выпускников вуза будет определяться, как это показывает мировой и дореволюционный отечественный опыт, не только уровнем профессиональных знаний, но и его широкой и разносторонней гуманитарной культурой, знанием общества, умением жить в нем на основе общепринятых норм культуры.

Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное многогранное явление человеческой истории.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (античная культура), для различных обществ, народностей, наций (культура майя, русская культура и т.п.), особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, общения и т.п.). В более узком смысле культура – сфера духовной жизни людей. Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, машины, произведения науки, искусства, техники, нормы морали и права), а также реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения [8, с. 48].

Содержание культуры определяется тем, какие ценности она вырабатывает в виде жизненных ориентиров, моральных норм, художественных идеалов. Это ценностное содержание культуры аккумулируется в особых формах духовной деятельности: в философии, религии, морали, искусстве. Именно в этих формах отражаются результаты культурного развития и одновременно осуществляется поиск новых направлений, новых ориентиров. Овладение культурой невозможно без освоения духовных ценностей, выраженных в философских и религиозных идеях, морально-этических установках и эстетических представлениях [6, с. 27].

В последнее время многие ученые, обращающиеся к проблемам культуры, подчеркивают ее явно антропологический характер: человек занимает центральное место в ценностном содержании культуры. Культура в таком случае не противостоит человеку как нечто извне заданное, а является внутренней формой его собственной активной деятельности, обусловленной общественным содержанием.

Т.И. Ойзерман утверждает, что «культура – специфически человеческая и ее предметная, а также институциональная объективация, которая имеет место как в самом человеке, так в создаваемом им мире культуры. Можно сказать даже больше: культура есть то, что делает человека человеком. Человечество создает различные культуры, человек является продуктом культуры» [32, с. 54].

П.Б. Струве считает, что «между личностью и культурой есть самая тесная связь: личность живет культурой, и культура осуществляется личностью и в расцвете последней празднует свои величайшие победы. Но в то же время мы знаем, что личность борется с культурой и отстаивает в ней себя как цель. В этом живом и текучем, постоянно упраздняемом и постоянно вновь рождающемся противоречии и состоит развитие и утверждение культуры» [29, с. 85]. В его труде понятие личность, будучи примененным, с одной стороны, к обществу и его культуре как человеческому индивиду и одновременно социальному типу, и с другой, - включенным в систему определенного национального языка, оказывается средоточием всех важнейших концептуальных характеристик предметов духовной и материальной культуры народа. Субъект культуры в качестве такового выступает как реальная действующая личность.

Говоря о личности, мы имеем в виду прежде всего социальную сущность человека – те его черты и качества, которые сформировались в ходе его жизни и деятельности в человеческом обществе. «Личностью в специфическом смысле этого слова, – писал С.Л. Рубинштейн, – является человек, у которого есть свои позиции, свое, ярко выраженное отношение к жизни... У личности есть свое лицо» [37, с. 246].

Однако только знание предписаний и норм еще не делает человека воспитанным, культурным, интеллигентным. Личностью, по-видимому, он становится тогда, когда нормы удовлетворения его исходных, глубоких потребностей усваиваются основательно, делаются подсознательными, не нуждающимися в каких-то логических обоснованиях, составляют основу его личностных качеств.

Признание связи культуры с личностью и ее предметно-преобразующим трудом есть важнейший исходный принцип диалектико-материалистического понимания культуры.

Невозможно представить возникновение и развитие культуры без мышления, без обдумывания, мысленного проговаривания человеком последовательности своих действий и прогнозирования их результатов. Народ действует; его деятельностью управляет ум; ум и деятельность народа отражаются в его языке [38, с. 45].

Культура речи определяется различно в силу того, что у нее чрезвычайно много первообразных и смежных научных дисциплин.

Будучи дисциплиной прагматической, культура речи обращена не только к системе языка, но и к взаимоотношениям «язык - человек» и их оптимальному построению.

Д.Э. Розенталь признает «культурной» такую речь, которая «отличается национальной самобытностью, смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, художественной изобразительностью [35, с. 6-7].

Это предполагает соответствие культуры речи качествам, без которых продуктивное общение невозможно. Автор предпочитает всем остальным грамматическую правильность речи, составляя свод грамматических ситуаций, наиболее чреватых погрешностями.

В энциклопедии «Русский язык» в статье Е.Н. Ширяева культура речи определяется, во-первых, как владение нормами языка и выбор средств, «позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации»; во‑вторых, как область языкознания, нацеленную на нормализацию речи. Три компонента культуры речи выделяет автор статьи: нормативный, коммуникативный и этический [50, с. 120-122].

Л.И. Скворцов дает такое определение: «Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [42, с. 119-120].

Подлинная культура речи, по мнению ученого, множество конкретных фактов, делающих речь грамотной, точной, логичной, выразительной, уместной.

Л.И. Скворцов выделяет в культуре речи компоненты правильности и мастерства. Правильность, как одно из основных коммуникативных качеств речи, предполагает соблюдение норм на всех речевых уровнях. Оценки различных способов языкового выражения при этом определены и категоричны: правильно – неправильно, допустимо – недопустимо. Речевое мастерство предполагает не только следование нормам, но и умение выбрать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый.

Б.Н. Головин в труде «Основы культуры речи» видит три объекта дисциплины: коммуникативное совершенство, совокупность знаний и умений, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное общение, и область лингвистических знаний о речевой коммуникации. Справедливо объединение первого и второго компонентов и формирование определения, включающего два постулата:

а) культура речи – это совокупность и система ее коммуникативных совершенств;

б) культура речи – это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи [9, с. 22].

Интересна позиция авторов учебника «Культура русской речи» под редакцией Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева, которые исходят в трактовке культуры речи из функционально-стилистического и риторического деления речи на разговорную, ораторскую, дискуссионно‑полемическую, научную и профессионально-деловую, а также речь средств массовой информации. Авторы учебника видят в культуре речи выбор языковых средств, позволяющих обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [50, с. 77].

Получается, что культура речи – это, во-первых, характеристика устной и письменной речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров сказанного; во‑вторых, это филологическая дисциплина, изучающая нормы языка в зависимости от его уровней, качества грамотной речи, коммуникативную целесообразность.

Следовательно, человек может владеть культурой речи как частью общей культуры и может изучать ее как научную дисциплину.

Профессиональная культура педагога как участника педагогического процесса, подразумевает высокий уровень языковой культуры, поэтому целесообразность методического истолкования ее особенностей, очевидна. Важнейшей составляющей профессиональной культуры речи является владение терминологией данной области знаний, языком науки, умение строить монологическую научную речь, организовать профессиональный диалог и управлять им. Профессиональная речевая культура учителя реализуется и в виде способности, готовности формировать культуру общения с учащимися. Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи [11, с. 42].

Профессиональное владению речью, как устной, так и письменной, важно для учителей всех ступеней, но для учителя начальных классов это умение обретает особую значимость. Образная, грамотная, лексически и интонационно богатая, логичная, живая речь учителя на уроке, вне его, в общении с детьми, родителями и коллегами позволяет решить многие узловые учебно-воспитательные задачи, призвана развивать речь детей.

Культура речи педагога – понятие емкое и многогранное. Основой для развития культуры речи является ее правильность, основанная на понятии нормы. Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы языка помогают содержать речь в определенном равновесии, способствуют сохранению богатства языка и дальнейшему его развитию. Во многих ситуациях общения речь учителя должна быть пронизана живым отношением к тому, о чем он говорит. Вот почему порой, казалось бы, внешне безупречно грамотная речь, но «холодная изнутри», не освещенная заинтересованным отношением автора речи к предмету разговора, не доходит до слушателя, а иногда вообще дает обратный результат. Поэтому речь учителя невозможно оторвать от его личности, от стиля отношений с детьми. Учителя, чьим профессиональным кредо является демократический, личностно – гуманный подход к детям, должны постоянно совершенствовать и обновлять внешние средства педагогического общения. В центр речевого взаимодействия учителя с детьми призван стать диалог, исключающий одностороннее речевое воздействие учителя и предполагающий максимальную активность субъектов общения.

Типичные недостатки в речевой деятельности (непоследовательность, отвлечение от изучаемой темы, многословие, неумение точно выразить свою мысль и др.) исходят во многом из односторонней направленности речи педагога, исключающей высокую внутреннюю культуру и профессиональное мастерство. Практика показывает, что целесообразно применять задания творческого характера, где органично сочетаются, с одной стороны, возможности развития педагогических способностей, с другой – приобретения и пополнения лингвистических знаний [14, с. 32].

К проблеме формирования речевой культуры учителя постоянное внимание проявлял замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Есть… одна сторона педагогической культуры, о которой нельзя говорить без тревоги, – это речевая культура учителя… Не умея создать словом яркий образ, мы затрудняем переход от образного мышления к абстрактному – абстрактное мышление ведь основывается на понятиях, а понятия формируются на основе представлений, созданных словом … становилось ясно, что культура речи учителя в решающей степени определяет эффективность умственного труда учеников на уроке. Мы убедились, что высокая культура речи – важное условие рационального использования времени» [48, с. 38].

Умение строить монологическую научную речь, безусловно, связано с владением системой терминов данной науки, речевой системой научного стиля и правилами построения научного текста.

Определение культуры речи учителя через речевые навыки, обеспечивающие каждый конкретный случай общения, показывает значимость этой категории для формирования речевой культуры [26, с. 95].

Таким образом, профессионально-речевая культура учителя – это совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания и регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь