Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Притча о десяти талантах (Матфея 25:14-30)



Вот вторая притча, описанная в Евангелии от Матфея. В этой главе три притчи, и каждая говорит о пришествии Господа. Эта притча, как и притча о десяти девах, относится лишь к тем, кто принадлежит Христу, но все же как она отличается от предыдущей притчи! Эта притча показывает нам совершенно другую сторону отношения к Господу. В притче о десяти девах Господь является как нежный и чудный жених, который идет за своей невестой. Тут же Он является как господин, который требует отчета о дарах, которые он отдал своим рабам. В притчах о десяти девах дело идет о личном отношении к Христу Самому, каковы мы сами в отношении Его. В притче о десяти талантах речь идет о Его дарах и Его богатстве. Первая притча говорит о жизни общения с Сыном Божиим во время Его отсутствия на земле. В это время Он должен быть магнитом, который отвлекает от мира, от всего, что нечисто, и привлекает к Нему. А эта притча должна дать правильное представление, как жизнь в общении с Господом должна проявляться здесь, в мире. Вот разница между притчами.

И совершенно так, как эти притчи следуют одна за другой, так последуют и события при пришествии Господа. Сперва Он явится, чтобы взять Своих, а потом последует суд или отчет - не мира, а детей Его, как сказано во 2 Коринфянам 5:10. Вот судилище в этой притче, представленное перед нашими глазами: с праведным судьей в оный день, вместе с Его рабами, со своими талантами. Руководствуясь этой притчей, мы наметим три точки: раздача талантов, применение талантов, отчет рабов перед судилищем.

Раздача талантов

Прежде всего мы встречаемся с господином, который раздает таланты. Крайне важно заметить, как он представлен в этой притче. Он сравнивается с человеком, который отправляется в чужую страну. Он отъезжает за границу, в далекую страну, и там находится теперь. Он сравнивается с тем, которого теперь нет, он отсутствует для своих рабов. Они не видят его, и они не находятся под его надзором, они как бы предоставлены самим себе, но сказано: доколе он вернется. Неправда ли, как это похоже на нашего Господа и на время, в которое мы живем! Некоторое время Он был здесь, на земле, в телесном виде, как нам подобный. Когда Он окончил Свое дело, Он ушел в далекую страну. Последнее, что нам могли возвестить те, которые провожали Его, - рассказать, что облако взяло Его от глаз их. Для наших телесных глаз Он теперь невидим. Но если бы Он дал нам очи духовные, которыми мы могли бы проницать все пространства, если бы небеса были открыты для нас, как для Стефана, мы бы увидели Его одесную Отца. Он оставил все Свое богатство здесь, на земле, - Своих, к которым причислены и мы. Благодарение Ему за это.

Дальше в этой притче описываются те, которым Он раздает Свои таланты. Они описываются как Его рабы. На Востоке каждый богатый господин, особенно землевладелец, имел своих рабов для исполнения всякой работы. Это не были наемники, все они были куплены известной ценой, они не принадлежали себе и не могли делать все, что им хотелось. Они сами, их воля, все, что они имели, их сила и время, - все принадлежало господину, который купил их. Если случалось, что господин их уходил куда, он тогда призывал их и давал им точные поручения, чтобы время его отсутствия не было потеряно. И так как они не имели никаких средств, он добровольно вручает им свои средства для исполнения своих планов.

Вот как обстоит с нами и с нашим Господом. Все мы, участвовавшие в Его искуплении, - Его рабы и рабыни. Многие, когда читают или слушают слово Божие о рабах, исключают себя из их числа и не думают, что рабы - это апостолы, проповедники, миссионеры, руководящие. У Господа не так. Все искупленные не золотом и серебром, а драгоценной Кровью Христа, Агнца, - Его рабы. С того времени, которое стало для них фактом искупления, они уже не имеют права жить для себя, но для умершего и воскресшего для них (2 Кор. 5:15). Теперь Он ушел от нас и оставил Свои поручения, которые во время Его отсутствия должны быть исполнены. Но слава Ему не за наш- счет. Несчастный тот, кто старается за свой счет сделать что-либо для Него. Он оставил нам неисследимое богатство: полноту спасения со всеми благами и сокровищами, Его дары, благодать, прощение, усыновление, великую любовь Отца и Сына и Святого Духа со всеми дарами Духа и плодами. Наш Сын Божий и с Ним Бог все подарил нам (Рим. 8:32). Все это имеет каждый из нас.

Но кроме того, каждый получил отдельный талант. Все силы, которые мы имеем, духовные и телесные, все наши средства, время - все Он нам подарил, они наши, но Ему принадлежат. Поняли ли мы это так: все дано нам, а принадлежит Ему?

Да, теперь Он наблюдает за розданными талантами, дабы они были употреблены в пользу Ему. Заметим, что Его раздача по разной мере последовала: одному Он дал пять талантов, другому - два, третьему - один, каждому по его силе. Речь идет о серебряных талантах, то есть бывают еще и золотые таланты, но здесь говорится о серебряных. Серебряный талант на наши деньги соответствовал более 3500 рублей золотом. Таким образом, каждый из рабов получил порядочное богатство, и тот, который получил один талант, не мог жаловаться. Он мог начать какое-нибудь дело. С таким богатством он получил столько, что мог сам хорошо жить и дать прибыль своему господину.

Заглядывая в домостроительство нашего Господа, мы видим, что Он поступал так со Своими дарами во все времена. Его возлюбленные, оставленные в мире этом, не все одинаково богаты: один имеет духовных и земных даров больше, чем другие, другой меньше, но одно верно: всякий если не получил больше, то получил один талант. Есть многие, которые думают, что они обездолены, ничего не получили. Это не так, они обманывают самих себя. Если бы они не равнялись с теми, которые получили пять талантов, а посмотрели на себя, они нашли бы, что тот один талант им дан, но, равняясь с другими, они не видят своего таланта, а потому отрицают его и говорят, что ничего не получили. Немало и тех, которые обвиняют господина за раздачу и ропщут на Него, обвиняя Его в неправильной раздаче. Но Его раздача весьма мудра. Мы видим, что Он раздал по совершенно верным определенным правилам. Тут сказано: каждому по силе его. Вот Его правила. Он взвесил силу каждого раба и по этой силе дал Свое богатство. Мы видим, это не было прихотью господина, но он действовал мудро. Ведь каждый господин может поступать со своим богатством, как хочется ему, так и он мог бы, но мы видим у него правило: по способностям. При всей доброте господина неблагоразумно было бы, если бы он человеку без способностей дал имение в руки. Никто в этом мире не поступит так. И наш Господь не мог поступить так.

Вот пример. На юге России был помещик. У него был управляющий и три помощника. Когда управляющий умер, старший помощник ожидал, что он теперь получит место управляющего, но господин это место отдал самому младшему помощнику. Это было для старшего помощника большой обидой, но господин его дал ему убедиться, что он правильно поступил. В одно утро хозяин, глядя в окно, увидел вдали, около холма, порядочное число повозок с лошадьми и людей, которые готовили себе завтрак. Хозяин тогда сказал старшему помощнику, чтобы он отправился и узнал, куда они едут и порожняком ли. Он тотчас отправился верхом на лошади туда и скоро вернулся и говорит своему господину: "Они едут порожняком в город". Тогда хозяин снова посылает его спросить, согласны ли они свезти его пшеницу туда. Вскоре он привез ответ, что согласны. Наконец третий раз посылает его хозяин, чтобы он узнал, за какую цену они могут сделать это. Но когда он вернулся и сказал ему о назначенной цене, хозяин не был согласен с этой ценой, она была высока для него. В это время входит молодой управляющий, тогда он дает ему поручение, чтобы он съездил к тем людям и узнал, порожняком ли едут и куда едут. Очень скоро он вернулся и сказал господину, что они едут в город, узнал он также, что они возьмутся свезти пшеницу в город и по какой цене, и так как эту цену они назначили сначала высокую, он поторговался с ними до тех пор, пока не остановился на более подходящей. Тогда хозяин сказал старшему помощнику: "Что ты ездил три раза и не мог добиться цены, а этот в один раз все сделал?"

По способностям. Так Господь поступает с нами. Не ропщи, брат, когда Господь другого кого-то ставит на высокое место, а не тебя. Ты можешь быть ревностным, верным, высоко духовным, а требуемых способностей не имеешь. А у брата есть, и потому Господь дает ему это место. Но от тебя Он хочет, чтобы ты верно употреблял то, что дано тебе, и тогда ты сможешь подняться.

Применение талантов

Итак, мы бросили беглый взор на разделение талантов. Обратим теперь внимание на применение талантов со стороны рабов. Как поступил первый раб? Господь говорит: "Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять". Он чудное серебро своего господина не оставил в сундуке, ему было ясно: там оно было бы бесполезно. Он начал торговать, продавать, ежедневно с утра до вечера, и вот сам питается, питает своих, и капитал своего господина не только остается цел, но растет, из пяти талантов постепенно стало шесть, восемь и более талантов. С большим капиталом еще скорее можно приобрести, и наконец у него стало десять талантов. Капитал удвоился. Кто духовно не ленив, тот сделает то же. Коль скоро мы, получив богатство, употребляем его направо и налево, применяя и работая с ним между окружающими массами и отдельными лицами, мы скоро увидим, какими бы ни считали себя неспособными, что имеем больше, чем имели вначале. Мы порядочно приобрели, и все умножается наше богатство. Но так ли у каждого из нас? Как богаты были многие, которые обнищали, и потому обнищали, что ничего не делали с тем, что Господь когда-то вручил им!

Великий проповедник Дуайт Муди был из крестьян. Родители отдали его учиться в город, где он и обратился к Господу. Обратившись к Господу, он сейчас же пошел в воскресную школу и попросил себе класс детей, чтобы заниматься. Заведующий школой отказал и предложил, чтобы он сам нашел себе детей. Тогда Муди стал ходить по улицам города и собирать детей в воскресную школу. Детей набралось так много, что в воскресной школе всем невозможно было поместиться. Тогда заведующий воскресной школы взял у него этих детей, а ему сказал, чтобы он сам себе еще нашел детей, а также и помещение. Он снова пошел по улицам и быстро набрал. Так как трудно было найти хорошее помещение, то ему пришлось снять подвал и там заниматься с детьми. Вот с чего он начал свое служение. Он начал применять и употреблять свой талант, и капитал его умножился. Впоследствии он уже не в подвале, не с маленькими детьми, но с большой группой занимался и говорил проповеди 10 - 12-тысячной толпе народа, которая жадно слушала его.

Вот так будет с каждым, кто будет употреблять в оборот все полученное от Господа. Но дальше посмотрим, как поступил второй раб. Господь говорит: "Точно так же и получивший два таланта приобрел других два". Как радостно, что он пошел точь-в-точь по той дороге, хотя менее получил, чем первый раб. Он, наверное, сказал в сердце своем: "Намерения у господина моего хорошие, он знает, что у меня не столько способностей, я могу погубить великое богатство", - и, наверное, этот раб решил: "Приложу все силы и старания; буду тем более верным и так достигну успеха". И весь день и ночь он деньги господина своего применяет где только можно и скоро замечает, сколько пользы он приносит себе, другим и своему господину.

Принадлежим ли мы к этому роду рабов? Восполняем ли мы недостатки нашим даром, нашим прилежанием, ревностью, верностью? Имеем ли мы все дары, которые получили от Бога для дела Его, для Царства Его? Если да, то мы, независимо от того или другого дарования, все равно дороги, очень дороги Господу.

Вот еще пример. Один помещик имел очень хорошего управляющего: прилежного, очень мудрого, сильного и здорового физически. Дело у него шло вначале очень хорошо, но мало-помалу у него в делах стали замечать упущения, и он до того опустился, что хозяин должен был дать ему расчет. Тотчас появилось много кандидатов, каждый хотел занять это место, но помещик был очень разборчив. Долгое время он не брал себе управляющего. Наконец взял одного, имеющего одну только хорошую ногу, другая нога была деревянная. Люди смеялись над этим управляющим, но помещик сказал: "Я знаю, что буду доволен им. Я от него больше не требую, что можно потребовать от человека с одной ногой". И он не ошибся. Управляющий не только был примерным и верным - он от души исполнял волю хозяина, и все его хвалили, и хозяин слышал о нем только хорошие отзывы.

Такие ли мы рабы? Может быть, нам недостает того или другого дарования. Но служим ли мы с тем удовольствием, удовлетворением нашему Господу? Если да, то тогда Он предпочитает нас тем, которые имеют большие дары, но халатно относятся к Нему и к Его делу. Посмотрим, какую картину рисует нам Господь о третьем рабе. Как превратно поступил третий раб: "Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего". Он самое меньшее богатство получил, поэтому должен быть прилежнее, чем эти оба. В мире многие начинают с ничего, но достигают очень высокого положения, даже часто выше, чем те, кто имели большие богатства. Но вот этот поступает как тот, который не считает себя ответственным за добро господина своего. Вот это я получил, но могу делать то, что хочу. Он вырывает глубокую яму в земле, бросает туда серебро своего господина и с тех пор живет, как будто ничего не получил. "У меня нет дарования", - часто мы слышим из уст тех, которые пришли к жизни. Многие думают: нужно только проповедовать, и если этого дара нет, то, значит, нет даров. О, если бы они открыли очи свои, сколько бы они открыли работы для своего таланта, который им дан! Некоторые говорят всякому, кто хочет и кто не хочет слушать: "Нет у меня никакого дара", - и, внутренне довольные, берут это себе в оправдание, чтобы свою жизнь проводить лениво. К сожалению, нужно сказать, что рабы Божии, получившие по одному таланту, ничтожны в познаниях, опрометчивы по природе, они стоят позади и думают, что всегда должны остаться позади. И когда Господь открывает, что они могут что-нибудь, их не подвинешь. Они живут для этого мира. Тут они способны и разумны. Итак, земля проглатывает все, что они получили от Господа. Роют, роют и зарывают свои таланты в землю. Но не всегда будет так. Настанет день, в который мы должны будем дать отчет за полученные таланты. День отчета непременно подходит для них, хотя и после долго времени (Мф. 25:10). Может быть, многие годы у этих рабов прошли, их хозяин не возвращался, и они были преданы сами себе. Но это долгое время в один день закончилось внезапно явлением их господина. Вот господин здесь, и они один за другим должны дать отчет, что каждый делал с полученным имуществом господина. Никто не мог удержать этого дня отчета.

Суд

Вот так будет с каждым из нас. Может быть, очень скоро это долгое время, это тысячелетнее отсутствие нашего Господина окончится и настанет день, когда мы должны будем дать отчет. Мы уже ранее разобрали, что, когда Он придет, спящие пробудятся и готовые возьмутся и сейчас же начнется день отчета (2 Кор. 5:10). Апостол Павел говорит: "Всем нам должно явиться". "Нам" - он включает и себя сюда. Нет исключения никому. Он говорит: "Всем должно явиться", - или, другими словами, стать явными в том, кто такие мы были и какие мы были, и это будет перед судилищем Христа, у Которого очи как "пламенеющий огонь". И Он спросит: "Расскажи, что ты делал на земле в теле, доброе или худое, Моей силой, временем, здоровьем, средствами". Вот будет отчет верных. Господь дает картину здесь от первого раба до последнего. Мы видим (Мф. 25:20), что самым богатым был оставлен первый раб. Но он, сверх того, вдвойне обогащенным стоит перед судилищем, перед Господином. Мы в. нем можем узнать того раба, который приносит не дерево, не солому, не сено, но приобретенное на день Господина своего: и золото, и серебро, и драгоценные камни. От этого ничего не сгорит в день оный (1 Кор. 3:12-15).

Будем ли мы принадлежать к числу этих рабов, которые в радости могут предстать перед Господином Своим? Если да, то послушаем Его приговор: "в малом ты был верен, над многим тебя поставлю" (Мф. 25:21). Услышать это чудное хорошо будет из уст Того, Который Сам Себя отдал за нас: "Хорошо то, что ты сделал с тем, что я тебе доверил. Это было очень мало, но ты был испытан и выдержал. Теперь Я открываю дверь перед тобой к великому. Моя радость будет твоей радостью. Войди в радость Господина твоего".

Как мы видим, все, что он ищет, - верность, искренняя отдача Ему. Будет ли эта отдача теперь у нас, с теми дарами, которые мы получили от Него? Если да, то мы уже здесь можем предчувствовать ту радость, которую там получим.

Но обратим внимание на тех, которые были неверны и неверно поступали с талантами своими (Мф. 25:24-28). Мы видим, что третий раб также должен дать отчет. Хочет он или не хочет, работал он или нет. И мы видим, он приходит как блудный сын, который расточил все, что получил от отца. Нет у него прибыли, все цело, но он приходит с негодующим сердцем, полон горечи и обвинения на своего господина. Он говорит: "Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал" (Мф. 25:24-25). Из его слов мы видим, что свой талант он считал ни за что, он не дал никакого отчета для своего господина, он весь полон противления. Так он стоит перед судилищем: "Я дрожал перед тобой и поэтому серебро твое положил в землю. Вот твое - тебе, больше не требуй с меня". Он как бы оспаривает права господина требовать.

Мы сейчас имеем массу таких детей Божиих, а при пришествии Господа их будет гораздо больше. Они были очень довольны, что спасены от ада, и были счастливы в надежде войти в Царствие Небесное, до остального же им и дела не было: ни до Его воли, ни до Его дел, ни до Царства Его. Это те, которые хотят только тогда служить, когда получат больше даров. Чего-то достигнуть, разбогатеть, а пока они сидят, только слушают, ничего не делают и говорят: "Господь слишком много требует от нас". И так как Он требует много, они ничего Ему не дают. А что, если нас в таком состоянии застанет день Господень? Господь называет этого раба "лукавый и ленивый раб". Он его называет лукавым, потому что он свое неправильное положение хотел прикрыть жестокостью Господа. Он ленив, потому что ни рукой, ни ногой не хотел пошевелить. Тотчас же берется от него талант и дается тому, у которого десять талантов было. И тотчас господин провозглашает: "А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 25:30). Что это означает, подробно здесь не написано. Но пусть эта ужасная картина приведет нас к тому, чтобы мы хорошо испытывали себя: не принадлежим ли мы к такому классу рабов.

Еще один вопрос стоит перед нами: можем ли мы себе представить такую ужасную картину в небесах, где будет судилище Христово? Конечно, нет. Ибо как могло войти туда такое существо с таким ропотным сердцем, тогда как ничто нечистое туда не войдет? И будет ли кто выброшен оттуда? Этого представить мы не можем. А все-таки картина так нарисована. Перед судилищем Христа все совершится так, как бы ни темно была нарисована эта картина.

Но сказано: "Суд Божий начнется с дома Божия". Те, которые должны судить мир, прежде сами должны пройти через это судилище. Восхищенная церковь будет там стоять перед лицом Судьи мира и услышит приговор: "Войди в радость господина твоего" (Мф. 25:21), - а оставшиеся дети Божии, жребий которых также решен будет здесь, на земле, этим же Судьей, услышат страшный приговор: "А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 25:30). Это означает осуждение на веки веков на гибель, "предание сатане во измождение плоти" (1 Кор. 5:5). Войти во тьму означает выйти из времени благодати и войти в великую скорбь. Земля становится как ад, и потому неудивительно, что там будет плач и скрежет зубов. Да обернутся ваши очи к вашему личному отношению к Нему и к дарам Его, чтобы нам не оказаться лукавыми и ленивыми рабами.

Увещание

Мы уже видели, что предстоящее пришествие нашего Господа имеет две совершенно противоположные стороны. Обе они известны нам. Одна сторона - это та блаженная надежда и явление славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:13) и наше прославление с Ним. Блаженны будут все те, которые вместе с победителями будут восхищены нашим Господом, когда Он придет. Но есть и другая сторона, крайне серьезная. Мы видели, это написано у Луки (17:34-36). Помните, что речь идет о детях Божиих. Так будет, и они могут быть разделены и теперь. Если мы не спим вместе с миром, если не живем беспечно, как живет мир, это должно привести нас к глубокому размышлению, потому что оставление на земле тех, которые должны быть со Христом, когда Господь придет, принесет им скорбь, которую никакие уста, никакое перо не может описать. Только Он, верный и истинный свидетель, дал нам некоторое описание бедствий и ужасов, в которые войдут те, кто останется. И мы поступим очень разумно, если основательно исследуем, что будет с теми, которые останутся. Это касается нас, потому что мы близки к этим великим событиям. Именно возможность, что мы, Его ученики, можем оказаться недостойными, можем быть осуждены на все эти будущие бедствия, заботила нашего Господа и заставила сказать эти слова и оставить их в Своей книге (Лк. 21:36). Если мы внимательно взглянем на увещание нашего Господа, то мы скоро найдем свидетельства о данной нам родственной надежде и условия для исполнения данной надежды - как она может осуществиться.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь