Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ницшевская критика буржуазной вульгарности



Ницшевская критика современной культуры направлена в первую очередь против ее лживости, ибо она, обожествляя эгоизм, одновременно с этим стыдливо прикрывает его, а провозглашая труд высочайшим благом, позволяет пошлым фабрикантам преспокойно жить за счет эксплуатации чужого труда. Хоркхаймер и Адорно признают убедительность этой критики, но вместе с тем им недостает здесь указания на безусловную связь подобного рода «надстроечных феноменов» с их социальным базисом. Парадоксальным образом буржуазия все еще настаивает на том, что она исполнена духа христианства, хотя

говоря христианским языком... именно дьявол правит миром и движет успехом и прогрессом; он скрывается за каждой исторической силой, ему принадлежит реальная власть, и это положение дел в общем и целом останется неизменным, как это ни неприятно слышать той самой эпохе, которая привыкла к обожествлению успеха и силы истории ( KSA , 1, с. 321).

Для того чтобы не видеть связанных с этим опасностей, люди

...наловчились переименовывать вещи и даже черта окрестили по-новому... еще немного, и люди, кажется, откроют [191] для себя, что эгоизм отдельных индивидуумов, групп или масс во все времена был рычагом, приводящим в движение историю; но это открытие не вызывает ни у кого ни малейшего беспокойства, напротив, заявляется, что эгоизм – наш бог. Вооруженные этой новой верой, люди принимаются, нимало не скрывая своих намерений, строить будущую историю на основе этого эгоизма, который теперь, правда, должен быть умным эгоизмом, таким, который сам на себя накладывает определенные ограничения, дабы тем самым надолго упрочить свои позиции, таким, который именно для того и изучает историю, чтобы познакомиться с неумным эгоизмом. И, изучая таким образом историю, человек узнает, что в будущем мироустройстве, основанном на эгоизме, государству отводится совершенно особая миссия; оно должно стать патроном всех умных эгоизмов, которые оно, используя свою военную и полицейскую власть, призвано защищать от страшных всплесков неумного эгоизма ( KSA , 1, с. 321-322).

Ницше описывает здесь в своих собственных категориях теорию государства нововременного либерализма, которая выдвигает в качестве единственной задачи, стоящей перед государством, защиту собственности и гарантии мирного сосуществования отдельных частных лиц, живущих по законам эгоизма. Критическая направленность его рассуждений угадывается здесь лишь по его слегка ироничному тону. Но, что он хочет противопоставить этому вульгарному буржуазному государству эгоистических индивидуумов, остается поначалу неясным. И только если мы обратимся к критике, которой он подвергает прославление труда, мы можем уяснить себе некоторые черты той несколько беспомощной (с точки зрения сегодняшнего дня) альтернативы буржуазному обществу, которую выдвигал Ницше.

Эта лихорадочность в работе — сущее проклятие Нового Света — начинает постепенно распространяться, как зараза, по старой Европе, повергая се в состояние дикости и поразительной бездуховности. Покой становится чем-то зазорным, а долгие размышления вызывают чуть ли не муки совести. Уже никто не может просто подумать, без того чтобы [192] не смотреть при этом неотрывно на часы, — как, бывает, за обедом человек не может оторвать глаз от какого-нибудь биржевого листка ( KSA , 3, с. 556).

Но труд, во всяком случае для подавляющего большинства людей, является всего лишь неизбежным средством поддержания жизни. Человек берется за работу, как правило, ради материальной выгоды, а не потому, что она является для него самоценной:

Искать работу только ради денег — характерно для большинства людей почти во всех цивилизованных странах; для них для всех работа всего лишь средство, а не самоцель; вот почему они не слишком разборчивы в средствах, особенно если они сулят хорошие барыши ( KSA , 3, с. 408).

Ницше не замечает в данном случае того факта, что наемные работники в современном обществе вообще не имеют никакого выбора и, как правило, вынуждены браться за работу, которой они никогда не стали бы заниматься, если бы не зарплата, без которой им не обойтись. Именно поэтому его упрек в адрес трудящихся масс, которые он обвиняет в неразборчивости в средствах, выглядит несколько обескураживающе:

Но есть такие редкие люди, которые скорее умрут, чем станут заниматься работой, не доставляющей им удовольствия: это люди взыскательные, им трудно угодить, их не заманишь хорошим жалованием, сама работа для них — наивысшая награда. К этой редкой породе относятся все люди творческие и все те, кто склонен к созерцанию. <...> Все они готовы взять на себя любую работу и терпеть нужду, но только при одном условии — работа должна доставлять им удовольствие, и тогда, если надо, они возьмутся и за самую трудную, и за самую тяжелую ( KSA , 3, с. 408—409).

Если перевести это на язык раннего Маркса, то Ницше противопоставляет здесь неотчужденный творческий труд, служащий самореализации и развитию, отчужденному наемному труду масс. Он отдает себе отчет в том, что отчужденный [193] труд как массовое явление вытекает из «закона всеобщей нужды»:

Люди хотят жить и вынуждены продаваться, но они же (рабочие. — И. Ф.) презирают тех, кто пользуется этим бедственным положением и покупает рабочего; ...в работодателе рабочий видит обычно только хитрого пройдоху, кровопийцу, спекулирующего на чужих бедах, последнюю скотину, и рабочему все равно, как его зовут, как он выглядит, какие у него привычки и какая у него репутация ( KSA , 3, с. 407).

Но если Маркс видит некую перспективу развития, в процессе которого в результате прогресса в области производственной техники, а также в результате общего преобразования общества должна отпасть необходимость отчужденного труда, то Ницще не идет дальше противопоставления более древней, более достойной феодальной культуры и буржуазной вульгарности:

Пока что, по крайней мере, та культура, которая имеет в своей основе военные устои, значительно выше культуры индустриальной: эту последнюю в ее нынешнем виде можно отнести к самой низшей форме бытия из всех существовавших доныне ( KSA , 3, с. 407).

Появляющиеся здесь слова вроде «пока что» и «доныне» как будто намекают на то, что помимо возрождения феодального или рабовладельческого общества как альтернативы «самой низшей форме бытия», каковой является «индустриальная культура», существует и некий другой выход из создавшегося положения.

Ницше, однако, не может себе представить, что из пролетарской «массы» когда-нибудь выйдут свободные люди, обладающие развитым самосознанием. Его критика направлена прежде всего не столько на зависимость наемных рабочих от фабрикантов, сколько на вульгарность этих последних: эта

пресловутая вульгарность фабрикантов с их жирными красными ручищами наводит на мысль о том, что всего лишь случай и удача вознесли одного на вершины власти, вынудив [194] другого подчиниться: ну что же, думает он (рабочий. — И. Ф.) про себя, попробуем и мы удачи, вдруг подвернется случай! Попробуем-ка вытянуть нужную карту! Так начинается социализм ( KSA , 3, с. 408).

Таким образом, по Ницше, получается, что не самый факт экономической зависимости, а лишь вульгарность буржуазной верхушки вызывает к жизни социалистический протест.

Примечательно, однако, что Ницше обнаруживает в этом официальном «прославлении труда» и в «бесконечном славословии по поводу „благословенности труда”» политический подтекст, суть которого сводится к тому, что

подобного рода труд есть самая лучшая полиция, ибо он держит всех и вся в узде и в состоянии пресечь любое умственное развитие, подавить все страстные порывы, равно как и жажду независимости ( KSA , 3, с. 154).

Правда, это испытанное средство подавления наемных рабочих не всегда оказывается эффективным:

И вот на тебе! О ужас! Тот самый «рабочий» вдруг стал опасным! Прямо в глазах рябит от «опасных индивидуумов»! А за ними уже маячит самая страшная из напастей — индивидуум как класс (там же).

Было бы, пожалуй, неверным говорить, основываясь на этом рассуждении Ницше, о том, что он симпатизировал революционному рабочему движению. В данном случае он лишь выражает свое неприязненное отношение к вульгарной буржуазии, смешанное с презрением[263].[195]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь