Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бхаджаны по вайшнава-таттве



Уход Шрилы Ишвары Пури.

Ссылки

В день ухода или явления великих святых, следует петь бхаджаны по вайшнава-таттве.

Бхаджаны по вайшнава-таттве

Шрила Девакинандана дас Тхакур, «Шри Вайшнава-вандана»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1328-shri-vayshnava-vandana.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Охе! Вайшнава тхакура»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1077-ohe-vayshnava-thakura.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе мора шубха-дина хоибе удая»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1289-kabe-mora-shubha-dina-hoibe-udaya.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Вимала вайшнаве»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1027-vimala-vayshnava.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе муи вайшнава чинибо»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1290-kabe-mui-vayshnava-chinibo.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Крипа коро вайшнава тхакура»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1068-kripa-koro-vayshnava-thakura.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Тхакура вайшнава-пада»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1347-thakura-vayshnava-pada.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Тхакура вайшнава-гана»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1346-thakura-vayshnava-gana.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Эи-баро каруна коро»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1059-ei-baro-karuna-koro.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Ки-рупе паибо сева»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1056-ki-rupe-paibo-seva.html

Радха Мохан дас, «Сакала вайшнава госай»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1335-sakala-vayshnava-gosay.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе Шри Чайтанья море»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1070-kabe-shri-chaytanya-more.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Вишая-васана-рупа»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1028-vishaya-vasana-rupa.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Шри рупануга-махатмья»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1057-shri-rupanuga-mahatmya.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Дже анило према-дхана»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1053-dzhe-anilo-prema-dhana-razluka-s-gospodom-i-ego-sputnikami-prarthana-sa-parshada-bhagavad-viraha-dzhanita-vilapa-pesnya-41-shrila-narottama-das-thakur.html

Подробное описание праздника

« Бхакти-ратнакара»

Пятая Волна

Шрила Нарахари Чакраварти Тхакура

 

Шрила Лочан дас Тхакур, «Чайтанья-мангала», Ади-кханда

Глава 7

Шрила Вриндаван дас Тхакур

Ади-кханда, 11 глава

Господь был прекрасен, как миллионы богов любви. Каждая часть Его тела была совершенна. Его руки достигали колен, а глаза были подобны лепесткам лотоса. Он был одет в прекрасные одежды и жевал орехи бетеля.

Комментарии: Словосочетание адхаре тамбула (жевал орехи бетеля) можно объяснить следующим образом. Увидев прекрасного Шри Гаурасундара, красота которого затмевает красоту миллионов богов любви, тело источает неземное сияние, длинные руки достигают колен, а глаза подобны лотосам, облаченного в прекрасные одежды и постоянно жующего орехи бетеля, простые смертные, стремящиеся к материальным наслаждениям, имеющие уродливые материальные тела, короткие руки и страшные глаза, делают вывод о том, что Шри Гаурасундар подобен им самим, и так же, как они, привязан к материальным удовольствиям, опьянен материальной иллюзией и обладает материальным телом. Но если этим завистливым существам удастся постичь сверхъестественную славу Шри Гаурасундара, они поймут, что их материальные тела являются лишь достойной пищей шакалов и собак. Их материальные умы, наполненные заблуждениями и ложными идеями, отвратительны. Хотя Шри Гаурасундар использовал множество вещей для своего наслаждения (например, орехи бетеля), Он, заботясь о благе людей, учил их тому, что каждый материальный предмет должен служить Кришне и что любые наслаждения предназначены лишь для Кришны. Если живые существа, введенные в заблуждение майей, наслаждаются незначительными материальными объектами, они навлекают на себя беду, потому что предназначение всех объектов состоит в том, чтобы вечно служить Верховному Господу. Подобные игры Гаурасундара были явлены для созерцания и размышления над ними садхаков, способных контролировать чувства, однако люди завистливые и невежественные, видя эти игры, впадают в заблуждение. Такова награда за их глупость. Шри Га ура сундар пребывает на высшей ступени Абсолютной Истины, поэтому не следует считать, будто Его более поздние игры отречения были явлены для того, чтобы защитить Себя от последствий мирской деятельности. Шри Га ура сундар не стал бы поступать подобно обычным людям, которые, желая преодолеть влечение к материальным объектам и достичь освобождения или самоконтроля, начинают демонстрировать свое безра зли чие к мир у. Господь хотел вложить в сердца самых удачли вых из людей важную истину — личностные качества Верховного Господа, совершающего все эти игры, ни при каких условиях не могут быть осквернены или иметь недостатки.

Стих 5

сарвадайа парихаса-мурти видйа-бале

сахасра падуйа-санге, йабе прабху чале

Стих 80

асте вйасте адваита тулила ниджа-коле

синчита хаила анга найанера джале

Господь почтительно пригласил Ишвару Пури на обед и привел его к Себе домой. Обязанность брахмана-домохозяина состоит в том, чтобы приглашать в свой дом вайшнавов-санньяси и угощать их. Как идеальный брахман-домохозяин, Шри Гаурасундар привел Шри Пурипада в свой дом на обед.

Стих 93

кршнера наиведйа шачи карилена гийа

бхикша кари’ вишну-грхе васила асийа

Ишвара Пури начал обучать Гададхара Пандита по своей книге «Шри Кришна-лиламрита». Шри Ишвара Пурипад составил книгу «Шри Кришна-лиламрита». Он начал учить по ней Шри Гададхара Пандита Госвами, потому что испытывал к этому юноше большую привязанность и расположение.

Стих 101

падаийападайа дхакура сандхйа-кале

ишвара-пурире намаскарибаре чале

Шри Мадхавендра Пури с радостью передал сокровище экстатической любви своему ученику — Шри Ишваре Пури. Обретя любовь к Богу от своего учителя по милости Господа Кришны, Ишвара Пури мог путешествовать повсюду без всяких тревог.

Комментарий: В «Чайтанья-чаритамрите» [Антья 8.26–30] содержится описание того, как Шри Ишвара Пури, совершая почтительное и смиренное служение своему гуру — Шри Мадхавендре Пури, обрел его милость.

Стих 127

шри кршна-чаитанйа нитйананда-чанда джана

врндавана даса тачху пада-йуге гана

Шри Кришна Чайтанья и Шри Нитьянанда — моя жизнь и душа! Так поет славу Их лотосным стопам Вриндаван дас.

 

Если человек совершает подношение предкам в святом месте, они обретают освобождение. Так можно освободить лишь тех, кому предлагают освященную пищу. Но достаточно просто увидеть тебя, и миллионы предков немедленно освободятся от материального рабства.

Комментарий: «Только те предки, которым предлагают в Гае жертвенную пищу, освобождаются от материального рабства. При этом миллионы предков, чьи имена канули в лету, немедленно обретут освобождение, стоит лишь однажды увидеть вечно совершенного спутника Кришны, такого, как ты. Поэтому нет необходимости им предлагать жертвенную пищу. Удачливые живые существа, которым посчастливилось обрести милость возлюбленных спутников Господа, сами становятся способными освобождать миллионы своих предков из океана рождений и смертей. Иными словами, благодаря поклонению Господу, они достигают мира Вайкунтхи».

Стих 53

атаева тиртха нахе томара самана

тиртхер о парама туми мангала прадхана

Проживание в святой дхаме

Господь Чайтанья открыл ту же истину, когда посещал знаменитое место паломничества Гайю. Там Он встретил Своего духовного учителя Ишвара Пури. Как только они увидели друг друга, их обоих накрыли волны экстатической любви к Кришне. Тогда Махапрабху сказал Ишваре Пури, что

истинной целью Его посещения Гайи была встреча с ним:

прабху бале — гайа йатра сапхала амара

йата кшане декхилан чарана томара

тиртхе пинда диле се нистаре питри гана

сеха йаре пинда дейа таре сеи джана

тома декхиле-и матра коти питри гана

сеи кшане сарва бандха пайа вимочана

атаева тиртха нахе томара самана

тиртхеро парама туми мангала прадхана

самсара самудра хаите уддхараха море

еи ами деха самарпилан томаре

кришна-пада-падмера амрита раса пана

амаре карао туми еи чахи дана

«Мое путешествие в Гайю принесло успех, как только Я увидел твои лотосные Стопы. Тот, кто приходит сюда принести жертву, спасает своих предков и, возможно, самого себя. Однако, как только Я увидел тебя, миллионы предков были тотчас вызволены из материального плена. Ни одно

святое место никогда не сравнится с тобой. В действительности, любое святое место способно очищать

грешников только благодаря таким святым, как ты. Пожалуйста, вызволи Меня из океана материального существования. Здесь и сейчас Я посвящаю тебе Свои тело и жизнь. Пожалуйста, позволь Мне пить нектар лотосных Стоп Кришны. Это все, что Я прошу у тебя» («Чайтанья-бхагавата», 1.17.50-55).

Чайтанья Махапрабху — учитель всего мира, и мы можем получить огромную пользу от этих наставлений. Величайшее благо, которое приносит паломничество в святые места, — это встреча со святыми, часто их посещающими. До тех пор, пока мы не предадимся истинному духовному учителю и не испытаем сладостного вкуса служения Верховному Господу, мы будем продолжать чувствовать необходимость в благочестивой деятельности: посещении святых мест, раздаче милостыни, совершении мирских ритуалов, принесении жертв умершим или в разных формах медитации. Тот, кто предлагает жертвы предкам в Гайе, спасет лишь того, от чьего имени совершается ритуал, но стоит человеку только посмотреть на духовного учителя-вайшнава или на другого святого, как миллионы его предков обретут спасение. Поэтому никто не должен думать, что посещение места паломничества равносильно встрече с чистым преданным, духовным учителем или вайшнавом. Духовный учитель настолько могущественен, что может излить на нас нектар лотосных Стоп Кришны, высшей цели жизни.

 

 

Джагад Мохини даси

 

Встреча с Ишварой Пури

Исполняя желание своего учителя Гангадаса, а также чтобы поддержать семью, Нимай открыл Свою толу. Он стал обучать санскриту и написал Свои комментарии к учебнику грамматики. Одновременно с этим Он занялся изучением логики ньяя в школе Васудевы Сарвабхаумы и тоже начал писать комментарии. Но по просьбе Своего одноклассника и друга Рагхунатха Широмани, несравненного знатока ньяя и автора дидхити, Нимай порвал Свои рукописи и выбросил их в Гангу. Несмотря на юный возраст — Ему было не более четырнадцати лет — Нимай преподавал настолько блестяще, что приводил в изумление всех, включая самого Гангадаса Пандита.

Мать Шачи, глядя на занятия сына, была счастлива. Нимай оставался для нее неиссякающим источником радости.

Как раз в это время в Навадвипу пришел Шри Ишварачандра Пури, одетый в скромную одежду санньяси. Он был очень возвышенной и прославленной личностью, потому что всегда наслаждался нектаром любви к Кришне. Сострадательный ко всему живому, Ишвара Пури был очень дорог Господу Кришне. Но из-за скромного одеяния никто не узнавал в нем великого вайшнава.

Ишвара Пури появился во дворе дома Адвайты Ачарьи и скромно сел недалеко от Адвайты Прабху, однако хозяин не заметил его, занятый делами. Ишварачандра был так духовно возвышен и чист, что от него исходило лучезарное сияние, и Адвайта Ачарья сразу понял, что перед ним сидит не обычный санньяси. «Должно быть, это чистый преданный», — подумал Адвайта и направился к Ишваре Пури.

— О святой человек, кто ты? — почтительно спросил Адвайта Прабху. — Я чувствую, что ты санньяси-вайшнав!

— О, я ниже шудры! Я пришел лишь увидеть твои лотосные стопы!

Мукунда тоже узнал в незнакомце чистого преданного и радостно запел песни преданности. Его голос звучал так сладко, что Ишвара Пури в экстазе повалился на землю. Из глаз его брызнули слезы, а по телу пробегала дрожь духовного блаженства. Адвайта Ачарья перепугался и быстро поднял Ишварачандру на руки. Через несколько минут он был весь мокрый от слез святого, волны бесконечной любви к Богу уносили уже их обоих — они не в силах были сдерживать своих духовных переживаний. А вдохновленный Мукунда продолжал петь одну шлоку за другой.

Все собравшиеся вайшнавы были изумлены, их сердца преисполнились счастьем. Узнав в этом смиренном санньяси великого Ишварачандру Пури, они стали петь радостную киртану, вдохновленные присутствием чистого преданного.

Господь Гаурачандра возвращался домой, окруженный несколькими учениками. По дороге волею Провидения Он увидел Ишварачандру Пури. Узнав Своего слугу и дорогого преданного, Господь выразил ему почтение. Несравненную красоту Господа Вишвамбхары в этот момент невозможно описать — Он казался совершенным во всем. Хотя никто не понимал Его, Он всем внушал благоговение и уважение. Ишварачандра взглянул на Господа и сразу увидел в Нимае серьезную и исключительно духовную личность.

— Как Твое имя, о ученый брахман? — спросил Шри Пури. — Какую книгу Ты читаешь? Где Твой дом?

Шри Гауранга с величайшим смирением поклонился Пурипаде, тем временем кто-то из учеников представил Нимая.

— О, Ты тот самый Нимай Пандит! — не скрывая своего восхищения, воскликнул Ишвара Пури.

Он был явно доволен. Гауранга, смиренно склонив перед ним голову, сказал:

— Шрипада, пролей на Меня свою милость и посети Мой дом. Как раз сегодня мы приготовили к обеду вкусный прасад. Пожалуйста, прими его.

Согласившись на приглашение, Ишвара Пури отправился вместе с Гаурангой в дом Шачиматы. Гаура Сам омыл святому гостю стопы, а Шачимата тем временем приготовила несколько очень изысканных на вкус блюд и предложила домашним божествам, затем все пообедали. Шри Пури не скупился на похвалы Нимаю, ему нравилось все. Он почтил маха-прасад, а потом Нимай проводил его в храмовую комнату немного отдохнуть. Они стали беседовать о Кришне, Ишвара Пури рассказывал удивительные истории. Иногда он неожиданно замолкал — волнующее чувство любви к Кришне мешало ему рассказывать дальше. А Нимай наслаждался сладостным нектаром преданности, который щедро лился из уст славного Шри Пури.

Ишварачандра никогда не проявлял экстатических переживаний среди мирян, они не замечали скромного вайшнава. Однако преданные были рады обществу Ишвары Пури, и он провел в Навадвипе семь месяцев, живя в доме Гопинатха Ачарьи. Иногда Господь Вишвамбхара приглашал его к Себе, а иногда Пурипада просил Гаурангу не забывать его и заходить в дом Гопинатха Ачарьи. Господь Вишвамбхара виделся с Ишварой Пури почти каждый день.

Гададхара Пандит в это время был таким же юношей, как и Нимай, но это была душа всех вайшнавов Навадвипы. Ишвара Пури очень полюбил его. Привязанность Гададхары к Кришне не имела себе равных, с раннего детства он чувствовал отстраненность от мирской жизни. Ишвара Пури с удовольствием читал Гададхаре свою «Кришна-лиламриту», рассказывая о самых сокровенных играх Господа Кришны. Всегда невозмутимый, миролюбивый и великодушный, Гадай был исключительным учеником. Целомудрие и набожность были неотъемлемыми чертами его натуры.

Когда садилось солнце, окрашивая небо багряно-голубым закатом, в доме Гопинатха Ачарьи появлялся Господь Чайтанья. Закончив занятия со Своими учениками, Он спешил увидеться с Ишварой Пури, который всегда радостно встречал Его. Хотя он не знал, что Нимай — Верховная Личность Бога, его неудержимо влекло к этому юноше:

— Я знаю, что Ты великий ученый, — с восторгом говорил он Господу. — Я написал книгу о Господе Кришне. Просмотри ее, нет ли там ошибок. Мне будет это очень приятно.

— Эти описания Господа Кришны изошли из уст чистого преданного, — ответил Нимай. — Если кто-нибудь найдет в них ошибку, он совершит грех. Чистый преданный никогда не пишет из собственной фантазии, не имея духовной основы. Такие писания истинны, потому что нравятся Господу Кришне. Пусть невежда, молясь Господу Кришне в храме, совершает ошибки, а ученый взывает по всем правилам грамматики — милостивый Господь принимает поклонение обоих. Его впечатляет не ученость, а искренность. Если кто-то усмотрит ошибку в твоем произведении, в действительности обнаружит недостаток в себе, потому что Кришна полностью доволен прославлениями Своего чистого преданного. Что бы ты ни написал — это выражение твоей чистой любви к Кришне. Кто же дерзнет искать здесь ошибку?

Ишварачандра Пури, слушая Нимая, чувствовал, что по его телу пробегают волны экстаза.

— Я знаю, что Ты не будешь искать здесь недостатков, — восторженно ответил он, — но в моей работе могут оказаться типичные ошибки. Пожалуйста, укажи мне на них.

Такие беседы происходили между Нимаем Пандитом и Шри Пури чуть ли не каждый день и всем доставляли большое удовольствие. Но однажды Нимай Пандит все же нашел ошибку в поэме Ишвары Пури и посоветовал ему внимательнее пользоваться глагольными корнями.

— Здесь лучше использовать другой глагол, — сказал Господь и, простившись, ушел домой.

Ишвара Пури был широко образованным ученым, сведущим не только в священных писаниях, но так же в грамматике и других предметах. После ухода Нимая он стал обдумывать Его слова, взвешивая их правильность с точки зрения грамматики и заключений шастр. Когда на следующий день Шри Пури увидел Нимая, он сказал:

— Дорогой Нимай, Ты ошибся вчера, я использовал этот глагольный корень правильно!

Гауранга был счастлив, что Его слуга и преданный одержал победу над Ним. Господь так великодушен, что хочет бесконечно прославлять имена и победы Своих преданных. Так говорят все ведические писания. Ишварачандра Пури проводил время в общении с Верховным Господом. Они беседовали и спорили как два великих ученых. Потом Ишварачандра покинул Навадвипу, потому что не мог долго оставаться в одном месте. Его жизнь проходила в странствиях по свету, безудержная любовь к Богу звала все дальше. Он путешествовал повсюду, и где бы ни ступала его нога, Земля очищалась и становилась местом паломничества. Шри Ишвара Пури был благословлен Шрилой Мадхавендрой Пури и мог одарить каждого великой любовью к Богу. По милости Кришны он обрел такую исчерпывающую силу любви к Кришне от своего духовного учителя. Он путешествовал повсюду беззаботный и полный блаженства.

 

Глава 11

Духовное посвящение

Настала благодатная пора юности Шри Гаурасундары, и Господь засиял, словно солнце. Нарядные одежды облегали Его стройное тело, изящные драгоценности сверкали на груди и руках. На шее была цветочная гирлянда. От Него пахло сандалом, которым Он умащал тело. Прекрасный Господь блистал Своими безграничными познаниями. Он выходил победителем из всех ученых состязаний, разбивая ложную гордость Своих ученых соперников, и указывал им путь истинного освобождения. Господь танцевал, воспевая святое имя, и щедро раздаривал Свою милость, пробуждая в людях дремлющую любовь к Кришне. Как прекрасен был Шри Гаурахари в Своих юношеских играх! Он сверкал, словно бесценный бриллиант!

Навадвипа с ее богатствами и учеными с каждым годом утрачивала духовные ценности. Преданное служение Верховному Господу никого не интересовало, редко можно было встретить такого удачливого человека. Люди искали иных удовольствий, и это удручало вайшнавов. Им приходилось выслушивать злобную брань обывателей, которая, словно ржавчина, разъедала их чистые сердца. Постоянные же занятия и увлечения грамматикой Нимая Пандита приводили их просто в отчаяние. Наконец Верховный Господь Гаурасундара почувствовал, что настало время раскрыть Себя миру и начать санкиртану — совместное воспевание святых имен Кришны. Однако прежде Он решил посетить Гая-дхаму. Это был 1502 год, Шри Нимаю исполнилось шестнадцать лет.

Следуя указаниям писаний, Он совершил шраддху — жертвоприношение предкам — и стал собираться. Шачимата, видя, что сын снова покидает ее, обеспокоилась. С тяжестью на сердце она обратилась к Нему, и голос ее дрожал от подступивших к горлу слез:

— Дорогой Вишвамбхара, Ты снова уходишь в далекую страну. Без Тебя мой дом утонет во тьме. Ты единственный луч света в темнице моего одинокого сердца, Ты как посох для слепого. Ты звезда моих глаз и душа моего слабого старого тела. Без Тебя я ничто, а Ты собираешься в Гаю ради спасения Своих предков!

— Мама, знай, что Я всегда с тобой, — спокойно отвечал Господь, — не плачь, прошу тебя, позволь Мне быть хорошим сыном и предложить Вишну-прасадам отцу.

В радостном настроении Гауранга простился с матерью и вместе с Чандрашекхаром и несколькими Своими учениками отправился в путь. Женщины, дети, старики, даже птицы и звери — все обитатели Навадвипы высыпали на улицу, когда Господь проходил мимо их домов. Жители не сводили с Него глаз, пока Вишвамбхара не исчез из виду. «Посмотрите, это идет Шри Хари из Враджа! » — с восторгом говорили они.

Гауранга прошел много городов и деревень, и, куда бы ни ступали Его трансцендентные лотосные стопы, эти места становились святыми. Кому выпадало счастье увидеть Его, просто не мог не бежать вослед. По дороге Господь обсуждал с учениками духовные темы, объяснял сложные для понимания вопросы, иногда шутил, а иногда был серьезным.

Однажды на прогулке Гауранга увидел супружескую пару ланей, занятых любовными играми. Как и у всех, это вызвало у Него улыбку. Потом Он сказал Своим спутникам, что когда люди не поклоняются Кришне, они ведут себя, как эти животные. Во власти похоти, жадности, гнева и иллюзии они теряют всякий разум. Животные, как и люди, обладают сознанием, но разница в том, что животные лишены возможности познать Бога. Поэтому человек, избегающий служения Кришне, ничем не отличается от животного.

Сказав это, Господь, духовный учитель всего мира, исполняющий все желания, продолжил путь. Скоро они достигли провинции Гаи, прошли через Бирбхум, Бурдван и Бхагалпур, перебрались через реку Сиру, протекавшую на 175 миль к северо-западу от Навадвипы, и подошли к горе Мандаре, где стоял очень древний и знаменитый на всю Индию храм Господа Мадхусуданы. Господь Гаурачандра совершил омовение в реке Сира, а затем поклонился божеству и почтил предков согласно наставлениям Вед.

Затем они посетили Пуна-Пун и перешли на другой берег реки Фалгу, протекавшей в восьми милях от горы Мандары. Желая немного отдохнуть, Гауранга остановился здесь в доме одного благочестивого брахмана.

Среди спутников Вишвамбхары был один молодой брахман, который все время осуждал местных брахманов, высмеивая их ошибки в совершении ритуалов и чтении мантр, хотя в действительности, по традиции этих мест, все было правильно. Видя оскорбительное умонастроение Своего ученика, Господь решил преподать ему урок: как настоящий брахман должен относиться к другому брахману.

Неожиданно Гауранга слег в сильнейшей лихорадке. Владыка Вайкунтхи, Верховная Личность Бога, метался в жару, словно обычный человек. Ученики перепугались, ведь до Гаи было еще половина пути. Они давали Ему лекарства, пытаясь сбить жар, но по воле Господа болезнь не проходила. Наконец Господь Сам назвал лекарство:

— Пожалуйста, послушайте. Должно быть, Я допустил какие-то ошибки, поклоняясь предкам, за это и страдаю. Всегда возникают какие-то препятствия, когда хочешь совершить благочестивый поступок. Пожалуйста, дайте Мне падодаку — воду, которой омывали стопы чистого брахмана. Я выпью ее и избавлюсь от всех грехов и страданий, сжигающих Меня сейчас огнем лихорадки.

Ученики с надеждой посмотрели на хозяина дома.

— Если это поможет, я готов... — смущенно согласился он.

Юноши усадили брахмана, омыли ему стопы и, когда ритуал был завершен, воду поднесли Гауранге. Вишвамбхара залпом выпил ее, и жар сразу же спал. Господь облегченно вздохнул и поднялся, желая выразить признательность Своему спасителю.

Видя непостижимое выздоровление, юноша, путешествовавший с Вишвамбхарой, стал понимать, что хотел сказать Господь этим эпизодом. Раскаиваясь, он сказал:

— О мой Господь, Ты страдал только из-за моего скверного языка. Наблюдая ритуалы местных брахманов, я стал осуждать их, но Ты выразил им Свою преданность. Прошу, прости мне эти оскорбления. У Тебя на груди след Бхригумуни, это вечный знак Твоей преданности брахманам. Своими устами Ты учишь, как предаваться Тебе, и таким образом освобождаешь мир!

Затем, обращаясь к хозяину дома, юноша сказал:

— Слава тебе, о царь брахманов! Служа тебе, можно достичь совершенства. Я низко кланяюсь твоим лотосным стопам. Ты очень дорог всем брахманам и сострадательному Гаурахари.

Выслушав исповедь Своего спутника, Вишвамбхара простил его.

— Не осуждайте брахманов этой страны, — сказал Он, — потому что они поклоняются Мадхусудане-Кришне. Пока человек не станет поклоняться Верховному Господу Кришне, его нельзя называть брахманом. В Пуранах говорится: «Если человек предан Господу Вишну, пусть даже он рожден в семье собакоедов, он выше смарта-брахманов, которые строго придерживаются предписанных правил, но избегают Вишну-бхакти».

Продолжая путешествие, Господь достиг Раджагири, очень важного места паломничества. Это уже была Гая. Почтительно сложив руки, Он поклонился святой земле Гаи и духу Своего почившего отца.

Сначала Гаура совершил омовение в Брахма-кунде и Чакра-веде и еще раз поклонился отцу, затем направился в Чакарти. Он вошел в храм и увидел украшенные грудами гирлянд следы лотосных стоп Господа Вишну на камне. Вокруг сидели брахманы-священнослужители. Невозможно было сосчитать всех ароматных цветов, благовоний, одежд и украшений, предлагаемых Господу. Казавшиеся божественными, брахманы сидели и рассказывали об удивительной славе лотосных стоп Господа:

— Сам Господь Шива держит эти лотосные стопы у сердца; это жизнь и душа Шримати Лакшмидеви, богини удачи. Верховный Господь благословил Бали Махараджа, возложив Свои лотосные стопы ему на голову, и вам очень повезло, что вы видите эти лотосные стопы. Лишь одно мгновение искренней медитации на них освободит вас от ада. Даже великие йоги-мистики редко достигают лотосных стоп Господа. Радуйтесь, что вы видите их. Это источник матери-Ганги, и все предавшиеся Господу души хранят Его лотосные стопы в глубине сердца. Вы видите лотосные стопы, которые возлежат на голове Ананта-Шеши.

Слушая чудесное прославление лотосных стоп Верховного Господа, Шри Гауранга почувствовал блаженства. Из Его прекрасных глаз рекой полились слезы. Он смотрел на эти лотосные стопы и весь дрожал. На благо всего живого, во имя спасения людей Верховный Господь Гаурачандра впервые открыто проявил любовь к Богу.

Брахманы-священнослужители изумились, видя эти стремительные потоки слез, которые, словно мать-Ганга, лились из лотосных глаз Господа. По воле Провидения Ишваре Пури случилось в это время быть в храме.

Хотя Гая была местом встреч последователей Мадхвачарьи, Гауранга все же очень надеялся увидеть здесь этого великого преданного. Поэтому, когда Ишвара Пури подошел к Нему, Господь почтительно поклонился, Его чудесное лицо засияло от радости. Шри Пури тоже был счастлив видеть Гаурангу и тепло обнял Его. Не сдерживая чувств, они обливали друг друга слезами.

— Какое счастье, что Я увидел тебя! Теперь Мое посещение Гаи можно считать успешным! Жертвоприношение в святом месте, которое совершается для освобождения предков, приносит благо только тем, для кого оно предназначено, но встреча с тобой приносит освобождение миллионам предков, и поэтому ни одно место паломничества не сравнится с тобой, ты можешь очистить любое из них! Будь добр и спаси Меня из водоворота мирской жизни, Я приношу к твоим лотосным стопам Мое сердце, душу и тело. Я жажду от тебя лишь одного благословения — напои Меня нектаром лотосных стоп Господа Кришны!

— Послушай меня, Пандит! — ответил Ишвара Пури. — Я знаю, что Ты Верховный Господь. Никто иной не обладает такими познаниями, как Ты, и такой трансцендентной красотой. Сегодня ночью во сне я встретился с Верховным Господом, и сейчас вижу, что сон мой исполнился. Говоря по правде, с каждым мгновением этой встречи я чувствую, как растет в моем сердце духовная радость. Впервые увидя Тебя в Навадвипе, я не мог больше ни о чем думать. Несомненно, это правда. Не знаю, будет ли у меня еще возможность сказать Тебе об этом, но рядом с Тобой я чувствую такое же блаженство, какое испытывает человек в присутствии Господа Кришны.

Гауранга, довольный искренними словами Ишвары Пури, только смиренно опустил голову, выражая почтение.

— Как Мне повезло, что Я встретил тебя! — улыбаясь, сказал Он.

Счастливые, они говорили о самых возвышенных вопросах духовной жизни, но никто не слышал их сокровенных бесед. Потом Господь простился с Ишварой Пури, пообещав, что вернется, как только завершит все необходимые обряды. Он совершил омовение и приступил к жертвоприношению в честь Своего отца — церемонии шраддха. Когда все закончилось, Он ушел в Шри Нагар в Бедгае. Там Он снова совершил шраддху и смиренно, сладкими словами почтил присутствующих священников, что весьма им польстило. Оттуда Господь проследовал в Дакшир Мамуса, а затем в Рамагаю, где совершил поклонение Господу Раме. Оттуда Гаура зашел в Юдхиштар Гаю и совершил жертвоприношение Махараджу Юдхиштхире. Когда бы Господь ни совершал церемонию шраддхи, воспевая ведические мантры, Его окружали брахманы-священнослужители. Как только церемония заканчивалась, все они налетали на Господа, ожидая платы или подарков. Но Гауранга только улыбался в ответ и милостиво разрубал узлы материальных желаний в их сердцах. Оттуда Шри Гауранга пришел в Бхима Гаю, затем в Сва Гаю и Брахма Гаю, а также другие святые места. В Соураса Гае Он совершил особое жертвоприношение из шестнадцати предметов и выразил почтение всем присутствующим. Господь принял омовение в Брахма-кунде и вернулся в Гаю, в храм Господа Вишну. Собственной рукой Он предложил прекрасную цветочную гирлянду и сандаловую пасту отпечаткам лотосных стоп Господа Вишну. Завершая здесь Свое паломничество, Он почтил всех священнослужителей и вернулся к Себе.

Отдохнув немного, Гауранга почувствовал легкий голод и принялся готовить. Когда подошло последнее блюдо, на пороге появился Шрила Ишвара Пури. Воспевая святое имя Кришны и чувствуя экстатическую любовь к Богу, он вошел в комнату, покачиваясь, словно пьяный. Господь тут же вышел из кухни, почтительно поклонился и предложил ему сесть. Улыбаясь, Ишвара Пури сказал:

— О Пандит, я, кажется, пришел вовремя!

— Удача улыбается Мне сегодня, раз ты здесь. Умоляю, прими немного прасада.

— Здесь не хватит на двоих, что же Ты будешь вкушать?

— Я сейчас приготовлю еще.

— Зачем снова готовить? Давай поделимся.

— Нет, это все для тебя, — улыбаясь, ответил Господь. — Не жди, пока Я приготовлю свежее, не смущайся, поешь первым.

Предложив Ишваре Пури Свой обед, Господь вернулся в кухню и снова принялся готовить. В великом счастье Гауранга явил Ишваре Пури такую милость, и Шрипада Пури тоже не мог ни о чем думать, как только о Кришне. Своими руками Господь служил Шрипаде Пури, и Шрипада Пури с великим удовольствием вкушал рис Господа. Видя, что Шрипада Пури полностью удовлетворен, Господь предложил Кришне вторую порцию риса, а потом сел рядом и тоже вкусил немного прасада.

Затем Господь позаботился о том, чтобы Шрипада Пури прилег отдохнуть. Как и положено ученику, который служит своему духовному учителю, Он стал растирать стопы Ишвары Пури ароматным маслом.

Возможно ли описать возвышенное положение Шри Ишварачандры Пури?!

На другой день Шри Чайтанья, Верховная Личность Господа, играя роль идеального ученика, решил посетить родную деревню Своего учителя близ Гаи.

— Я почтительно кланяюсь деревне Кумар, где родился Ишвара Пури!

Господь был так взволнован, что из глаз Его хлынули слезы любви к Ишваре Пури. Он поднял горсть земли и завязал ее в уголок одежды.

— Эта земля из родной деревни Ишвары Пури — самое ценное, чем Я когда-либо обладал!

Таким образом, Гауранга, Верховная Личность Господа, на века прославил Своего преданного.

— Благодаря встрече с тобой, — говорил Он Своему гуру, — Я достиг истинной цели Своего паломничества.

Вернувшись в Гаю, Гауранга снова увиделся с Ишварой Пури и с мольбой в голосе попросил Его о посвящении.

— Ты просишь у меня мантру посвящения?! — воскликнул Шрила Ишвара Пури. — Я с радостью отдам Тебе всю мою жизнь и душу!

Верховная Личность Господа Нараяна — Верховный духовный учитель каждого — принял посвящение у Шрипады Пури, получив Гопала-мантру, состоящую из десяти слогов, а также благословение на воспевание святого имени: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

— В действительности — сказал Ишвара Пури, — просто повторяя эту Харе Кришна мантру, можно увидеть лотосные стопы Верховного Господа. Послушай еще стих — из «Брихад-Нарадия Пураны»: «В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути духовного самоосознания, кроме святого имени, святого имени, святого имени Господа». Всегда держи на языке этот стих и святое имя Господа!

Господь почтительно обошел вокруг Своего духовного учителя и сказал:

— Я вручаю тебе Мою жизнь. Прошу, обращай иногда на Меня свой милостивый взор, чтобы Я не утратил этого сладостного вкуса любви к Кришне, который океаном разлился в Моем сердце!

Шрипада Пури, взволнованный этими словами, обнял Гаурангу, крепко прижав Его к груди. Слезы хлынули из глаз обоих. Так Верховный Господь провел еще несколько дней в Гае, щедро одаривая Ишвару Пури Своей милостью.

Постепенно приближался тот благословенный час, когда Господь откроет всему миру причину Своего нисхождения, и теперь Его любовь к Кришне росла день ото дня. Однажды Он сидел в уединенном месте и повторял Свою мантру в глубокой медитации. Он полностью ушел в Себя и, когда через некоторое время очнулся, стал плакать и звать Кришну — господина Своей души.

— О Кришна, о возлюбленный Господь! О Господь Хари, Ты Моя жизнь и душа! Ты украл Мое сердце и убежал! Где Мне искать Моего возлюбленного Господа?

Шри Чайтанья горько плакал в разлуке. Наслаждаясь нектаром любви к Кришне, Он упал прямо в пыль и стал кататься по земле. «Где Мой возлюбленный Кришна? — горестно звал Он. — Почему Он оставил Меня? » Всегда серьезный и важный Нимай, известный ученый, был сражен наповал стрелою любви к Богу. К нему подошли ученики и помогли придти в Себя.

— Возвращайтесь в Навадвипу без Меня, Я не хочу домой. Я пойду в Матхуру, искать возлюбленного Господа Моего сердца — Шри Кришначандру.

Ученики утешали Гаурангу, пытались удержать Его, но Господь Вайкунтхи вел Себя как чистый преданный, слуга Верховной Личности Бога. Он страдал в разлуке с Кришной и не мог выносить этого. Однажды ранним утром Он поднялся, когда все еще спали, и неслышно вышел из дома. «О Господь Кришна, где Мне найти Тебя? » — думал Он, идя по дороге, ведущей в Матхуру. Но тут вдруг Гауранга услышавл из сердца божественный голос: «Не спеши сейчас идти в Матхуру, это время еще наступит! Вернись в Навадвипу, домой. Ты Верховная Личность Бога, Господь всех духовных планет. Ты пришел в этот мир со Своими вечными спутниками даровать освобождение его обитателям. Ты будешь проповедовать совместное воспевание святого имени Господа по всей Вселенной и свободно раздавать самое сокровенное богатство — любовь к Богу. Ты всеведущ, Ты знаешь каждого и пришел, чтобы дать то самое желанное, чей нектарный вкус манит даже Господа Брахму, Господа Шиву и других мудрецов. Любовь к Богу прославляет Господь Ананта-Шеша. Мы Твои вечные слуги и должны напомнить Тебе о Твоей миссии. Мы приносим эту просьбу к Твоим лотосным стопам. Ты поддерживаешь все живое, о Верховная Независимая Истина, никто не может помешать Тебе исполнить Твои чистые, духовные желания. О Господь, возвращайся домой! »

Шри Гаурасундара был счастлив услышавть божественное послание. Но прежде чем уйти из Гаи, Он еще раз встретился с Ишварой Пури, испрашивая его благословений.

— О возлюбленный духовный учитель, — смиренно обратился Гауранга, — скажи, что за мантру ты дал Мне?! Эта маха-мантра сводит Меня с ума! Я пою святое имя Господа и уже не владею Собой: Я смеюсь, плачу, танцую и пою, как безумный!

Ишвара Пури улыбнулся и ответил:

— Такова природа Харе Кришна маха-мантры, она приводит в экстаз всякого, кто повторяет ее. Ты знаешь, что целью человеческой жизни являются набожность, богатство, мирские удовольствия и освобождение. Но рядом с любовью к Богу все это выглядит не лучше пучка сухой травы на дороге. Любовь к Богу — высшая цель. И те удачливые люди, кто с чистым сердцем повторяют Харе Кришна маха-мантру, с легкостью достигают ее.

Одарив Гаурангу своими благословениями, Ишвара Пури покинул Гаю и отправился во Вриндаван. Здесь он повстречал необыкновенно прекрасного юношу, который повсюду искал Кришну. Это был Нитай. «Кришна сейчас в Надии! » — сказал Ему Ишвара Пури, давая понять, что Гауранга начинает Свои игры санкиртаны, и Нитьянанде пора поспешить в Бенгалию.

Господь Гауранга возвращался в Навадвипу через Монгхир и Бхагалпур. Вскоре Он достиг деревни Канаи Наташала, где стоял небольшой храм Кришны. Гауранга вошел в этот храм и, взглянув на божество, погрузился в глубокий транс любви к Богу. «О Господь Моей души, куда Ты скрылся от Меня?! » — плакал Он. Спутники Гауранги с тревогой взирали на Него, не понимая, что происходит.

Не говоря ни слова, Гауранга покинул деревню Канаи Наташалу, которая находилась в 170 милях от Гаи, и, свернув к югу, прямиком направился в Навадвипу, нигде больше не останавливаясь. Всю дорогу Он казался взволнованным и возбужденным. Пройдя провинцию Муршидабад, Гауранга и Его спутники достигли наконец Навадвипы.

 «Жизнеописание вайшнавских святых»

Шри Ишвара Пури

Шри Ишвара Пури родился в 1423 году семье брахмана в деревне Камара-хатта в Бенгалии, где сейчас расположена железнодорожняа станция с таким же названием. Он был самым любимым учеником Шрилы Мадхавендры Пури. Когда Мадхавендра Пури состарился и не мог самостоятельно передвигаться, Ишвара Пури целеком посвятил себя служению своему учителю. Ишвара Пури постоянно пел святые имена Бога и говорил со своим гуру об играх Господа Кришны. Тем самым он помогал Мадхавендре Пури помнить святое имя и игры Господа Кришны во время смерти. Довольный Ишварой Пури, учитель обнял его и дал ему благословение, что тот будет великим вайшнавом и возлюбленным слугой Кришны. Он сказал Ишваре Пури: «Мой дорогой мальчик, я постоянно прошу Кришну о том, чтобы Он был доволен тобой». Услышав благословение гуру, Ишвара Пури погрузился в океан блаженства и любви к Кришне.

Благодаря чистому служению, искренней любви и безраздельной преданности своему духовному учителю Шрила Ишвара Пури стал таким великим вайшнавом, что даже сам Шри Чайтанья Махапрабху принял его своим гуру.

О том, как Шри Чайтанья познакомился с Ишварой Пури, рассказывается в «Чайтанья-бхагавате» Шрилы Вриндавана даса Тхакура. В ту пору Господь жил в Навадвипе и был известен под именами Вишвамбхара и Нимай. У Шри Чайтаньи была собственная школа санскрита, и Он прославился как великий учёный. Однажды Ишварачандра Пури пришёл в Навадвипу в одежде санньяси-майявади, и его никто не узнал. Великодушный вайшнав, он был чрезвычайно дорог Кришне и сострадателен ко всем, кто его окружал, потому что всегда пребывал в океане любви к Кришне.

Как-то раз Господь Гаурачандра возвращался домой после занятий со своими учениками и встретил Ишвара Пури. Узнав в нём своего дорогого слугу, Господь выразил ему своё почтение. Тот взглянул на Господа и сразу же понял величие Нимая. «Как тебя зовут, о учёный брахман? – спросил Шри Пури, - что за книгу ты несёшь? Чему ты учишь и где живёшь? » Ученики представили Нимая, и Шри Ишварачандра Пури воскликнул: «О, да Ты – тот самый Нимай Пандит! » Господь почтительно предложил санньяси принять прасад в Его доме, Ишвара Пури смиренно принял Его предложение, и все вместе они направились в дом Шачиматы. Мать Шачи приготовила праздничный обед и предложила его Господу Кришне на домашнем алтаре. Шри Пури принял маха-прасад, а после все собрались в алтарной комнате, и он начал рассказывать о чудесных играх Господа Кришны, вдруг он умолк – его захлестнул восторг любви к Богу. Нимай и все остальные, кто были в доме, испытали чудесную радость от нектара преданности, щедро стекающего с уст Шри Ишвара Пури.

Сердца вайшнавов радовались этому общению, Сам Господь ежедневно навещал Шри Пури все семь месяцев, пока он гостил в доме Гопинатхи Ачарьи в Навадвипе. В доме Гададхара Пандита Шри Пури часто читал свою «Кришна-лиламриту» и комментировал для вайшнавов самые сокровенные моменты этой книги. Господь Чайтанья каждый вечер приходил к Ишвара Пуре после занятий со своими учениками, и тот всегда был рад видеть его. Хоть он и не знал, что Нимай – Верховный Господь, любовь к Нему лилась непрекращающимся потоком из сердца Ишвары Пури.

Ишварачандра наслаждался общением со Всевышним Господом – они вели дискуссии и спорили как два учёных. Наконец Ишварачандра Пури покинл Навадвипу. Он не мог оставаться в одном месте подолгу, ибо в его сердце горела божественная любовь и преданность, которая не знала ни покая, ни отдыха, - он странствовал, очищая всё вокруг. Ишвара Пури был истинным представителем Мадхавендра Пури, поскольку был наделён сильнейшей любовью к Богу. Он получил эту любовь и привязанность от своего духовного учителя благодаря милости Кришны.

Спустя некоторое время Господь пришёл в Гаю, где в то время остановился Ишвара Пури. Нимай Пандит смиренно попросил дать ему инициацию. На что Шрила Пурипада ответил: «Почему ты обращаешься ко мне только за мантрой? Я могу дать Тебе саму жизнь и душу свою». Гаурачандра принял посвящение от Шрипады Пури – мантра, которую дал ему Ишвара Пури во время посвящения, состояла из 10 слогов. Господь припал к стопам Своего учителя и сказал: «Я отдал тебе Свою жизнь, пожалуйста, одари меня милостивым взглядом, чтобы я мог постоянно прибывать в океане любви к Кришне». Шри Пурипаду растрогали слова Шри Чайтаньи, и он прижал Его к груди.

Шри Ишвара Пури – один из самых известных вайшнавов в Брахма-Мадхва-гаудия-сампрадае – авторитетной цепи ученической приемственности. Слава о нём распространилась ещё и благодаря тому, что Сам Господь милостиво позволил ему стать Своим духовным учителем – современные вайшнавы чтут имя его и относятся к нему с великим почтением.

 

 «Гаудия-вайшнава самадхи Вриндавана»

Отрывок из книги Ш. Маханидхи Махараджа

(Стр. 106-107)

 

Шри Ишвара Пури

Обретя семя кришна-премы у Мадхавендры Пури, Шри Ишвара Пури стал духовным учителем Шри Чайтаньи Махапрабху. В последние годы своей жизни Мадхавендра Пури не мог обходиться без помощи. Ухаживая за ним, Ишвара Пури вычищал даже его урину и стул. Ишвара Пури помогал своему гуру помнить о Шри Кришне, повторяя Харе Кришна и рассказывая ему об играх Радха-Кришны. Удовлетворив своим смиренным служением Мадхавендру Пури, Ишвара Пури по его милости обрел драгоценный дар кришна-премы.

При первой встрече с Адвайтой Ачарьей, Шри Ишвара Пури снова проявил поразительное смирение, украшение истинного вайшнава. Застав Адвайту погруженным в процесс поклонения Его Божествам, Ишвара Пури тихо сел и стал терпеливо ждать. Хотя он был вайшнава-санньяси, Ишвара Пури всегда представлялся: «Я – шудра низшего класса».

Шри Чайтанья Махапрабху, гуру всей вселенной, выразил почтение Ишваре Пури, получив у него инициацию. Однажды Ишвара Пури пришел в дом Господа Чайтаньи. Господь Своими руками приготовил обед и с любовью предложил духовному учителю вкусить прасад. После этого Господь Чайтанья растолок сандаловую пасту и предложил ему гирлянду из благоухающих цветов. Своим примером Шри Чайтанья показал, как следует поклоняться и служить гуру-парампаре.

Однажды, проходя мимо места рождения Шри Ишвары Пури, Господь Гауранга ощутил экстаз. Взяв с Собой немного пыли, Господь сказал: «Эта пыль – Моя жизнь и душа». Его самадхи находится в районе 64 самадхи.

 

Шри Ишвара Пури

Краткая биография

 

Шри Ишвара Пури родился в деревне Камара-хатта в Бенгалии, где сейчас расположена железнодорожная станция с таким же названием. Он родился в семье брахмана и был самым любимым учеником Шрилы Мадхавендры Пури. К сожалению, о его жизни известно не очень много, но мы постарались собрать о нем все сведения, которые можно найти в самых известных писаниях Гаудия-вайшнавов. В " Шри Чайтанья-чаритамрите" Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами - главном произведении, описывающем жизнь и, в основном, учение Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, ему отводится несколько очень важных для понимания его величия стихов: " На последнем этапе жизни Мадхавендре Пури стал совсем больным и он совершенно не мог передвигаться, и Ишвара Пури целиком посвятил себя служению до такой степени, что убирал его кал и мочу своими собственными руками. Ишвара Пури постоянно воспевал Харе-Кришна маха-мантру и повторял Шри Мадхавендре Пури об играх Господа Кришны. Тем самым Ишвара Пури лучше всех других учеников нес свое служение. Таким образом, он помогал Мадхавендре Пури помнить святое имя и игры Господа Кришны во время смерти. Довольный Ишварой Пури, Мадхавендра Пури обнял его и дал ему благословение, что он будет великим преданным и возлюбленным Кришны. Также он сказал Ишваре Пури: " Мой дорогой мальчик, я могу только молить Кришну о том, чтобы Он был доволен тобой". Так Ишвара Пури стал подобен океану экстатичной любви к Кришне".

Итак, благодаря своему чистому служению и беспримесной любви к своему духовному учителю Шрила Ишвара Пури стал таким великим преданным, что Сам Господь Шри Чайтанья Махапрабху стал его учеником. Переоценить значение этого факта просто невозможно. Понятно, что Господь мог выбрать Своим духовным учителем только самого чистого преданного, и Шри Ишвара Пури смог заслужить этого звания своей безраздельной преданностью к своему духовному учителю Шри Мадхавендре Пури.

О том, как Шри Чайтанья познакомился с Ишварой Пури, описывается в " Шри Чайтанья-Бхагавате" Шрилы Вриндавана даса Тхакура, это произведение описывает главным образом детские и молодые годы Шри Чайтаньи. Тогда Господь жил в Навадвипе и был известен под именами Вишвамбхара и Нимай, тогда у него была своя собственная школа санскрита, и он был известен как великий ученый. И вот, в " Шри Чайтанья-Бхагавате" говорится: " В то время Шри Ишварачандра Пури пришел в Навадвипу, одетый как саньяси-майявади. Он был великодушной личностью, и постоянно наслаждался нектаром любви к Кришне. Он был чрезвычайно дорог Кришне и сострадателен ко всему, что его окружало. Из-за того, что он носил неприметную одежду, его никто не узнал.

Однажды Господь Гаурачандра возвращался домой после занятий с несколькими своими учениками и по божественному провидению по дороге домой он увидел Ишварачандру Пури. Узнав в нем Своего слугу и дорогого преданного, Господь выразил ему Свое почтение. Ишварачандра Пури взглянул на Господа и сразу же понял, что Нимай был серьёзной и возвышенной личность. " Как Тебя зовут, о учёный брахман? " - спросил Шри Пури. " Что за книгу Ты несёшь? Чему Ты учишь и где живешь? " ученики представили Нимая и Шри Ишварачандра Пури воскликнул: " О, да Ты тот самый Нимай Пандит! " Шри Ишварачандра очевидно был совершенно доволен. Господь умолял его принять прасад в Его доме и они вернулись домой вместе. При этом Шри Пури уделили все своё внимание Нимаю. Мать Шачи приготовила праздничный обед и предложила его Господу Кришне. Шри Пури принял маха-прасада и затем он сел в алтарной комнате. Он начал рассказывать о чудесных играх Господа Кришны, и в одном месте он умолк, так как его захлебнули экстатичные эмоции любви к Богу и он не мог больше говорить. Нимай и все остальные испытали чудесную радость от нектара преданности, обильно стекающего с уст Шри Пури. Ишварачандра никогда не проявлял признаки экстаза в окружении материалистичных людей.

Он 7 месяцев оставался в доме Гопинатхи Ачарьи в Навадвипе. Сердца вайшнавов были озарены радостью от этого общения. Сам Господь ежедневно навещал Шри Пури. В доме Гададхара Пандита Шри Пурипада бывало частенько читал " Кришна-лиламриту", которую он сам написал, и затем он объяснял различные сокровенные вещи. Господь Чайтанья каждый вечер приходил к Ишвара Пури после занятий со своими учениками. Ишвара Пури всегда был рад видеть его. Хотя он не знал, что Нимай был Верховной Личностью Бога, его любовь к нему лилась непрекращающимся потоком.

После непрекращающегося наслаждения от общения с Всевышним Господом - когда они вели дискуссии и спорили как два ученых - Ишварачандра Пури ушел из Навадвипы. Он не мог оставаться в одном месте подолгу, потому что в его сердце полыхала экстатическая любовь и преданность, которая не знала ни покоя, ни отдыха. Он странствовал и очищал каждое место, которое он посещал. Тот, кому выпадет удача и он внимательно будет слушать эти чудесные истории о Ишварачандре Пури, сразу же перенесется в то место, где лотосные стопы Господа Кришны постоянно предлагают Своё убежище и милость. Шри Ишвара Пури был истинным представителем Шри Мадхавендры Пури и поэтому он был наделен сильнейшей любовью к Богу. Он получил эту любовь и привязанность от своего духовного учителя благодаря милости Кришны. Ишварачандра Пури скитался по всем местам, безразличный ко всему и исполненный блаженства".

Спустя некоторое время Господь пришел в Гайу, в то время там как раз был Ишвара Пури. Нимай Пандит смиренно обратился к нему и попросил его дать ему инициацию. На что " Шрила Пурипада ответил: " Почему ты обращаешься ко мне за инициационной мантрой? Я могу дать тебе самую жизнь и душу". Верховная Личность Бога Нараяна принял посвячщение от Шрипады Пури, и его мантра состояла из 10 слогов. Господь припал к стопам Шрипады Пури и сказал: " Я отдал тебе Мою жизнь, пожалуста, одари меня милостливым взглядом, чтобы я мог постоянно плавать в океане любви к Кришне. Шри Пурипаду растрогали слова Господа и он прижал Его к своей груди".

Может возникнуть вопрос: раз Чайтанья Махапрбху - это Сам Кришна, то зачем Ему нужен духовный учитель? Конечно, Он не нуждается в духовном учителе, но так как Он играл роль ачарьи, то есть того, кто учит своим собственным примером, он принял Ишвару Пури своим духовным учителем. Таким образом Господь дал всем людям пример. Также Шри Чайтанья Махапрабху показал всем образец того, как следует почитать своего гуру. Он посетил Камархатту - место рождения Ишвары Пури и взял там немного земли. Он ее тщательно хранил и бывало каждый день ел ее понемногу. Сейчас это стало обычаем среди преданных, которые, следуя примеру Шри Чайтаньи Махапрабху, ездят туда и берут там немного земли.

 

«Чайтанья. Его жизнь и спутники»

Глава 3

Шрила Ишвара Пурипад

 

Ишвара Пури родился в городе Кумара Хатта в день полнолуния месяца Джьештха в семье брахманов из Рархи. Кумара Хатта находится в округе Северные 24 парганы [в штате Западная Бенгалия], в двух милях [3, 2км] от железнодорожного вокзала Халисахар. Местные жители указывают район, известный как Мукхопадхьяя Пара, как место дома, в котором он родился.

После того, как Махапрабху принял санньясу, Шриваса Пандит со своими братьями не смогли оставаться в Навадвипе, в которой всё им напоминало о Нём. Поэтому они переехали в Кумара Хатту. Считается, что дом, где они жили, располагался возле храма Чайтанья Доба, а именно так называется то место, где родился Ишвара Пури. Слово «доба» означает «пруд с водой». Когда Чайтанья Махапрабху пришел в Кумара Хатту, то взял на этом месте немного земли и завернул её в ткань. Множество людей последовало Его примеру, и в результате образовалась яма, которая с тех пор наполнена водой. Это место хорошо известно в данном районе.

Милость духовного учителя

Ишвара Пури – это санньяси-имя. Неизвестно, как его звали до принятия санньясы. Однако мы знаем, что имя его отца было Шьямасундара Ачарья. Ишвара Пури принял посвящение от Мадхавендры Пури, воплощения нектарной преданной любви. Мадхавендра Пури был доволен служением Ишвары Пури - бесхитростным, заботливым и любовным, и пролил на него свои благословениями. Таким образом Ишвара Пури тоже погрузился в океан любви к Кришне. Когда духовный учитель удовлетворен, это означает, что удачливый ученик обрел всё благоприятное, все его желания исполнены. Если гуру недоволен своим учеником - тот познает лишь неудачи. Таков урок, который можно извлечь из достойной подражания жизни Мадхавендры Пури. Другим учеником Мадхавендры Пури был Рамачандра Пури, но из-за своего высокомерия он лишился милости своего гуру. Кришнадас Кавирадж необычайно красиво описал этот случай в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья лила, 8.18-30):

«Прежде, когда Мадхавендра Пури был при смерти, Рамачандра Пури навестил его. В это время Мадхавендра Пури воспевал имена Господа и плакал, говоря: «Я так и не достиг Матхуры! ». Тогда Рамачандра Пури посмел дать своему духовному учителю наставление. Хотя он и был учеником, он не чувствовал никаких угрызений совести по этому поводу. «Помни, что ты исполнен блаженства Брахмана, — сказал он. — Почему же ты плачешь, несмотря на то, что осознал Брахман? » Услышав это наставление, Мадхавендра Пури разгневался и отругал его, сказав: «Убирайся прочь, прочь, грешный негодяй! Я умираю от горя, потому что так и не сумел обрести милость Кришны и достичь Матхуры, а этот негодяй приходит, чтобы причинить мне еще большую боль. Не показывайся мне на глаза! Убирайся на все четыре стороны! Если я умру, глядя тебе в лицо, то приму низкое рождение. Я умираю от горя, что так и не сумел достичь Кришны, а этот низкий глупец поучает меня о природе Брахмана». В итоге Мадхавендра Пури забрал свои благословения у этого ученика, и в том начали пробуждаться материальные желания. Он стал сухим философом, не интересовался Кришной и начал критиковать всех, целиком посвятил себя этой критике.

Ишвара Пури служил этому великому человеку, Мадхавендре Пури, лично убирая за ним мочу и кал. Он постоянно повторял имя Кришны так, чтобы Мадхавендра Пури мог это слышать, и рассказывал об играх Кришны. Довольный Ишварой Пури, Мадхавендра Пури обнял его и благословил: «Пусть же ты обретешь богатство любви к Кришне! ». С того времени, Ишвара Пури стал океаном любви к Кришне, тогда как Рамачандра Пури стал скопищем оскорблений. На примере этих двух людей — Ишвары Пури и Рамачандры Пури — можно видеть, к чему приводит благословение и проклятие великой личности. Мадхавендра Пури таким образом через них преподал урок всем.

В этой связи Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит в своей «Анубхашье»: «Хотя Рамачандра Пури видел, как его гуру страдает в разлуке с Кришной, он был не в состоянии различить трансцендентную природу этого переноса эмоций. Он считал своего гуру обычным человеком, а его настроение – материальным, результатом какого-то материального недостатка. В результате он попытался объяснить Мадхавендре Пури ценность осознания единства с Брахманом. Мадхавендра Пури отреагировал на глупость своего ученика и пренебрежение наставлениями и, таким образом, перестал желать ученику блага. Он оставил его и выгнал прочь».

Ишвара Пури в Навадвипе

Ишвара Пури встречал Махапрабху в Навадвипе еще до того, как в Гайе даровал Ему десятисложную мантру. Он встречался и с Адвайтой Ачарьей, сыгравшим роль ученика Мадхавендры Пури. Это описывает Вриндаван Дас Тхакур в «Чайтанья-бхагавате».

В дни, когда Нимай являл Свои ученические игры в Навадвипе, Ишвара Пури неожиданно увидел Его и был поражен и привлечен красотой Его тела. Нимай пригласил Ишвару Пури на обед к Себе домой, попросив маму Шачи приготовить и подать гостю кришна-прасад. Затем вместе с Ишварой Пури они говорили о Кришне.

В то время Ишвара Пури в течение нескольких месяцев жил в доме Гопинатхи Ачарьи. Когда он увидел отречение Гададхары Пандита, то был доволен и начал с любовью давать ему уроки по «Шри-Кришна-лиламрите», книге, которую написал сам. Нимай тоже ежедневно приходил к Ишваре Пури, пока тот обучал Гададхару, и предлагал ему свои поклоны. Однажды Ишвара Пурипад попросил Нимая исправить ошибки в его книге. Нимай ответил на это:

«Тот, кто видит недостатки в том, как преданный рассказывает о Кришне — грешник. Если преданный напишет поэму, то как бы несовершенно он это не сделал, она без сомнения содержит в себе его любовь к Кришне. Необразованный скажет «вишная», а грамотный — «вишнаве», тем не менее Кришна примет чувство, заключенное в обоих этих выражениях. Тот, кто видит недостатки в этом, сам полон несовершенств, поскольку Кришна доволен всем, что говорит чистый преданный. Ты описываешь игры Господа словами любви, так какой высокомерный глупец осмелится критиковать то, о чем ты написал? » («Чайтанья-бхагавата», Ади,.11.105-110)

Тот же самый случай описан в «Бхакти-ратнакаре» следующим образом:

«Смотрите, это – дом Гопинатха Ачарьи, куда время от времени заходил Вишвамбхара. Здесь останавливался Ишвара Пури и писал свою книгу, «Шри Кришна-лиламриту». Он очень любил Гададхару Пандита и когда увидел в нём признаки любви к Кришне, то стал учить его по этой книге. («Бхакти-ратнакара», 12.2205-7)

Когда Нитьянанда Прабху путешествовал по Западной Индии, то случайно встретился с Мадхавендрой Пури. Когда они встретились, то упали без чувств. Нитьянанду переполняла любовь и он начал прославлять Мадхавендру Пури, а Мадхавендра Пури обнял Нитьянанду и полил его своими слезами. Ишвара Пурипад понимал, что Нитьянанда был необычайно дорог своему духовному учителю, и поэтому, подобно другим ученикам своего гуру, испытывал к нему большую любовь.

«Слава Шри Мадхаве Пури, океану любви к Кришне! Он — первый росток исполняющего желания древа преданности. Этот первый росток был вскормлен и вырос в образ Ишвары Пури, и уже от него оформился крепкий ствол Чайтанья-лилы». («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 9.10-11)

Перед тем, как покинуть этот мир, Ишвара Пури послал двух своих учеников, Кашишвару и Говинду, служить Махапрабху. Несмотря на то, что они оба были духовными братьями Махапрабху, Он всё же подчинился приказу Своего духовного учителя и принял их в качестве Своих слуг.

……………………..

Перевод: Гаятри д.д.

Уход Шри Ишвары Пурипада ки - джай!

……………………………

Компиляция материалов:

Ари Мардан д., Камала д.д.

Уход Шрилы Ишвары Пури.

Ссылки

В день ухода или явления великих святых, следует петь бхаджаны по вайшнава-таттве.

Бхаджаны по вайшнава-таттве

Шрила Девакинандана дас Тхакур, «Шри Вайшнава-вандана»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1328-shri-vayshnava-vandana.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Охе! Вайшнава тхакура»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1077-ohe-vayshnava-thakura.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе мора шубха-дина хоибе удая»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1289-kabe-mora-shubha-dina-hoibe-udaya.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Вимала вайшнаве»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1027-vimala-vayshnava.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе муи вайшнава чинибо»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1290-kabe-mui-vayshnava-chinibo.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Крипа коро вайшнава тхакура»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1068-kripa-koro-vayshnava-thakura.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Тхакура вайшнава-пада»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1347-thakura-vayshnava-pada.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Тхакура вайшнава-гана»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1346-thakura-vayshnava-gana.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Эи-баро каруна коро»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1059-ei-baro-karuna-koro.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Ки-рупе паибо сева»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1056-ki-rupe-paibo-seva.html

Радха Мохан дас, «Сакала вайшнава госай»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1335-sakala-vayshnava-gosay.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе Шри Чайтанья море»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1070-kabe-shri-chaytanya-more.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Вишая-васана-рупа»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1028-vishaya-vasana-rupa.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Шри рупануга-махатмья»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1057-shri-rupanuga-mahatmya.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Дже анило према-дхана»:

http: //sampradaya.ru/legacy/textach/1053-dzhe-anilo-prema-dhana-razluka-s-gospodom-i-ego-sputnikami-prarthana-sa-parshada-bhagavad-viraha-dzhanita-vilapa-pesnya-41-shrila-narottama-das-thakur.html


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.229 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь