Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Комментарии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура



«Встреча с Ишварой Пури»

Крà ткое содержание одиннадцатой главы

Эта глава рассказывает о многих божественных играх. Мы узнаем о том, как Нимай Пандит проводил время в умонастроении ученого, как Мукунда пел имена Кришны в доме Адвайты Ачарьи, как Нимай наслаждался общением с Мукундой; глава расскажет нам о безбожии жителей Навадвипы, о прибытии в Навадвипу Ишвары Пури, о его встрече с Адвайтой Ачарьей, о том, как Ишвара Пури обедал в доме Гауры и обсуждал с Ним кришна-катху, как он обучал Гададхара Пандита по своей собственной книге «Шри Кришна-лиламрита»; мы узнаем, как Нимай комментировал эту книгу и как Господь наслаждался беседами о Кришне в обществе Шри Пурипады.

Шри Гаурачандра, супруг Сарасвати, погруженный в настроение ученого, ходил по Навадвипе в окружении тысяч учеников. Во всей Навадвипе никто, кроме Гангадаса Пандита, не мог понять всей глубины Его объяснений. Мирские люди воспринимали Нимая Пандита каждый в соответствии со своими представлениями. Атеисты видели в Нем олицетворенную смерть (Ямараджа), для материалистов Он был самим богом любви, ученые думали, что Он — сам Брихаспати. Тем временем вайшнавы терпеливо ждали; они молились: «Когда же Господь явит преданное служение Вишну в этом мире, лишенном преданности Богу? » На вадвипа в те времена была центром образования, куда приходили учиться многие люди. Вайшнавы, обитатели Чаттаграмы, также пришли в Навадвипу, чтобы жить на берегу Ганги и постигать разные науки. В послеобеденное время чистые вайшнавы собирались в доме Адвайты Ачарьи. Сердца их радовались, когда Мукунда пел о славе Господа Хари.

Мукунда был дорог вайшнавам, поэтому Господь тоже был доволен Мукундой. Как только Господь встречал Мукунду, Он тотчас же бросал ему вызов, задавая какой-либо вопрос по логике, а потом они с любовью дискутировали. Ни май также часто вызывал на спор Шриваса и других преданных, но они ретировались, боясь спора с Ним. Преданные оставили разговоры на темы, не связанные с Господом, и им не хотелось обсуждать вопросы по логике. Однажды Нимай Пандит шел по главной улице Навадвипы в окружении учеников. Мукунда увидел Господа и, не желая быть замеченным, попытался спрятаться от Него. Чтобы объяснить причину такого поведения Мукунды, а также поведать о своей славе и славе своих преданных, Господь обратился к Говинде, своему близкому слуге, с такими словами: «Мукунда прячется от Меня потому, что Я еще не явил миру истины чистого преданного служения Шри Кришне. Однако это не продлится долго. Очень скоро Я  открою миру столь возвышенные принципы преданности и явлю такие совершенные качества преданного, что даже Брахма и Шива низойдут на землю и будут кататься в пыли у Моих дверей».

Затем автор рассказывает о безбожной атмосфере Навадвипы тех лет. Жители Надии были настолько враждебны Господу и поглощены накоплением богатства и заботами о потомстве, что им нестерпимо было слышать, как преданные постоянно воспевали имена Кришны. Они зло высмеивали преданных, в особенности Шриваса и его братьев. Слыша упреки и оскорбления греховных атеистов, вайшнавы в глубине сердца испытывали острую боль. Они постоянно думали: «Когда же Господь Кришна придет на землю и утолит голод по киртану? » Когда вайшнавы рассказали Адвайте Ачарье, что говорят о них безбожники, Шри Адвайта поклялся: «Я сделаю так, что вскоре Господь Кришна, всегда приносящий радость своим преданным, сам придет в Навадвипу». Слова Адвайты Ачарьи прогнали скорбь из сердец преданных. Тем временем Нимай прилежно учился и доставлял много радости матери Шачи. Однажды в Навадвипу тайно прибыл Шри Ишвара Пури. Он остановился в доме Адвайты Ачарьи. Увидев его удивительное сияние, Адвайта Ачарья заключил, что этот санньяси-вайшнав. Когда в собрании вайшнавов Мукунда стал петь песни во славу Шри Кришны, океан божественной любви в чистом сердце Ишвары Пури пришел в волнение. Тогда все смогли оценить величие его преданности. Однажды по дороге из школы Шри Гаурасундар встретил Ишвару Пури. Господь, джагад-гуру (учитель всего мира), увидев своего преданного, немедленно склонился перед ним. Ишвара Пури, заметив удивительное сияние, исходившее от тела Нимая, спросил Его, кто Он и какой предмет изучает. Нимай почтительно ответил на вопросы Ишвары Пури и затем попросил его отобедать в своем доме. Шачи деви приготовила пищу и предложила ее Кришне; гость закончил трапезу и стал беседовать с Нимаем. Обсуждая кришна-катху, Ишвара Пури не мог сдержать своих духовных эмоций. В течение нескольких месяцев Ишвара Пури жил в Навадвипе в доме Шри Гопинатха Ачарьи. Нимай регулярно встречался с ним и говорил о Кришне. Заметив преданность Гададхара Пандита, который с самого детства проявлял духовные склонности, Ишвара Пури стал учить его кришна-бхакти по своей книге «Шри Кришна-лиламрита». Каждый день после школы Нимай приходил к Ишваре Пури, чтобы выразить свое почтение. Однажды Ишвара Пури попросил Нимая найти ошибки в его книге «Шри Кришна-лиламрита» и выразил свое желание под руководством Нимая исправить их. Выслушав просьбу Ишвары Пури, Господь подчеркнул бесполезность мирского знания в постижении Абсолютной Истины и затем произнес важные слова, полные нектара: «Во-первых, эта книга написана такой великой личностью, как ты, о почтенный Пурипад; во-вторых, она описывает игры Кришны. Любой, кто станет искать недостатки в ней, станет величайшим оскорбителем. Поэзия, сошедшая с уст чистого преданного, какой бы она ни была, всегда приятна Кришне. В этом нет сомнения.

Верховный Господь не обращает внимания на грамматические неточности в словах чистого вайшнава; Его покоряет преданность, и Он всегда принимает искренние чувства своего преданного. Тот, кто ищет недостатки в литературных трудах вайшнавов, сам полон несовершенств. Кто настолько горд, чтобы осмелиться искать недостатки в том, как чистый преданный, такой, как Пурипад, рассказывает о Всевышнем Господе?! » Несмотря на эти слова, Ишвара Пури продолжал настаивать на том, чтобы Господь проверил его сочинение. Так почти ежедневно Ишвара Пури стал проводить час или два с Нимаем, обсуждая различные темы. Когда в один из таких дней Ишвара Пури прочитал стих из своей книги, Нимай Пандит сказал ему: «Вместо глагольной формы атманепади в этом стихе следовалобы использовать глагольную форму парасмаипади». (В санскрите глагол употребляется в форме атманепади, когда говорится о действии ради собственного интереса, а когда происходит действие ради других, то употребляется форма парасмаипади). Однако на следующий день, когда они вновь встретились, Ишвара Пури сказал: «Я вынужден не согласиться с Тобой: глагол должен стоять в форме атманепади, и я все же оставлю его именно в этой форме». Желая прославить своего слугу и явить миру Его победу над Собой, Господь не стал спорить или искать другие недостатки в книге Ишвары Пури. Проведя время в беседах с Нимаем, Ишвара Пури покинул Навадвипу и продолжил свое путешествие. Он посещал святые места Индии, освящая их своим присутствием.

 

Стих 1

джайа джайа маха-махешвара гаурачандра

балйа-лилайа шри-видйа-виласера кендра

Слава Шри Гаурачандре, Богу богов! В своих детских играх Он — океан учености.

Комментарии: Видйа-виласера кендра. Недостаток должного философского знания или понимания есть авидйа. Существует мнение, что познание некой неполной истины может быть названо видйей (знанием), но настоящее знание состоит в постижении Верховного Господа  — полной и совершенной Истины. Несмотря на то, что знание о таких аспектах Абсолюта, как Брахман и Параматма, является частью духовного знания, в свете сравнительного изучения такое знание оказывается неполным и несовершенным. Возраст, с которого следует начинать обучение ребенка, называется балйа. Игры Гаурасундара в облике ребенка, занятого обучением, подобны Его детским играм в духовном мире. Обучение детей санскритской грамматике — главному предмету, связанному с изучением языка, основано на усвоении ими материального знания. Однако изучение того же самого предмета может позволить ребенку проникнуть в тайну трансцендентного звука. Другие языки мира, также возникшие для обретения связи со Всевышним, к сожалению, не могут во всей полноте служить этой цели. Обычные люди не видят и малейшего намека на духовное образование в школьных играх Шри Гаурасундара. Поскольку Гаурасундар в то время являл свои скрытые игры, никто не мог понять, что Он — олицетворение духовного знания. Хотя объекты внешнего мира, действующие как слуги чувственного познания, не способны помочь человеку, слушание о том, как Гаурасундар изучал и преподавал грамматику, несомненно благоприятно, поскольку сам Господь присутствует в каждом слове как Высшая Душа.

 

Стих 2

эи-мате гупта-бхаве ачхе двиджа-раджа

адхйайана вина ара нахи кона каджа

Так Гаура, лучший из брахманов, не узнанный никем, жил в Навадвипе. Все свое время Он посвящал учебе.

Стихи 3–4

джинийа кандарпа-коти рупа манохара

прати-анге нирупама лаванйа сундара

аджану-ламбита-бхуджа, камала-найана

адхаре тамбула, дивйа-васа-паридхана

Господь был прекрасен, как миллионы богов любви. Каждая часть Его тела была совершенна. Его руки достигали колен, а глаза были подобны лепесткам лотоса. Он был одет в прекрасные одежды и жевал орехи бетеля.

Комментарии: Словосочетание адхаре тамбула (жевал орехи бетеля) можно объяснить следующим образом. Увидев прекрасного Шри Гаурасундара, красота которого затмевает красоту миллионов богов любви, тело источает неземное сияние, длинные руки достигают колен, а глаза подобны лотосам, облаченного в прекрасные одежды и постоянно жующего орехи бетеля, простые смертные, стремящиеся к материальным наслаждениям, имеющие уродливые материальные тела, короткие руки и страшные глаза, делают вывод о том, что Шри Гаурасундар подобен им самим, и так же, как они, привязан к материальным удовольствиям, опьянен материальной иллюзией и обладает материальным телом. Но если этим завистливым существам удастся постичь сверхъестественную славу Шри Гаурасундара, они поймут, что их материальные тела являются лишь достойной пищей шакалов и собак. Их материальные умы, наполненные заблуждениями и ложными идеями, отвратительны. Хотя Шри Гаурасундар использовал множество вещей для своего наслаждения (например, орехи бетеля), Он, заботясь о благе людей, учил их тому, что каждый материальный предмет должен служить Кришне и что любые наслаждения предназначены лишь для Кришны. Если живые существа, введенные в заблуждение майей, наслаждаются незначительными материальными объектами, они навлекают на себя беду, потому что предназначение всех объектов состоит в том, чтобы вечно служить Верховному Господу. Подобные игры Гаурасундара были явлены для созерцания и размышления над ними садхаков, способных контролировать чувства, однако люди завистливые и невежественные, видя эти игры, впадают в заблуждение. Такова награда за их глупость. Шри Га ура сундар пребывает на высшей ступени Абсолютной Истины, поэтому не следует считать, будто Его более поздние игры отречения были явлены для того, чтобы защитить Себя от последствий мирской деятельности. Шри Га ура сундар не стал бы поступать подобно обычным людям, которые, желая преодолеть влечение к материальным объектам и достичь освобождения или самоконтроля, начинают демонстрировать свое безра зли чие к мир у. Господь хотел вложить в сердца самых удачли вых из людей важную истину — личностные качества Верховного Господа, совершающего все эти игры, ни при каких условиях не могут быть осквернены или иметь недостатки.

Стих 5

сарвадайа парихаса-мурти видйа-бале

сахасра падуйа-санге, йабе прабху чале


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь