Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекарство от всех болезней
Шри Гопал Бхатта Госвами и Шри Санатана Госвами — наши ачарьи. Они включили эти стихи в безупречно составленную ими по указанию Шри Чайтаньи Махапрабху «Хари-бхакти-виласу», которую Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада назвал «смрити ради премы». Мы можем сомневаться в этой шастре, потому что неспособны выполнять её предписания, но према достанется тому, кто ей следует: «Кришна становится Экадаши-титхи. Он хочет освободить из этого мира тех, кто соблюдает Экадаши. Он хочет привести их к их служению на Голоке!... Если кто-то следует Экадаши, бхакти придёт к нему. В противоположность этому, если кто-то пренебрегает Экадаши, он никогда не достигнет столь редкого положения» (Шрила Гурудэв, Brisbane, Australia, 23.02.2002). Кришна хочет привести к служению на Голоке тех, кто соблюдает Экадаши, говорит Шрила Гурудэв! «Следовать» или «соблюдать» Экадаши — это выполнять правила Экадаши-враты, описанные в шастрах, а «пренебрегать» Экадаши — это пренебрегать этими правилами. Шри Чайтанья Махапрабху даёт указание Шриле Санатане Госвами: «Ты должен уделить особое внимание описанию поста в Экадаши. Ты должен описать также и то, что грозит человеку, который не соблюдает Экадаши. Каждый должен очень тщательно следовать этим правилам! Пренебрежение ими означает пренебрежение преданным служением! » («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 24. 340, 342). Сам Кришна Шьямасундар говорит об этом: «В Экадаши каждый должен придерживаться правил и предписаний, ибо Экадаши разрушают все грехи и возносят в духовную обитель! Тот, кто строго соблюдает Экадаши, становится очень дорог Мне и всячески почитаем Мной! » («Бхавишья-уттара-пурана»). В «Према-виварте» Господь Чайтанья упрощает процесс, сводя его к главным действиям: не есть, не пить, не спать, воспевать, слушать, памятовать Имя, образ, качества и развлечения Шри Радхи-Кришны. «Только вкусом Святого Имени утоляют свою жажду в Экадаши благочестивые вайшнавы», — говорит Он и, проводя суточные экадашные санкиртаны, даёт пример того, что Он ожидает в этот день от Своих бхакт.
Цепная реакция анартх Почему я так настойчиво говорю о необходимости строгого соблюдения Экадаши? Какое отношение это имеет к обсуждаемой нами теме? Самое непосредственное, как мы это уже видели, и значительно большее, чем мы ожидаем. Во-первых, без строгого соблюдение Экадаши мы не сможем реализовать первый стих «Упадешамриты» и останемся го-дасами, рабами чувств и прислужниками майи. Во-вторых, человек может рассуждать о бхакти и успешно проповедовать, но сон и принятие любой незернобобовой пищи или воды в Экадаши вызывает цепную реакцию его собственных анартх, подобную ядерной, приводящую к неимоверному возрастанию их активности и мощи! Происходит сильнейшее осквернение сознания, исключающее возможность прогрессировать в бхакти — только говорить! Этот процесс связан с колебаниями чувственной активности Кришны, пребывающего во Врадже, которые находят своё отражение в экадашных циклах. Пики этой активности, проявляющие Мадхава-титхи и выпадающие на экадаши или двадаши, вызывают усиление чувств всех живых существ и духовного, и материального мира. Но обитатели духовного мира имеют любовь к Бхагавану, поэтому они ощущают прилив премы и погружаются в праздник затребованного чувствами Кришны служения Ему. А что имеют обитатели материального мира? Гнев, вожделение, жадность, зависть, гордость, иллюзию, анартхи, апарадхи... Вот это и увеличивается многократно, хотя они воздерживаются от зернобобовых, потому что вода, пища и сон являются катализаторами цепной реакции всего этого комплекта. Поэтому Кришна говорит: «В Экадаши, воздерживаясь от дневного сна, не принимая ни воды, ни пищи, надлежит всю ночь радостно воспевать славу Господу и играть на музыкальных инструментах, чтобы доставить Ему удовольствие» («Бхавишья-уттара-пурана», Утпанна-экадаши).
Маха-апарадха Кроме того, пренебрежение экадашным постом, как его описывают шастры, является нама-апарадхой. С чем это связано, помимо пренебрежения приказом Бхагавана? С тем, что это пренебрежение причиняет Бхагавану боль. Шри Вишну говорит: «Если в дни, когда Я ложусь спать [Шаяна-экадаши], переворачиваюсь на другой бок [Паршва-экадаши] и пробуждаюсь [Уттхана-экадаши], кто-то вкушает плоды, корнеплоды или пьёт только воду – он пронзает Мне сердце стрелами! » («Хари-бхакти-виласа», 12.103). Комментируя этот стих, Шри Санатана Госвами пишет: «Смысл этого стиха в том, что если кто-то ест в эти дни фрукты, корнеплоды или пьёт только воду, он пронзает сердце Бхагавана острыми стрелами, то есть совершает маха-апарадху! » (12.103, ком.). Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Шри Рагавартма-чандрике» (1.14) расширяет диапазон: он говорит, что пренебрежение постом в любой из Экадаши — это нама-апарадха. Как видите, воздержание от зернобобовых — это чей-то реверанс в сторону Кали Махараджа: при такой практике мы не можем не пережить судьбу персонажей «Шримад-Бхагаватам», одни из которых оказываются в низших формах жизни, а другие — в аду: «Если в дни, когда Я ложусь спать [Шаяна-экадаши], переворачиваюсь на другой бок [Паршва-экадаши] и пробуждаюсь [Уттхана-экадаши], какой-то вайшнав, имеющий духовное посвящение и занятый преданным служением Мне, ест зерновую пищу или только корнеплоды или плоды – за это оскорбление он никогда не увидит от Меня никакого прощения! Я низвергну его в темнейшие из адов вплоть до полного разрушения мира! » («Хари-бхакти-виласа», 12.101-102). А что прикажете делать Бхагавану, если мы на словах не понимаем, что наше воздержание от зернобобовых причиняет Ему боль? Нам придётся пережить её в каком-то из темнейшем из адов, чтобы прочувствовать, что это такое, а поняв, продолжить практику садхана-бхакти, но уже на более совершенном уровне — по крайней мере, не устраивая Бхагавану пыток.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы