Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Он выращивает облака тяжёлые.
و َ ي ُ س َ ب ّ ِ ح ُ ا ل ر ّ َ ع ْ د ُ ب ِ ح َ م ْ د ِ ه ِ و َ ا ل ْ م َ ل ْ ـ ئ ِ ك َ ة ُ م ِ ن ْ خ ِ ي ف َ ت ِ ه ِ و َ ي ُ ر ْ س ِ ل ُ ا ل ص ّ َ و َ ع ِ ق َ ف َ ي ُ ص ِ ي ب ُ ب ِ ه َ ا م َ ن ي َ ش َ آ ء ُ و َ ه ُ م ْ ي ُ ج َ ـ د ِ ل ُ و ن َ ف ِ ى ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ه ُ و َ ش َ د ِ ي د ُ ا ل ْ م ِ ح َ ا ل ِ (13) И гром прославляет Его хвалой, и ангелы - от страха пред Ним. Он посылает молнии и поражает ими тех, кого пожелает, когда они препираются об Аллахе, - ведь Он силен в бое! Всевышний Аллах говорит, что Он – Тот, кто подчинил молнии, а это яркие вспышки света между облаками. Ибн Джарир передаёт от ибн Аббаса, что он написал как-то к Абу аль-Джальду, спрашивая его о смысле слова ا ل ب َ ر ْ ق ُ (молния), тот ответил, что это вода.
Слова Аллаха: ﴿ خ َ و ْ ف ً ا و َ ط َ م َ ع ً ا ﴾ «Для страха и надежды» – Катада сказал: «Страх для путника, т.к. они боятся вреда от неё и трудностей. И надежда для оседлого, т.к. он надеется на благословение от неё, пользу и пропитание от Аллаха». Далее Аллах говорит: ﴿ و َ ي ُ ن ْ ش ِ ى ء ُ ا ل س ّ َ ح َ ا ب َ ا ل ث ّ ِ ق َ ا ل َ ﴾ «Он выращивает облака тяжёлые» – т.е. создаёт их в новом образовании, они полны водой, поэтому тяжёлые и близкие с землёй. Муджахид прокомментировал слова « облака тяжёлые» – т.е. полные водой. Слова Аллаха: ﴿ و َ ي ُ س َ ب ّ ِ ح ُ ا ل ر ّ َ ع ْ د ُ ب ِ ح َ م ْ د ِ ه ِ ﴾ «И гром прославляет Его хвалой» – подобны словам Аллаха: ﴿ و َ إ ِ ن م ّ ِ ن ش َ ى ْ ء ٍ إ ِ ل ا ّ َ ي ُ س َ ب ّ ِ ح ُ ب ِ ح َ م ْ د َ ه ِ ﴾ «Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой». (17: 44) Имам Ахмад передаёт от Ибрахима ибн Саада: «Мой отец рассказывал: “Однажды я сидел рядом с Хамидом ибн Абдур-Рахманом в мечети, и мимо нас проходил старец из племени Бану Гифар. Хамид послал за ним, и тот откликнулся на приглашение. Хамид сказал мне: «Да расширит Аллах между мной и тобой, ибо этот человек был сподвижником посланника Аллаха». (Я подвинулся) и человек сел между мной и Хамидом. Тогда Хамид спросил у него: «Так что за хадис, который ты мне передавал от посланника Аллаха? » человек из Гифара сказал, что он слышал, как посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: «إ ِ ن ّ َ ا ل ل ه َ ي ُ ن ْ ش ِ ى ء ُ ا ل س ّ َ ح َ ا ب َ ف َ ي َ ن ْ ط ِ ق ُ أ َ ح ْ س َ ن َ ا ل ن ّ ُ ط ْ ق ِ ، و َ ي َ ض ْ ح َ ك ُ أ َ ح ْ س َ ن َ ا ل ض ّ َ ح ِ ك » «Поистине Аллах выращивает облака, и говорит красивейшим голосом, и смеётся красивым смехом». Имея в виду, что гром это голос Аллаха, и молния это Его смех”». (Ахмад 5/435) Имам Ахмад передаёт от Салима ибн Абдуллы, а тот от своего отца, что он слышал, как посланник Аллаха говорил (Да благословит его Аллах и приветствует! ) слышал гром и молнии, говорил: «ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ل َ ا ت َ ق ْ ت ُ ل ْ ن َ ا ب ِ غ َ ض َ ب ِ ك َ ، و َ ل َ ا ت ُ ه ْ ل ِ ك ْ ن َ ا ب ِ ع َ ذ َ ا ب ِ ك َ ، و َ ع َ ا ف ِ ن َ ا ق َ ب ْ ل ذ َ ل ِ ك »
«О, Аллах, не убивай нас Своим гневом, и не губи нас Своим наказанием, прости нас прежде этого». (2/100) Этот хадис также приводит ат-Тирмизи (3450), аль-Бухари в своей книге «Адаб аль-Муфрад» (721), ан-Насаи в «День и ночь» (928) и аль-Хакимом в аль-Мустадрике (4/286).
Когда Абдулла ибн аз-Зубайр слышал гром, он прекращал разговор и говорил: س ُ ب ْ ح َ ا ن َ ا ل َ ّ ذ ِ ي ي ُ س َ ب ّ ِ ح ُ ا ل ر ّ َ ع ْ د ُ ب ِ ح َ م ْ د ِ ه ِ و َ ا ل ْ م َ ل ْ ـ ئ ِ ك َ ة ُ م ِ ن ْ خ ِ ي ف َ ت ِ ه ِ «Слава Тому, Которого гром прославляет хвалой, и ангелы - от страха пред Ним », а затем говорил: «Это жёсткое предупреждение обитателям земли». Малик приводит хадис в аль-Муватта (2/992), аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад» (723).
Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) говорил: «ق َ ا ل َ ر َ ب ّ ُ ك ُ م ْ ع َ ز ّ َ و َ ج َ ل ّ َ: ل َ و ْ أ َ ن ّ َ ع َ ب ِ ي د ِ ي أ َ ط َ ا ع ُ و ن ِ ي ل َ أ َ س ْ ق َ ي ْ ت ُ ه ُ م ُ ا ل ْ م َ ط َ ر َ ب ِ ا ل ل ّ َ ي ْ ل ِ ، و َ أ َ ط ْ ل َ ع ْ ت ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ُ ا ل ش ّ َ م ْ س َ ب ِ ا ل ن ّ َ ه َ ا ر ِ ، و َ ل َ م َ ا أ َ س ْ م َ ع ْ ت ُ ه ُ م ْ ص َ و ْ ت َ ا ل ر ّ َ ع ْ د » «Сказал ваш Господь Всевышний: “Если бы Мои рабы повиновались Мне, то Я проливал бы на них дождь ночью, и возводил бы над ними солнце днём, и не заставлял бы их слышать гром”». (Ахмад 2/359)
Слова Аллаха: ﴿ و َ ي ُ ر ْ س ِ ل ُ ا ل ص ّ َ و َ ع ِ ق َ ف َ ي ُ ص ِ ي ب ُ ب ِ ه َ ا م َ ن ي َ ش َ آ ء ُ ﴾ «Он посылает молнии и поражает ими тех, кого пожелает» – т.е. Он посылает молнии как наказание на кого пожелает. И поэтому они участятся перед наступлением Конца Света.
Аль-Хафиз Абу аль-Касим ат-Табарани передаёт от ибн Аббаса, что Арбад ибн Кайс ибн Джузу’ ибн Джулайд ибн Джафар ибн Киляб а также Амир ибн Туфайльи ибн Малик приехали в Медину и пришли к посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ), сели напротив него. И тогда Амир ибн Туфаль спросил: «О, Мухаммад, что ты сделаешь для меня, если я приму Ислам? » Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) ответил: «ل َ ك َ م َ ا ل ِ ل ْ م ُ س ْ ل ِ م ِ ي ن َ و َ ع َ ل َ ي ْ ك َ م َ ا ع َ ل َ ي ْ ه ِ م » «У тебя будут такие же права и обязанности, как у мусульман». Амир ибн Туфайль спросил: «Сделаешь ли ты меня своим преемником, если я приму Ислам? » посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) ответил: «ل َ ي ْ س َ ذ َ ل ِ ك َ ل َ ك َ و َ ل َ ا ل ِ ق َ و ْ م ِ ك َ ، و َ ل َ ك ِ ن ْ ل َ ك َ أ َ ع ِ ن ّ َ ة َ ا ل ْ خ َ ي ْ ل » « Ни тебе, ни твоему народу этого не дано, но я сделаю тебя командующим конницей». Амир ибн Туфайль сказал: «Я уже командующий конницей в Неджде (северная Аравия). Дай мне власть над пустыней и оставь себе города». Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) отказался. Когда эти два человека покидали посланника Аллаха, Амир сказал: «Я наполню Медину конницей и людьми». Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: «ي َ م ْ ن َ ع ُ ك َ ا ل ل ه » «Аллах не даст тебе». Когда Амир и Арбад вышли, Амир сказал Арбаду: «Я буду отвлекать Мухаммада, а ты ударишь его мечом. Люди (мусульмане) согласятся на выкуп и не станут воевать из-за его убийства. Мы дадим им выкуп за кровь». Арбад сказал: «Я сделаю это». Когда они пришли к Посланнику Аллаха, Амир ибн ат-Туфайль сказал: «О Мухаммад! Поговори со мной наедине! » Амир опять стал просить: «О Мухаммад! Поговори со мной наедине! » И стал занимать Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ) разговором, ожидая, когда Арбад сделает то, что ему было велено. Но Арбад ничего не предпринимал. Увидев это, Амир продолжал упрашивать Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ), поговорить с ним наедине. Посланник Аллах (Да благословит его Аллах и приветствует! ) встал поговорить с ним, они присели у стены. Он снова встал говорить с Амиром, а Арбад хотел вытащить меч, но его рука отсохла, прямо на рукоятке меча. Он не смог вынуть меч, посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) повернувшись и заметив замешательство Амира, и что он собирается сделать, быстро ушёл от них. Амир и Арбад бежали до местечка Харат Ваким, где они оседлали лошадей. Там их встретили Са’д ибн Муаз и Усайд ибн Худайр, и крикнули им: «О, враги Аллаха, да проклянёт вас Аллах». Амир спросил у Са’да: «Кто это с тобой? » Тот ответил: «Это Усайд ибн Худайр». Тогда они пустились бежать, пока не достигли местечка Рикм, а там Аллах настиг Арбада молнией, и тот встретил свою смерть. Далее Амир продолжил свой путь, и когда он доехал до аль-Джарим, Аллах послал язву на его шею. В ту ночь Амир нашёл прибежище в доме одной женщины из племени Бану Салюль. Он стал трогать язву на шее со словами: «Я заболел болезнью верблюда и умираю в хижине женщины из Салюль! », не желая умереть в её доме, он вскочил на коня, и умер, когда почти достиг своих мест. Аллах ниспослал эти аяты по их поводу: ﴿ ا ل ل ّ َ ه ُ ي َ ع ْ ل َ م ُ م َ ا ت َ ح ْ م ِ ل ُ ك ُ ل ّ ُ أ ُ ن ث َ ى ﴾ «Аллаху известно, что носит каждая самка» – до слов: ﴿ و َ م َ ا ل َ ه ُ م ْ م ّ ِ ن د ُ و ن ِ ه ِ م ِ ن و َ ا ل ٍ ﴾ «Нет у них властелина, кроме Него». (13: 8-11) Ибн Аббас сказал, что Аллах упомянул ангелов, которые охраняют Мухаммада от повеления Аллаха, а затем упомянул гибель Арбада: ﴿ و َ ي ُ ر ْ س ِ ل ُ ا ل ص ّ َ و َ ع ِ ق َ ﴾ «Он посылает молнии ….»
Далее Аллах сказал: ﴿ و َ ه ُ م ْ ي ُ ج َ ـ د ِ ل ُ و ن َ ف ِ ى ا ل ل ّ َ ه ِ ﴾ «Они препираются об Аллахе» – т.е. сомневаются в Его величии, и в том, что нет божества кроме Него; ﴿ و َ ه ُ و َ ش َ د ِ ي د ُ ا ل ْ م ِ ح َ ا ل ِ ﴾ «А ведь Он силен в наказании» – т.е. Аллах жесток в наказании к тем, кто противится Ему, отрицает Его и упорствует в неверии, согласно ибн Джариру. Подобно этому, Аллах сказал: ﴿ و َ م َ ك َ ر ُ و ا ْ م َ ك ْ ر ا ً و َ م َ ك َ ر ْ ن َ ا م َ ك ْ ر ا ً و َ ه ُ م ْ ل ا َ ي َ ش ْ ع ُ ر ُ و ن َ - ف َ ا ن ظ ُ ر ْ ك َ ي ْ ف َ ك َ ا ن َ ع َ ـ ق ِ ب َ ة ُ م َ ك ْ ر ِ ه ِ م ْ أ َ ن ّ َ ا د َ م ّ َ ر ْ ن َ ـ ه ُ م ْ و َ ق َ و ْ م َ ه ُ م ْ أ َ ج ْ م َ ع ِ ي ن َ ﴾ «Они замыслили хитрость, и Мы замыслили хитрость, но они не ощущали этого. Посмотри же, каким был конец их хитрости! Мы уничтожили их вместе со всем их народом». (27: 50-51)
Али ибн Абу Талиб прокомментировал: ﴿ و َ ه ُ و َ ش َ د ِ ي د ُ ا ل ْ م ِ ح َ ا ل ِ ﴾ «А ведь Он силен в наказании» – т.е. наказание Аллаха мучительное. Аллах Всевышний сказал далее:
ل َ ه ُ د َ ع ْ و َ ة ُ ا ل ْ ح َ ق ّ ِ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ د ْ ع ُ و ن َ م ِ ن د ُ و ن ِ ه ِ ل ا َ ي َ س ْ ت َ ج ِ ي ب ُ و ن َ ل َ ه ُ م ب ِ ش َ ى ْ ء ٍ إ ِ ل ا ّ َ ك َ ب َ ـ س ِ ط ِ ك َ ف ّ َ ي ْ ه ِ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ آ ء ِ ل ِ ي َ ب ْ ل ُ غ َ ف َ ا ه ُ و َ م َ ا ه ُ و َ ب ِ ب َ ا ل ِ غ ِ ه ِ و َ م َ ا د ُ ع َ آ ء ُ ا ل ْ ك َ ـ ف ِ ر ِ ي ن َ إ ِ ل ا ّ َ ف ِ ى ض َ ل َ ـ ل ٍ (14). К Нему (обращается) зов истины, а те, которых они призывают помимо Него, не отвечают им ничем, разве что так, как простирающий свои ладони к воде, чтобы она дошла до его рта, но она не доходит до него. Ведь молитва неверных - только в заблуждении! Али ибн Абу Талиб прокомментировал слова Аллаха: ﴿ ل َ ه ُ د َ ع ْ و َ ة ُ ا ل ْ ح َ ق ّ ِ ﴾ «К Нему (обращается) зов истины» – т.е. единобожие. Это передал ибн Джарир. Ибн Аббас, Катада, Малик, Мухаммад ибн Мункадир сказали, что: ﴿ ل َ ه ُ د َ ع ْ و َ ة ُ ا ل ْ ح َ ق ّ ِ ﴾ «К Нему (обращается) зов истины» – т.е. «Нет божества кроме Аллаха». Далее Аллах говорит: ﴿ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ د ْ ع ُ و ن َ م ِ ن د ُ و ن ِ ه ِ ﴾ «А те, которых они призывают помимо Него» – т.е. пример тех, кто поклоняется кому-то помимо Аллаха; ﴿ ك َ ب َ ـ س ِ ط ِ ك َ ف ّ َ ي ْ ه ِ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ آ ء ِ ل ِ ي َ ب ْ ل ُ غ َ ف َ ا ه ُ ﴾ «Разве что так, как простирающий свои ладони к воде, чтобы она дошла до его рта» – Али ибн Абу Талиб сказал: «Это пример того, кто протягивает руку с края в глубокий колодец, чтобы достать воды, но он не сможет достать воды рукой никогда, тем более, как же он достанет её ртом? » Муджахид сказал: ﴿ ك َ ب َ ـ س ِ ط ِ ك َ ف ّ َ ي ْ ه ِ ﴾ «Как простирающий свои ладони» – т.е. призывает воду языком и указывает на неё рукой, но она никогда не придёт к нему. Смысл этого аята в том, что подобно тем, кто сжимает воду в кулак или тянется к ней издалека, не сможет воспользоваться ею, если не поднесёт её ко рту – месту принятия питья, также и те, кто поклоняется кому-то помимо Аллаха, они не получат от них пользу ни в этом мире, ни в мире вечном. Именно об этом Аллах сказал: ﴿ و َ م َ ا د ُ ع َ آ ء ُ ا ل ْ ك َ ـ ف ِ ر ِ ي ن َ إ ِ ل ا ّ َ ف ِ ى ض َ ل َ ـ ل ٍ ﴾ «Ведь молитва неверных - только в заблуждении».
Аллах сказал:
و َ ل ل ّ َ ه ِ ي َ س ْ ج ُ د ُ م َ ن ف ِ ى ا ل س ّ َ م َ ـ و َ ت ِ و َ ا ل ا ّ ٌ ر ْ ض ِ ط َ و ْ ع ً ا و َ ك َ ر ْ ه ً ا و َ ظ ِ ل َ ـ ل ُ ه ُ م ب ِ ا ل ْ غ ُ د ُ و ّ ِ و َ ا ل ا ّ ٌ ص َ ا ل ِ (15) Перед Аллахом падают ниц, кто на небесах и на земле, вольно и невольно, и тени их утром и по вечерам.
Всевышний Аллах говорит о Своём величии и власти, под контролем которой находится абсолютно все, и все ниже Него, и все падают перед Ним ниц, верующие добровольно, неверные – принудительно. ﴿ و َ ظ ِ ل َ ـ ل ُ ه ُ م ب ِ ا ل ْ غ ُ د ُ و ّ ِ ﴾ «И тени их утром» – вначале дня; ﴿ و َ ا ل ا ّ ٌ ص َ ا ل ِ ﴾ «И по вечерам» – в конце дня. Аллах сказал в другом аяте: ﴿ أ َ و َ ل َ م ْ ي َ ر َ و ْ ا ْ إ ِ ل َ ى خ َ ل َ ق َ ا ل ل ّ َ ه ُ م ِ ن ش َ ى ْ ء ٍ ي َ ت َ ف َ ي ّ َ أ ُ ظ ِ ل َ ا ل ُ ه ُ ﴾ «Разве они не видели то, что сотворил Аллах, как возвращается их тень…. (16: 48 до конца аята).
Всевышний Аллах сказал:
ق ُ ل ْ م َ ن ر ّ َ ب ّ ُ ا ل س ّ َ م َ ـ و َ ت ِ و َ ا ل ا ّ ٌ ر ْ ض ِ ق ُ ل ِ ا ل ل ّ َ ه ُ ق ُ ل ْ أ َ ف َ ا ت ّ َ خ َ ذ ْ ت ُ م ْ م ّ ِ ن د ُ و ن ِ ه ِ أ َ و ْ ل ِ ي َ آ ء َ ل ا َ ي َ م ْ ل ِ ك ُ و ن َ ل أ َ ن ْ ف ُ س ِ ه ِ م ْ ن َ ف ْ ع ً ا و َ ل ا َ ض َ ر ّ ً ا ق ُ ل ْ ه َ ل ْ ي َ س ْ ت َ و ِ ى ا ل ا ّ ٌ ع ْ م َ ى و َ ا ل ْ ب َ ص ِ ي ر ُ أ َ م ْ ه َ ل ْ ت َ س ْ ت َ و ِ ى ا ل ظ ّ ُ ل ُ م َ ـ ت ُ و َ ا ل ن ّ ُ و ر ُ أ َ م ْ ج َ ع َ ل ُ و ا ْ ل ل ّ َ ه ِ ش ُ ر َ ك َ آ ء َ خ َ ل َ ق ُ و ا ْ ك َ خ َ ل ْ ق ِ ه ِ ف َ ت َ ش َ ا ب َ ه َ ا ل ْ خ َ ل ْ ق ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ ق ُ ل ِ ا ل ل ّ َ ه ُ خ َ ـ ل ِ ق ُ ك ُ ل ّ ِ ش َ ى ْ ء ٍ و َ ه ُ و َ ا ل ْ و َ ا ح ِ د ُ ا ل ْ ق َ ه ّ َ ـ ر ُ (16) Скажи: " Кто Господь небес и земли? " Скажи: " Аллах". Скажи: " Тогда неужели вы взяли себе помимо Него заступников, которые не владеют для самих себя ни пользой, ни вредом? " Скажи: " Разве сравнится слепой и зрячий, или сравнятся разве мрак и свет? " Или пристроили они Аллаху сотоварищей, |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы