Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел: отношение имама Ахмада к утверждению для Аллаха двух противоположных вещей



Как известно, ашариты говорят описывают Аллаха качествами несуществующего, описывая Аллаха отрицанием двух противоположных вещей, от одной из которых не избавлено ничего существуюещее – говоря например: «Аллах не внутри мира и не снаружи», или «Аллах не соприкасается к творениям и не отделен от них», «Аллах не движется и не покоится», и так далее

Какого мнения придерживался имам Ахмад о таких словах?

Сказал имам Ахмад, рассказывая свой диспут с джахмитами:

ف ل م ا ظ ه ر ت ا ل ح ج ة ع ل ى ا ل ج ه م ي ب م ا ا د ع ى ع ل ى ا ل ل ه ع ز و ج ل ، أ ن ه م ع خ ل ق ه ف ي ك ل ش ي ء ، ق ا ل: ه و غ ي ر م م ا س ل ل ش ي ء و ل ا م ب ا ي ن م ن ه. ف ق ل ن ا ل ل ج ه م ي: إ ذ ا ك ا ن غ ي ر م ب ا ي ن أ ل ي س ه و م م ا س ؟ ق ا ل: ل ا. ف ق ل ن ا: ف ك ي ف ي ك و ن ف ي ك ل ش ي ء غ ي ر م م ا س ل ل ش ي ء ؟ ف ل م ي ح س ن ا ل ج و ا ب. ف ق ا ل: ب ل ا ك ي ف ، ف خ د ع ا ل ج ه ا ل ب ه ذ ه ا ل ك ل م ة و م و ه ع ل ي ه م

«Когда выявился довод над джахмитом о том, что он заявил про Аллаха, что Аллах везде – он сказал новое: «Аллах не соприкасается ни с чем, и в то же время ни отделен ни от чего»

И мы сказали джахмиту: « Если Аллах не отделен ни от чего – разве это не значит что Он со всем соприкасается? »

Джахмит сказал: «Нет»

Мы сказали: «Так как же Аллах может быть везде и Он ни с чем не соприкасается? »

И он не смог ответить, и сказал: «Без вопроса «Как? » - и обманул этим словом невежд и смошенничал с ними»

Источник: «Опровержение джахмитам и зиндыкам», стр. 41

И сказал также в этой же книге:

إ ذ ا أ ر د ت أ ن ت ع ل م أ ن ا ل ج ه م ي ك ا ذ ب ع ل ى ا ل ل ه ، ح ي ن ز ع م أ ن ه ف ي ك ل م ك ا ن ، و ل ا ي ك و ن ف ي م ك ا ن د و ن م ك ا ن ، ف ق ل ل ه: أ ل ي س ك ا ن ا ل ل ه و ل ا ش ي ء ؟ ف ي ق و ل: ن ع م. ف ق ل ل ه: ح ي ن خ ل ق ا ل ش ي ء ، خ ل ق ه ف ي ن ف س ه ، أ و خ ا ر ج ً ا ع ن ن ف س ه ؟ ف إ ن ه ي ص ي ر إ ل ى ث ل ا ث ة أ ق ا و ي ل: [ل ا ب د ل ه م ن ] و ا ح د م ن ه ا إ ن ز ع م أ ن ا ل ل ه خ ل ق ا ل خ ل ق ف ي ن ف س ه ، ف ق د ك ف ر ح ي ن ز ع م أ ن ه خ ل ق ا ل خ ل ق و ا ل ش ي ا ط ي ن و إ ب ل ي س ف ي ن ف س ه.و إ ن ق ا ل: خ ل ق ه م خ ا ر ج ً ا م ن ن ف س ه ث م د خ ل ف ي ه م ، ك ا ن ه ذ ا أ ي ض ً ا ك ف ر ، ح ي ن ز ع م أ ن ه د خ ل ف ي ك ل م ك ا ن و ح ش ق ذ ر [ر د ي ء ] و إ ن ق ا ل خ ل ق ه م خ ا ر ج ً ا م ن ن ف س ه ث م ل م ي د خ ل ف ي ه م ، ر ج ع م ن ق و ل ه ك ل ه أ ج م ع ، و ه و ق و ل أ ه ل ا ل س ن ة

 

«И если ты хочешь убедиться, что джахмит лжёт на Аллаха, когда говорит что Аллах везде, и не может быть в одном месте помимо другого, то скажи ему: «Ты согласен, что Аллах был и ничего не было помимо Него? »

Он естественно скажет: «Да».

Тогда скажи ему: «Аллах когда что-то создал – Он создал это внутри себя, или вне себя? »

Тогда в ответ он должен выбрать одно из трёх слов. Если он скажет, что Аллах создал творения внутри себя, то это куфр, ведь это будет утверждением того, что джинны, иблисы и шайтаны внутри Аллаха.

Если он скажет: «Аллах создал их снаружи себя, а затем вошёл в них» - то это тоже будет куфром, потому что это утвердит что Аллах вошёл во все грязные мерзкие места»

Если же он скажет: «Аллах создал их снаружи себя, а затем не входит в них» - то он вернется от всей своей акыды, и это – слово сторонников Сунны»

Источник: «Опровержение джахмитам и зиндыкам», стр. 142-156

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

ف ب ي ن ] أ ن ك و ن ا ل م خ ل و ق إ م ا د ا خ ل ً ا ف ي ا ل خ ا ل ق ، أ و خ ا ر ج ً ا م ن ه ، ت ق س ي م ض ر و ر ي ، ل ا ب د م ن ا ل ق و ل ب أ ح د ه م ا ، و ك ذ ل ك ك و ن ا ل خ ا ل ق ، إ م ّ َ ا د ا خ ل ً ا ف ي ا ل خ ل ق أ و خ ا ر ج ً ا م ن ه م ، و أ ن ه إ ذ ا ك ا ن ك ذ ل ك ، ف ا ل ق و ل ب د خ و ل ه ف ي ا ل خ ل ق أ و د خ و ل ا ل خ ل ق ف ي ه م م ت ن ع ، ف ت ع ي ن أ ن ه خ ا ر ج م ن ا ل خ ل ق و ا ل خ ل ق خ ا ر ج و ن م ن ه ف ق و ل ا ل إ م ا م أ ح م د: «إ ذ ا ك ا ن غ ي ر م ب ا ي ن أ ل ي س ه و م م ا س ؟ » ا س ت ف ه ا م إ ن ك ا ر ، ي ت ض م ن أ ن ا ل ع ل م ب م ب ا ي ن ت ه إ ذ ا ل م ي ك ن م م ا س ً ا ع ل م ض ر و ر ي ، ل ا ي ح ت ا ج إ ل ى د ل ي ل ، ب ل ي ن ك ر ع ل ى م ن ن ف ا ه ، و ل ه ذ ا ل م ا ن ف ى ا ل ج ه م ي ق ا ل: ق ل ن ا ف ك ي ف ؟ ف ق ا ل: ب ل ا ك ي ف. ق ا ل: ف خ د ع ا ل ج ه ا ل ب ه ذ ه ا ل ك ل م ة و م و ه ع ل ي ه م ، و ذ ل ك ل أ ن ا ل ص ف ا ت ا ل س م ع ي ة ا ل م ع ل و م ة ب إ خ ب ا ر ا ل ر س ل ع ل ي ه م ا ل س ل ا م ، ي ق ا ل ف ي ه ا: ب ل ا ك ي ف ، ل أ ن ا ن ح ن ل م ن ع ل م ب ع ق و ل ن ا ك ي ف ي ت ه ا ، ل ع د م ع ل م ن ا ب ذ ل ك. و ك ذ ل ك م ا ع ل م ن ا ب ع ق و ل ن ا أ ص ل ه د و ن ك ي ف ي ت ه ، ح س ن أ ن ن ق و ل ف ي ه ، ب ل ا ك ي ف «أ ي: ن ع ل م ث ب و ت ه ذ ا ا ل أ م ر ، و ل ا ن ع ل م ك ي ف ي ت ه ، ف أ ر ا د ا ل ج ه م ي أ ن ي س ت ع م ل ذ ل ك ف ي م ا ع ل م ن ا ا ن ت ف ا ء ه ب ف ط ر ة ع ق و ل ن ا و ا د ع ى خ ل و ا ل م و ص و ف ع ن ا ل ن ق ي ض ي ن ف ي ا ل م ع ن ى ج م ي ع ً ا ، ا ل ل ذ ي ْ ن ه م ا ض د ا ن ف ي ا ل ن ف ي ، ك م ا ه م ا ض د ا ن ف ي ا ل إ ث ب ا ت ، ف ل م ا ق ي ل ل ه: ك ي ف ذ ل ك ؛ أ ي: ك ي ف ي ع ق ل ؟ ق ا ل: ب ل ا ك ي ف. و ه ذ ا إ ن م ا ي ن خ د ع ب ه ا ل ج ه ا ل ، ا ل ل ذ ي ن ل ا ي ف ر ق و ن ب ي ن ا ل ش ي ء ا ل ذ ي ع ل م ن ا ا ن ت ف ا ء ه ، أ و ل م ن ع ل م ث ب و ت ه ، إ ذ ا د ع ى ا ل م د ع ي ث ب و ت ه ، و ق ا ل: ب ل ا ك ي ف. ل م ي ق ب ل ، و ب ي ن ا ل ش ي ء ا ل ذ ي ع ل م ن ا ث ب و ت ه ، و ل م ن ع ل م ك ي ف ي ت ه ، إ ذ ا ق ي ل ل ه: ب ل ا ك ي ف ح ق ّ ً ا

«Имам Ахмад разьяснил, что разделение сотворенного на то, что оно может быть либо внутри Творца, вне его – предельно понятное разделение, которое невозможно отрицать – поэтому нужно выбрать что-то одно из двух.

Точно также Творец – будет либо входящим в творения, либо отделенным от них – предельно понятное разделение, которое невозможно отрицать – поэтому нужно выбрать что-то одно из двух.

Поэтому, раз это так – то слово о том, что Творец входит в творения или творения входят в Него – невозможное, поэтому следует сказать, что Он вне творений, и творения вне Его.

Поэтому, слова имама Ахмада: «Если Аллах не отделен ни от чего – разве это не значит что Он со всем соприкасается? » - это вопрос содержащий в себе порицание, и то что знание о том, что если Аллах не соприкасается – то Он отделен – предельно известное знание, которое не нужно обосновывать, однако следует порицать того, кто отверг его.

И поэтому когда имам Ахмад задал ему вопрос «Так как же Аллах может быть везде и Он ни с чем не соприкасается? »

А джахмит ответил: «Без вопроса «Как? »

То имам Ахмад сказал: «Он обманул этим словом невежд и смошенничал с ними»

И это потому, что «Без вопроса «Как? » говорится о Качестах Аллаха, которые мы услышали от Посланников, и это потому, что наши разумы не могут понять про то «Как» они устроены – так как мы не знаем это.

Точно также то, основу чего мы знаем нашими разумами, но не знаем образ этого – будет хорошо сказать об этом: «Без вопроса «Как? »

Со смыслом: «Мы знаем что это вещь утвержденная, но не знаем о ее образе»

А джахмит хотел использовать это касательно вещи, невозможность которой мы знаем естеством наших разумов, что она невозможна – заявив, что описываемый может быть не описываемым ни одним из двух противоположных вещей, которые нельзя одновременно отрицать, как нельзя и одновременно утвердить!

А когда Ахмад сказал ему: «Как это? » то есть – как такое осмыслить, он сказал: «Без вопроса «Как».

И таким ответом обманулись только невежды, которые не могут различить между тем, невозможность чего мы знаем, или про утвержденность чего мы не знаем – когда желающий утвердить это заявляет об этом и говорит: «Без вопроса «Как? » - то в этом случае это не принимается от него – и между тем, о чем мы знаем что это утверждено, но не знаем его образ – как это – в таком случае сказать: «Без вопроса «Как? » - будет истиной»

Источник: «Баян тальбис аль джахмия», 1/99-100


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь