Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Попытка аргументировать действительно переданным от Ахмада – не смотря ни на достоверность этого, ни на остальные риваяты от него



Есть несколько действительно переданных от Ахмада слов, которыми ашариты пытаются аргументировать на свой батыль, не считаясь ни с достоверностью этих передач, ни пытаясь сопоставить их с остальными передачами от имама.

Ответ на то, чем они аргументируют касательно качества «Аль-Итьян» (Приход)

Передают сторонники отрицания Аллаха и Его Качеств, что якобы имам Ахмад в своём диспуте с джахмитами, сказал об аяте: « И придет твой Господь в Судный День. .», сказал: «Придёт награда Господа».

И говорят: имам Ахмад делал тауиль Сыфатов.

Ответ на это сомнение с трёх сторон

Первая:

Предшествовало 10 достоверных передач от имама, из его собственных книг и книг его учеников, об утверждении данного Качества, и если бы даже предположить достоверность передачи Ханбаля Ибн Исхака об обратном – следовало бы отвергнуть ее из-за противоречия известному и тому что передали большие числом.

Вторая:

Ханбаль Ибн Исхак передавший эти слова – часто ошибающийся в передаче от имама Ахмада и иногда передающий странные вещи, и поговорили об этом учёные

Приведем их слова.

1. Сказал основоположник ханбалитского мазхаба, и собиратель слов имама Ахмада, имам Абу Бакр аль-Халляль (ум. 310 г.х.):

و أ غ ر ب ب غ ي ر ش ي ء

«У него много странных ответов от Ахмада»

Источник: «Табакат аль-Ханабиля», 1/143

2. Сказал Ибн аль-Каййим говоря о позиции двух великих ранних ученых мазхаба Ахмада, и собирателей мазхаба Ахмада - Абу Бакра аль-Халляля (ум. 310 г.х.), и Гуляма аль-Халляля (ум. 360 г.х.) по отношении к передаче Ханбаля Ибн Исхака:

ه و ك ث ي ر ا ل م ف ا ر ي د ا ل م خ ا ل ف ة ل ل م ش ه و ر م ن م ذ ه ب ة و إ ذ ا ت ف ر د ب م ا خ ا ل ف ا ل م ش ه و ر ع ن ه: ف ا ل خ ل ا ل و ص ا ح ب ه ع ب د ا ل ع ز ي ز ل ا ي ث ب ت و ن ذ ل ك ر و ا ي ة ،

«Он часто уединяется, противореча тому, что является известным из мазхаба имама Ахмада, и когда он уединился в передаче того, что противоречит известным мнениям имама – то аль-Халляль, и его ученик, Абдуль-Азиз, такую передачу вообще учитываемой»

Источник: «Мухтасар ас-Сауаик аль-Мурсаля», 1/616

3. Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали об одной из передач Ханбаля Ибн Исхака:

و ه ذ ه ر و ا ي ة م ش ك ل ة ج د ا ، و ل م ي ر و ه ا ع ن أ ح م د غ ي ر ح ن ب ل ، و ه و ث ق ة إ ل ا أ ن ه ي ه م أ ح ي ا ن ا ، و ق د ا خ ت ل ف م ت ق د م و ا ل أ ص ح ا ب ف ي م ا ت ف ر د ب ه ح ن ب ل ع ن أ ح م د: ه ل ت ث ب ت ب ه ر و ا ي ة ع ن ه أ م ل ا ؟

«Эта передача крайне проблемная. И не передал это от Ахмада никто, кроме Ханбаля, и он достоверный, однако он иногда ошибается. И разногласят ранние учёные мазхаба касательно того, в чём уединился Ханбаль от Ахмада – утверждается ли через это отдельная передача от имама Ахмада, или нет? »

Источник: «Фатх аль бари», 2/368

Сказал имам Ибн Роджаб, упомянув в одном из вопросов риваят аль-Асрама, и риваят Ханбаля Ибн Исхака:

و ا ل أ ث ر م أ ح ف ظ م ن ح ن ب ل ب م ا ل ا ي و ص ف

«Аль-Асрам настолько лучше в запоминании, чем Ханбаль Ибн Исхак, что это невозможно описать! »

Источник: «Аль-Истихрадж», 1/134

4. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

و َ ح َ ن ْ ب َ ل ٌ ي َ ن ْ ف َ ر ِ د ُ ب ِ ر ِ و َ ا ي َ ا ت ِ ي ُ غ َ ل ّ ِ ط ُ ه ُ ف ِ ي ه َ ا ط َ ا ئ ِ ف َ ة ٌ ك َ ا ل ْ خ َ ل ّ َ ا ل ِ و َ ص َ ا ح ِ ب ِ ه ِ

«И Ханбаль Ибн Исхак уединяется в передачах, и на его ошибку в них указывает группа ученых, как например аль-Халляль, и его ученик»

Источник: «Маджму аль-Фатауа», 16/405

И сказал шейх уль Ислам:

و ح ن ب ل ل ه م ف ا ر ي د ي ن ف ر د ب ه ا م ن ا ل ر و ا ي ا ت ف ي ا ل ف ق ه و ا ل ج م ا ه ي ر ي ر ر و و ن خ ل ا ف ه و ق د ا خ ت ل ف ا ل أ ص ح ا ب ف ي م ف ا ر ي د ح ن ب ل ا ل ت ى خ ا ل ف ه ف ي ه ا ا ل ج م ه و ر ه ل ت ث ب ت ر و ا ي ت ه ع ل ى ط ر ي ق ي ن ف ا ل خ ل ا ل و ص ا ح ب ه ق د ي ن ك ر ا ن ه ا و ي ث ب ت ه ا غ ي ر ه م ا ك ا ب ن ح ا م د

«И у Ханбаля Ибн Исхака есть вещи, в которых он уединяется, из передач ответов Ахмада в фикхе, в то время как большинство передающих от Ахмада – передают противоречие его передаче. И разногласят наши учёные касательно того, в чём уединился Ханбаль, и где он противоречит передаче большинства – утверждается ли передачей Ханбаля два мнения от Ахмада в этом фикховском вопросе, или нет?

И аль-Халляль и его ученик отвергают её, и не утверждают 2 мнения, и утверждают 2 мнения некоторые другие, как Абу Абдуллах Ибн Хамид »

Источник: «Аль-Истикама», 75

 

5. Сказал имам Ибн аль-Каййим:

و ا ل ت ح ق ي ق أ ن ه ا ر و ا ي ة ش ا ذ ة م خ ا ل ف ة ل ج ا د ة م ذ ه ب ه

«И верное мнение – что такая передача считается отклонённой, противоречащей правильному мазхабу»

Источник: «Мухтасар ас-сауаик», 1/616

6. Сказал аз-Захаби:

ل ه م س ا ئ ل ك ث ي ر ة ع ن أ ح م د ، و ي ت ف ر د ، و ي غ ر ب    

«У него много ответов от Ахмада, он уединяется в них, и передает странные вещи»

Источник: «Ас-Сияр», 13/52

Вторая сторона:

Она состоит в том, что именно эта передача Ханбаля Ибн Исхака – разьяснили ее ложность и ошибочность учёные ахли-Сунна ханбалитского мазхаба

Приведем их слова:

1. Сказал большой имам из числа ранних ханбалитов, Абу Исхак Ибн Шакилян (314-369 г.х.), об этой передаче:

: ه َ ذ َ ا غ َ ل َ ط ٌ م ِ ن ْ ح َ ن ْ ب َ ل ٍ ل َ ا ش َ ك ّ َ ف ِ ي ه ِ

«Это ошибка Ханбаля, и нет в этом ни малейшего сомнения! »

Источник: «Маджму аль-фатауа», 16/405, «Ибталь ат Тавилят», 132и др.

2. Сказал имам ранних ханбалитов, шейх уль Ислам, Абу Абдуллах Ибн Хамид (ум. 403 г.х.), после того как упомянул передачу Ахмада, где он утверждает ан-Нузуль (Снисхождение Аллаха на небеса):

: ف َ ا ل ْ م َ ذ ْ ه َ ب ُ ع َ ل َ ى م َ ا ذ َ ك َ ر ْ ن َ ا ل َ ا ي َ خ ْ ت َ ل ِ ف ُ أ َ ن ّ َ ذ َ ا ت َ ه ت َ ن ْ ز ِ ل ُ و َ ر َ أ َ ي ْ ت ب َ ع ْ ض َ أ َ ص ْ ح َ ا ب ِ ن َ ا ي َ ر ْ و ِ ي ع َ ن ْ أ َ ب ِ ي ع َ ب ْ د ِ ا ل ل ّ َ ه ِ ف ِ ي ا ل ْ إ ِ ت ْ ي َ ا ن ِ أ َ ن ّ َ ه ُ ق َ ا ل َ : ت أ ت ي ق د ر ت ه ق َ ا ل َ : و َ ه َ ذ َ ا ع َ ل َ ى ح َ د ّ ِ ا ل ت ّ َ و َ ه ّ ُ م ِ م ِ ن ْ ق َ ا ئ ِ ل ِ ه ِ و َ خ َ ط َ أ ٌ م ِ ن ْ إ ض َ ا ف َ ت ِ ه ِ إ ل َ ي ْ ه ِ ك َ م َ ا ق َ ر ّ َ ر ْ ن َ ا ع َ ن ْ ه ُ م ِ ن ْ ا ل ن ّ َ ص ّ ِ

«И мазхаб имама Ахмада – лишь то, что мы упомянули, и нет в этом разногласий в мазхабе, что Аллах нисходит своей Сущностью. И я увидел, как один из наших ученых передал от Ахмада, что он сказал о Приходе: «Придёт Его Сила». И это – ошибка сказавшего это, и ошибка отнёсшего это к Ахмаду в его отнесении, как мы утвердили согласно прямому тексту Ахмада»

Источник: «Фатх аль-Бари», 6/534, «Маджму аль-фатауа», 6/164

 

 

3. Сказал Коды Абу Я’ла (ум. 458 г.х.):

و ق د ق َ ا ل َ أ َ ح ْ م َ د ف ِ ي ر و ا ي ة ح ن ب ل ف ِ ي ق و ل ه: {و َ ج َ ا ء َ ر َ ب ّ ُ ك َ } ، ق َ ا ل َ: ق د ر ت ه ، ق َ ا ل َ أ َ ب ُ و إ س ح ا ق ب ن ش ا ق ل ا: ه َ ذ َ ا غ ل ط م ن ح ن ب ل ل ا ش ك ف ي ه ، و أ ر ا د أ َ ب ُ و إ س ح ا ق ب ذ ل ك أ ن م ذ ه ب ه ح م ل ا ل آ ي ة ع َ ل َ ى ظ ا ه ر ه ا ف ِ ي م ج ي ء ا ل ذ ا ت ه َ ذ َ ا ظ ا ه ر ك ل ا م ه و ا ل ل ه أ ع ل م و ق د ق َ ا ل َ أ َ ح ْ م َ د ف ِ ي ر و ا ي ة أ َ ب ِ ي ط ا ل ب: {ه َ ل ْ ي َ ن ْ ظ ُ ر ُ و ن َ إ ِ ل ا أ َ ن ْ ي َ أ ْ ت ِ ي َ ه ُ م ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ف ِ ي ظ ُ ل َ ل ٍ م ِ ن َ ا ل ْ غ َ م َ ا م ِ و َ ا ل ْ م َ ل ا ئ ِ ك َ ة ُ } {و َ ج َ ا ء َ ر َ ب ّ ُ ك َ و َ ا ل ْ م َ ل َ ك ُ ص َ ف ّ ً ا ص َ ف ّ ً ا } ف م ن ق َ ا ل َ أ ن ا ل ل ه ل ا ي ر ى ف ق د ك ف ر ، و ظ ا ه ر ه َ ذ َ ا أ ن أ َ ح ْ م َ د أ ث ب ت م ج ي ء ذ ا ت ه ، ل أ ن ه ا ح ت ج ب ذ ل ك ع َ ل َ ى ج و ا ز ر ؤ ي ت ه ، و إ ن م ا ي ح ت ج ب ذ ل ك ع َ ل َ ى ج و ا ز ر ؤ ي ت ه إ ذ ا ك ا ن ا ل إ ت ي ا ن و ا ل م ج ي ء م ض ا ف ا إ ل ى ا ل ذ ا ت

«И сказал Ахмад в передаче Ханбаля касательно слова Аллаха: «И придет твой Господь» - что придёт Его Сила.

Сказал Абу Исхак Ибн Шакилян: «Это ошибка Ханбаля в которой нет никакого сомнения»

И Абу Исхак имел ввиду этим, что мазхаб Ахмада – это отнесение аята на внешний смысл, то есть что Аллах придёт Сущностью. И это очевидный смысл слов Ахмада, а Аллах знает лучше.

И сказал Ахмад в передаче Абу Толиба: «Сказал Аллах: «Или вы ожидаете, что Аллах придёт осененный облаками, вместе с ангелами? », и сказал: «И придёт Господь и его ангелы рядами».

И кто скажет, что Аллах не виден – являет кафиром» (конец слов Ахмада)

Очевидный смысл его слов – что Ахмад утверждает приход Сущностью, потому что он аргументировал этмии аятами на разрешенность видения Аллаха, потому что можно аргументировать этими аятами на разрешенность видения Аллаха, лишь тогда, когда приход и пришествие отнесены к Сущности Аллаха, а не его приказу»

Источник: «Ибталь ат-тауилят», 1/133

4. Сказал шейх-уль Ислам, Ахмад Ибн Теймия:

و َ ق َ د ْ ا خ ْ ت َ ل َ ف َ أ َ ص ْ ح َ ا ب ُ أ َ ح ْ م َ د ف ِ ي م َ ا ن َ ق َ ل َ ه ُ ح َ ن ْ ب َ ل ٌ . ف َ إ ِ ن ّ َ ه ُ ل َ ا ر َ ي ْ ب َ أ َ ن ّ َ ه ُ خ ِ ل َ ا ف ُ ا ل ن ّ ُ ص ُ و ص ِ ا ل ْ م ُ ت َ و َ ا ت ِ ر َ ة ِ ع َ ن ْ أ َ ح ْ م َ د ف ِ ي م َ ن ْ ع ِ ه ِ م ِ ن ْ ت َ أ ْ و ِ ي ل ِ ه َ ذ َ ا و َ ت َ أ ْ و ِ ي ل ِ ا ل ن ّ ُ ز ُ و ل ِ و َ ا ل ِ ا س ْ ت ِ و َ ا ء ِ و َ ن َ ح ْ و ِ ذ َ ل ِ ك َ م ِ ن ْ ا ل ْ أ َ ف ْ ع َ ا ل ِ . و َ ل َ ه ُ م ْ ث َ ل َ ا ث َ ة ُ أ َ ق ْ و َ ا ل ٍ . ق ِ ي ل َ : إ ن ّ َ ه َ ذ َ ا غ َ ل َ ط ٌ م ِ ن ْ ح َ ن ْ ب َ ل ٍ ا ن ْ ف َ ر َ د َ ب ِ ه ِ د ُ و ن َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ذ َ ك َ ر ُ و ا ع َ ن ْ ه ُ ا ل ْ م ُ ن َ ا ظ َ ر َ ة َ م ِ ث ْ ل َ ص َ ا ل ِ ح ٍ و َ ع َ ب ْ د ِ ا ل ل ّ َ ه ِ و ا ل م ر و ذ ي و َ غ َ ي ْ ر ِ ه ِ م ْ . ف َ إ ِ ن ّ َ ه ُ م ْ ل َ م ْ ي َ ذ ْ ك ُ ر ُ و ا ه َ ذ َ ا و َ ح َ ن ْ ب َ ل ٌ ي َ ن ْ ف َ ر ِ د ُ ب ِ ر ِ و َ ا ي َ ا ت ِ ي ُ غ َ ل ّ ِ ط ُ ه ُ ف ِ ي ه َ ا ط َ ا ئ ِ ف َ ة ٌ ك َ ا ل ْ خ َ ل ّ َ ا ل ِ و َ ص َ ا ح ِ ب ِ ه ِ . ق َ ا ل َ أ َ ب ُ و إ س ْ ح َ ا ق َ ا ب ْ ن ُ ش ا ق ل ا : ه َ ذ َ ا غ َ ل َ ط ٌ م ِ ن ْ ح َ ن ْ ب َ ل ٍ ل َ ا ش َ ك ّ َ ف ِ ي ه ِ

«Разногласили ученые мазхаба Ахмада о том, что передал от него Ханбаль Ибн Исхак в этом вопросе.

Ведь нет никакого сомнения, что это – противоречие ясным текстам имама Ахмада категории мутаватир, о его запрете истолковывать на переносный смысл Приход, Нисхождение на ближнее небо, аль-Истиуа, и подобные действия Аллаха.

И у ханбалитов три слова касательно этой передачи.

Первые сказали: это ошибка Ханбаля, он уединился в передаче этого, и не упомянул это никто из тех, кто передавали его диспут с джахмитами, как Солих Ибн Ахмад, Абдуллах Ибн Ахмад, аль-Марузи, и другие.

И они не упомянули это, а Ханбаль уединяется в передачах, в которых его называет ошибающимся группа, как аль-Халляль и его ученик. Сказал Абу Исхак Ибн Шакилян: «Это ошибка Ханбаля, и нет в этом ни малейшего сомнения! »

Затем шейх уль Ислам упомянул слово Малика в этом вопросе, затем вернулся к теме и сказал:

و َ ا ل ْ ق َ و ْ ل ُ ا ل ث ّ َ ا ن ِ ي : ق َ ا ل َ ط َ ا ئ ِ ف َ ة ٌ م ِ ن ْ أ َ ص ْ ح َ ا ب ِ أ َ ح ْ م َ د : ه َ ذ َ ا ق َ ا ل َ ه ُ إ ل ْ ز َ ا م ً ا ل ِ ل ْ خ َ ص ْ م ِ ع َ ل َ ى م َ ذ ْ ه َ ب ِ ه ِ

«И второе слово- сказала группа ханбалитских ученых – что он сказал это, делая ильзам оппонентом их мазхабом..»

Затем шейх уль Ислам разьяснил как это, мы обьясним кратко и упрощенно, чтобы мусульмане поняли:

Имам Ахмад диспутировал с джахмитами по теме сотворенности Корана, и они аргументировали на сотворенность Корана хадисом, где Пророк, мир ему, побуждал читать суры аль-Бакара и аль-Имран, и сказал, что они придут в Судный День и будут заступаться за тех, кто их читал.

И джахмиты сказали- это довод, на то что Коран создан

И имам Ахмад сказал: «Вы же говорите касательно слов Аллаха: «И придёт ваш Господь..», что придёт лишь Его награда, значит и тут вы должны говорить, что придёт лишь награда за чтение этих двух сур»

Затем шейх уль Ислам упомянул третье слово, а это слово тех, на кого зашли шубхи ашаритов из числа приписывающих себя к ханбалитскому мазхабу, как Ибн Акыль, Ибн аль Джоузи, и другие, что они сделали это риваятом имама Ахмада. И разьяснил, что это неверно.

Источник слов шейх уль Ислама: «Маджму аль-фатауа», 16/405—406

5. Сказал имам Ибн аль-Каййим, упомянув разногласие о принятии передачи Ханбаля Ибн Исхака в вопросах фикха, когда он противоречит остальным:

ا ل ت ح ق ي ق أ ن ه ا ر و ا ي ة ش ا ذ ة م خ ا ل ف ة ل ج ا د ة م ذ ه ب ه ، ه ذ ا إ ذ ا ك ا ن ذ ل ك م ن م س ا ئ ل ا ل ف ر و ع ف ك ي ف ف ي ه ذ ه ا ل م س أ ل ة

«И верное мнение – что такая передача считается отклонённой, противоречащей правильному мазхабу.

И если это в ответвлениях, то что же говорить об основах религии?!! »

Источник: «Мухтасар ас-сауаик», 1/616

И сказал:

و ه ذ ه ر و ا ي ة إ م ا ش ا ذ ة أ و أ ن ه ر ج ع ع ن ه ا ، ك م ا ه و ص ر ي ح ع ن ه ف ي أ ك ث ر ا ل ر و ا ي ا ت ، و إ م ا أ ن ه ا إ ل ز ا م م ن ه و م ع ا ر ض ة ل ا م ذ ه ب

«И эта передача – она либо отвергаемая, либо Ахмад вернулся от этого – как это ясно из большинства передач от него, либо он это сказал лишь обязывая оппонентов следовать собственному мазхабу, а не как своё мнение»

Источник: «Мухтасар ас-Сауаик», 1/617

6. Сказал имам Ибн Роджаб:

و ق د ذ ه ب إ ل ي ه ط ا ئ ف ة م م ن ي م ي ل إ ل ى ا ل ك ل ا م م ن أ ص ح ا ب ن ا ، و خ ر ج و ه ع ن أ ح م د م ن ر و ا ي ة ح ن ب ل ع ن ه

«И группа ученых нашего мазхаба, из тех, кто склоняется к каляму, сделала тауиль этого атрибута, и оправдали это риваятом Ханбаля от Ахмада»

Источник: «Фатх аль-Бари», 6/533

И приписал имам Ибн Роджаб это мнение к ахлюль калям которые приписывают себя к Ахмаду.

И напоследок полностью приведем очень полезные слова имама Ибн Роджаба.

Сказал Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали в Фатхуль Бари (5/97-98), комментируя один из хадисов, указывающих на данный атрибут:

و ق د د ل ا ل ق ر آ ن ع ل ى م ا د ل ع ل ي ه ه ذ ا ا ل ح د ي ث ف ي م و ا ض ع ، ك ق و ل ه : ( ه َ ل ْ ي َ ن ظ ُ ر ُ و ن َ إ ِ ل ا ّ َ أ َ ن ي َ أ ْ ت ِ ي َ ه ُ م ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ف ِ ي ظ ُ ل َ ل ٍ م ّ ِ ن َ ا ل غ َ م َ ا م ِ و َ ا ل ْ م َ ل ا ئ ِ ك َ ة ُ ( [ ا ل ب ق ر ة : 210 ]. و ق ا ل : ( ه َ ل ْ ي َ ن ظ ُ ر ُ و ن َ إ ِ ل ا ّ َ أ َ ن ت َ أ ْ ت ِ ي َ ه ُ م ُ ا ل م َ ل ا ئ ِ ك َ ة ُ أ َ و ْ ي َ أ ْ ت ِ ي َ ر َ ب ّ ُ ك َ أ َ و ْ ي َ أ ْ ت ِ ي َ ب َ ع ْ ض ُ آ ي َ ا ت ِ ر َ ب ّ ِ ك َ ( [ ا ل أ ن ع ا م : 158 ] ، و ق ا ل : ( و َ ج َ ا ء َ ر َ ب ّ ُ ك َ و َ ا ل ْ م َ ل َ ك ُ ص َ ف ا ّ ً ص َ ف ا ّ ً ( [ ا ل ف ج ر : 22 ] و ل م ي ت أ و ل ا ل ص ح ا ب ة و ل ا ا ل ت ا ب ع و ن ش ي ئ ا ً م ن ذ ل ك ، و ل ا أ خ ر ج و ه ع ن م د ل و ل ه ، ب ل ر و ي ع ن ه م ؛ ي د ل ع ل ى ت ق ر ي ر ه و ا ل إ ي م ا ن ب ه و ا م ر ا ر ه ك م ا ج ا ء . ؟ و ق د ر و ي ع ن ا ل إ م ا م أ ح م د ، أ ن ه ق ا ل ف ي م ج ي ئ ه : ه و م ج ي ء أ م ر ه .و ه ذ ا م م ا ت ف ر د ب ه ح ن ب ل ع ن ه .ف م ن أ ص ح ا ب ن ا م ن ق ا ل : و ه م ح ن ب ل ف ي م ا ر و ى ، و ه و خ ل ا ف م ذ ه ب ه ا ل م ع ر و ف ا ل م ت و ا ت ر ع ن ه . و ك ا ن أ ب و ب ك ر ا ل خ ل ا ل و ص ا ح ب ه ل ا ي ث ب ت ا ن ب م ا ت ف ر د ب ه ح ن ب ل ، ع ن أ ح م د ر و ا ي ة .و م ن م ت أ خ ر ي ه م م ن ق ا ل : ه و ر و ا ي ة ع ن ه ، ب ت أ و ي ل ك ل م ا ك ا ن م ن ج ن س ا ل م ج ي ء و ا ل إ ت ي ا ن و ن ح و ه م ا .و م ن ه م م ن ق ا ل : إ ن م ا ق ا ل ذ ل ك إ ل ز ا م ا ً ل م ن ن ا ظ ر ه ف ي ا ل ق ر آ ن ، ف أ ن ه م ا س ت د ل و ا ع ل ى خ ل ق ه ب م ج ي ء ا ل ق ر آ ن ، ف ق ا ل : إ ن م ا ي ج ي ء ث و ا ب ه ، ك ق و ل ه : ( و ج ا ء ر ب ك ( ، أ ي : ك م ا ت ق و ل و ن أ ن ت م ف ي م ج ي ء ا ل ل ه ، أ ن ه م ج ي ء أ م ر ه .و ه ذ ا أ ص ح ا ل م س ا ل ك ف ي ه ذ ا ا ل م ر و ي .و أ ص ح ا ب ن ا ف ي ه ذ ا ع ل ى ث ل ا ث ف ر ق : ف م ن ه م م ن ي ث ب ت ا ل م ج ي ء و ا ل إ ت ي ا ن ، و ي ص ر ح ب ل و ا ز م ذ ل ك ف ي ا ل م خ ل و ق ا ت ، و ر ب م ا ذ ك ر و ه ع ن أ ح م د م ن و ج و ه ل ا ت ص ح أ س ا ن ي د ه ا ع ن ه و م ن ه م م ن ي ت أ و ل ذ ل ك ع ل ى م ج ي ء أ م ر ه .و م ن ه م م ن ي ق ر ذ ل ك ، و ي م ر ه ك م ا ج ا ء ، و ل ا ي ف س ر ه ، و ي ق و ل : ه و م ج ي ء و إ ت ي ا ن ي ل ي ق ب ج ل ا ل ا ل ل ه و ع ظ م ت ه س ب ح ا ن ه .و ه ذ ا ه و ا ل ص ح ي ح ع ن أ ح م د ، و م ن ق ب ل ه م ن ا ل س ل ف ، و ه و ق و ل إ س ح ا ق و غ ي ر ه م ن ا ل أ ئ م ة .و ك ا ن ا ل س ل ف ي ن س ب و ن ت أ و ي ل ه ذ ه ا ل آ ي ا ت و ا ل أ ح ا د ي ث ا ل ص ح ي ح ة إ ل ى ا ل ج ه م ي ة ؛ ل أ ن ج ه م ا ً و أ ص ح ا ب ه أ و ل م ن أ ش ت ه ر ع ن ه م أ ن ا ل ل ه ت ع ا ل ى م ن ز ه ع م ا د ل ت ع ل ي ه ه ذ ه ا ل ن ص و ص ب أ د ل ة ا ل ع ق و ل ا ل ت ي س م و ه ا أ د ل ة ق ط ع ي ة ه ي ا ل م ح ك م ا ت ، و ج ع ل و ا أ ل ف ا ظ ا ل ك ت ا ب و ا ل س ن ة ه ي ا ل م ت ش ا ب ه ا ت ف ع ر ض و ا م ا ف ي ه ا ع ل ى ت ل ك ا ل خ ي ا ل ا ت ، ف ق ب ل و ا م ا د ل ت ع ل ى ث ب و ت ه ب ز ع م ه م ، و ر د و ا م ا د ل ت ع ل ى ن ف ي ه ب ز ع م ه م ، و و ا ف ق ه م ع ل ى ذ ل ك س ا ئ ر ط و ا ئ ف أ ه ل ا ل ك ل ا م م ن ا ل م ع ت ز ل ة و غ ي ر ه م .و ز ع م و ا أ ن ظ ا ه ر م ا ي د ل ع ل ي ه ا ل ك ت ا ب و ا ل س ن ة ت ش ب ي ه و ت ج س ي م و ض ل ا ل ، و ا ش ت ق و ا م ن ذ ل ك ل م ن آ م ن ب م ا أ ن ز ل ا ل ل ه ع ل ى ر س و ل ه ا س م ا ء م ا أ ن ز ل ا ل ل ه ب ه ا م ن س ل ط ا ن ، ب ل ه ي ا ف ت ر ا ء ع ل ى ا ل ل ه ، ي ن ف ر و ن ب ه ا ع ن ا ل إ ي م ا ن ب ا ل ل ه و ر س و ل ه .و ز ع م و ا أ ن م ا و ر د ف ي ا ل ك ت ا ب و ا ل س ن ة م ن ذ ل ك - م ع ك ث ر ت ه و أ ن ت ش ا ر ه - م ن ب ا ب ا ل ت و س ع و ا ل ت ج و ز ، و أ ن ه ي ح م ل ع ل ى م ج ا ز ا ت ا ل ل غ ة ا ل م س ت ب ع د ة ، و ه ذ ا م ن أ ع ظ م أ ب و ا ب ا ل ق د ح ف ي ا ل ش ر ي ع ة ا ل م ح ك م ة ا ل م ط ه ر ة ، و ه و م ن ج ن س ح م ل ا ل ب ا ط ن ي ة ن ص و ص ا ل إ خ ب ا ر ع ن ا ل غ ي و ب ك ا ل م ع ا د و ا ل ج ن ة و ا ل ن ا ر ع ل ى ا ل ت و س ع و ا ل م ج ا ز د و ن ا ل ح ق ي ق ة ، و ح م ل ه م ن ص و ص ا ل ا م ر و ا ل ن ه ي ع ل ى م ث ل ذ ل ك ، و ه ذ ا ك ل ه م ر و ق ع ن د ي ن ا ل إ س ل ا م .و ل م ي ن ه ع ل م ا ء ا ل س ل ف ا ل ص ا ل ح و أ ئ م ة ا ل إ س ل ا م ك ا ل ش ا ف ع ي و أ ح م د و غ ي ر ه م ا ع ن ا ل ك ل ا م و ح ذ ر و ا ع ن ه ، إ ل ا خ و ف ا ً م ن ا ل و ق و ع ف ي م ث ل ذ ل ك ، و ل و ع ل م ه ؤ ل ا ء ا ل أ ئ م ة أ ن ح م ل ا ل ن ص و ص ع ل ى ظ ا ه ر ه ا ك ف ر ل و ج ب ع ل ي ه م ت ب ي ي ن ذ ل ك و ت ح ذ ي ر ا ل أ م ة م ن ه ؛ ف إ ن ذ ل ك م ن ت م ا م ن ص ي ح ة ا ل م س ل م ي ن ، ف ك ي ف ك ا ن ي ن ص ح و ن ا ل أ م ة ف ي م ا ي ت ع ل ق ب ا ل ا ح ك ا م ا ل ع م ل ي ة و ي د ع و ن ن ص ي ح ت م ه م ف ي م ا ي ت ع ل ق ب أ ص و ل ا ل ا ع ت ق ا د ا ت ، ه ذ ا م ن أ ب ط ل ا ل ب ا ط ل .ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ر ح م ن ا ل س ل م ي ا ل ص و ف ي : س م ع ت ع ب د ا ل ر ح م ن ب ن م ح م د ب ن ج ا ب ر ا ل س ل م ي ي ق و ل : س م ع ت م ح م د ب ن ع ق ي ل ب ن ا ل أ ز ه ر ا ل ف ق ي ه ي ق و ل : ج ا ء ر ج ل إ ل ى ا ل م ز ن ي ي س أ ل ه ع ن ش ي ء م ن ا ل ك ل ا م ، ف ق ا ل : أ ن ي أ ك ر ه ه ذ ا ، ب ل أ ن ه ي ع ن ه ، ك م ا ن ه ى ع ن ه ا ل ش ا ف ع ي ؛ ف إ ن ي س م ع ت ا ل ش ا ف ع ي ي ق و ل : س ئ ل م ا ل ك ع ن ا ل ك ل ا م و ا ل ت و ح ي د ، ف ق ا ل َ م ا ل ك : م ح ا ل أ ن ي ظ ن ب ا ل ن ب ي ( أ ن ه ع ل م أ م ت ه ا ل إ س ت ن ج ا ء و ل م ي ع ل م ه م ا ل ت و ح ي د ، ف ا ل ت و ح ي د م ا ق ا ل ه ا ل ن ّ َ ب ي ّ (: ( ( أ م ر ت أ ن أ ق ا ت ل ا ل ن ا س ح ت ى ي ق و ل و ا : ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه ، ف إ ذ ا ق ا ل و ه ا ع ص م و ا م ن ي د م ا ء ه م و أ م و ا ل ه م ) ) ، ف م ا ع ص م ا ل د م و ا ل م ا ل ف ه و ح ق ي ق ة ا ل ت و ح ي د ..

" Коран указывает на то же значение, что и данный хадис, в нескольких местах, таких как аяты: « Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками » (2: 210)

« Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? » (6: 158)

И: « И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами » (89: 22)

И сподвижники и табиины не делали та'уиль чего-либо из этого и не лишали это его прямого значения в языке. Напротив, достоверно пришло от них, что они подтверждали это и передавали таким, какое оно есть.

И передано от имама Ахмада, что он сказал: «Это пришествие Его приказа», и это из того, в передаче чего от него уединился помимо остальных Ханбаль Ибн Исхак.

Некоторые из наших ученых сказали: «Ханбаль ошибся в том, что он передавал, и это противоречит его известному мазхабу, который передается в форме мутаватир от него».

И кое-кто из поздних ученых ханбалитов сказал: «Это один из риваятов от Ахмада, на тауиль всего, подобного «пришествию», «приходу», и подобному этому»

Другие наши ученые сказали: «Он лишь сказал это как обязывание их же мазхабов против тех, кто спорил с ним относительно Корана. Они использовали пришествие Корана (в День Суда) в качестве доказательства того, что он сотворен. Поэтому он сказал: «Приходит только его награда», как в аяте «и придет ваш Господь», то есть: как вы сами же говорите о пришествии Аллаха, что это якобы только приход Его приказа».

И это - самое верное объяснение этого переданного сообщения.

И ученые нашего мазхаба разделились на три группы в этом вопросе.

- Некоторые из них подтвердили «пришествие» и «приход», но вместе с этим ясно подтвердили те вещи, которые вытекают из пришествия и прихода творений. И быть может они упомянули это от Ахмада с некоторых передач, но их иснады не достоверны от него.

- Некоторые из них сделали та'уиль Пришествия на то, что это относится к пришествию Его приказа.

- А остальные подтверждают это, и передают его как есть, не делая толкования этого. Они говорят: «Это пришествие, которое соответствует Величию и Возвышенности Аллаха, Свят Он»

И это то, что достоверно пришло от Ахмада и тех, кто был до него из саляфов.

И это также мнение Исхака и других имамов.

Более того, саляфы относили практику та'уиля этих аятов и достоверных хадисов к особенностям джахмитов, потому что Джахм и его последователи были первыми, кто стали известны утверждением, что Аллах пречист от того, что обозначают эти тексты своим внешним значением, и основывались на доводах разума, которые они назвали категоричными доказательствами, сделав их «аль-мухкамат» (ясными доказательствами).

И в то же время, слова Корана и Сунны они считали муташабихат (сомнительными, неясными текстами).

После этого, они сопоставили тексты Корана и Сунны с этими нелепыми фантазиями (доводами разумов), и приняли из текстов Корана и Сунны то, на утвержденность чего указали доводы разума по их ложным утверждениям, и отвергли то, на отрицание чего указали доводы разума по их ложным утверждениям.

И согласились с ними в этом все группы ахлюль-калям, как мутазилиты, и другие.

И они лживо заявили, что внешние значения, на которые указывают Коран и Сунна — ташбих, таджсим и заблуждение, а затем, исходя из этого, они изобрели прозвища для тех, кто верит в то, что ниспослал Аллах, прозвища, на которые Аллах не ниспослал никакого довода, однако это клевета на Аллаха, которой они отталкивают от Имана в Аллаха и Его Посланника!

Они лживо утверждают, что то, что было упомянуто в Книге и Сунне касательно Имён и Качеств, наряду с тем, что это пришло в большом количестве и настолько широко распространено, - это лишь примеры иносказательной речи в переносном смысле, и что эти тексты следует понимать в соответствии с отдаленными метафорическими объяснениями.

И это - является с их стороны одной из самых серьезных форм порочения мудрого чистого Шариата! Это из одного рода с толкованиями батынитов, которыми они толкуют тексты о невидимых понятиях, таких как Воскрешение, Рай, Ад, как иносказательные и переносные по смыслу, а не буквальные. И они также толкуют тексты о приказах и запретах таким же образом. И всё это вылет из от религии Ислам!

И ученые из числа праведных предков, и имамы Ислама, такие как аш-Шафи'и, Ахмад и другие, запрещали калям, и предостерегали от него только из страха перед впадением в нечто подобное этому!

И если бы эти имамы знали, что понимание этих текстов в соответствии с их внешним значением является куфром, то было бы обязательным для них разъяснить это и предостеречь Умму от этого, так как это неотъемлемая часть искренности (насыха) по отношению к мусульманам.

Разве стали бы они искренне советовать умме относительно ахкамов, и пренебрегать искренним советом им по поводу основ вероубеждений? Воистину, это худжая из лжи!

Сказал Абу Абдур-Рахман ас-Сулями ас-Суфи: «Я слышал, как Абдур-Рахман Ибн Мухаммад Ибн Джабир ас-Сулями сказал: «Я слышал как Мухаммад Ибн Акыль Ибн аль-Азхар, факих, сказал: «Пришёл один человек к аль-Музани, и спросил его об одном из вопросов каляма». И аль-Музани сказал: «Я считают порицаемым это, и запрещаю это, как запрещал это аш-Шафии! Я слышал, как аш-Шафии сказал: «Был спрошен Малик о каляме и Таухиде, и ответил Малик: «Невозможно даже думать про Пророка, что он обучил свою Умму подмыванию после хождения в туалет, и не обучил ее Таухиду! Таухид – это то, что сказал Пророк: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет никого достойного поклонения помимо Аллаха, и когда они скажут это – то они защитят от меня свою кровь и имущество». И то, что защищает кровь и имущество – это есть истинность таухида! »

Cм. " Фатхуль Бари", 5/97-98


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь